Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях в налоговом законодательстве


Об изменениях в налоговом законодательстве


Н.Р. Герасимова,
старший эксперт "ФБК-Право"
     
     В 2008 году законодателем внесено большое количество поправок в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), многие из которых направлены на поддержание налогоплательщиков в сложной экономической ситуации. Основная масса изменений вступила в силу с 1 января 2009 года.
     

1. Налог на добавленную стоимость
(Федеральные законы от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 04.12.2008 N 251-ФЗ)

     

1.1. Налоговая база при реализации автомобилей

     
     При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения автомобилей (п. 5.1 ст. 154 Кодекса). Следовательно, НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118.
     
     Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 251-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования ("Российская газета" от 9 декабря 2008 года) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
     
     Согласно п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Месячный срок со дня официального опубликования Закона N 251-ФЗ истек 9 января 2009 года, следовательно, рассматриваемое изменение вступит в силу с 1 апреля 2009 года.
     

1.2. Налоговые льготы

     

1.2.1. Реализация лома и отходов черных металлов

     
     Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) введена в НК РФ отмененная с 2008 года льгота по НДС для операций по реализации лома и отходов черных металлов (подпункт 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). В связи с тем что данная льгота указана в п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщики не смогут отказаться от освобождения таких операций от налогообложения (так же как операций по реализации лома и отходов цветных металлов) на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.
     
     В силу прямого указания п. 8 ст. 149 НК РФ льгота распространяется на отгруженные с 2009 года лом и отходы черных металлов независимо от даты их оплаты и заключения договора. В связи с этим в заключенные договоры купли-продажи, в которых предусмотрен НДС, должны быть внесены соответствующие изменения. Если в счет отгружаемых с 2009 года лома и отходов черных металлов налогоплательщик до 2009 года получил аванс и уплатил по нему НДС в бюджет, возникают следующие налоговые последствия в зависимости от того, каким образом внесены изменения в договор.
     
     Если в договор до отгрузки вышеуказанных товаров внесены изменения, согласно которым цена реализации уменьшена на сумму НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа и возвращенная покупателю на основании изменений к договору, по нашему мнению, принимается к вычету в периоде возврата суммы НДС на основании п. 5 ст. 171 НК РФ. Необходимо отметить, что контролирующие органы также придерживаются данной точки зрения на возможность принятия к вычету суммы НДС продавцом, но только в периоде реализации товаров (письма УФНС России по г. Москве от 01.02.2005 N 19-11/5925, ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17@).
     
     Если в договор до отгрузки вышеуказанных товаров внесены изменения, согласно которым новая цена реализации имущества без НДС соответствует ранее установленной цене имущества с НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа, по нашему мнению, также может приниматься к вычету в периоде внесения изменений в договор. Контролирующие органы в такой ситуации считают, что у налогоплательщиков отсутствует право на вычет (письма УФНС России по г. Москве от 01.02.2005 N 19-11/5925, ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17@). В связи с этим такой порядок внесения изменений в договор несет налоговые риски.
     
     Если в договор до отгрузки вышеуказанных товаров не будут внесены изменения и счет-фактура будет выставляться продавцом с НДС, то данная сумма налога подлежит перечислению им в бюджет в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ. При этом необходимо отметить, что покупателям, принявшим такую сумму НДС к вычету, скорее всего, будут предъявлены претензии со стороны налоговых органов (письмо Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104). Однако судебная практика в большинстве случаев встает на сторону налогоплательщика (постановления ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 N А49-6191/2007, ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1490, ФАС Центрального округа от 26.07.2007 по делу N А62-4755/2006).
     

1.2.2. Ввоз технологического оборудования

     
     До 1 января 2009 года не подлежал налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Согласно поправкам, внесенным в НК РФ Законом N 224-ФЗ, от налогообложения освобождается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации не любого технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), а только того, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (п. 7 ст. 150 НК РФ). При этом основания ввоза значения не имеют, то есть для применения данной льготы ввоз оборудования именно в качестве вклада в уставный капитал необязателен.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что изменения в п. 7 ст. 150 НК РФ вступают в силу с 1 января 2009 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ об утверждении соответствующего перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Следовательно, до тех пор пока вышеуказанный перечень не будет утвержден Правительством РФ, необходимо руководствоваться прежней редакцией п. 7 ст. 150 НК РФ*1.
     _____
     *1 До 1 января 2009 года вышеуказанный перечень не был утвержден, следовательно, в I квартале 2009 года необходимо руководствоваться прежней редакцией п. 7 ст. 150 НК РФ.
     

