Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Льготное налогообложение как инструмент привлечения инвестиций в профессиональное образование


Льготное налогообложение как инструмент привлечения инвестиций в профессиональное образование


Т.В. Жукова,
доцент кафедры "Ценные бумаги и финансовый инжиниринг"
ФГОУВПО "Финансовая академия при Правительстве РФ"

     
А.В. Левченко,
аспирант кафедры "Ценные бумаги и
финансовый инжиниринг" ФГОУВПО
"Финансовая академия при Правительстве РФ"

     
     Исследования и опросы региональных предприятий показывают актуальность и перспективность их сотрудничества с учреждениями профессионального образования. Это могут быть проведение стажировок, разработка корпоративных обучающих программ и другое. Однако этот привычный перечень направлений взаимодействия может быть расширен. Грамотная политика льготного налогообложения в этой сфере позволит предприятиям не только широко сотрудничать с образовательными учреждениями, но и развивать сферу профессионального обучения за счет дополнительного привлечения инвестиций.
     
     Не секрет, что средства, выделяемые из бюджета на развитие учреждений профессионального образования, недостаточны. Тем не менее существует немало возможностей для привлечения дополнительных инвестиций со стороны предприятий работодателей. Это могут быть материальная помощь, ремонт учебных помещений, модернизация материально технической базы обучающих центров, выплаты дополнительных стипендий учащимся, предоставление транспорта студентам для доставки к месту прохождения практики и т.д. Учебные заведения, в свою очередь, могут направлять полученные средства на развитие обучающих программ, готовить наиболее востребованные кадры с учетом специфики предприятий региона и их потребностей, корпоративные программы повышения квалификации и т.д.
     
     Действующее российское законодательство позволяет реализовывать не менее 24 форм частно государственного партнерства*1, на пример создание целевого капитала (эндаумент фонда), строительство зданий (сооружений) для нужд образовательного учреждения на основе инвестиционного договора, реконструкция помещений образовательного учреждения на основе договора аренды, реализация инвестиционных проектов (создание производственных объектов, закупка технологий и оборудования) и другие.
     _____
     *1 Информационно аналитические материалы о состоянии и развитии института частно государственного партнерства в профессиональном образовании. Материалы размещены на интернет ресурсе: www.budget .
     
     Такие механизмы пока еще не распространены, отмечаются лишь единичные случаи применения большинства из них. Причина - недостаточная финансовая мотивированность организаций - работодателей, которая объясняется в том числе слабым применением механизмов льготного налогообложения образовательных учреждений и предприятий, связанных с их деятельностью.
     

Зарубежная практика

     Налоговые льготы (например, в налоговом  законодательстве США, Великобритании, Канады, Малайзии и Китая) предоставляются организациям (которые инвестируют в развитие образования) по большинству налогов как общегосударственного, так и регионального уровня. Наиболее популярны льготы по налогу на прибыль. Повсеместно распространены налоговые преференции в отношении безвозмездной помощи образовательным учреждениям со стороны частных организаций. При этом безвозмездная помощь для целей налогообложения признается в любых формах: денежные средства, услуги, имущество, выполнение строительных работ, предоставление стипендиальной поддержки и др.
     
     Второе место по популярности занимает уменьшение налогооблагаемой базы на расходы по оплате обучения сотрудников в учреждениях профессионального образования, понесенные частными организациями.
     
     Востребованными являются такие формы предоставления налоговых льгот, как применение налогового вычета по налогу на прибыль соразмерно установленной доле от фонда оплаты труда учащихся, работающих в компании в течение определенного периода.
     
     Популярна и такая мера, как освобождение от обложения НДС операций образовательных организаций, включая закупку и реализацию товаров или услуг, которые тесно связаны с образовательной и научной деятельностью.
     

Российская региональная практика

     
     В практике работы российских регионов на коплен богатый опыт применения льготного налогообложения учреждений профессионального образования и связанных с их деятельностью предприятий.
     
