Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС при участии в зарубежных международных выставках


НДС при участии в зарубежных международных выставках

     
     Т.В. Шалиткина,
консультант в группе компаний "ЮНИФИН"
     
     Участие в международных выставках предполагает как в России, так и в иностранном государстве осуществление наряду с командировочными и других расходов, включая такие специфические их виды, как расходы на аккредитацию и приобретение пригласительных билетов на выставку и приемы, аренду выставочных стендов и площадей, на проведение пресс конференций и др. Факт осуществления указанных расходов за границей определяет ряд особенностей обложения НДС у российского участника вы ставки. Данные особенности рассматриваются в предлагаемой статье.
     

Удерживать ли НДС у источника выплаты

     
     Участие российских компаний в международных выставках предполагает оплату иностранным устроителям выставки и иным организациям комплекса услуг, имеющих раз личную правовую квалификацию и стоимость. При этом необходимо установить, возникают ли у российской компании обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДС в бюджет РФ по конкретным видам оказанных для нее услуг, для чего надо правильно определить место их реализации.
     
     Если иностранная организация не состоит на учете в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, то при реализации ею услуг на территории России НДС должен быть уплачен российской организацией - покупателем услуг. Перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория РФ, если их покупатель осуществляет свою деятельность на территории России, приведен в подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ.
     
     В частности, местом оказания рекламных услуг признается место осуществления деятельности их покупателем (заказчиком).
     
     Однако в ряде случаев возникают сложности с квалификацией услуг и определением места их реализации. Во-первых, ряд услуг (например, регистрация, аренда выставочного стенда или проведение пресс-конференций) не имеют однозначной квалификации и могут быть по различным основаниям и назначению их использования отнесены как к реализуемым в России, так и не признаваемым в качестве реализуемых в РФ. Во-вторых, договор с иностранным контрагентом, как и остальные полученные от него документы, может не содержать детализации оказываемых услуг и/или их стоимости.
     
     Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации и подходы к определению места реализации оказываемых иностранной компанией услуг, а также аргументацию для отстаивания своей позиции перед контролирующими органами.
     

Регистрация российской компании в качестве участника выставки

     
     Регистрация российской компании в качестве участника выставки может предусматривать выдачу входных билетов, приглашений или иных документов, предоставляющих право на участие в выставке. В этой связи представляется целесообразным рассматривать стоимость таких документов в совокупности как стоимость услуги по регистрации.
     
     Регистрация участника выставки (осуществление регистрационных действий или предоставление права на участие в выставке) не упомянута в указанном выше подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ как услуга, местом реализации которой признается место нахождения покупателя услуг, в данном случае - территория Российской Федерации.
     
     Квалифицировать указанные действия устроителя выставки как рекламные услуги представляется неправомерным, так как сама по себе регистрация не является осуществлением действий, направленных на распространение информации об участнике выставки или его товарах (работах, услугах), то есть не соответствует определению рекламных услуг.
     
     При таких обстоятельствах место реализации услуг по регистрации следует определять в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту осуществления деятельности продавца услуг, которым территория РФ не является. Следовательно, у российского участника выставки обязанности налогового агента в отношении оплаты услуг по регистрации не возникает.
     
     Аналогичную позицию высказал и Минфин России, который в письме от 30.03.2006 N 03 04-03/08 пришел к выводу о том, что местом реализации услуг иностранной компании, заключающихся в регистрации российских участников выставки, которая проводится за пределами России, территория РФ не признается.
     
     Таким образом, услуги по регистрации участников, включая стоимость бэйджа и входных билетов на выставку (как подтверждение факта услуги по регистрации), не подлежат обложению НДС в Российской Федерации.
     

Аренда выставочных площадей, стендов и др.

     
     Юридическая сущность услуг по предоставлению в аренду площади в выставочном павильоне, оборудованной необходимыми для участия в выставке техническими средствами (электричеством, розетками и др.), заключается в предоставлении в аренду части недви жимого имущества.
     
     Согласно подп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория России, если они связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации. К ним налоговое законодательство относит, в частности, услуги по аренде.
     
     Таким образом, местом реализации услуг компании - устроителя выставки по предоставлению в аренду российским участникам выставочных площадей территория РФ не при знается, соответственно, обязанностей нало гового агента у российских компаний не возникает.
     