1.2.3. Реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства

     
     Образцы изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, реализация которых не облагается НДС согласно подпункту 6 п. 3 ст. 149 НК РФ, регистрируются согласно Федеральному закону от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Напомним читателям журнала, что вышеуказанный порядок ранее определялся самим Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 18.01.2001 N 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства").
     

1.3. Налоговые агенты

    

1.3.1. Перечень лиц

     
     Законом N 224-ФЗ расширены случаи определения налоговой базы налоговыми агентами. Так, обязанности налогового агента возложены в том числе:
     
     - на покупателя (за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) государственного и муниципального имущества, не закрепленного соответственного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 161 НК РФ);
     
     - на органы, организации или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных осуществлять реализацию имущества по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
     
     - на организации и индивидуальных предпринимателей (состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков), осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и которым передаются имущественные права, выполняются работы, оказываются услуги (п. 5 ст. 161 НК РФ).
     

1.3.2. Счета-фактуры

     
     Законом N 224-ФЗ предусмотрено, что налоговые агенты, указанные в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, при исчислении соответствующей суммы налога составляют счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса (п. 3 ст. 168 НК РФ).
     
     Напомним, что согласно действовавшей до 1 января 2009 года редакции ст. 168 НК РФ счета-фактуры составлялись при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в связи с чем у налоговых агентов формально отсутствовала обязанность составлять счета-фактуры. В то же время из п. 16 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" следует, что счета-фактуры должны составляться во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что законодатель предусмотрел составление счета-фактуры не во всех случаях, когда возникает обязанность налогового агента. Так, не составляют счета-фактуры налоговые агенты, указанные в п. 4, 5 и 6 ст. 161 НК РФ. По нашему мнению, законодатель фактически предусмотрел составление счета-фактуры налоговыми агентами только в целях реализации права на вычет, то есть для регистрации выписанного счета-фактуры в книге покупок. Налоговые же агенты, указанные в п. 4, 5 и 6 ст. 161 НК РФ (в случае если в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из этого Реестра), не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных по этим операциям. Что касается налогового агента, указанного в п. 6 ст. 161 НК РФ при реализации судна, то он, видимо, не должен составлять счет-фактуру в связи с тем, что этот документ должен выставляться прежним собственником судна, именно он и будет регистрироваться в книге покупок.
     
     Исполняются обязанности налоговых агентов и составляются счета-фактуры по новым положениям НК РФ при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав начиная с 1 января 2009 года.
     

1.3.3. Налоговые вычеты

     
     Согласно новой редакции абзаца третьего п. 3 ст. 171 НК РФ налоговый агент принимает к вычету суммы НДС, уплаченные им в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса. Законодатель исключил из НК РФ положение о том, что для принятия к вычету суммы НДС налоговый агент должен удержать и уплатить налог из доходов налогоплательщика. Напомним читателям журнала, что положение о том, что сумма НДС, подлежавшая уплате в бюджет, исчислялась и уплачивалась налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, была исключена из п. 4 ст. 173 НК РФ еще с 2006 года Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
     
     Поправка, внесенная Законом N 224-ФЗ в НК РФ, призвана устранить разночтение по принятию к вычету суммы НДС, если сумма налога в договоре не выделена и налоговый агент фактически уплачивает НДС за счет собственных средств, то есть не удерживает ее из доходов, подлежащих выплате контрагенту. Необходимо отметить, что Минфин России признавал за налоговым агентом право на вычет НДС, уплаченного за счет собственных средств (письма от 28.02.2008 N 03-07-08/47, от 07.02.2007 N 03-07-08/13).
     

1.3.4. Налоговые ставки

     
     Согласно изменениям, внесенным Законом N 224-ФЗ в подпункт 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, налогоплательщики в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, вправе вместо таможенных деклараций представлять в налоговые органы реестр таможенных деклараций с отметками таможенного органа Российской Федерации в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с ФТС России. Такое изменение призвано уменьшить административные издержки налогоплательщиков по представлению копий таможенных деклараций, если осуществляется большой объем поставок товаров, облагаемых НДС по ставке 0%.
     
     Необходимо отметить, что действовавшая до 1 января 2009 года редакция подпункта 3 п. 1 ст. 165 НК РФ также предоставляла право налогоплательщикам представлять специальный реестр, однако это право было предусмотрено только при вывозе определенных товаров и реестр представлялся дополнительно к таможенной декларации (то есть налогоплательщики не освобождались от представления самих таможенных деклараций), в связи с чем использование этого права теряло всякий смысл.
     
