Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    
Принят Государственной Думой 21 ноября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

    

Постатейный комментарий*1

     _____     
     *1 Для удобства пользования текст Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ и постатейный комментарий к нему совмещены в одном документе, при этом текст официального документа выделен прямым полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
     

Статья 1

     
     Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5026; 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 26, ст. 3022) следующие изменения:
     
     1) пункт 1 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:
     
     "Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.";
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) акты о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования. По существу, речь идет о внесении изменений и дополнений в НК РФ, а также в региональные законы, устанавливающие соответствующие элементы налогообложения по отдельным налогам. Общее правило, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода, сохранено.
     
     Поводом для внесения изменений в ст. 5 НК РФ стало изменение правил уплаты налога на прибыль (по суммам фактической прибыли, а не в порядке авансовых платежей), произведенное тем же Законом N 224-ФЗ.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в новой норме специально оговорено, что подобный порядок вступления изменений налогового законодательства в силу может распространяться только на те акты о налогах, которые устраняют или смягчают ответственность налогоплательщика, а также отменяют налоги, снижают налоговые ставки или содержат иные нормы, улучшающие положение налогоплательщиков и налоговых агентов. Подобные законодательные акты могут иметь и обратную силу.
     
     Новое правило вступления в силу законодательных актов о налогах применено и к отдельным пунктам Закона N 224-ФЗ, в том числе к п. 1 ст. 1, которым внесено изменение в ст. 5 НК РФ: данное изменение вступило в силу со дня официального опубликования и распространено на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 года (п. 5 ст. 9 Закона N 224-ФЗ).
     

     Налоговые последствия данного изменения применительно к расчетам по налогу на прибыль приведены ниже.
     
     2) абзац третий пункта 1 статьи 54 дополнить предложением следующего содержания: "Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.";
     
     Закон N 224-ФЗ дополнил абзац третий п. 1 ст. 54 НК РФ, содержащей общие вопросы исчисления налоговой базы, нормой, предоставляющей налогоплательщику право провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в случае, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
     
     На первый взгляд, данное дополнение носит технический характер, ввиду того что другими нормами п. 1 ст. 54 НК РФ не уточняется, что является основанием для перерасчета (недоплата или переплата налога). Однако то обстоятельство, что это изменение вступает в силу только с 1 января 2010 года, позволяет нам сделать вывод, что в 2009 году данные перерасчета налоговых обязательств прошлых периодов налоговыми органами к рассмотрению приниматься не будут. В то же время, по нашему мнению, сумма переплаты должна быть зачтена в счет расчетов будущих периодов вне зависимости от того, каким образом переплата выявлена - налоговым органом при проведении налоговой проверки или самостоятельно налогоплательщиком.
     
     3) статью 59 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
     
     "3. Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.";
     
     Статьей 59 НК РФ установлены общие правила списания безнадежных долгов по налогам и сборам. При этом в качестве оснований для списания указаны причины экономического, социального или юридического характера. Наиболее проблематичным является списание долгов в результате неисполнения обязательств не налогоплательщиком, а кредитной организацией, то есть в ситуации, при которой налогоплательщик представил в банк все необходимые документы, суммы налогов и сборов были списаны со счетов налогоплательщика, но в бюджет перечислены не были.
     

     Изменениями, внесенными в ст. 59 НК РФ Законом N 224-ФЗ, уточнен порядок признания в подобных случаях долгов безнадежными. Данная норма действует с 28 ноября 2008 года. При ее практическом применении должны учитываться положения п. 8 ст. 9 Закона N 224-ФЗ, в соответствии с которым нормы п. 3 ст. 59 НК РФ применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 224-ФЗ.
     
     Иными словами, порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам в случае ликвидации кредитной организации может быть применен только в отношении сумм задолженности в тех банках, которые ликвидированы до 31 декабря 2008 года.
     
     4) в статье 63:
     
     а) в подпункте 1 пункта 1 слова "и пунктом 2" заменить словами ", пунктами 2, 4 и 5";
     
     б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
     
     "5. В случае, предусмотренном статьей 64.1 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов Российской Федерации.";
     
     5) в пункте 1 статьи 64:
     
     а) в абзаце первом слово "статьей" заменить словом "главой";
     
     б) дополнить абзацем следующего содержания:
     
     "В случае, предусмотренном статьей 64.1 настоящего Кодекса, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации.";
     
     6) дополнить статьей 64.1 следующего содержания:
     
     "Статья 64.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации
     
     1. Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
     
     Отсрочка или рассрочка, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее в настоящей статье - заявление) превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
     

     2. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
     
     1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
     
     2) предполагаемый график погашения задолженности;
     
     3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
     
     4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.
     
     3. Копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.
     
     4. Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.
     
     Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
     
     Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
     
     5. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
     
     Отсрочка или рассрочка, предусмотренная настоящей статьей, может предоставляться без способов ее обеспечения.";
     
     Законом N 224-ФЗ существенно изменен порядок принятия решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов в определенных условиях. Если ранее право принятия соответствующих решений было предоставлено согласно ст. 63 НК РФ только федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), то в течение 2009 года будет действовать норма новой ст. 64.1 НК РФ, которой такое право предоставлено министру финансов Российской Федерации.
     
     Действие данной нормы ограничено не только по времени, но и по суммам задолженности, уплата которых может быть отсрочена или рассрочена. Соответствующее решение может быть принято министром финансов Российской Федерации, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
     
     Понятие "неблагоприятные социально-экономические последствия" в ст. 64.1 НК РФ не расшифровывается, однако налогоплательщик, подавший заявление об отсрочке или рассрочке налоговых платежей, одновременно с подачей заявления должен представить сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности. По-видимому, в данном случае предполагается представление не только перечня возможных последствий, но и подтверждающих их расчетов.
     
     Кроме того, к заявлению должны быть приложены предполагаемый график погашения задолженности и письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.
     
     Отсрочка или рассрочка, предусмотренная ст. 64.1 НК РФ, может предоставляться министром финансов Российской Федерации без способов ее обеспечения (в частности, без залога или банковской гарантии).
     
     В связи с введением в действие ст. 64.1 НК РФ необходимые изменения внесены в ст. 63 НК РФ, которая дополнена п. 5, закрепляющим право министра финансов Российской Федерации на предоставление отсрочки или рассрочки и содержащим отсылку к ст. 64.1, а также в ст. 64 НК РФ (устанавливающую порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора), которая дополнена ссылкой на ст. 64.1 Кодекса и содержит уточнение, касающееся предельного срока, на который может быть представлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов (на срок, не превышающий пять лет).
     
     Пунктом 14 ст. 9 Закона N 224-ФЗ специально оговорено, что министром финансов Российской Федерации соответствующие решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, могут быть приняты до 1 января 2010 года. Таким образом, действие ст. 64.1 и новых норм ст. 63 и 64 (отсылающих к ст. 64.1) НК РФ фактически ограничено только одним - 2009 - годом (разумеется, если в течение этого года в налоговое законодательство не будут внесены изменения, продлевающие период действия новаций).
     
     По нашему мнению, новая норма, закрепленная в ст. 64.1 НК РФ, недостаточно гармонизирована с нормами других отраслей законодательства. В частности, не урегулирован вопрос о привлечении налогоплательщика к различным видам ответственности в период между моментом, когда в его действиях могут быть обнаружены признаки административного или уголовного правонарушения, и моментом принятия решения об отсрочке или рассрочке налоговых платежей.
     
     Что касается ответственности за совершение налоговых правонарушений, то ст. 122 НК РФ, устанавливающая санкции за неуплату налога, не содержит исчерпывающего перечня причин, по которым налог не был уплачен своевременно. В данном случае здесь может быть применена норма ст. 111 НК РФ, освобождающая от ответственности налогоплательщика, выполнившего письменные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
     
     Тем не менее формально сохраняется право привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков, в отношении которых министром финансов Российской Федерации принято решение об отсрочке или рассрочке налоговых платежей.
     
     Административная ответственность за неуплату или несвоевременную уплату налогов и сборов не предусмотрена. Уголовная ответственность может наступить в случае, если задолженность превышает 1,5 млн руб. При этом, правда, обязательным условием является наличие умысла в действиях (или в бездействии) виновного лица. Тем не менее за период, когда сумма задолженности превысит размер, установленный примечанием к ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), но не достигнет 10 млрд руб., уголовное дело может быть возбуждено. При этом даже в случае, если впоследствии дело будет закрыто или прекращено, наступление негативных социально-экономических последствий весьма вероятно. Поэтому, по нашему мнению, необходимы разъяснения по применению норм налогового и уголовного законодательства в отношении тех налогоплательщиков, которые имеют право на подачу министру финансов Российской Федерации заявления об отсрочке или рассрочке задолженности.
     
     7) в статье 67:
     
     а) пункт 1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
     
     "4) выполнение организацией государственного оборонного заказа.";
     
     б) в подпункте 2 пункта 2 слова "в подпунктах 2 и 3" заменить словами "в подпунктах 2-4";
     
     Изменениями, внесенными Законом N 224-ФЗ в ст. 67 НК РФ, расширен перечень оснований, при наличии которых организации-налогоплательщику может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит. С 2009 года на получение такого кредита могут рассчитывать также организации, занятые выполнением государственного оборонного заказа.
     
