Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим из-за превышения остаточной стоимости основных средств


Переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим из-за превышения остаточной стоимости основных средств


С.М. Макаров,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     При переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим часто возникают вопросы относительно порядка применения налоговых вычетов.
     
     Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере.
     
     Налогоплательщик в период применения упрощенной системы налогообложения (с января 2004 года по март 2009 года) осуществлял реконструкцию здания силами подрядных организаций. В апреле 2009 года (в первом месяце II квартала) здание введено в эксплуатацию. Из-за того что стоимость введенного в эксплуатацию здания превышает 100 млн. руб., налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения и со II квартала 2009 года перешел на общий режим налогообложения [в соответствии с требованиями подпункта 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)]. Возник вопрос о том, как поступить с НДС.
     
     Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (подпункт 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
     
     Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
     
     Еще одно требование, при нарушении которого организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения: остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн. руб. (подпункт 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
     
     В нашем примере организация превысила этот лимит в момент, когда реконструированный объект (здание) был введен в эксплуатацию, то есть в апреле 2009 года. Начиная с этого месяца налогоплательщиком было нарушено требование, предусмотренное п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. Соответственно с 1 апреля 2009 года он признается перешедшим на общий режим налогообложения.
     

     В этой связи налогоплательщику необходимо учитывать следующее.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС (п. 6 ст. 346.25 НК РФ).
     
     Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства (п. 6 ст. 171 НК РФ).
     
     При этом вычеты сумм НДС, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 171 НК РФ (п. 5 ст. 172 НК РФ), а именно: налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     В нашем примере ввод объекта в эксплуатацию произведен в период утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения. Поскольку расходы по реконструкции объекта, включая и суммы НДС, уплаченные этим налогоплательщиком поставщикам и подрядчикам с января 2004 года по март 2009 года по товарам (работам и услугам), приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, не включались в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то указанные суммы НДС могут быть приняты организацией к вычету в порядке, указанном выше, при выполнении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что после проведения реконструкции данный объект (здание) должен быть принят к учету по стоимости без учета суммы НДС, предъявленной поставщиками и подрядчиками по строительно-монтажным работам по реконструкции объекта, а также по товарам, приобретенным налогоплательщиком и переданным им на давальческой основе подрядчикам для выполнения строительно-монтажных работ при проведении реконструкции, по работам и услугам, приобретенным этим налогоплательщиком для выполнения данных работ (далее - работы по реконструкции).
     
     Кроме того, при проведении мероприятий налогового контроля в отношении такого налогоплательщика необходимо учитывать, что вышеуказанные суммы НДС, принятые в установленном порядке к вычету во II квартале 2009 года, на основании абзаца четвертого п. 6 ст. 171 НК РФ подлежат восстановлению, в случае если реконструкция объекта недвижимости, приводящая к изменению его первоначальной стоимости, произведена до истечения 15 лет, указанных в абзаце четвертом п. 6 ст. 171 НК РФ, при условии что данный объект недвижимости будет использоваться для осуществления операций, поименованных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     Восстановление указанных сумм НДС производится в порядке, предусмотренном абзацем пятым п. 6 ст. 171 НК РФ. Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет, рассчитывается исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету по работам по реконструкции.
     
     При заполнении Приложения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н (далее - Приложение), за IV квартал 2009 года такой налогоплательщик должен будет отразить сумму НДС, принятую к вычету по работам по реконструкции, в графе 7 по строке 020, стоимость работ по реконструкции без учета НДС - в графе 6 по строке 020 Приложения. Данное Приложение будет представляться налогоплательщиком в течение десяти лет, то есть до 2018 года (за последний налоговый период 2018 года).
     
     В случае если указанный налогоплательщик в бухгалтерском учете не исключил из стоимости основного средства сумму НДС, принятую им к вычету, и решил реализовать указанный объект (здание), исчисление НДС будет производиться в общеустановленном порядке, то есть с полной цены реализации, так как положение п. 3 ст. 154 НК РФ в данном случае не применяется.