Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях обязанностей банков в налоговых правоотношениях с 1 января 2009 года


Об изменениях обязанностей банков в налоговых правоотношениях с 1 января 2009 года

     
     И.Д. Черник,
государственный советник Российской Федерации 2 класса,
член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов,
руководитель правового управления ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", к.ю.н.

     
     Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) продолжена реформа налоговых правоотношений, направленная на уточнение норм Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В частности, Законом N 224-ФЗ внесены изменения в ряд статей НК РФ, регулирующих права и обязанности банков в налоговых правоотношениях, а также права и обязанности налогоплательщиков.
     
     Так, существенно дополнена и изменена ст. 76 НК РФ, регулирующая приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     С 1 января 2009 года эта мера применяется не только для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, но также и как мера, позволяющая обеспечить исполнение решения о взыскании пеней и штрафа.
     
     Правда, приостановление операций по счету не будет распространяться на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов.
     
     Напомним читателям журнала, что до 31 декабря 2008 года в случае приостановления операций по счету банки были обязаны продолжать платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Пункт 2 ст. 76 НК РФ дополнен Законом N 224-ФЗ новым абзацем:
     
     "Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.".
     
     Частично изменен период времени, в течение которого налоговый орган обязан отменить решение о приостановлении операций по счетам в случае, если оно было принято в связи с непредставлением налогоплательщиком-организацией налоговой декларации.
     

     До конца 2008 года решение налогового органа должно было быть отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации либо за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.
     
     С 1 января 2009 года слово "операционного" в соответствующей норме отменено, соответственно решение налогового органа должно быть отменено в течение одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации либо представления соответствующих документов, а также документов, свидетельствующих об уплате пеней, штрафа.
     
     Изменен порядок извещения банка об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
     
     Если до конца 2008 года решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручалось представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направлялось в банк в электронном виде, то с 2009 года ситуация изменилась.
     
     Теперь должностное лицо налогового органа должно вручить соответствующее решение представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направить в банк в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
     
     Но в этой норме имеются несколько непонятных с точки зрения реализации положений:
     
     1) как понимать тот факт, что решение вручается должностным лицом налогового органа представителю банка? Означает ли это, что должностное лицо будет выезжать в банк или вызывать к себе представителя банка?
     
     2) что понимать под местом нахождения банка - юридический адрес, по которому банк зарегистрирован как юридическое лицо, или место фактического нахождения?
     
     3) как быть, если банк имеет сеть филиалов по стране: решение должно быть направлено в головную организацию или в соответствующий филиал, в котором, собственно, и открыт счет налогоплательщиком-организацией?
     
     4) что понимается под иным способом направления решения в банк - его направление экспресс-почтой?
     

     С 2009 года увеличен срок, когда банки фактически обязаны исполнять решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика.
     
     Если раньше приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действовало с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения, то с 2009 года оно должно действовать до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
     
     Статья 76 НК РФ дополнена также новым пунктом следующего содержания:
     
     "9.1. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами."
     
     Кроме того, Закон N 224-ФЗ предусмотрел, что с 1 января 2010 года будет действовать п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
     
     Существенно изменены нормы главы 18 НК РФ, регулирующей виды нарушений банками обязанностей в области налоговых правоотношений и ответственность банков.
     
     Так, ст. 132 НК РФ теперь устанавливает ответственность за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица в размере 20 000 руб., то есть штраф увеличен в два раза.
     
     В два раза увеличен штраф за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, - с 20 000 руб. до 40 000 руб.
     

     Кроме того, такая же ответственность установлена и за несообщение информации об изменении реквизитов счета. Правда, теперь дополнительно сделана оговорка, что ответственность наступает за несообщение соответствующей информации в установленный срок, что обязывает банки более строго соблюдать законодательство.
     
     Банки должны нести с 2009 года ответственность в случае нарушения срока исполнения поручения о перечислении налога не только налогоплательщика и налогового агента, но и местной администрации или организации почтовой связи.
     
     Кроме того, установлена дополнительная ответственность банков за нарушение сроков перечисления авансовых платежей и штрафов посредством изменения ст. 133 НК РФ.
     
     Так, согласно новой редакции ст. 133 НК РФ нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.
     
     В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 224-ФЗ в ст. 134 НК РФ, в случае исполнения банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств кому-либо, даже в адрес иных счетов налогоплательщика, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, с банка будет взыскан штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 000 руб.
     
     Действие норм ст. 135 НК РФ распространено также на ситуации, связанные с неисполнением поручений налогового органа о перечислении авансовых платежей и штрафов (до 2009 года ответственность наступала только в отношении налогов, сборов, пеней).
     
     Причем из новой редакции ст. 135 НК РФ следует, что ее действие распространяется не только на налогоплательщиков (налоговых агентов) - организации и индивидуальных предпринимателей, но на всех субъектов налоговых правоотношений, поскольку из текста данной статьи Кодекса исключена отсылка к ст. 46 НК РФ.
     
     Изменена редакция ст. 135.1 НК РФ: ответственность банков теперь наступает за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также за представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, что влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
     
     Таким образом, с 2009 года банки должны более строго соблюдать свои обязанности, возложенные на них законодательством о налогах и сборах.