Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О специальных налоговых режимах


О специальных налоговых режимах


1. Об упрощенной системе налогообложения

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение средств, получаемых в рамках Федеральной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов

     
     Управляющая организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, участвует в Федеральной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. Источниками финансирования являются Фонд содействия реформированию ЖКХ, средства бюджетов различных уровней, а также средства собственников жилищного фонда.
     
     Какие средства включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при применении организацией упрощенной системы налогообложения (УСН) в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
     
     Таким образом, денежные средства, полученные товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
     
     Что касается средств собственников жилого фонда, поступающих управляющим организациям на ремонт многоквартирных жилых домов, то они включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
     

Принятие к вычету НДС при переходе с УСН на общий режим налогообложения

     
     Каков порядок принятия к вычету НДС по товарам и материалам индивидуальным предпринимателем, перешедшим с 1 января 2009 года с УСН на общий режим налогообложения?
     
     При переходе налогоплательщика с УСН на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применявшему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС (п. 6 ст. 346.25 Кодекса). Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на сумму налоговых вычетов (ст. 171 НК РФ). При этом п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС.
     
     Таким образом, при переходе налогоплательщика с УСН на общий режим налогообложения вычету в установленном порядке подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным, но не использованным при применении УСН.
     
     В связи с этим при переходе индивидуального предпринимателя с УСН на общий режим налогообложения суммы НДС по товарам и материалам, оплаченным и приобретенным, но не использованным в период применения УСН, принимаются к вычету в общеустановленном порядке в первом налоговом периоде, в котором индивидуальный предприниматель перешел на общий режим налогообложения.
     

Ставка налога для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения "доходы за вычетом расходов" с 1 января 2009 года

     
     Будет ли снижена налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, в частности для индивидуальных предпринимателей? Мы находимся в Ямало-Ненецком автономном округе.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ в случае, если при применении УСН объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Данная норма вступила в силу с 1 января 2009 года.
     
     Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2008 N 112-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" для данной категории налогоплательщиков ставка налога с 1 января 2009 года установлена в размере 5%.
     
С.Б. Пахалуева,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Бюджетные средства, полученные небюджетным предприятием, учитываются в составе доходов

     
     Организация является унитарным предприятием, учредитель которого - городское поселение. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на основании устава и является коммерческим, применяет УСН. Учитываются ли при исчислении налогооблагаемой базы целевые средства, полученные из бюджетов разных уровней по муниципальным контрактам на основании форм, смет и актов выполненных работ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
     
     Перечень средств целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта налогообложения такими налогоплательщиками, установлен подпунктом 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются имущество, полученное в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. К средствам целевого финансирования относятся в том числе бюджетные ассигнования, выделенные бюджетным учреждениям.
     
     На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
     
     Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
     
     Учитывая, что муниципальные унитарные предприятия не обладают статусом бюджетных учреждений, денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней по муниципальным контрактам на основании форм, смет и актов выполненных работ, учитываются данными предприятиями, применяющими УСН, при определении объекта налогообложения.
     

Залог за многооборотную тару от покупателя не включается в состав доходов

     
     Организация применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов. Для реализации товаров используется возвратная тара, которая передается покупателю по залоговой стоимости, превышающей стоимость ее приобретения. Необходимо ли включать поступление залога за возвратную тару в доходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН? При каких условиях залог за возвратную тару включается в доходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
     
     В соответствии с п. 1 и 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
     
     При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств (подпункт 2 п. 1 ст. 251 НК РФ).
     
     В связи с этим денежные средства, поступившие поставщику от покупателя в виде залога за многооборотную тару, не включаются в состав доходов при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Если многооборотная тара не будет возвращена покупателем поставщику, то сумма залога за эту тару не возвращается поставщиком покупателю и у поставщика данные денежные средства признаются связанными с оплатой реализованных товаров и включаются в состав доходов при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в общеустановленном порядке.
     

Затраты на приобретение неисключительных прав для перепродажи не учитываются в составе расходов

     
     Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, приобретает программы для ЭВМ и базы данных у полномочного представителя правообладателя с целью дальнейшей перепродажи конечному пользователю. Сделка оформляется лицензионным договором, предметом которого является передача неисключительных прав на данные продукты. Имеет ли право организация учесть стоимость приобретенных для перепродажи неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных в расходах для целей налогообложения?
     
     Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
     
     Расходы в виде стоимости приобретенных для перепродажи неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных в вышеуказанный перечень расходов не включены.
     
     Кроме того, согласно ст. 38 НК РФ имущественные права не относятся к товарам.
     
     Исходя из этого расходы налогоплательщика, применяющего УСН, в виде стоимости приобретенных для перепродажи неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при определении налоговой базы учитываться не должны.
     

Пересчет налоговой базы за период пользования основным средством

     
     Предприятие, применяющее УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в I квартале 2006 года приобрело и оплатило основное средство, расходы на приобретение которого уменьшили полученные доходы по одной четвертой в течение I-IV кварталов 2006 года. С 1 января 2007 года произведена смена объекта налогообложения на объект в виде доходов. В IV квартале 2008 года данное основное средство продано. Каким образом надо пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким основным средством согласно подпункту 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ:
     
     - подать уточненные декларации I-IV кварталы 2006 года с пересчетом налоговой базы согласно главе 25 Кодекса;
     
     - увеличить сумму доходов на стоимость расходов на приобретение основного средства в IV квартале 2008 года без пересчета налоговой базы согласно главе 25 НК РФ, так как объектом налогообложения являются доходы?
     
     Учитывается ли данная сумма при расчете предельно допустимой суммы доходов?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с главой 26.2 НК РФ [в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком)] налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, до-стройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
     
     Таким образом, если организация, применяющая УСН, приобрела основное средство в период использования объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", а затем до истечения вышеуказанных сроков продала данное основное средство, но уже в период использования объекта налогообложения "доходы", то такой организации за период применения УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", следует осуществить перерасчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. При этом надо будет исключить расходы на приобретение основного средства из состава расходов, приняв при этом в расходы суммы начисленной в соответствии с положениями главы 25 НК РФ за этот период времени амортизации в отношении данного основного средства.
     

Учет доходов от передачи имущественных прав

     
     Должник организации, применяющей УСН с объектом налогообложения в виде доходов, произвел в счет погашения задолженности за оказание услуги уступку денежного требования. Организация, включив сумму по данной операции в доход, в свою очередь переуступает денежное требование третьему лицу. В какой момент доходы от последующей передачи имущественных прав увеличивают налогооблагаемую базу?
     
     Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ).
     
     Исходя из этого налогоплательщики, применяющие УСН, при реализации имущественных прав включают в состав доходов при определении объекта налогообложения суммы, фактически полученные за реализацию вышеуказанных прав.
     

Понятие "категория налогоплательщиков" для установления ставок налога от 5 до 15%

     
     Просим разъяснить некоторые положения НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ если у налогоплательщика, применяющего УСН, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Что следует понимать под "категорией налогоплательщиков"?
     
     В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 346.20 НК РФ дополнена положением, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от отдельных категорий налогоплательщиков. При этом в НК РФ не определено понятие "категория налогоплательщиков".
     
     Вместе с тем из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы (услуги) (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.), место расположения (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии районы) и др.
     
     В акте законодательства о налогах и сборах, принимаемого законом субъекта Российской Федерации, подобные признаки (свойства) должны быть сформулированы таким образом, чтобы не допускалось их произвольное толкование и налоговые органы имели возможность проверки на предмет соответствия налогоплательщика установленной категории.
     

Книга учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего УСН на основе патента

     
     Зачем индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН на основе патента, вести Книгу учета доходов?
     
     В соответствии с п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, ведут налоговый учет доходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ.
     
     Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н (зарегистрирован в Минюсте России 10 февраля 2009 года, регистр. N 13290) для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента, утверждена отдельная Книга учета доходов. В данной Книге графа для учета расходов отсутствует.
     
     Ведение учета доходов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН на основе патента, необходимо в целях соблюдения ограничения по доходам, предусмотренного п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ.
     

Книга учета доходов и расходов при применении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов

     
     Просим разъяснить порядок оформления Книги учета доходов и расходов для предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Обязательно наличие граф "Доходы, всего" и "Расходы, всего" или достаточно наличия граф "Доходы, учитываемые при расчете налога" и "Расходы, учитываемые при расчете налога"?
     
     Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н утверждена новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга учета доходов и расходов), которая должна применяться с 1 января 2009 года.
     
     В частности, в Книге учета доходов и расходов в отношении доходов и расходов предусмотрены графы 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" (раздел I), а также строки 010 "Сумма полученных доходов за налоговый период" и 020 "Сумма произведенных расходов за налоговый период" (Справка к разделу I). При этом в строках 010 и 020 указываются значения показателей строки "Итого за год" граф 4 и 5 раздела I Книги учета доходов и расходов.
     

2. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет при переходе с УСН на систему налогообложения в виде ЕНВД

     
     В период применения УСН был получен аванс за услугу. Фактически услуга будет предоставлена в период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Подлежат ли включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, такие авансы? Есть ли еще какие-то особенности исчисления налоговой базы при переходе налогоплательщика с УСН на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, не учитывает доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Статья 251 НК РФ не предусматривает исключения доходов, полученных в качестве предоплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по кассовому методу, из состава доходов при определении объекта налогообложения.
     
     Датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
     
     Таким образом, суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет оказания услуг, должны учитываться налогоплательщиками, применяющими УСН, при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде их получения.
     
Т.М. Замятина,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Обложение ЕНВД деятельности организаций с долей участия других организаций более 25%

     
     Совместное предприятие имеет на территории Российской Федерации несколько филиалов и применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВД. Распространяются ли на филиалы с 1 января 2009 года ограничения подпункта 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ?
     
     Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.2, согласно которому с 1 января 2009 года на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
     
     Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ для целей применения Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Следовательно, применение положений подпункта 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ распространяется на филиалы совместных предприятий.
     

Раздельный учет доходов при применении ЕНВД

     
     Организация занимается размещением наружной рекламы и является плательщиком ЕНВД. Организация получает также внереализационные доходы в виде процентов по договорам займа. При этом доля внереализационных доходов составляет менее 5% от общей суммы доходов организации. Необходимо ли ведение раздельного учета в этом случае?
     
     Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
     
     Таким образом, организации следует вести раздельный учет доходов, полученных от предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, и доходов, полученных в виде процентов по договорам займа. При этом в отношении доходов, полученных в виде процентов по договорам займа, должен применяться иной режим налогообложения.
     

М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Уплата ЕНВД при передаче в аренду автомобиля

     
     Индивидуальный предприниматель передает в аренду легковой автомобиль и просит уточнить, подпадает ли данный вид деятельности под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Налоговые органы утверждают, что просто передача в аренду легкового автомобиля не облагается ЕНВД, а передача в аренду автомобиля с экипажем подлежит переводу на уплату ЕНВД. Как быть в подобной ситуации предпринимателю, по какой системе налогообложения исчислять налоги?
     
     Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве [пользования, владения и (или) распоряжения] не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (ст. 346.26 НК РФ).
     
     Следует отметить, что определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в НК РФ отсутствует.
     
     В то же время п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В связи с этим полагаем целесообразным использовать значение указанного понятия, приведенное в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются главой 40 "Перевозка" ГК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
     
     Исходя из ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
     
     Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
     
     По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем (или без экипажа) не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов; соответственно такая деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с УСН.
     
     Судебные органы придерживаются аналогичной позиции (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 N А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08, ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-182/08-С3 и т.д.).
     

Применение ЕНВД при розничной реализации больших партий периодических печатных изданий через магазины

     
     Организация осуществляет розничную торговлю периодическими печатными изданиями через магазины и является плательщиком ЕНВД. По договорам розничной купли-продажи товаров покупателям выдаются кассовые и товарные чеки. Часто в числе прочих продаж организация реализует товары (газеты, журналы) одного и того же наименования в количестве до 50 экземпляров. При этом покупатель не извещает организацию о цели приобретения того или иного вида товаров. Организация не может быть уверена в том, что приобретенная покупателем печатная продукция используется именно для собственных нужд, но и выяснить обратное организация не имеет возможности. Организация решила предусмотреть в товарном чеке пункт о назначении приобретенного товара: "товар приобретается для собственных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью". Правомерно ли применение ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности организации по розничной реализации периодических печатных изданий через магазины? Будет ли предусмотренный в товарном чеке пункт о назначении приобретения товара являться основанием для применения данного специального налогового режима?
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт). Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Таким образом, в целях применения главы 26.3 НК РФ под розничной торговлей следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. При этом нормами НК РФ и ГК РФ не установлена обязанность налогоплательщиков-продавцов контролировать покупателей, то есть продавец не обязан контролировать, для каких целей покупатель приобретает товары.
     
     Согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которых покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ). Однако форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В связи с этим налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Следовательно, добавление тех или иных реквизитов в разработанную продавцом форму товарного чека является допустимым.
     
     Таким образом, в отношении деятельности, связанной с реализацией большого количества изданий для личного использования, продавец может применять систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соблюдения положений главы 26.3 НК РФ.
     

Налогообложение при размещении рекламы заказчиков на арендованном транспорте

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по размещению рекламы на транспорте. При этом собственных транспортных средств предприниматель не имеет и заключает с собственниками транспортных средств договоры на аренду бортов транспортных средств. В дальнейшем на арендованных бортах предприниматель размещает рекламу рекламодателей. Подпадает ли под обложение ЕНВД деятельность по размещению рекламы на транспортных средствах при указанных выше обстоятельствах?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2009 года) система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении предпринимательской деятельности, связанной с размещением рекламы на транспортных средствах. Под такой рекламой понимается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ст. 346.27 НК РФ). Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
     
     Кроме того, ст. 346.29 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы на транспортных средствах используется физический показатель базовой доходности "количество транспортных средств, на которых размещена реклама".
     
     Таким образом, плательщиками ЕНВД по указанному виду предпринимательской деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на праве собственности [пользования, владения и (или) распоряжения] соответствующие транспортные средства и непосредственно осуществляющие размещение рекламной информации.
     
     При этом деятельность по размещению рекламы на транспортных средствах, осуществляемая налогоплательщиками на основе договора аренды поверхности транспортного средства, исходя из приведенных выше положений главы 26.3 НК РФ и норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     

Налогообложение деятельности типографии малой площади

     
     Индивидуальный предприниматель планирует осуществлять деятельность в сфере оказания услуг полиграфии. Предприниматель собирается осуществлять печать визиток и календарей по заказам населения и юридических лиц. Площадь типографии будет составлять 35 кв.м. Под какую систему налогообложения подпадает указанная предпринимательская деятельность? Может ли предприниматель в отношении услуг полиграфии уплачивать ЕНВД?
     
     Система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных ст. 346.26 НК РФ, в частности в отношении оказания бытовых услуг.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств) и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), по коду 010000 "Бытовые услуги", за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
     
     В соответствии с ОКУН к бытовым услугам производственного характера относятся, в частности, изготовление и печать визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества (код по ОКУН 018328).
     
     Таким образом, деятельность по изготовлению и печати визитных карточек, осуществляемая на основании заключенных договоров бытового подряда с физическими лицами, относится к бытовым услугам и подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     При этом следует отметить, что деятельность по изготовлению и печати визитных карточек по заказам юридических лиц не относится к бытовым услугам населению и подлежит налогообложению в соответствии с другими режимами.
     
     Кроме того, поскольку такой вид услуг, как печать календарей в разделе 010000 ОКУН не предусмотрен, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием полиграфических услуг по изготовлению календарей, не может быть отнесена к бытовым услугам и соответственно не подлежит переводу на уплату ЕНВД.
     

Применение ЕНВД и приобретение кассовых аппаратов для торговли под навесами

     
     Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную торговлю товарами повседневного спроса и уплачивают ЕНВД. Предприниматели не имеют магазинов и других благоустроенных торговых мест. Торговля ведется под навесами, но местные органы власти приравняли данный вид деятельности к торговле, осуществляемой в магазинах и супермаркетах, то есть увеличили коэффициент К2. Как быть в данном случае предпринимателям и куда обращаться за помощью в целях рассмотрения вопроса о снижении налоговой нагрузки? Кроме того, поскольку к торговым местам не подведено электричество, обязаны ли предприниматели по требованию контролирующего органа приобретать и устанавливать дорогостоящие контрольно-кассовые аппараты, работающие на батарейках? Где закреплена такая обязанность?
     
     Базовая доходность, установленная ст. 346.29 НК РФ для отдельных видов предпринимательской деятельности, разрабатывалась на основе анализа региональных физических показателей, характеризующих определенные виды предпринимательской деятельности.
     
     Конкретные размеры базовой доходности и параметры физических показателей по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимой на уплату ЕНВД, установлены НК РФ в целях ограничения налоговой нагрузки и создания сопоставимых условий налогообложения для налогоплательщиков определенного вида деятельности.
     
     При этом размер базовой доходности по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимой на уплату ЕНВД, подлежит корректировке на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и соответственно снижающий размер базовой доходности, установленный НК РФ.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2.
     
     При этом корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
     
     Как установлено ст. 346.27 НК РФ, при утверждении значений коэффициента К2 учитывается совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величина доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
     
     При утверждении значений коэффициента К2 представительные органы муниципальных образований и законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут применять как повышающий, так и понижающий подкоэффициент, соблюдая при этом ограничения, установленные п. 7 ст. 346.29 НК РФ.
     
