Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учетная политика для целей налогообложения


Учетная политика для целей налогообложения


А.А. Назаров,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     Рассмотрим наиболее часто возникающие у налогоплательщиков вопросы по составлению и представлению в налоговый орган учетной политики для целей налогообложения.
     

Учетная политика для разных налогов

     
     Принимается ли учетная политика для целей налогообложения отдельно в отношении НДС и в отношении налога на прибыль организаций?
     
     В п. 12 ст. 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) указано, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Статьей 313 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ также установлено, что учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения устанавливается как главой 21, так и главой 25 НК РФ.
     
     В этой связи можно полагать, что учетная политика для целей налогообложения принимается отдельно в отношении НДС и в отношении налога на прибыль организаций.
     
     Однако с этим нельзя согласиться, если учесть следующее.
     
     Учетная политика для целей налогообложения принимается также в отношении налога на добычу полезных ископаемых (п. 2 ст. 339 главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых") и при применении системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 16 ст. 346.38 главы 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ). Однако главами 26 и 26.4 НК РФ порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения не устанавливается.
     
     Поэтому следует признать, что учетная политика для целей налогообложения не принимается отдельно в отношении разных налогов, а должна быть единой для организации и включать выбранные методы учета по тем налогам, которыми облагаются хозяйственные операции данной организации.
     

Порядок утверждения учетной политики

     
     Можно ли утверждать учетную политику для целей налогообложения в том же порядке, что и учетную политику для целей бухгалтерского учета?
     
     Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).
     
     Порядок утверждения принятой организацией учетной политики установлен п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете).
     
     В этой связи можно предположить, что учетная политика для целей налогообложения утверждается в порядке, установленном Законом о бухгалтерском учете. Тем не менее с этим нельзя согласиться, если учесть следующее.
     
     Законодательством Российской Федерации не установлено, что учетная политика для целей налогообложения является составной частью (разделом) учетной политики для целей бухгалтерского учета.
     
     Порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения установлен п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ.
     
     Следовательно, учетная политика для целей налогообложения утверждается в порядке, установленном НК РФ, а не Законом о бухгалтерском учете.
     

Лицо, утверждающее учетную политику для целей налогообложения

     
     Может ли учетная политика для целей налогообложения утверждаться приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета?
     
     Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).
     
     Согласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
     
     В этой связи можно утверждать, что учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Тем не менее с этим нельзя согласиться, если учесть следующее.
     
     Законодательством Российской Федерации не установлено, что учетная политика для целей налогообложения является составной частью (разделом) учетной политики для целей бухгалтерского учета.
     
     Порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения установлен п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ, согласно которым учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
     
     Поэтому необходимо, чтобы учетная политика для целей налогообложения была утверждена приказом, распоряжением руководителя организации. Также она может быть подписана и лицом, ответственным за организацию и состояние налогового учета (например, главным бухгалтером организации).
     

Ответственность за непредставление учетной политики в налоговый орган

     
     Какая ответственность может быть наложена на налогоплательщика за непредставление в налоговый орган учетной политики для целей налогообложения?
     
     Законодательством о налогах и сборах отдельно не установлена ответственность налогоплательщика именно за непредставление в налоговый орган учетной политики для целей налогообложения.
     
     Вместе с тем п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Это означает, что учетная политика для целей налогообложения относится к документам, необходимым для исчисления и уплаты налогов.
     
     Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, а в определенных НК РФ случаях - и их должностным лицам, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
     
     За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).
     
     Следовательно, за непредставление в налоговый орган учетной политики для целей налогообложения налогоплательщик несет ответственность в соответствии с НК РФ как нарушивший нормы подпункта 6 п. 1 ст. 23 НК РФ.