     Нормативно-правовые акты регионального и муниципального уровней:
     
     - вводят в действие более низкие налоговые ставки или полное освобождение определенных категорий образовательных организаций от уплаты земельного и транспортного налогов;
     
     - предоставляют инвестиционные налоговые кредиты предприятиям, участвующим в деятельности образовательных учреждений;
     
     - снижают ставки налога на прибыль (в отношении сумм налога, зачисляемых в региональный бюджет) для предприятий, трудоустраивающих выпускников, оплачивающих обучение своих сотрудников и других.
     
     Всего можно выделить 131 нормативно правовой акт 62 субъектов Российской Федерации (на региональном и муниципальном уровнях), посвященных установлению механизмов льготного налогообложения*1. Детальное изучение практики их применения позволило выделить 19 типовых механизмов льготного налогообложения, из них 12 - в отношении образовательных учреждений и семь - в отношении организаций-инвесторов.
     _____
     *1 По состоянию на декабрь 2008 года, с использованием правовой базы "КонсультантПлюс". Дополнительно см. отчет "Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателей в развитии учреждений профессионального образования"; материалы размещены на интернет ресурсе: www.budget fin.ru.
     
     Для инвесторов, направляющих средства на развитие учреждений профессионального образования, льготы представлены в основном снижением ставок различных налогов регионального и муниципального уровней, а также налоговым изъятием (освобождением от включения в налогооблагаемую базу) для налогов регионального уровня (табл. 1).
     

Таблица 1

    
Механизмы привлечения инвестиций в учреждения профессионального образования со стороны предприятий работодателей

Механизм

Нормативные правовые акты


На региональном уровне

Снижение ставки налога на прибыль организаций при условии:
     
- направления денежных средств организациям образовательного сектора (в сумме не менее чем установленная законом доля от чистой прибыли);
     
- участия в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений;
     
- наличия в штате организации работающих выпускников образовательных учреждений (выявлен в трех регионах)

Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142 ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области";
     
Областной Закон от 28.11.2005 N 564 ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области";
     
Закон Камчатского края от 22.11.2007 N 686 "Об установлении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков в Камчатском крае"

Снижение ставки налога на имущество организаций, оказывающих услуги общественного питания образовательным учреждениям в отношении имущества, используемого в этой деятельности (выявлен в двух регионах)

Закон Республики Карелия от 30.12.1999 N 384 ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия";
     
Закон Курганской области от 05.01.1996 N 32 "О ставках налога на имущество"

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций, оказывающих услуги общественного питания образовательным учреждениям, в отношении имущества, используемого в этой деятельности (выявлен в одном регионе)
     

Закон Ярославской области от 15.10.2003 N 46 з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области"

Налоговое изъятие по транспортному налогу предприятий общественного питания, обслуживающих столовые высших и средних учебных профессиональных учреждений (выявлен в одном регионе)

Закон Ярославской области от 05.11.2002 N 71 з "О транспортном налоге в Ярославской области"


На муниципальном уровне

Снижение ставки земельного налога для организаций, основной деятельностью которых является реализация продуктов питания образовательным учреждениям, при условии направления высвободившихся средств исключительно на финансирование затрат на развитие организации, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест (выявлен в одном муниципальном образовании)
     

Решение Совета депутатов сельского поселения Юрцовское Егорьевского муниципального района Московской области от 26.06.2008 N 74/18 "Об утверждении положения о льготном налогообложении на территории сельского поселения Юрцовское Егорьевского муниципального района Московской области"

Предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение сроков уплаты налога) по земельному налогу при условии финансирования организацией строительства и капитального ремонта объектов социальной сферы (в том числе образования), создания на предприятии рабочих мест для трудоустройства молодежи (выявлен в двух муниципальных образованиях)

