Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Т.М. Гуркова
     
     Организация является ответственным исполнителем государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд и уплачивает страховые взносы по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
     
     Учитываются ли данные суммы страховых взносов при формировании базы по налогу на прибыль?
     
     Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Пунктом 6 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 настоящего Кодекса.
     
     Применительно к рассматриваемой ситуации организациям следует руководствоваться п. 1 ст. 263 НК РФ, позволяющему включать в состав затрат организации на обязательное и добровольное имущественное страхование расходы в виде страховых взносов по всем видам обязательного страхования, а также по определенному этим пунктом ст. 263 настоящего Кодекса закрытому перечню видов добровольного страхования.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования должны быть определены федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
     
     Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при этом порядок и условия обязательного страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту вышеназванным Законом и другими нормативными актами не установлены.
     
     Таким образом, данный вид страхования не относится к обязательному.
     
     Главой 25 НК РФ уменьшение налогооблагаемой базы за счет учета сумм расходов на добровольное страхование ответственности (в том числе рисков) предусмотрено только в двух случаях: при выполнении строительно-монтажных работ (подпункт 4 п. 1 ст. 263 Кодекса) и при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (подпункт 8 п. 1 ст. 263 НК РФ).
     
     Страхование ответственности в связи с исполнением государственных контрактов к вышеуказанным случаям не относится.
     
     Таким образом, расходы организации - исполнителя государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд в виде страховых взносов по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
     
     Иностранная организация имеет на территории Российской Федерации несколько отделений, в том числе два отделения организации расположены на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Первое отделение иностранной организации производит комплектующие изделия, которые используются ее вторым отделением для производства готовой продукции; таким образом, существует производство в рамках единого технологического процесса.
     
     Все отделения иностранной организации применяют единую учетную политику для целей налогообложения.
     
     Имеет ли иностранная организация возможность в соответствии с действующим законодательством рассчитывать налог на прибыль в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации в целом по двум отделениям без распределения прибыли между ними?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которое приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению.
     
     Если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация имеет право рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики для целей налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, распределяется в таком случае между отделениями в общем порядке, предусмотренном ст. 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.
     
     Пунктами 7.2, 7.2.1 и 7.2.2 раздела I Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации), даны разъяснения по порядку применения положений п. 4 ст. 307 НК РФ.
     
     Так, технологический процесс является прежде всего процессом промышленного производства, строительства и т.д. В рамках технологического процесса продукция (работы, услуги) проходит все операции обработки (изготовления), предусмотренные соответствующим технологическим регламентом. Факты наличия общего руководства материально-техническим снабжением, использования отделениями в разное время одного и того же оборудования, осуществления одним отделением руководства другим отделением не создают сами по себе единого технологического процесса.
     
     В качестве единого технологического процесса может, например, рассматриваться осуществление несколькими отделениями организации строительства дороги, трубопровода, разведочного бурения с разным местонахождением, но в рамках единого договора (контракта).
     
     Метод исчисления сумм налога на прибыль, подлежащего уплате каждым отделением в рамках единого технологического процесса, базируется в соответствии со ст. 288 и 307 НК РФ на таких показателях, как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) соответствующего отделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) в целом по группе отделений, удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества отделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по группе отделений.
     
     В связи с этим каждым из отделений группы, осуществляющих деятельность в рамках единого технологического процесса, должен быть обеспечен надлежащий налоговый учет.
     
     Как следует из ситуации, иностранная организация имеет на территории Российской Федерации два отделения, деятельность которых осуществляется в рамках единого технологического процесса.
     
     В связи с вышеизложенным при представлении иностранной организацией налоговому органу документов, подтверждающих деятельность своих отделений, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в рамках единого технологического процесса, она может получить право рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через вышеуказанные отделения, в целом по группе при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики для целей налогообложения.
     
     Подлежат ли обложению налогом на прибыль на территории Российской Федерации доходы организаций с постоянным местом пребывания в Специальном административном районе Китая Гонконг от оказания услуг по международной перевозке грузов? Распространяется ли Соглашение от 27.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы на Специальный административный район Китая Гонконг?
     
     В соответствии со ст. 246 и 247 НК РФ иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в отношении доходов, поименованных в п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
     
     Российская организация, выплачивающая иностранной организации доходы от международных перевозок, является в этом случае налоговым агентом и в соответствии с порядком, установленным ст. 284 и 310 НК РФ, должна при каждой выплате таких доходов удерживать налог на прибыль по налоговой ставке 10% и перечислять его в федеральный бюджет.
     