     Напомним читателям журнала, что отношения по договору государственного оборонного заказа регулируются нормами Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
     
     8) в статье 76:
     
     а) в пункте 1:
     
     - в абзаце первом слова "налога или сбора" заменить словами "налога, сбора, пеней и (или) штрафа";
     
     - абзац третий после слов "(авансовых платежей), сборов," дополнить словами "страховых взносов,";
     
     б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
     
     "Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.";
     
     в) в абзаце втором пункта 3 слово "операционного" исключить;
     
     г) в пункте 4:
     
     - абзац второй изложить в следующей редакции:
     
     "Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.";
     
     - абзац пятый дополнить словами ", в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения";
     
     д) в абзаце первом пункта 7 слова "до отмены этого решения" заменить словами "до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке";
     
     е) в пункте 8 слово "операционного" исключить, дополнить словами ", пеней, штрафа";
     
     ж) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
     
     "9.1. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами.";
     
     з) дополнить пунктом 9.2 следующего содержания:
     
     "9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
     
     Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.";
     
     Изменения, внесенные в ст. 76 НК РФ, коснулись следующих правил приостановления операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей:
     
     - п. 1 ст. 76 НК РФ изменен таким образом, что теперь допускается приостановление операций по счетам в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, но также пеней и штрафов, а приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты не только налогов и авансовых платежей, но и страховых взносов;
     
     - п. 2 ст. 76 НК РФ дополнен нормой, уточняющей порядок приостановления операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке. Прежняя редакция п. 2 ст. 76 НК РФ обязывала банк возобновлять операции по счетам с даты отмены решения о приостановлении, но в случае, если эта дата и дата поступления решения в банк не совпадали и фактическое исполнение было невозможным;
     
     - уточнена норма абзаца второго п. 3 ст. 76 НК РФ, устанавливающая срок отмены приостановления операций по счетам: исключено слово "операционного". Принципиального изменения нормы при этом не произошло: в любом случае практически операции по счету могут быть начаты только в тот день, когда они могут быть осуществлены банком, то есть на следующий операционный день. Просто из терминологии НК РФ исключены понятия, используемые в банковском законодательстве;
     
     - новая редакция абзаца второго п. 4 ст. 76 НК РФ отличается от прежней тем, что теперь способ передачи решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации не ограничен вручением его представителю банка под расписку или направлением в банк в электронном виде. Для этой цели могут использоваться и иные способы, позволяющие установить (документально подтвердить) дату получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам, а также обеспечивающие получение решения не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Аналогичное уточнение (в части обеспечения получения копии решения в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения) внесено и в абзац пятый п. 4 ст. 76 НК РФ, устанавливающий порядок вручения копии решения налогоплательщика-организации;
     
     - ст. 76 НК РФ дополнена п. 9.1, который содержит отсылочную норму, в соответствии с которой решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке может быть отменено или, в свою очередь, приостановлено, в других случаях, предусмотренных федеральными законами (а не только при наличии условий, установленных ст. 76 НК РФ). По нашему мнению, здесь прежде всего имеется в виду ситуация, при которой решение налогового органа приостанавливается или отменяется по решению арбитражного суда (или иного судебного органа).
     
     Нормы п. 9.2 ст. 76 НК РФ, которым фактически установлена материальная ответственность налогового органа за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, вступят в силу только с 1 января 2010 года. Если решение об отмене решения о приостановлении операций по счетам будет принято позднее дня, следующего за днем получения подтверждения оплаты налогоплательщиком соответствующей задолженности (налога, сбора, штрафа, пени), то у налогоплательщика возникает право на получение процентов за каждый день (календарный) нарушения сроков. Аналогичные последствия будут наступать и в случае, если налоговый орган нарушит сроки вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. Проценты будут начисляться в данном случае на всю сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом соответствующего срока.
     
     9) в статье 88:
     
     а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
     
     "2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).";
     
     б) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
     
     "9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.";
     
     Отличие новой редакции п. 2 ст. 88 НК РФ от прежней можно назвать принципиальным. Фактически установлен единый подход к определению момента, позднее которого камеральная налоговая проверка не может быть начата: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Таким образом, исключены отсылочная норма к другим требованиям законодательства о налогах и сборах (которыми могут устанавливаться иные сроки), а также указания на то, что срок камеральной налоговой проверки может исчисляться с момента представления приложений к налоговой декларации. Скорее всего, это связано с тем, что п. 3 ст. 80 НК РФ (в редакции, действующей с 2007 года) предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его представлять документы, которые в соответствии с налоговым законодательством должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. Кроме того, ст. 88 НК РФ дополнена п. 9.1, уточняющим порядок проведения камеральной налоговой проверки в случае, если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию:
     
     - трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, начинает исчисляться заново со дня представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета);
     
     - ошибки, выявленные прежней камеральной налоговой проверкой, а также противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, и сведений, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля, при проведении второй камеральной налоговой проверки (по данным уточненной декларации) не учитываются;
     
