Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об истребовании налоговыми органами информации у банка


Об истребовании налоговыми органами информации у банка

     
     И.Э. Санникова,
менеджер налогового отдела, КПМГ в России и СНГ
     
     Вопрос об истребовании налоговыми органами у банка информации (документов) о налогоплательщике или о конкретной сделке с его участием всегда являлся проблемным. Банки, естественно, стремятся максимально ограничить доступ контролирующих органов к информации о счетах и операциях клиентов, а проверяющие хотят получить как можно больше сведений для своих целей. При запросе информации у банка налоговые органы руководствуются ст. 86 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Рассмотрим ограничения, которые накладывает НК РФ на запросы такой информации.
     

Поиск баланса интересов клиента, банка и проверяющих

     
     С момента вступления в силу части первой НК РФ (01.01.1999) было опубликовано более 30 писем налоговых органов разных уровней, а также более 60 решений арбитражных судов по поводу привлечения банков к налоговой ответственности за непредставление сведений. Была даже попытка признать нормы ст. 86 НК РФ, предусматривающей обязанность представления информации банками, и ст. 135.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение этой обязанности, неконституционными. В определении от 14.12.2004 N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации признал указанные нормы соответствующими Конституции Российской Федерации как обеспечивающие необходимый баланс между частными и публичными интересами.
     
     Очевидно, что популярность темы обусловлена изначальной конфликтностью ситуации: банки, выполняя запрос налогового органа о представлении информации в отношении их клиента, раскрывают сведения, являющиеся банковской тайной, поэтому столь важно соблюсти баланс между интересами клиента и выполнением обязанностей, возложенных на банки государством. Нарушение договора с клиентом грозит банку потерей репутации и претензиями со стороны клиента о возмещении убытков, а невыполнение обязанностей перед налоговым органами влечет наложение штрафа по ст. 135.1 НК РФ.
     
     Следует отметить, что под влиянием правоприменительной практики и многочисленных споров ст. 86 НК РФ претерпела изменения: с 1 января 2007 года вступила в силу ее расширенная редакция, порядок и форма запросов и ответов на запросы с этого момента должны быть утверждены компетентными органами. На этом основании ФНС России в сотрудничестве с Банком России были утверждены два документа, призванных уменьшить количество споров и разногласий по поводу применения ст. 86 НК РФ: это Порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и формы соответствующих запросов, утвержденные приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ (далее - Порядок направления запросов), и корреспондирующий ему Порядок предоставления банками информации о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующие формы справок и выписки, утвержденные приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ (далее - Порядок предоставления информации).
     

Позиция Минфина России

     
     Однако некоторые вопросы применения ст. 86 НК РФ все еще требуют решения.
     
     Этим вопросам посвящено письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-02-07/1-82 (далее - письмо N 03-02-07/1-82). Минфин России рассматривает два вопроса налогоплательщика - обязательность наличия мотивировки представления сведений в запросе и соотношение норм ст. 86.1 и 93.1 НК РФ.
     
     Отвечая на первый вопрос, Минфин России подчеркивает, что запрос должен быть мотивированным. Это напрямую следует из п. 2 ст. 86 НК РФ. Сама форма запроса, предусмотренная Порядком направления запросов, предусматривает отдельный раздел - мотивировочную часть - для этой цели и исчерпывающий перечень мотивировок. В мотивировочной части запроса обязательно должна быть ссылка на конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла необходимость получения информации от банка. Это означает, что немотивированные запросы, а также запросы, мотивировка которых не включает ссылку на конкретное мероприятие налогового контроля, предусмотренное Порядком направления запросов, исполняться банками не должны.
     
     Вопрос о соотношении норм ст. 86 и 93.1 НК РФ имеет несколько аспектов.
     
     Во-первых, нормы обеих статей НК РФ предусматривают истребование информации, однако ст. 86 НК РФ посвящена конкретно получению информации от банков.
     
     Во-вторых, по ст. 86 НК РФ запрос производится налоговым органом, проводящим мероприятие налогового контроля, а по ст. 93.1 НК РФ - налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик. Отметим, что данной коллизией нередко пользуются банки, не выполняя запросы налоговых органов, если налогоплательщик, в отношении которого запрошена информация, не стоит на учете. Однако в последнее время суды пресекают такое толкование указанных норм (см., например, статью судьи ФАС Московского округа И.А. Букиной "Правовой подход к применению норм ст. 86 и 93.1 НК РФ", опубликованную в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 4, июль - август 2008 года), отмечая, что применимые нормативные акты не требуют, чтобы запросы в банк направлялись именно тем налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик. К тому же банк не имеет практической возможности проверить, в каком именно налоговом органе состоит на учете лицо, сведения по которому запрашиваются.
     
     В-третьих, ст. 86 НК РФ предусмотрен ограниченный перечень информации, которую можно запросить у банка, а в ст. 93.1 НК РФ таких ограничений не имеется.
     
