Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы досудебного обжалования решений налоговых органов в 2009 году


Проблемы досудебного обжалования решений налоговых органов в 2009 году

     
     Ю.В. Пудыч,
руководитель департамента налоговой практики
ООО "ВЕЛЕС Лекс", член Палаты налоговых
консультантов Российской Федерации
     

Налоговый кодекс вводит требование об обязательном досудебном обжаловании

     
     К правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года, применяется п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Это установлено п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
     
     Этой нормой установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
     
     Так как данная норма применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года, то данное положение не распространяется на решения налоговых органов, вынесенные до этой даты.
     
     Таким образом, согласно требованию п. 5 ст. 101.2 НК РФ с 1 января 2009 года налогоплательщик перед обращением в суд должен обжаловать решения в вышестоящий налоговый орган.
     
     При этом нельзя затягивать процесс обжалования на срок более трех месяцев, чтобы оставить себе возможность обращения в суд, ведь согласно п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
     
     Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение, которое принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.
     

Как аргументировать отказ от этого требования

     
     На текущий момент положение об обязательном досудебном обжаловании решений налоговых органов является спорным, поскольку законодатель, внеся изменения в НК РФ (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) об обязательном досудебном обжаловании, не внес соответствующих изменений в АПК РФ. В настоящее время административное обжалование в вышестоящий административный орган не относится к досудебному порядку урегулирования спора по смыслу части 5 ст. 4 АПК РФ.
     
     В случае такой правовой коллизии необходимо обратиться к высшему законодательному акту Российской Федерации - Конституции, которая гарантирует право каждого на судебную защиту его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации), а также то, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).
     
     Кроме того, в определении от 04.12.2003 N418-О Конституционный Суд Российской Федерации дополнительно подчеркивает, что ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) соответствующих органов власти, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию.
     
     Таким образом, арбитражный суд, руководствуясь положениями АПК РФ, обязан принять к рассмотрению заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными. Поэтому отказ суда в принятии такого заявления к рассмотрению, мотивированный требованиями п. 5 ст. 101.2 НК РФ, будет являться прямым нарушением конституционного права на судебное обжалование, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации.
     
     Таким образом, до внесения соответствующих изменений в АПК РФ налогоплательщик при желании может сразу обращаться в суд, игнорируя процедуру, предписанную п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Несоблюдение указанных требований НК РФ не повлияет на процедуру рассмотрения дела судом.