     - если налоговый орган в соответствии с нормами п. 3 ст. 88 НК РФ истребовал пояснения или направил требование о внесении соответствующих исправлений (в течение пяти дней), но налогоплательщик не представил пояснения либо не произвел соответствующие изменения, эти требования становятся не обязательными к исполнению. Если пояснения представлены либо изменения внесены, налоговый орган не должен их учитывать при проведении второй камеральной налоговой проверки;
     
     - если при представлении пояснений налогоплательщик (в соответствии с правом, предоставленным ему п. 4 ст. 88 НК РФ) дополнительно подал в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), налоговый орган также вправе не рассматривать эти дополнительные документы. Но если для проведения второй камеральной налоговой проверки (по данным уточненной декларации) потребуются документы, которые ранее уже были представлены налогоплательщиком (по требованию налогового органа или добровольно), налоговый орган обязан использовать эти документы, разумеется, при условии, что ранее представленные документы не содержат разногласий и противоречий с данными уточненной налоговой декларации или с данными документов, представленных позднее;
     
     - если при проведении первой проверки налоговым органом были истребованы (в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ) документы, подтверждающие право налогоплательщиков (использующих налоговые льготы) на налоговые льготы, повторное истребование таких документов представляется неправомерным.
     
     10) абзац первый пункта 5 статьи 100 после слов "Акт налоговой проверки" дополнить словами "в течение пяти дней с даты этого акта";
     
     Весьма важное уточнение внесено в п. 5 ст. 100 НК РФ, определяющей общие правила оформления результатов выездной налоговой проверки: установлен предельный срок, в течение которого акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю - в течение пяти дней с даты этого акта; при этом не уточнено, что имеется в виду под датой этого акта. Без дополнительных разъяснений данный термин, по нашему мнению, следует трактовать как дату подписания акта работником налогового органа, проводившим проверку (но не дату утверждения акта должностным лицом налогового органа).
     
     Из совокупности требований отдельных пунктов ст. 100 и 101 НК РФ можно сделать вывод, что речь идет именно о вручении акта налоговой проверки до его рассмотрения.
     
     11) в статье 101:
     
     а) в абзаце втором пункта 4 первое предложение изложить в следующей редакции: "При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.", дополнить новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: "Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.";
     
     б) абзац первый пункта 9 дополнить предложением следующего содержания: "При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.";
     
     12) абзац третий пункта 7 статьи 101.4 дополнить предложениями следующего содержания: "Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.";
     
     Новые нормы ст. 101 и 101.4 НК РФ, по нашему мнению, представляются избыточными: если доказательства получены с нарушением законодательства (независимо от отрасли законодательства), судебным или арбитражным органом они рассматриваться не могут. Изменениями, внесенными в ст. 101 и 101.4, не уточнено, кому будет предоставлено право оценки законности получения доказательств. Если предполагается, что это право принадлежит судебным органам, то его реализация в дополнительной регламентации не нуждается (соответствующие нормы имеются в процессуальном законодательстве). Если же имеются в виду вышестоящие налоговые органы, то, по нашему мнению, процесс признания законности или незаконности получения доказательств должен быть дополнительно уточнен хотя бы на уровне нормативного акта ФНС России или Минфина России.
     
     13) в статье 132:
     
     а) в абзаце втором пункта 1 слова "10 тысяч" заменить словами "20 тысяч";
     
     б) в пункте 2:
     
     - абзац первый после слова "Несообщение" дополнить словами "в установленный срок", после слов "закрытии счета" дополнить словами ", об изменении реквизитов счета";
     
     - в абзаце втором слова "20 тысяч" заменить словами "40 тысяч";
     
     14) статью 133 изложить в следующей редакции:
     
     "Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа
     
     Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.";
     
     15) в статье 134:
     
     а) в абзаце первом слова "другому лицу" исключить, слова "или сбора" заменить словами "(авансового платежа), сбора, пеней, штрафа";
     
     б) абзац второй дополнить словами ", а при отсутствии задолженности - в размере 10 тысяч рублей";
     
     16) в статье 135:
     
     а) в наименовании слова "и сбора, а также пени" заменить словами ", авансового платежа, сбора, пеней, штрафа";
     
     б) в абзаце первом пункта 1 слова "или сбора, а также пени и штрафа" заменить словами ", авансового платежа, сбора, пеней, штрафа";
     
     в) в абзаце первом пункта 2 слова "в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса" исключить;
     
     17) статью 135.1 изложить в следующей редакции:
     
     "Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган
     
     Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.".
     
     Пунктами 13-17 ст. 1 Закона N 224-ФЗ уточнен и расширен перечень налоговых правонарушений, которые могут быть допущены кредитными организациями. Все изменения представляют собой нормы прямого действия и в дополнительных комментариях не нуждаются.
     

(Продолжение следует)