Решение Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.06.2002 N 233/34 "Об утверждении положения об инвестиционном налоговом кредите"; Решение Совета депутатов сельского поселения Саввинское Егорьевского муниципального района Московской области от 29.05.2008 N 16/39 "Об утверждении положения о льготном налогообложении на территории сельского поселения Саввинское Егорьевского муниципального района Московской области"
     

Налоговая "скидка" по ЕНВД (устанавливается более низкое значения корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете налоговой базы) для компаний, исключительным видом деятельности которых является организация общественного питания в образовательных учреждениях (выявлен в 24 муниципальных образованиях)

Решение районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 30.11.2007 N 7 "О введении на территории Перелюбского муниципального района единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (п. 3);
     
Решение Районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от 20.10.2005 N 79 "О едином налоге на вмененный доход";
     
Решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 N 240-16/4 "О введении в действие на территории г. Пензы системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и др.

     
     Для учебных центров в основном применяются механизмы, направленные на снижение общего уровня налоговой нагрузки. Они предусматривают использование высвободившихся средств на развитие образовательной и научной деятельности (табл. 2).
     

Таблица 2

    
Механизмы повышения инвестиционной привлекательности образовательных учреждений и отдельных направлений их деятельности

     

Механизм

Нормативные правовые акты


На региональном уровне

Снижение ставки налога на прибыль организаций для образовательных учреждений при условии направления использования высвободившихся средств на укрепление материально технической базы, развитие учебной и научной деятельности (выявлен в одном регионе)
     

Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004 ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"

Снижение ставки налога на прибыль организаций, финансируемых из бюджета регионального уровня (в том числе при условии направления высвободившихся средств на укрепление материально-технической базы) (выявлен в шести регионах)

Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142 ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области";
     
Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 N 77 З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций" и др.
     

Снижение ставки налога на имущество организаций для образовательных организаций, финансируемых из бюджета, в отношении объектов социально культурной сферы, используемых для нужд образования (выявлен в двух регионах)

Закон Костромской области от 24.11.2003 N 153 ЗКО "О налоге на имущество организаций на территории Костромской области";
     
Закон Владимирской области от 12.11.2003 N 110 ОЗ "О налоге на имущество организаций"
     

Снижение ставки налога на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного за счет средств регионального или местного бюджетов (выявлен в двух регионах)

Закон Республики Алтай от 21.11.2003 N 16 1 "О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай";

Закон Архангельской области от 14.11.2003 N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области"
     

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций для образовательных учреждений в отношении имущества, используемого для нужд профессионального образования (выявлен в одном регионе)
     

Закон Орловской области от 25.11.2003 N 364 ОЗ "О налоге на имущество организаций"

Налоговое изъятие по налогу на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного за счет средств регионального или местного бюджетов (не используемого в предпринимательской деятельности) (выявлен в 13 регионах)
     

Закон Сахалинской области от 24.11.2003 N 442 "О налоге на имущество организаций";
     
Закон Челябинской области от 27.11.2003 N 189 ЗО "О налоге на имущество организаций" и др.

Снижение ставки транспортного налога для образовательных учреждений в отношении транспортных средств, используемых в основной (образовательной, научной) деятельности (выявлен в трех регионах)
     

Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" и др.

Налоговое изъятие по транспортному налогу для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета (в отношении транспортных средств, используемых в образовательной деятельности) (выявлен в 19 регионах)

Закон Кировской области от 28.11.2002 N 114 ЗО "О транспортном налоге в Кировской области";
     
Закон Тверской области от 06.11.2002 N 75 ЗО "О транспортном налоге в Тверской области";
     
Закон Удмуртской Республики от 27.11.2002 N 63 РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" и др.
     

На муниципальном уровне

Снижение ставки земельного налога образовательных учреждений в отношении земельных участков, на которых расположены объекты социально культурной сферы, используемые для нужд образования (выявлен в семи муниципальных образованиях)
     

Решение Воткинской городской Думы от 16.11.2005 N 22 "О земельном налоге муниципального образования "Город Воткинск" и др.