     Соответственно возникают вопросы:
     
     - применимы ли нормы ст. 93.1 НК РФ к запросу информации от банков;
     
     - если применима, то какой налоговый орган должен запрашивать информацию - тот, который проводит мероприятие налогового контроля, или тот, где налогоплательщик состоит на учете;
     
     - в каком объеме налоговый орган вправе запросить информацию - согласно ст. 86 или в соответствии со ст. 93.1 НК РФ?
     
     Письмо N 03-02-07/1-82 на примере формулировки мотивировочной части запроса налогового органа в банк фактически демонстрирует соотношение норм указанных статей НК РФ. Формулировка, в частности, позволяет сделать следующие выводы:
     
     1) запрос информации у банка о налогоплательщике производится в соответствии с порядком, установленным в ст. 86 НК РФ, а именно:
     
     - по форме, предусмотренной Порядком направления запросов информации, изданным во исполнение ст. 86 НК РФ;
     
     - в объеме, предусмотренном ст. 86 НК РФ;
     
     - в связи с проведением в отношении этого налогоплательщика мероприятия налогового контроля, перечисленного в Порядке направления запросов информации;
     
     - налоговым органом, которым проводится мероприятие налогового контроля;
     
     2) если запрос производится в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика, то мотивировка должна включать ссылку на специфическое мероприятие налогового контроля - истребование документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В результате запрос будет связан с проведением мероприятий налогового контроля в отношении лица, по которому запрашиваются сведения.
     
     Невозможность истребования у банка сведений о лице, в отношении которого мероприятия налогового контроля не проводятся, неоднократно подчеркивалась в решениях арбитражных судов. В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 10846/08 отмечено, что из содержания п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете общества могла быть запрошена налоговой инспекцией у банка, если в отношении данного общества инспекцией проводились мероприятия налогового контроля.
     
     Еще один нюанс. Согласно последнему абзацу письма N 03-02-07/1-82 выписки по операциям на счетах организации в банке, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля, вправе запросить налоговый орган, проводящий такие мероприятия. Такого же мнения в большинстве своем придерживаются арбитражные суды при рассмотрении споров о привлечении банков к ответственности по ст. 135.1 НК РФ (см., например, упомянутое выше постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 10846/08, а также постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007 N КА-А40/7820-07). Что касается мнения налоговых органов, то в письме УФНС России по г. Москве от 09.12.2008 N 09-14/114575 сказано, что положениями ст. 86 НК РФ не установлено обязательное направление запросов в банк с целью получения информации по счетам налогоплательщиков только тем налоговым органом, которым в отношении этих налогоплательщиков проводятся мероприятия налогового контроля.
     
     С учетом изложенного есть все основания полагать, что в случае невыполнения банком запроса, исходящего от налогового органа, не проводящего мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика, арбитражный суд поддержит позицию банка, если банк обратится за оспариванием наложенных на него санкций.
     
     Развивая затронутую тему, можно отметить, что применение ст. 93.1 НК РФ к запросу информации от банков без учета порядка, предусмотренного в ст. 86 НК РФ, представляется возможным лишь в случае, если банк является обычным деловым контрагентом проверяемого налогоплательщика, например заказывает у него ремонт своего здания или приобретает определенные товары для хозяйственных нужд.
     
     Резюмируя сказанное, можно отметить, что по основному поставленному вопросу, а именно об истребовании налоговыми органами у банка информации (документов) о налогоплательщике, о конкретной сделке с участием налогоплательщика в рамках ст. 93.1 НК РФ, Минфин России в письме N 03-02-07/1-82 сформулировал свое мнение следующим образом: такой запрос информации возможен, но он должен соответствовать требованиям ст. 86 НК РФ и принятым в соответствии с нею нормативным актам.
     
     Перед подписанием настоящей статьи в печать стало известно о решении Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 по спору Банка "Уралсиб" в лице филиала банка в городе Красноярске против ИФНС по Центральному району города Красноярска. Инспекция привлекла банк к ответственности по п. 1 ст. 129 НК РФ за непредставление ведомостей банковского контроля, содержащих информацию об операциях по контрактам, паспортов сделок, касающихся деятельности юридического лица, в отношении которого инспекция проводила выездную налоговую проверку. Банк отказался представить документы, ссылаясь на то, что порядок запроса и объем запрашиваемой информации должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 86 НК РФ. Три судебные инстанции вынесли решение в пользу налогоплательщика, основываясь на том, что банк не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 НК РФ. Президиум ВАС РФ отменил все принятые по существу дела судебные акты и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, оставив в силе решение налогового органа.
     
     Пока неизвестно, чем руководствовался Президиум ВАС РФ при принятии данного решения, тем не менее уже сейчас очевидно, что точку в вопросе об объеме информации, который налоговые органы вправе запросить у банков, пока ставить рано.