     Исчисление налога на прибыль в Российской Федерации производится с общей суммы дохода, выплачиваемой иностранной организации за осуществленные ею перевозки, без деления вышеуказанной суммы на стоимость перевозки по территории Российской Федерации и стоимость перевозки за ее пределами.
     
     Если иностранная организация оказывает услуги для российской организации исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные иностранной организацией в связи с оказанием таких услуг, не являются доходами от источников в Российской Федерации в смысле положений главы 25 НК РФ и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации.
     
     В то же время при налогообложении доходов иностранных организаций, полученных в связи с осуществлением международных перевозок, организациям следует учитывать положения соответствующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих в отношениях между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация - перевозчик. Положения такого соглашения применяются с учетом норм ст. 312 НК РФ при представлении налоговому агенту подтверждения от иностранной организации, что последняя является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации имеется действующее международное соглашение, регулирующее вопросы налогообложения.
     
     В данном случае организациям следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом "с" п. 1 ст. 3 Соглашения от 27.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы термин "Китай" означает КНР; при использовании в географическом смысле означает всю территорию КНР, включая ее территориальное море, на которые распространяются законы Китая, касающиеся налогообложения.
     
     Следует отметить, что на территории Специального административного района Китая Гонконг законодательство КНР, касающееся налогообложения, не действует.
     
     Учитывая вышеизложенное территории, которые имеют самостоятельную налоговую систему и на которые не распространяются законы Китая, касающиеся налогообложения, не входят в зону действия вышеназванного Соглашения. К таким территориям, в частности, относится Специальный административный район Китая Гонконг.
     
Д.В. Осипов
     
     Организация заключает сделки с отсрочкой исполнения платежа, в частности приобретает ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту. Каков в данном случае порядок налогообложения положительной (отрицательной) курсовой разницы? Какая стоимость будет признаваться ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных ранее по сделке с отсрочкой исполнения, в случае их дальнейшей реализации?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 250 и подпунктом 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки, в частности, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.
     
     Согласно п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода). Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     
     Таким образом, при заключении сделки с отсрочкой исполнения платежа на приобретение ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, за иностранную валюту у организации возникает обязательство их оплаты, подлежащее переоценке в соответствии с вышеуказанным порядком.
     
     Если исполнение обязательства происходит, например, во втором отчетном периоде, то организации необходимо определить на последнее число первого отчетного периода налоговую базу по неисполненному обязательству. При этом доходы (расходы), учтенные организацией по неисполненному обязательству в первом отчетном периоде, должны учитываться при определении налоговой базы на дату исполнения обязательства во втором отчетном периоде.
     
     Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг устанавливаются в том числе исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
     
     При определении расходов от реализации (иного выбытия) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Банка России, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к учету.
     
     Таким образом, цена приобретения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте и приобретенных ранее по сделке с отсрочкой исполнения платежа, определяется по курсу Банка России, действовавшему на дату исполнения обязательства по приобретению ценных бумаг.
     
     Авиакомпания, осуществляющая воздушные перевозки пассажиров, иногда вынуждена оказывать пассажирам в пунктах отправления и в промежуточных пунктах определенные услуги (например, обеспечивать пассажиров горячим питанием, размещать их в гостинице). Вправе ли авиакомпания в связи с возникновением таких ситуаций учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с оказанием пассажирам услуг?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно п. 1 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
     
     Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), согласно п. 99 которых при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах услуги, указанные в п. 99 Правил, которые предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
     
     Таким образом, расходы, связанные с оказанием пассажирам услуг, предусмотренных п. 99 Правил, могут быть учтены в составе расходов перевозчика, осуществляющего воздушные перевозки пассажиров, для целей налогообложения прибыли.
     
     Организация осуществляет выплаты физическим лицам по срочным договорам гражданско-правового характера; выплаты признаются в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом. Вправе ли организация в связи с вышеуказанной ситуацией относить к расходам для целей налогообложения прибыли расходы в виде сумм единого социального налога, учитывая то, что работа, которую осуществляют такие физические лица, производится также работниками, числящимися в штате организации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Каких-либо особенностей в отношении порядка учета расходов в виде сумм налогов для целей налогообложения прибыли, помимо их начисления в установленном законодательством Российской Федерации порядке, положениями НК РФ не установлено.
     
     Таким образом, расходы в виде сумм единого социального налога, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли.
     
