Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость


Д.В. Гавриленко    
 

Налогообложение деятельности по сбору и размещению опасных отходов

     
     Налогоплательщик (юридическое лицо) на основании полученной лицензии имеет право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Может ли он применять по данному виду деятельности освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 25 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у осуществляющих их налогоплательщиков, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов подлежит лицензированию.
     
     Таким образом, в целях применения льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие реализацию лома цветных металлов, должны получить в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.
     
     Порядок лицензирования вышеуказанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766, согласно которому осуществление лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов производят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Деятельность по обороту (в том числе реализации) отработанных аккумуляторных батарей по лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов нельзя рассматривать как деятельность по реализации лома цветных металлов, так как в соответствии с вышеуказанным Положением под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
     
     Таким образом, при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов налогоплательщик не вправе применять освобождение от налогообложения по НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ.
     
С.С. Макаревич
     

Налогообложение продажи сельскохозяйственной продукции

     
     Применяется ли п. 4 ст. 154 НК РФ к операции по продаже продукции, изготовленной из сырья, закупленного у физических лиц, а именно реализация муки, изготовленной из пшеницы, закупленной у физических лиц?
     
     Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 Кодекса с учетом НДС, и ценой приобретения вышеуказанной продукции.
     
     Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)" (выделено автором. - С.М.).
     
     Таким образом, как указано выше, согласно п. 4 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется в отношении как сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения, так и в отношении продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, закупаемых у населения.
     
     Что касается реализации товаров (в том числе муки), произведенных из сельскохозяйственной продукции (в том числе пшеницы), то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения НДС.
     
     Одновременно читателям журнала следует обратить внимание на различный порядок выставления счетов-фактур при исчислении налогооблагаемой базы в порядке выполнения требований п. 1 и 4 ст. 154 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
     
     В первом случае (п. 1 ст. 154 НК РФ) в счете-фактуре предъявляется вся сумма НДС, во втором (п. 4 ст. 154 НК РФ) - покупателю товаров предъявляется только НДС, исчисленный с межценовой разницы.
     

Оформление счетов-фактур

     
     Является ли нарушением законодательства ведение счетов-фактур в хронологическом порядке, но без соблюдения последовательности их нумерации, если такая возможность предусмотрена в учетной политике организации?
     
     Пунктом 17 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914), определено, что регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
     
     Обязательным реквизитом счета-фактуры является порядковый номер (подпункт 1 п. 5 ст. 169 НК РФ), то есть номер по порядку (1, 2, 3 и т.д.). Выставленный продавцом счет-фактура подлежит регистрации в журнале учета выданных счетов-фактур и в книге продаж в зависимости от принятой учетной политики.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является в том числе отсутствие нумерации счетов-фактур.
     
     Можно ли использовать в счетах-фактурах и в первичных учетных документах факсимильные подписи либо воспроизведения подписи с помощью электронных печатных устройств, а также электронно-цифровые подписи?
     
     Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, на основании п. 2 ст. 169 настоящего Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Пунктом 6 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
     
     В соответствии с п. 1 Правил N 914 покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором хранятся эти документы, а продавцы - журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.
     
     Таким образом, полученный покупателем от продавца оригинал экземпляра счета-фактуры вначале подшивается покупателем в журнал учета полученных счетов-фактур; по мере возникновения права на вычеты этот оригинал экземпляра счета-фактуры регистрируется в книге покупок.
     
     В приложении N 1 к Правилам N 914 предусмотрены показатели счета-фактуры, в частности такие, как "Руководитель организации (подпись) (ф.и.о.)" и "Главный бухгалтер (подпись) (ф.и.о.)". В примечании к приложению N 1 к Правилам N 914 определено, что первый экземпляр выдается покупателю, второй экземпляр - продавцу.
     
     Таким образом, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур регистрируются только оригиналы счетов-фактур, содержащие подлинную, то есть личную, подпись лиц, предусмотренных п. 6 ст. 169 НК РФ.
     
     Что касается подписания счетов-фактур электронно-цифровой подписью (ЭЦП), то необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено составление счетов-фактур в электронном виде, заверенных ЭЦП руководителя и главного бухгалтера организации.
     
     В то же время на основании п. 28 Правил N 914 допускается только ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде. По истечении налогового периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, такие книги покупок и книги продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы НДС, указанные в счете-фактуре, если данные счета-фактуры подписаны факсимильной подписью либо воспроизведены с помощью электронных печатных устройств.
     