     В то же время в случае предоставления в аренду организации информационного стенда (не являющегося неотделимой частью помещения), на котором может размещаться рекламная или иная информация о ней, данный стенд в целях налогообложения должен быть квалифицирован как движимое имущество. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается место осуществления деятельности покупателя - в данном случае территория РФ. В этой связи при получении на условиях аренды информационного стенда российская организация приобретает статус налогового агента, вследствие чего она обязана начислять и перечислять в бюджет НДС при выплате доходов иностранной компании.
     

Проведение пресс конференции

     
     Услуги организации устроителя по проведению пресс-конференции также не поименованы в перечне работ (услуг), в отношении которых местом реализации признается место деятельности покупателя услуг. В этой связи местом их реализации территория Российской Федерации не является.
     
     Сами по себе услуги по проведению (организации) пресс-конференции не относятся к рекламным. Однако контрактом или договором может быть закреплено, что пресс-конференция проводится ее организатором в целях рекламирования участника и его товаров либо содержание конференции может носить рекламный характер. В частности, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" определено понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
     
     Следовательно, если рекламный характер пресс-конференции (содержание, форма и сфера распространения информации) подтвержден документально, то услуги по ее проведению могут быть отнесены к рекламным. При таких условиях НДС должен быть исчислен и уплачен в бюджет РФ российским покупателем услуг при их оплате.
     
     Следует отметить, что определяющим моментом при квалификации услуг по проведению пресс-конференции как рекламных в целях исчисления НДС является цель проведения конференции и существо действий организатора (устроителя мероприятия). Иными словами, для минимизации возникающих налоговых рисков в договоре с компанией-организатором цель проводимого мероприятия должна быть четко определена, равно как и действия, которые организатор пресс-конференции обязуется осуществить в целях ее проведения. Именно из этих условий договора, заключаемого с иностранной компанией, следует исходить при определении целесообразности отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным.
     

Услуги по организации участия в выставке - реклама?

     
     Выше рассматривался вопрос о право мерности отнесения отдельных видов услуг к рекламным. Однако, по мнению контролирующих органов, если в контракте или договоре с иностранной организацией - устроителем выставки наряду с оказанием иных услуг (по аренде площадей, регистрации и т.д.) предусмотрены услуги по размещению информации о товарах участника в официальных каталогах выставки, то данный факт является основанием для квалификации всего комплекса услуг в качестве рекламных, местом реализации которых является Российская Федерация (письма Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-08/62 и УМНС РФ по г. Москве от 11.06.2004 N 24-11/39269).
     
     Однако при условии документального подтверждения факта оказания и стоимости каждого вида услуг данный вывод теряет логическую обоснованность с позиций налогового и гражданского законодательства, что указывает на его неправомерность.
     
     При квалификации того или иного вида услуг в целях определения места их реализации следует исходить не из характера (направления) их использования покупателем, а из их содержания: как они квалифицируются при оказании исполнителем (то есть вида осуществляемой им деятельности).
     
     Вместе с тем существование вышеупомянутой позиции Минфина России увеличивает вероятность возникновения судебного разбирательства по вопросу отнесения всей совокупности услуг по договору с иностранной организацией - устроителем выставки к рекламным в целях исчисления НДС.
     

Выводы

     
     В силу того что в целях исчисления НДС каждую услугу, оказываемую иностранными компаниями российскому участнику выставки, следует квалифицировать как самостоятельную, то для правильного исчисления НДС представляется целесообразным определять стоимость каждой конкретной услуги отдельно, а не устанавливать сумму оплаты услуг за участие в выставке в целом по договору.
     
     Если же в договоре отсутствует детализация стоимости отдельных видов услуг, то при определении места реализации их комплекса придется руководствоваться мнением Минфина России и квалифицировать услуги в целом как рекламные. Однако если участие в выставке не связано с рекламированием участника и его товаров (например, осуществляется в целях поиска поставщиков), то оснований для квалификации услуг устроителя выставки в качестве рекламных не имеется. При этом местом реализации услуг по организации участия в выставке как не поименованных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ следует признать место осуществления деятельности устроителя услуг, которым Российская Федерация не является, и, следовательно, НДС по данным услугам участником выставки при их оплате не исчисляется.