Налоговое изъятие по земельному налогу для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, в отношении земельных участков, на которых расположены объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд образования (выявлен в 46 муниципальных образованиях)
     

Решение Думы Нижнетавдинского муниципального района от 26.11.2007 N 42 "О земельном налоге" и др.

Отсрочка, рассрочка в отношении земельного налога для бюджетных образовательных учреждений в форме переноса сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу в связи с задержками в поступлении средств из бюджета на его уплату (выявлен в одном муниципальном образовании)
     

Решение Думы Качканарского городского округа от 19.10.2006 N 244 "Об установлении дополнительного основания и иного условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты земельного налога в 2006 году" и др.

Налоговая "скидка" по ЕНВД (устанавливается более низкое значения корректирующего коэффициента К2, участвующего в расчете налоговой базы) для учреждений начального профессионального образования, которые в рамках образовательного процесса активно занимаются производством и реализацией продукции по профилю профессиональной подготовки (выявлен в двух муниципальных образованиях)

Решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 27.11.2007 N 131 "О введении местных налогов на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2008 год" и др.

  

Нерешенные вопросы и проблемы

     
     Развитие системы налогообложения в России оставляет нерешенными вопросы практики применения налоговых льгот на федеральном уровне*1.
     _____
     *1 Подробнее см. материалы коллектива авторов под руководством к.э.н. Л.И. Гончаренко на тему "Применение механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в деятельности российских вузов".
     
     Во-первых, перечень налоговых льгот по инвестиционной деятельности частных компаний, связанных с образовательной сферой, является ограниченным и представлен:
     
     - освобождением от обложения НДС передачи денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, а также основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной деятельности, не связанной с предпринимательством;
     
     - исключением из базы по расчету налога на прибыль расходов на подготовку и переподготовку штатных сотрудников (в том числе с повышением квалификации) на договорной основе (кроме оплаты обучения в высших и средних учебных заведениях при получении сотрудниками высшего и среднего специального образования).
     
     Во-вторых, введенные налоговые льготы носят общий характер. Не предусмотрено специфических льгот, обусловленных взаимодействием организаций и физических лиц с учреждениями высшего профессионального образования:
     
     - общими являются льготы в отношении безвозмездной передачи имущества в рамках благотворительной деятельности, а также льготы, связанные с формированием целевого капитала. Вместе с тем отсутствуют льготы по налогу на прибыль организаций для жертвователей - юридических лиц, равно как и для физических лиц - по налогу на доходы физических лиц; тем самым дополнительно сокращаются возможности организации долгосроч ных благотворительных программ;
     
     - из базы по расчету налога на прибыль исключаются расходы на подготовку и переподготовку штатных сотрудников. Однако расходы на образование не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций для юридических лиц, организующих с участием образовательного учреждения совместные образовательные программы для своих сотрудников;
     
     - как следствие, ограниченным становится потенциал реализации механизмов налогового стимулирования в области организации корпоративных образовательных программ, расширения сферы платных образовательных услуг на основе долгосрочных контрактов.
     
     В третьих, налоговые льготы часто носят ограниченный характер. Понятие "доходы в виде безвозмездно полученного образовательными учреждениями имущества" применяется только непосредственно к имуществу. Безвозмездная передача прав пользования имуществом, а также бесплатное выполнение работ и услуг для образовательного учреждения формируют внереализационный доход образовательного учреждения и включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
     
     В четвертых, существуют налоговые риски в виде нечеткости отдельных норм законодательства и различных его трактовок налоговыми органами по вопросам:
     
     - предоставления фонда общежитий в наем;
     
     - ссылок на лицензионные договоры как необходимое условие освобождения от уплаты НДС при реализации исключительных прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности и т.д.
     