     Законом N 224-ФЗ предусмотрено еще одно положительное новшество в целях применения налоговой ставки 0%, а именно увеличен срок представления документов (указанных в п. 1-4 ст. 165 НК РФ) в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также момент определения налоговой базы (согласно п. 9 ст. 167 НК РФ), связанный со сроком представления документов, на 90 дней, то есть со 180 дней до 270 дней (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в ред. Закона N 224-ФЗ). Увеличенный срок применяется для реализации:
     
     - товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
     
     - товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
     
     - припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов;
     
     - работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов;
     
     - работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
     
     Данное положение имеет ограниченный характер и действует в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
     

1.3.5. Неденежные расчеты

     
     Больше не действует согласно Закону N 224-ФЗ положение п. 4 ст. 168 НК РФ, предписывавшее при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплачивать предъявленную сумму НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам на основании платежного поручения на перечисление денежных средств. В связи с этим Законом N 224-ФЗ из ст. 172 НК РФ исключен п. 2, согласно которому при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежали суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены п. 4 ст. 168 НК РФ.
     
     Таким образом, устранены препятствия для принятия налогоплательщиками к вычету сумм НДС при осуществлении бартерных и взаимозачетных операций по общему методу начисления.
     
     Законом N 224-ФЗ предусмотрены переходные моменты: при осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
     
     Таким образом, при использовании налогоплательщиком с 1 января 2009 года собственного имущества в расчетах за приобретенные им до 31 декабря 2008 года (включительно) товары (работы, услуги), имущественные права налоговый вычет производится только после уплаты НДС продавцу.
     
     При проведении зачета взаимных требований с 1 января 2009 года по принятым к учету до 31 декабря 2008 года (включительно) товарам (работам, услугам), имущественным правам проблема принятия к вычету суммы НДС остается.
     
     Напомним, что нормами главы 21 НК РФ не предусматривается каких-либо особенностей принятия к вычету суммы НДС при проведении взаимозачета, и предъявленные налогоплательщику суммы НДС принимаются к вычету в общем порядке независимо от факта уплаты. Однако Минфин России (например, в письме от 18.01.2008 N 03-07-15/05) придерживается позиции, согласно которой суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), расчеты за которые производятся зачетом взаимных требований, подлежат вычетам в том налоговом периоде, в котором суммы НДС перечислены продавцу на основании платежного поручения. При этом финансовые органы ссылаются на нормы п. 2 ст. 172 НК РФ. В то же время зачет взаимных требований не приравнивается к расчету собственным имуществом, то есть не признается товарообменной операцией. Поэтому при зачете не могут быть применены правила п. 2 ст. 172 НК РФ, что подтверждается судебной практикой (например, постановлениями ФАС Поволжского округа от 08.05.2008 по делу N А65-15209/2007, ФАС Уральского округа от 25.04.2008 N Ф09-2817/08-С2 по делу N А60-30991/07, ФАС Московского округа от 01.07.2008 N КА-А40/5717-08-1,2).
     

1.3.6. Оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

     
     У покупателей появилось право принятия к вычету суммы НДС при перечислении суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если договор предусматривает перечисление вышеуказанных сумм (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).
     
     С этой целью продавец при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, обязан предъявить покупателю исчисленную им с этой оплаты сумму НДС по расчетной ставке 18/118, выставив счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня получения вышеназванных сумм оплаты (частичной оплаты) (п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ).
     
     Обязательные реквизиты счета-фактуры, выставляемого в таком случае, предусмотрены п. 5.1 ст. 169 НК РФ, а именно:
     
     - порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
     
     - наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя;
     
     - номер платежно-расчетного документа;
     
     - наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
     
     - сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
     
     - налоговая ставка;
     
     - сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
     
     При поставке товаров (работ, услуг), имущественных прав, в счет которой получена оплата (частичная оплата), продавец выставляет в обычном порядке счет-фактуру, как это происходило и до 1 января 2009 года. Покупатель принимает к вычету предъявленную ему сумму НДС по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам в обычном порядке. При этом ранее принятые к вычету суммы НДС в отношении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению в том же налоговом периоде (подпункт 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). С этой целью покупатель отражает в книге продаж счет-фактуру, выписанный продавцом при получении аванса.
     