     В связи с этим по вопросу о возможности понижения значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность, подлежащая обложению ЕНВД.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
     
     При этом согласно Закону N 54-ФЗ в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которым установлены порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
     
     Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
     
     Применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, на защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины, и, кроме того, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности обеспечивает ведение учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.
     

3. О едином сельскохозяйственном налоге

     
     С.Б. Пахалуева,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Расходы на уплату экспортных таможенных пошлин

     
     Может ли рыбохозяйственная организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, принимать в расходы, уменьшающие доходы, расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации?
     
     Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН), определен п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный перечень расходов является закрытым. Расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации в данный перечень расходов не включены.
     
     В соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, могут уменьшать полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст. 13-15 НК РФ, таможенные пошлины в нем не поименованы.
     
     В состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включены суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (подпункт 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
     
     Исходя из этого расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации не включаются налогоплательщиками в состав расходов при определении объекта обложения ЕСХН.
     

Расходы на приобретение основного средства

     
     Крестьянское (фермерское) хозяйство, применяющее систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с января 2007 года, в мае 2008 года приобрело производственное основное средство со сроком полезного использования свыше трех лет. Объект введен в эксплуатацию и полностью оплачен в том же месяце. Сможет ли крестьянское (фермерское) хозяйство полностью учесть расходы на приобретение основного средства при расчете ЕСХН в 2008 году или же необходимо рассчитывать амортизацию по данному средству?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 4 и абзаца шестого подпункта 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
     
     Расходы на приобретение основных средств, которые приобретены в период применения ЕСХН, учитываются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 346.5 НК РФ). При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
     
     Исходя из этого при приобретении в период применения ЕСХН основного средства расходы на его приобретение при определении объекта налогообложения учитываются налогоплательщиками в течение налогового периода, в котором произошел ввод основного средства в эксплуатацию, равными долями по итогам каждого отчетного периода.
     

Есть ли льготы по земельному налогу для индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕСХН

     
     Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлен земельный участок. В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ хозяйство освобождено от уплаты налога на имущество. При этом в ст. 346.1 НК РФ нет ссылок на то, что за отдельные виды имущества должен уплачиваться налог. Однако налоговые органы взимают земельный налог. На каком основании это делается?
     
     В соответствии со ст. 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, указанных в ст. 346.1 НК РФ.
     
     Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Таким образом, уплата земельного налога индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, осуществляется в общеустановленном порядке.
     

Признание доходов при переходе рыбохозяйственных организаций на уплату ЕСХН

     
     В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ просим разъяснить порядок определения общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) при переходе рыбохозяйственных организаций на уплату ЕСХН, а именно: учитываются ли при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг):
     
     - доходы от реализации основных средств (судов);
     
     - доходы, полученные от деятельности по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
     
     - доходы от продажи акций (долей в уставном капитале) других организаций;
     
     - дивиденды, полученные от других организаций?
     
     В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса" сельскохозяйственные товаропроизводители - рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, с 1 января 2009 года вправе подать в налоговые органы по своему месту нахождения (месту жительства) заявление о переходе на уплату ЕСХН не позднее 15 февраля 2009 года при соблюдении ими следующих условий:
     
     1) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за 2007 и 2008 годы не превышает 300 человек;
     
     2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2008 год доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%;
     
     3) налогоплательщики осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
     
     Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ в целях перехода на уплату ЕСХН доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. 248 и 249 НК РФ, а доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются.
     
     Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
     
     Исходя из этого выручка от реализации основных средств и акций (долей в уставном капитале) других организаций включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации в целях перехода рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕСХН.
     
     При этом доходы от деятельности по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и дивиденды, полученные от других организаций, согласно п. 1 и 9 ст. 250 НК РФ относятся к внереализационным доходам, которые не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) в целях перехода рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕСХН.
     

Определение процентного соотношения доли дохода от реализации уловов и рыбной продукции и общего дохода

     
     Организация осуществляет вылов водных биологических ресурсов моря как собственными судами, так и привлеченными по договорам аренды. Суда производят из выловленного сырца собственную продукцию, а также в целях полной загрузки мощностей на судах принимают для переработки по договорам поставки рыбу-сырец от других юридических лиц. Правомерно ли с учетом положений подпункта 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ включение в расчет 70% выручки (для определения процентного соотношения) выручки по продукции, произведенной собственными силами из поставленного (покупного) сырца?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ одним из условий отнесения рыбохозяйственных организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям являе