     Для повышения эффективности механизмов льготного налогообложения можно предложить более сорока правовых механизмов, предоставляющих льготы для организаций инвесторов и образовательных учреждений, которые получают инвестиции. Для их реализации были инициированы поправки в действующее налоговое законодательство на федеральном, региональном и муниципальном уровнях*1.
     _____
     *1 Содержание указанных поправок прошло обсуждение в рамках парламентских слушаний 13 ноября 2008 года; см. отчет "Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателей в развитии учреждений профессионального образования"; материалы размещены на интернет ресурсе: www.budgetfin.ru.
     

Правотворческая инициатива

     
     Для развития льготного налогообложения и расширения частно государственного партнерства очень важна инициатива предприятий и граждан Российской Федерации.
     
     Физические и юридические лица могут самостоятельно внести предложения о предоставлении налоговых льгот, на основании которых могут быть подготовлены соответствующие нормативные правовые акты.
     
     Обычно муниципальные образования и субъекты власти Российской Федерации устанавливают порядок предоставления налоговых льгот на основании надлежащим образом оформленного заявления.
     
     К заявлению требуется приложить обоснования влияния введения льготы на результаты деятельности налогоплательщика; примерную оценку доходов бюджета, "выпадающих" в результате введения льготы; описание эффекта от введения налоговой льготы как результата использования средств, высвобождающихся от введения льготы.
     
     Следует учитывать, что в каждом муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации могут существовать особенности в отношении требований к заявлениям и к порядку их рассмотрения. Так, в нормативных правовых актах некоторых регионов часто устанавливаются типовые формы заявлений и порядок их рассмотрения. По результатам введения льготы налогоплательщику-организации может быть вменено в обязанность представить отчет об использовании средств, высвободившихся у него в результате применения льгот. Иногда устанавливается требование обязательного целевого характера использования налоговой льготы*1. В некоторых субъектах (муниципальных образованиях) установлены жесткие временные рамки для подачи заявлений (например, не позднее чем за пять месяцев до начала года*2).
     _____
     *1 Например, Закон Калининградской области от 14.05.2005 N 586 "Об установлении и использовании налоговых льгот по платежам в областной бюджет".
     *2 Например, г. Северодвинск Архангельской области.
     
     Заявление с обоснованием введения на логовой льготы представляется главе муниципального образования, совету депутатов либо иному представительному органу муниципального образования, уполномоченному органу по предоставлению льгот субъекта Российской Федерации.
     
     Итоговое решение о предоставлении налоговой льготы принимается представительным органом муниципального образования (законодательным органом власти субъекта Российской Федерации), часто по результатам заключений комиссий*1, экспертных советов*2 - координационных органов исполни тельных органов власти.
     _____
     *1 Например, Амурский муниципальный район.
     *2 Например, г. Воронеж.
     

     Для внесения предложений о предоставлении налоговой льготы нормативным правовым актом на региональном уровне также можно обращаться к одному из перечисленных лиц*1:
     _____
     *1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
     
     - депутатам,
     
     - высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),
     
     - представительным органам местного самоуправления,
     
     - представительным органам власти субъекта,
     
     - в общественные объединения граждан, проживающих на территории данного субъекта, если это установлено Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
     
     Если инициатива по налоговой льготе касается муниципального уровня*1, то возможно обращение:
     _____
     *1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     
     - к выборным органам местного самоуправления,
     
     - к главам местной администрации,
     
     - к органам территориального общественного самоуправления,
     
     - к инициативным группам граждан*1,
     ______
     *1 Как правило, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливается, что инициативная группа граждан должна включать не менее 3% граждан, обладающих избирательным правом.
     
     - к иным субъектам правотворческой инициативы, установленным уставом муниципального образования.
     
     Перечисленные лица сами по себе обладают правотворческой инициативой и могут инициировать процедуру обоснования налоговой льготы и ее введения по факту обращения граждан Российской Федерации или юридических лиц.