     В отношении порядка составления первичных учетных документов необходимо отметить, что согласно п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые могут приниматься к учету, если только они содержат обязательные реквизиты, в том числе личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.
     
     Таким образом, законодательством о бухгалтерском учете также предусмотрена личная подпись должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.
     
     Аналогичные требования содержатся и в правилах оформления организационно-распорядительных документов, в том числе договоров, предусмотренных п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденным постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст, которым предусмотрено, что в состав реквизита "Подпись" входят наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
     
     Что касается использования на первичных учетных документах ЭЦП, то на основании п. 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
     
     Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" целью данного нормативного акта является обеспечение правовых условий использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. При этом действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
     
     Таким образом, возможность составления документов в электронном виде с использованием ЭЦП допускается на основании законодательства о бухгалтерском учете только в отношении первичных и сводных учетных документов с обязательным изготовлением их копий на бумажном носителе.
     

Представление налоговых деклараций

     
     Каков порядок применения подпункта 1 п. 1 ст. 23 НК РФ в случае отмены НДС в отношении подпункта 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     Обязан ли налогоплательщик представлять налоговую декларацию по отмененному НДС, если такая обязанность по уплате НДС отменена?
     
     С какого времени у налогоплательщика отменяется обязанность по предоставлению налоговой декларации по отмененному с 1 января 2006 года НДС?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в ст. 11 НК РФ с 1 января 2007 года внесены изменения, в соответствии с которыми из числа физических лиц, признаваемых индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения, исключены в том числе частные нотариусы.
     
     В соответствии с положениями п. 5 ст. 174 НК РФ обязанность по представлению налоговых деклараций по НДС возложена на налогоплательщиков (налоговых агентов).
     
     На основании вышеизложенного с 1 января 2007 года частные нотариусы, не являясь плательщиками НДС, при совершении нотариальных действий НДС не исчисляют и соответственно не представляют в налоговые органы налоговую декларацию по НДС.
     
     До 1 января 2007 года на основании ст. 11 и 143 НК РФ частные нотариусы признавались плательщиками НДС.
     
     Совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате не подлежали обложению НДС (освобождались от налогообложения) на основании подпункта 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     Вышеуказанная норма НК РФ была введена в действие Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 года и утратила силу с 1 января 2007 года на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
     
     Таким образом, частные нотариусы за налоговые периоды 2006 года были обязаны представить в установленный срок декларации по НДС, заполненные по форме и в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н. При этом операции, не подлежащие налогообложению на основании подпункта 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, отражались в разделе 4 декларации под соответствующим кодом 1010293.
     

Налогообложение операций по доверительному управлению имуществом

     
     В процессе осуществления деятельности по доверительному управлению управляющая компания совершает операции с имуществом паевых инвестиционных фондов, которые на основании ст. 146 НК РФ являются объектом обложения НДС. По итогам налогового периода управляющая компания отражает налогооблагаемые операции в сводной налоговой декларации.
     
     Каков порядок применения НДС при осуществлении операций по доверительному управлению имуществом, а также представления налоговой декларации по НДС доверительным управляющим и возмещения этого налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Доверительный управляющий совершает сделки с переданным в доверительное управление имуществом от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У." (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
     
     Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание положения п. 3 ст. 1012 ГК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий вправе делать пометку "Д.У." в выставленных им счетах-фактурах, а также в книгах покупок и книгах продаж.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 174.1 НК РФ при совершении операций согласно договору доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
     
     Налоговая декларация по НДС представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками, включая доверительных управляющих, на которых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ возложены обязанности налогоплательщика, в налоговые органы по месту их учета в качестве налогоплательщиков (налоговых агентов) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Учитывая вышеизложенное, при совершении управляющей компанией как операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом, так и иных операций управляющая компания (доверительный управляющий) обязана в установленном порядке представлять в налоговый орган по месту своего учета единую налоговую декларацию независимо от количества заключенных договоров доверительного управления имуществом.
     
     В отношении применения доверительным управляющим вычетов сумм НДС, то читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно п. 3 ст. 174.1 НК РФ налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, на основании договора доверительного управления имуществом предоставляется только доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этому лицу, в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
     
     При осуществлении доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм НДС возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного на основании п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.