     Коллективным договором предусмотрено трехразовое питание для работников, выполняющих работу вахтовым методом. В этих целях организация заключает договоры со столовыми, буфетами и т.д. Вправе ли организация учитывать расходы на трехразовое питание для вышеуказанных работников в расходах для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации вахтовым методом признается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено их ежедневное возвращение к месту постоянного проживания.
     
     В соответствии с подпунктом 32 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Вышеуказанные расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам.
     
     Таким образом, расходы на трехразовое питание, предусмотренное коллективным договором для работников, выполняющих работу вахтовым методом, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. При этом такие расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации.
     
     Организацией получены денежные средства по договору займа. Некоторое время спустя было принято решение о погашении кредиторской задолженности путем передачи организации-займодавцу ценных бумаг сторонней организации. Возникает ли у организации-заемщика в связи с вышеуказанной ситуацией налоговая база по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов, в том числе расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, признается (если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса) дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в том числе исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы устанавливаются при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в частности, на основании цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
     
     Таким образом, при передаче ценных бумаг в счет погашения кредиторской задолженности у организации возникает налоговая база по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами.
     
Д.В. Гавриленко
     
     Каков порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль при оплате паев (акций) инвестиционных фондов ценными бумагами?
     
     Согласно п. 1 ст. 277 НК РФ при размещении эмитированных акций (долей, паев) у налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи), не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).
     
     В то же время стоимость приобретаемых акций (долей, паев) признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
     
     В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
     
     На основании ст. 39 НК РФ предусмотрено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов].
     
     Учитывая вышеизложенное, при передаче налогоплательщиком ценных бумаг в качестве оплаты первично размещаемых паев закрытого паевого инвестиционного фонда у налогоплательщика не возникает прибыли (убытка) для целей налогообложения. При этом стоимость паев закрытого паевого инвестиционного фонда для целей налогообложения признается равной стоимости вносимых ценных бумаг, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на ценные бумаги.
     
С.С. Макаревич
     
     Подлежат ли обложению налогом на прибыль денежные средства, получаемые товариществом собственников жилья из соответствующих бюджетов по федеральной программе капитального ремонта многоквартирных домов?
     
     Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 251 НК РФ суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, не облагаются налогом на прибыль.
     
     Средства, получаемые товариществами собственников жилья для капитального ремонта многоквартирных домов выделяются в рамках освоения средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Д.В. Гавриленко
     
     Каков порядок применения НДС в отношении выполняемых российской организацией работ по ремонту авиационного имущества, ввозимого для ремонта на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь с последующим вывозом обратно?
     
     С 1 мая 2008 года место реализации работ (услуг) при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь определяется нормами Протокола от 23.03.2007 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 Протокола место реализации работ по ремонту движимого имущества или транспортных средств, к которым относятся в том числе воздушные суда, определяется по месту нахождения имущества, в отношении которого выполняются работы. На основании положений ст. 2 Протокола налоговая база, ставки налогов и порядок их взимания устанавливаются в соответствии с законодательством государства Стороны, территория которого признается местом реализации указанных работ, если иное не установлено Протоколом.
     
     В соответствии со ст. 4 Протокола реализация работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в соответствии с разделом II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, на основании документов, указанных в ст. 6 Протокола. При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ (оказанных услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств).
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации работ по ремонту авиационного имущества, выполняемых российской организацией на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Если данное авиационное имущество является транспортным средством (частью транспортного средства), то такие операции облагаются НДС по ставке в размере 0% в порядке, предусмотренном разделом II Положения. В то же время работы по ремонту иного авиационного имущества подлежат обложению НДС на основании норм главы 21 НК РФ по ставке в размере 18%. Налоговая база в этих случаях определяется как стоимость выполненных работ по ремонту этого авиационного имущества.
     
С.С. Макаревич
     
     Какую ставку НДС организация может применить при реализации товара "Саносил Супер 25" на территории Российской Федерации, если данному товару на основании сертификата соответствия присвоен код по ОКП 93 9210 "Средства дезинфекционные", относящийся к подклассу "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая" и на данный товар уполномоченным органом выдано свидетельство о регистрации в качестве дезинфицирующего средства?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации изделий медицинского назначения обложение НДС производится по ставке 10%.
     
     Понятие "изделие медицинского назначения" в НК РФ не определено.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В п. 14 ст. 5, ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы) такие понятия, как "изделия медицинского назначения" и "дезинфицирующие средства", разграничены.
     
     Согласно п. 12, 14, 25 ст. 5 Основ к компетенции федеральных органов власти относится обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения; подтверждение соответствия (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования, подтверждение соответствия продукции, работ и услуг, выдача разрешений на применение новых медицинских технологий.
     
     В соответствии со ст. 44 Основ федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, и федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека осуществляется контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения.
     
     Таким образом, дезинфекционные средства на основании вышеуказанного к изделиям медицинского назначения не отнесены.
     
     Наряду с этим согласно п. 1.3 раздела I Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735 (далее - Регламент), регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены:
     
     - для профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;
     
     - для воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.
     
     В соответствии с п. 1.7 раздела I Регламента регистрация осуществляется Росздравнадзором на основании результатов соответствующих испытаний и оценок, подтверждающих качество, эффективность и безопасность изделий.
     
     Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, на основании подпункта 2.1.1 п. 2.1 раздела II Регламента является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано. Срок действия регистрационного удостоверения не ограничен.
     
     Государственная регистрация дезинфицирующих средств, а также ведение государственного реестра зарегистрированных дезинфицирующих средств, их активно действующих компонентов осуществляются на основании приказа Минздрава России от 10.11.2002 N 344 департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
     
     Согласно Порядку проведения государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей, утвержденному приказом Минздрава России от 10.11.2002 N 344, государственная регистрация дезинфекционных средств проводится в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека.
     
     Таким образом, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России, и соответствующего кода Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), указанного в технической документации, организация вправе при реализации изделий медицинского назначения применять ставку НДС в размере 10%.
     
     Как следует из ситуации, организация реализует дезинфицирующее средство "Саносил Супер 25". На основании сертификата соответствия дезинфицирующему средству "Саносил Супер 25" присвоен код 93 9210 "Средства дезинфекционные" по Классификатору ОК 005-93.
     
     Введением к Классификатору ОК 005-93 установлено, что в этом документе предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифрой десятичной системой кодирования.
     
     На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
     
     На первой ступени классификации располагаются классы продукции (ХХ000), на второй - подклассы (ХХХ000), на третьей - группы (ХХХХ00), на четвертой - подгруппы (ХХХХХ0) и на пятой - виды продукции (ХХХХХХ).
     
     Классификация продукции в ОКП 005-93 может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
     
     Присвоенный изделию "Саносил Супер 25" код 93 9210 является кодом подгруппы "Средства дезинфекционные" (код 93 9210), относящейся к подклассу "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения прочая" (код 93 9000) и классу "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения" (код 93 0000).
     
     В подгруппе "Средства дезинфекционные" (код 93 9210) классифицированы виды продукции: лизоформ, виркон (код 93 9211), дезинфицирующие средства для стерилизации изделий медицинского назначения (код 93 9212), хлорамин Б, полисепт (код 93 9214), глутарал (код 93 9215), моюще-дезинфицирующие средства (код 93 9216), известь хлорная фармаколейная (код 93 9217), трикрезол (код 93 9218).
     
     Таким образом, согласно Классификатору ОК 005-93 только вышеперечисленные виды дезинфекционных средств отнесены к средствам медицинским.
     
     Факт присвоения товару "Саносил Супер 25" в качестве дезинфицирующего средства (на основании сертификата соответствия) кода по ОКП 93 9210, на подгруппу изделий, содержащую иные виды продукции, не подтверждает факт отнесения товара к числу изделий медицинского назначения.
     
     Из ситуации также следует, что на товар "Саносил Супер 25", имеющий код по ОКП 93 9210, выдано свидетельство о регистрации в качестве дезинфицирующего средства, что не позволяет относить дезинфицирующее средство "Саносил Супер 25" к изделиям медицинского назначения. В этом случае налогообложение при реализации данного дезинфицирующего средства производится с применением ставки НДС в размере 18%.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Д.В. Гавриленко
     
     Сын физического лица - курсант военного учебного заведения (21 год) получает доход от прохождения военной службы по контракту. Имеют ли право родители данного курсанта на налоговый вычет расходов на содержание ребенка при исчислении налога на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется на каждого ребенка налогоплательщикам, являющимся родителями, на обеспечении которых находится ребенок, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором вышеуказанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не предоставляется.
     
     Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
     
     Таким образом, вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется родителям и (или) их супругам, опекунам или попечителям независимо от того, имеет или нет курсант военного учебного заведения в возрасте до 24 лет доход от прохождения военной службы по контракту и пользуется ли сам стандартным налоговым вычетом.