Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Мероприятия, проводимые налоговыми органами по окончании выездной налоговой проверки


Мероприятия, проводимые налоговыми органами по окончании выездной налоговой проверки

     
     Е.Е. Смирнова,
к.э.н.
     

1. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении

     
     После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля - рассмотрение дела о налоговом правонарушении и вынесение решения о наложении штрафа.
     
     Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения ее материалов.
     
     Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения этих материалов, за исключением случая, если участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
     
     Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
     
     - объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
     
     - установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо об отложении рассмотрения;
     
     - в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
     
     - разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
     
     - вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
     
     При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений на результаты налоговой проверки не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
     
     Как правило, текст письменного возражения на результаты налоговой проверки обычно начинается с заявления организации о несогласии с выводами и фактами, которые изложены в акте налоговой проверки; затем приводятся сами возражения, которые опровергают позицию налогового органа (в соответствии с пунктами акта). Мнение о неправомерности привлечения налогоплательщика к ответственности обычно подкрепляется ссылками на положения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Кроме того, могут приводиться ссылки на письма Минфина России или ФНС России, арбитражную практику (ВАС РФ и арбитражных судов округа, в котором работает организация), подтверждающие практику компании.
     

     Наиболее часто в письменных возражениях на результаты налоговой проверки приводятся следующие доводы:
     
     - несвоевременное перечисление налога не является причиной наложения штрафа (в соответствии со ст. 122 НК РФ состав правонарушения возникает, только если недоимка образуется в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога либо других неправомерных действий организаций, - постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 15162/06);
     
     - наличие переплаты, которая образовалась в периоде, предшествующем дате образования недоимки, не влечет начисление штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации");
     
     - штраф не может быть начислен, если с периода, когда допущено нарушение, прошло три года. Например, при применении ст. 120 и ст. 122 НК РФ три года считаются со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого организация допустила ошибку в расчете налога (если решение о выездной налоговой проверке правильности исчисления НДС вынесено 28 августа 2008 года, организацию не могут оштрафовать за налоговые периоды с января по июль 2005 года);
     
     - штраф не может быть начислен за неуплату авансовых платежей (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
     
     - при несвоевременном представлении расчетов по авансовым платежам применяется ст. 126 НК РФ, а не ст. 119 настоящего Кодекса, в которой речь идет о штрафах за несвоевременное представление декларации;
     
     - штраф не может быть начислен в соответствии со ст. 120 и 122 НК РФ (п. 41 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5);
     
     - нормы ст. 119 НК РФ могут применяться только в отношении налогоплательщика, а не налогового агента (письмо Минфина России от 21.09.2004 N 03-02-07/38); в отношении налогового агента применяется п. 1 ст. 126 НК РФ;
     
     - не применяется п. 3 ст. 120 НК РФ в случае отсутствия одного счета-фактуры или одного первичного документа. Штраф не начисляется за неотражение операций в книге покупок и книге продаж, за неправильное оформление документов (постановление ФАС Уральского округа от 28.03.2007 N Ф09-2113/07-С2).
     
     При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
     

     При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
     
     - устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
     
     - определяет, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2006 N Ф04-9839/2005(18967-А81-35) отмечено, что в мотивировочной части оспариваемого решения не было указано, в результате каких действий налогоплательщика была допущена неуплата налога, не было приведено основание квалификации налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ. Таким образом, в решении налогового органа отсутствовало указание на признаки налогового правонарушения, совершенного, по мнению налогового органа, обществом, в результате чего было невозможно установить, содержался ли в действиях общества состав налогового правонарушения.
     
     Налоговый орган обязан обосновать свои выводы о квалификации деяния. В противном случае ему будет затруднительно определить наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, а это будет исключать налоговую ответственность. Отсутствие в решении о привлечении к налоговой ответственности обоснованных выводов о квалификации правонарушения означает существенное нарушение процедуры привлечения к ответственности.
     
     В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2004 по делу N А56-7027/04 указано, что в решении налогового органа от 06.10.2003 N 19/1171 квалификация вменявшегося индивидуальному предпринимателю налогового правонарушения отсутствовала, что свидетельствовало о его незаконности, а незаконное решение налогового органа о привлечении к ответственности не могло служить основанием для взыскания примененной этим решением налоговой санкции;
     
     - устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Но может ли территориальный налоговый орган производить такое процессуальное действие, как переквалификация налогового правонарушения, в процессе привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности? НК РФ не предусматривает возможности переквалификации деяния в процессе первичного производства по делу о налоговом правонарушении и в то же время не запрещает налоговому органу переквалифицировать это деяние. Если исходить из того, что компетенция налогового органа четко установлена в законодательстве, то отсутствие полномочий производить переквалификацию деяния свидетельствует о том, что данное право у налоговых органов отсутствует. Поэтому можно сделать вывод, что налоговый орган не вправе производить переквалификацию выявленных нарушений налогового законодательства в процессе привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
     
     Как отмечено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2001 по делу N А10-612/01-9-Ф02-1356/01-С1, НК РФ не содержит конкретной нормы, предоставляющей налоговым органам право внесения изменения в принятое решение. Решение о привлечении к ответственности является итоговым документом налогового контроля, и его дальнейшая корректировка, переквалификация действий налогоплательщика, тем более в сторону ужесточения ответственности, не основана на законе. В данном деле суд расценил переквалификацию как не основанные на законе действия налогового органа, что повлекло отказ в иске о взыскании налоговой санкции;
     
     - выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за его совершение.
     
     Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за его совершение, признаются:
     
     - совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
     
     - совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (вышеуказанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
     
     - выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа);
     
     - иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
     
     Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения (при наличии хотя бы одного из них размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным НК РФ размером) признаются:
     
     - совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
     
     - совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
     
     - тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
     
     Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%.
     
     В постановлении ФАС Уральского округа от 11.03.2008 по делу N Ф09-247/08-СЗ отмечено, что при увеличении размера штрафа определяющим критерием является совпадение состава правонарушения, допущенного повторно в течение года, при этом не имеет значения то обстоятельство, что правонарушения совершены применительно к разным налогам.
     
     Однако из постановления ФАС Уральского округа от 05.12.2006 по делу N Ф09-10054/06-С2 следует, что штраф может быть увеличен на 100%, если повторное нарушение допущено при тех же обстоятельствах, что и первое; например, если оба раза налоговая база была занижена из-за неправильного применения ставки, налоговый орган должен доказать совпадение оснований привлечения к ответственности.
     
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 15557/07 указано, что налоговый орган не вправе удваивать штраф, если повторное нарушение совершено до вынесения штрафа за первое нарушение (например, если в ходе одной проверки выявлено два одинаковых нарушения, у налогового органа нет основания наложить штраф в двойном размере за второе нарушение).
     
     В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, изложив обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, срок и конкретную форму их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
     

2. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

     
     По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
     
     - о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приводятся размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
     
     Следует отметить, что в НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговый орган должен вручить свое решение налогоплательщику (его представителю), поэтому на практике ситуация решается с учетом сроков исковой давности.
     
     Налоговый орган должен выносить свое решение по предмету проведенной выездной проверки. Если при проведении проверки правильности исчисления и уплаты НДС налоговый орган обнаружил недоимку по налогу на прибыль, то он не может отразить ее в акте проверки в числе нарушений и в решении наложить за это штраф нельзя. Ведь для того чтобы оштрафовать за данное нарушение, налоговый орган должен выявить и зафиксировать его с соблюдением предусмотренной законом процедуры налогового контроля. Несоблюдение этой процедуры и других установленных НК РФ требований является основанием для отмены решения налогового органа (п. 12 ст. 101.4, п. 14 ст. 101 НК РФ). К тому же никто не может быть привлечен к налоговой ответственности иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ (ст. 108 Кодекса).
     
     В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, и могут указываться размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, а также сумма соответствующих пеней.
     
     В решении налогового органа приводятся срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать данное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
     
     Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за его совершение вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.
     
     В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, вышеуказанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
     
     Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если решение будет изменено, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступит в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
     
     Вступившее в силу решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
     
     С 1 января 2009 года решение налогового органа по результатам проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о его вступлении в силу.
     

3. Обеспечительные меры по взысканию недоимки, пеней и санкций

     
     Для обеспечения взыскания недоимки, пеней и санкций налоговый орган может принять следующие меры:
     
     - запретить отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, запрет налагается последовательно в отношении:
     
     недвижимого имущества;
     
     транспортных средств, ценных бумаг;
     
     иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
     
     готовой продукции, сырья и материалов;
     
     - приостановить операции по счетам в банке.
     
     По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры:
     
     - на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к такой ответственности сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
     
     - на залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
     
     - на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, установленном ст. 74 НК РФ.
     

4. Основания для отмены решения налогового органа

     
     Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено вышеуказанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
     
     Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
     
     Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
     
     Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут быть иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
     
     По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции.
     
     После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоплаты налога, сбора, пеней, штрафа с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. 69 и 101.3 НК РФ.
     
     Отсутствие в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа обязательных реквизитов может послужить поводом для его оспаривания налогоплательщиком. При этом необходимо учитывать, что несоответствие вышеуказанного требования по форме и содержанию нормам НК РФ само по себе еще не является безусловным основанием для признания его недействительным. Иными словами, вышестоящий налоговый орган или суд, рассматривающий жалобу налогоплательщика, должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность направленного налогоплательщику требования [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2007 N Ф04-8772/2006 (29893-А46-33) по делу N А46-3277/2006].
     
     Недействительным требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа может быть признано только в случае, если нарушения, допущенные при его составлении, являются существенными (постановления ФАС Поволжского округа от 21.06.2006 N А55-9571/05-22, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2006 N Ф08-2622/2006-1108А по делу N А32-21730/2005-34/736). По одним только формальным основаниям вышеуказанное требование не может быть признано недействительным (постановления ФАС Поволжского округа от 20.04.2006 по делу N А12-28779/2005-С29, ФАС Дальневосточного округа от 25.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1495 по делу N А37-4616/05-7/9).
     