     Ранее принятые к вычету суммы НДС в отношении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав подлежат восстановлению также в том налоговом периоде, в котором произошли изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты) (подпункт 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
     
     Необходимо отметить, что из буквального толкования п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ следует, что налоговые агенты не имеют права принимать к вычету суммы налога, уплаченные в бюджет, при перечислении продавцу авансов, так как отсутствует факт предъявления продавцом суммы НДС по счету-фактуре.
     

1.3.7. Строительно-монтажные работы

     
     Вычеты сумм НДС, исчисленных при выполнении строительно-монтажных работ, производятся в том же налоговом периоде, в котором определяется налоговая база, то есть на последнее число налогового периода (абзац второй п. 5 ст. 172 НК РФ). Таким образом, налогоплательщики, использующие объекты строительно-монтажных работ в деятельности, облагаемой НДС, исчисляют налог и принимают его к вычету в одном налоговом периоде, что не несет в себе никакой налоговой нагрузки.
     
     Законом N 224-ФЗ предусмотрены переходные моменты: суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до 1 января 2009 года, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года, то есть по мере уплаты в бюджет налога.
     
     Напомним читателям журнала, что суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным до 1 января 2006 года, подлежали вычетам по переходным правилам ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ.
     

2. Акцизы
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 142-ФЗ)

Федеральным законом от 22.07.2008 N 142-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" проиндексированы по отдельным видам подакцизных товаров налоговые ставки на 2009 и 2010 годы; кроме того, утверждены налоговые ставки на 2011 год (см. таблицу).


Подакцизные товары

Единица измерения

Налоговая ставка (в рублях за единицу измерения)*1


 


 

2009

2010 год

2011 год

Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)


1 литр безводного этилового спирта

27,70
(26,80)


30,50 (28,40)


33,60

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин натуральных, в тем числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции,изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах


191,00
(185,00)

210,00 (196,00)

231,00

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) (за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах)


 

121,00
(117,15)

133,00 (124,18)

146,00

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта

1 литр


2,60
(2,50)


2,90 (2,70)

3,20

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие


 

10,50
(11,20)

11,55
(11,87)

12,70

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно


 

3,00
(2,92)


3,30 (3,09)

3,60

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%


 

9,80
(9,52)

10,80 (10,09)

11,90

Сигариллы

1000 шт.

255,00
(247,00)

281,00
(262,00)

309,00


Сигареты с фильтром


1000 шт. + процент расчетной стоимости, исчисляемой ИСХОД! из максимальной розничной цены

150,00
(145,00) +6%, но не менее 177,00 (172,00) за 1000 шт.


180,00 (175,00) +6,5%, но не менее 216,00 (210,00) за 1000 шт.

216,00 + 7%, но не менее 260,00 за 1000 шт.


Сигареты без фильтра, папиросы



 

72,00 (70,00) +6%, но не менее 93,00 (90,00) за 1000 шт.


92,00 (90,00) +6,5%, но не менее 118,00 (115,00) за 1000 шт.

120,00 + 7 %, но не менее 154,00 за 1000 шт.


Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5кВт (90 л.с.) идо 112,5кВт (150л.с.) включительно

0,75 кВт (1л.с.)


21,70
(21,00)


23,90 (22,00)

26,30

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)



 

214,00
(207,00)


235,00 (220,00)

259,00

Прямогонный бензин

1 тонна

3900,00
(2657,00)

4290,00 (2657,00)


 

_____
*1 В скобках приведена налоговая ставка, согласно ст. 193 НК РФ в ранее действовавшей редакции.

       

     Как следует из таблицы, на все указанные в ней подакцизные товары налоговые ставки увеличились, за исключением вин шампанских, игристых, газированных, шипучих.
     
     Не претерпели изменений налоговые ставки на 2009 и 2010 годы в отношении:
     
     - спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке - 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах; такая же налоговая ставка утверждена и на 2011 год;
     
     - автомобилей легковых с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно - 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.); такая же налоговая ставка утверждена и на 2011 год;
     
     - табака трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного, кальянного (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) - 300,00 руб. за 1 кг; на 2011 год утверждена ставка в размере 330 руб. за 1 кг;
     
     - сигар - 17,75 руб. за 1 шт.; на 2011 год утверждена ставка в размере 19,50 руб. за 1 шт.;
     
     - моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 2951,00 руб. за 1 т; на 2011 год утверждена ставка в размере 3246,00 руб. за 1 т.
     
     Налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива в 2009 и 2010 годах осуществляется по прежним налоговым ставкам:
     
     - автомобильного бензина с октановым числом до "80" включительно - 2657,00 руб. за 1 т;
     
     - автомобильного бензина с иными октановыми числами - 3629 руб. за 1 т;
     
     - дизельного топлива - 1080,00 руб. за 1 т.
     
     С 2011 года налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива будет осуществляться по новым налоговым ставкам в зависимости от класса, определяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", тем самым законодатель заложил принцип снижения ставки акциза на топливо более высокого качества.
     

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка на 2011 год (в рублях за 1 тонну)

Автомобильный бензин:


 

не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5

4290,00

класса 3

3630,00

класса 4 и класса 5

3500,00

Дизельное топливо:


 

не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5

1430,00

класса 3

1210,00

класса 4 и класса 5

990,00

     
     Согласно новой редакции п. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена может устанавливаться отдельно по каждой марке табачного изделия, каждая из которых отличается от других марок хотя бы по одному признаку. Ранее марка табачного изделия должна была отличаться от других марок совокупностью признаков (индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой).
     
     Законодатель исключил из объекта налогообложения подакцизные товары, полученные путем смешения, на которые ст. 193 НК РФ установлена такая же или более низкая ставка акциза по сравнению со ставками акцизов на товары, использованные в качестве сырья (материала) (п. 3 ст. 182 НК РФ).
     

3. Налог на прибыль
(Федеральные законы от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 22.07.2008 N 158-ФЗ, от 30.04.2008 N 56-ФЗ, от 25.12.2008 N 282-ФЗ, от 30.12.2008 N 305-ФЗ)

    

3.1. Определение расходов

     
     Согласно поправкам, внесенным Законом N 224-ФЗ, расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость неимущественных прав (дополнительно к имуществу и имущественным правам), имеющих денежную оценку (п. 2.1 ст. 252 НК РФ). Под неимущественными правами при применении п. 2.1 ст. 252 НК РФ может пониматься, в частности, деловая репутация организации, именуемая как надбавка к цене в ст. 268.1 Кодекса.
     

3.2. Оценка имущества

     
     Законодатель предусмотрел распространение порядка определения стоимости материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, предусмотренного п. 2 ст. 254 НК РФ, на прочее имущество, полученное в вышеуказанном случае. Под прочим имуществом, по нашему мнению, следует понимать, покупные товары*1.
     _____
     *1 Поправками, внесенными Законом N 224-ФЗ в НК РФ, в отношении основных средств предусмотрен специальный порядок определения их стоимости в случае выявления в ходе инвентаризации (п. 1 ст. 257 НК РФ).
     
     Законом N 224-ФЗ прописан порядок определения стоимости имущества, полученного при ремонте основных средств, а именно как сумма налога, исчисленная с дохода (п. 2 ст. 254 НК РФ). Необходимо отметить, что ни п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ, на которые имеется отсылка в п. 2 ст. 254 настоящего Кодекса, ни другими пунктами ст. 250 НК РФ не предусмотрены доходы в виде стоимости имущества, полученного при ремонте основных средств, в связи с чем из формального толкования п. 2 ст. 254 НК РФ в новой редакции следует, что стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, равна нулю.
     
     По нашему мнению, данная коллизия норм не должна стать препятствием для признания в целях налога на прибыль имущества, полученного при ремонте основных средств, в оценке предусмотренной п. 2 ст. 254 НК РФ, а именно как сумма налога от их оценочной стоимости.
     
     В настоящее время позиция Минфина России по поводу признания в целях налога на прибыль имущества, полученного при ремонте основных средств, неоднозначна. Так, в письме Минфина России от 14.11.2008 N 03-03-06/1/631 указано, что сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода, может быть включена в расходы только при условии, что имущество выявлено в ходе инвентаризации или получено при ликвидации. Ранее финансовые органы признавали возможность включения в материальные расходы стоимости имущества, полученного при ремонте основных средств, в размере суммы налога на прибыль, уплаченного с внереализационного дохода (письмо Минфина России от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656).
     
     Необходимо отметить, что в НК РФ осталось противоречие по признанию в расходах для целей налога на прибыль стоимости имущества, полученного в случаях, не указанных в п. 2 ст. 254 НК РФ, а именно полученного безвозмездно (за исключением основных средств), при модернизации, реконструкции основного средства и т.д.
     