     Если в требовании об уплате налога (сбора) отсутствуют сведения о периоде образования недоимки, не указаны срок уплаты, а в поручении банку - ставка налога, дата начисления пеней, данные об основаниях взимания налога, арбитражный суд может признать внесудебное взыскание незаконным (постановление ФАС Московского округа от 18.02.2008 по делу N КА-А40/14511-07).
     

5. Исполнение налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора)

     
     Требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа направляется налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) той инспекцией, в которой налогоплательщик состоит на учете, в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности (п. 2 ст. 70 НК РФ).
     
     Требование может быть передано руководителю организации (его законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Вручение требования главному бухгалтеру организации также признается надлежащим способом вручения данного документа налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2006 по делу N А43-5201/2006-30-170).
     
     Если же должник (его представители) уклоняется от получения требования об уплате налога (сбора), оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
     
     Как правило, требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный срок для исполнения не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Если у налогоплательщика возникают обоснованные сомнения в части правильности начисления соответствующих сумм пеней, возможно проведение сверки расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании об уплате налога (сбора). Иными словами, налогоплательщик вправе предъявить претензии налоговому органу только до истечения срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней и штрафа. По истечении этого срока никакие претензии приниматься не будут; нежелание же налогоплательщика добровольно исполнить требование со ссылкой на неверность расчета пеней, если соответствующее заявление будет подано в налоговый орган по истечении установленного срока, будет рассматриваться как неисполнение требования в срок со всеми вытекающими из этого последствиями в виде принятия обеспечительных мер и принудительного взыскания соответствующих сумм.
     
     При исчислении срока для исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа налогоплательщик должен принимать во внимание следующее. В соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому срок для исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа начинает течь на следующий день после получения должником вышеуказанного требования либо, если требование было направлено заказным письмом, - на следующий день после истечения шести дней с даты направления заказного письма. В случае же, когда последний день срока, установленного для исполнения соответствующего требования, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
     
     По общему правилу, действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (абзац первый п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа исполняется путем перечисления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) соответствующих сумм на указанные в данном требовании коды бюджетной классификации. Поэтому срок для исполнения вышеуказанного требования истекает в тот час, когда в банках, через которые возможно перечисление денежных средств на счета Федерального казначейства, по правилам внутреннего распорядка прекращаются соответствующие операции. Данная норма отсутствует в НК РФ, однако в качестве примера можно привести положение п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
     
     Если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа, налоговый орган обязан отозвать у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) первоначальное требование и направить ему уточненное требование. Срок для исполнения требования в таком случае начинает течь со дня, следующего за днем направления уточненного требования.
     
     Возникает вопрос: как быть в ситуации, при которой к моменту отзыва первоначального требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа и направления уточненного требования первоначальное требование уже было исполнено налогоплательщиком? По нашему мнению, в таком случае налоговый орган должен осуществить перерасчет сумм к уплате, по результатам которого налогоплательщику должны быть возвращены излишне уплаченные суммы или, напротив, налогоплательщик должен будет доплатить недостающую сумму.
     
     На основании выставленного требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обязан уплатить соответствующую сумму налога (сбора), пеней и штрафа. Неисполнение в установленный срок вышеуказанного требования является основанием для применения обеспечительных мер и мер принудительного взыскания налога (сбора), пеней и штрафов. Однако нарушение прав налогоплательщика при направлении требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа является основанием для признания незаконными всех последующих решений и действий налогового органа по принудительному взысканию сумм налога (сбора), пеней и штрафов (постановления ФАС Поволжского округа от 20.07.2006 по делу N А55-29199/05-3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 N А58-1474/06-Ф02-5157/06-С1 по делу N А58-1474/06).
     
     Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" определяет подход судов к определению обоснованности уменьшения налогоплательщиком размера налоговой обязанности. Что касается случая наложения штрафов при переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, то согласно п. 7 и 8 постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговый орган вправе определить тип сделки, фактически совершенной проверяемым, а суд только согласится или не согласится с его доводами (или доводами налогоплательщика) и определит размер недоимки и штрафа.
     
     Сделки же, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), мнимые и притворные сделки (ст. 170 настоящего Кодекса) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ.
     
     Подача иска в суд налоговым органом в этих случаях регулируется ст. 104 НК РФ.
     
     Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или с индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а заявление о взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
     
     Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.
     
     Если налоговый орган утратил право на взыскание налога, пропустив соответствующий срок, большинство судов приходит к выводу, что начисление и взыскание пеней при таких обстоятельствах противоречит НК РФ [постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2008 N ФО4-2914/2008 (4867-А27-37), ФАС Уральского округа от 14.04.2008 N ФО9-2327/08-С3].
     
     Следует отметить, что вопрос о взыскании с организации налогов в процессе банкротства (конкурсного производства) находится в компетенции не налогового органа, а конкурсного управляющего. Поэтому налоговые органы не могут списывать денежные средства со счета организации (постановление ФАС Московского округа от 21.06.2007 по делу N КА-А41/1831-07).