3.3. Материальные расходы

     
     Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 158-ФЗ) перечень материальных расходов пополнился расходами на производство и (или) приобретение мощности (подпункт 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). По нашему мнению, эта поправка носит технический характер, так как и раньше такие расходы можно было учесть для налогообложения прибыли на основании подпункта 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, ввиду того что они неразрывно связаны с выработкой, приобретением энергии.
     

3.4. Расходы на оплату труда

    

3.4.1. Страховые взносы на добровольное медицинское страхование

     
     Законом N 158-ФЗ увеличен процентный размер, в пределах которого признаются для целей налога на прибыль взносы по договорам добровольного медицинского страхования, - с 3% до 6% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
     
     Законодательством не предусмотрены переходные моменты по договорам, заключенным до 1 января 2009 года. В связи с этим, по нашему мнению, все расходы на добровольное медицинское страхование признаются для целей налога на прибыль с 2009 года в пределах 6% от суммы расходов на оплату труда независимо от даты заключения договора.
     

3.4.2. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

     
     В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых организацией в пользу работников, учитывается для целей налога на прибыль в совокупности с платежами (взносами) по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).
     
     Дополнительные страховые взносы, уплаченные организацией в размере не более 12000 руб. в год на каждого работника, не облагаются единым социальным налогом (подпункт 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ) и налогом на доходы физических лиц (п. 39 ст. 217 НК РФ).
     
     Не облагаются налогом на доходы физических лиц также взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые в пользу физического лица за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета (п. 38 ст. 217 НК РФ).
     
     Если дополнительные страховые взносы уплачиваются физическим лицом за счет собственных средств (самостоятельно или через работодателя), то он имеет право на получение социального налогового вычета (подпункт 5 п. 1 ст. 219 НК РФ) с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 настоящего Кодекса.
     

3.4.3. Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения

     
     С 2009 года согласно Закону N 158-ФЗ разрешено учитывать для целей налога на прибыль расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ). При этом учитываемые для целей налога на прибыль расходы законодатель определил как не облагаемые единым социальным налогом (подпункт 17 п. 1 ст. 238 НК РФ) и налогом на доходы физических лиц (п. 40 ст. 217 Кодекса). Если же такие расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли, то они не облагаются единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 236 НК РФ, но подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Согласно письму Минфина России от 17.11.2008 N 03-04-06-01/336 возможность освобождения от налогообложения вышеуказанных сумм связывается с самим фактом выплаты, направленной на возмещение затрат, вне зависимости от того, в каком порядке такие выплаты производятся, в том числе если возмещение затрат производится путем перечисления денежных средств непосредственно банку.
     
     Введенные Законом N 158-ФЗ нормы имеют ограниченный срок действия - до 1 января 2012 года.
     
     В соответствии с Законом N 158-ФЗ в связи с расширением перечня расходов на оплату труда законодатель отказался от уточняющего в п. 23 ст. 270 НК РФ списка видов материальной помощи работникам, не учитываемых для налогообложения прибыли.
     

3.5. Расходы на освоение природных ресурсов

    

3.5.1. Лицензия на право пользования недрами

     
     Согласно Закону N 158-ФЗ стоимость лицензии на право пользования недрами может учитываться со следующего года по выбору налогоплательщика (п. 1 ст. 325 НК РФ):
     
     - в составе нематериальных активов и амортизироваться в обычном порядке (как в настоящее время);
     
     - в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
     
     Принятое организацией решение должно быть закреплено в учетной политике.
     
     При выборе второго из названных вариантов предусмотрен переходный период, а именно: не учтенные для налога на прибыль расходы по состоянию на 1 января 2009 года принимаются равными долями в течение 2009 и 2010 годов.
     

3.5.2. Подрядные работы

     
     Согласно Закону N 224-ФЗ расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору, а не после подписания последнего акта выполненных работ с подрядчиком по конкретному договору, как это было раньше (п. 3 ст. 325 НК РФ). Данное изменение позволит признавать расходы для целей налога на прибыль быстрее.
     
     Законом не урегулирован вопрос, как признавать расходы по акту, подписанному с подрядчиком до 2009 года, не учтенные для налога на прибыль по состоянию на 1 января 2009 года в связи с тем, что не подписан последний акт по договору. В этом случае существует вариативность по дате признания таких расходов: либо с 1 января 2009 года, либо с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору.
     

3.5.3. Компенсации

     
     Законом N 224-ФЗ уточнен перечень расходов на освоение природных ресурсов: в него включены компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 261 НК РФ).
     

3.6. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки

     
     В соответствии с Законом N 158-ФЗ расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкт