Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Оптимизация налогов с использованием упрощенной системы налогообложения


Оптимизация налогов с использованием упрощенной системы налогообложения


Е.Е. Смирнова,
к.э.н., доцент

Ю.В. Каптур
     
     Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Самым важным преимуществом применения УСН является освобождение от уплаты ряда основных налогов, что позволяет минимизировать налогообложение субъектов малого бизнеса, для которых этот режим и предназначен. При этом есть и дополнительные способы оптимизации налогообложения у тех, кто перешел на УСН.
     

Оценка вариантов оптимизации налогов

    

Использование договора комиссии

     
     Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут потерять право на применение этого специального режима, если превысят предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. Иными словами, для того чтобы продолжать применение УСН, необходимо контролировать, чтобы доходы не превысили лимит: 26,8 млн. руб. - в 2008 году, 30,76 млн. руб. - в 2009 году. Для этого часто применяется договор комиссии: вместо договора поставки с продавцом товара плательщик УСН оформляет договор комиссии, в рамках которого он действует в роли посредника, а поставщик является комитентом (см. схему 1).
     

Схема 1



Замена договора поставки договором комиссии

     
     Использование такой схемы позволяет организации, применяющей УСН, продолжать применять этот специальный налоговый режим, так как для целей налогообложения посредник учитывает только комиссионное вознаграждение согласно подпункту 9 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
     
     Заметим, что в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@), выделяется среди 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, следующий критерий: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели).
     
     Поэтому безопасность данной схемы обеспечивается следующим образом.
     
     1. Доказывается экономическая оправданность применения договора комиссии, так как претензии налогового органа могут быть основаны на получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
     
     2. Указывается вознаграждение посредника при оформлении договора, так как в противном случае налоговый орган может рассчитать налоги исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам.
     
     3. Если схему применяют юридические лица, необходимо соблюсти правило о том, что организации не являются взаимозависимыми лицами. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются организации в случаях, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Если подтвердится, что организации взаимозависимые, схема может быть признана судом фиктивной, созданной с целью уклонения от налогообложения. Кроме указанных признаков, согласно арбитражной практике взаимозависимыми признаются лица, обладающие следующими признаками взаимозависимости:
     
     - организации, учредителями которых являются одни и те же граждане (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
     
     - руководитель юридического лица - покупателя, являющийся учредителем юридического лица - продавца (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
     
     - организации, учредители которых состоят в зарегистрированном браке (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2004 N А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С1);
     
     - юридическое лицо (арендатор) и физическое лицо (арендодатель), являющиеся учредителем и коммерческим директором юридического лица (арендатора) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2001 N А05-4541/00-334/14).
     
     4. Рассчитывается отклонение от рыночной цены, так как цена на продукцию, реализуемую через посредника, в соответствии со ст. 40 НК РФ не должна отклоняться более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     При определении рыночных цен используются цены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, то есть, сопоставляя рыночные цены, нужно учитывать, что различие в экономических условиях существенно не будет влиять на цену таких товаров, работ или услуг. Необходимо сравнивать такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003, ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2005 N А56-23251/04), а также иные условия, влияющие на цены.
     
     В отношении определения понятия "непродолжительный период времени" Минфин России в письме от 24.07.2008 N 03-02-07/1-312 указал, что для каждой сферы деятельности таким периодом может считаться период различной длительности. Это зависит от специфики конкретного бизнеса: вида товара, сезонности, сроков годности, колебаний потребительского спроса и т.д. Однако на практике налоговые органы обычно приравнивают "непродолжительный период времени" к налоговому периоду по конкретному налогу. Что касается арбитражной практики, то примеры разнообразны. Например, в одном из рассматриваемых дел суд решил, что 11 месяцев не являются непродолжительным периодом, поэтому доначисление налогов по арендной плате неправомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2006 N А33-20135/05-ФО2-3447/06-С1).
     
     Если налогоплательщик заключил только одну сделку по определенному товару (работе, услуге), то контроль цен невозможен [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2005 N Ф04-4958/2005(13360-А70-32)].
     
     Рассмотрим арбитражную практику по спорным вопросам применения посреднических договоров:
     
     - постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2007 N Ф09-792/07-С2. Налоговый орган предъявил иск организации и попытался переквалифицировать договор комиссии в договор купли-продажи. Суд вынес решение, что договор комиссии не может быть переквалифицирован, потому что в документах было указано, что комиссионер не является собственником продукции, в отношении которой он заключает сделку, следовательно, данное имущество является собственностью комитента. Все понесенные расходы были подтверждены комиссионером первичными документами, которые соответствовали требованиям законодательства. Отсутствовала взаимозависимость предпринимателя и его контрагента;
     
     - постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2006 N А56-37798/2005. Налоговый орган попытался доначислить налоги организации на основании подозрений во взаимозависимости. Судьи приняли решение, что, помимо доказательств взаимозависимости контрагентов, необходимо еще проверить правильность применения цен по сделкам в соответствии со ст. 40 НК РФ. Налоговый орган не воспользовался этим правом.
     
     При анализе вариантов применения налоговой оптимизации следует учитывать решения арбитражных судов. Также на это обращают внимание и налоговые инспекторы, так как в письме ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ "О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" говорится о том, что если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то в целях избежания потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ, а также расходов по оплате государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговый орган может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам.
     
     Практика показывает, что налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы доходы налогоплательщиков, применяющих УСН, не превышали установленную НК РФ предельную сумму. В случае превышения налогоплательщиком лимита доходов ему доначисляются суммы налогов, подлежащих уплате согласно общему режиму налогообложения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.05.2007 N Ф08-2251/2007-911А по делу N А01-1566/2006-11).
     

Использование договора о совместной деятельности

     
     Часто для того, чтобы избежать превышения лимита при УСН, используются схемы, состоящие из двух и более организаций, применяющих данный специальный налоговый режим. Между ними заключается договор о совместной деятельности.
     
     Договор о совместной деятельности позволяет распределять величину дохода таким образом, чтобы выручка каждого участника договора не превышала установленный лимит. Имеются недостатки использования этой схемы: эти организации обязаны применять в качестве объекта налогообложения "доходы за вычетом расходов", а также использовать ставку 15% в отношении прибыли от совместной деятельности.
     

Использование договора аренды основных средств

     
     Существует схема, позволяющая экономить на налогах на прибыль и на имущество. Для этого используется организация, применяющая УСН и сдающая в аренду основные средства (см. схему 2).
     

Схема 2

    


Использование договора аренды основных средств

     
     Суть этой схемы заключается в том, что организация Б покупает основные средства и передает их в аренду организации А. Эта схема позволяет экономить на налоге на имущество, потому что организация Б, применяющая УСН, данный налог не уплачивает в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ. У организации А эта схема позволяет снизить налог на прибыль, поскольку в составе расходов можно учесть арендные платежи в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Эта схема имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Недостаток схемы заключается в том, что налоговый орган может признать основной целью сдачи в аренду объектов основных средств минимизацию налогов и взыскать с организации сумму недоимки и штрафные санкции.
     
     Для того чтобы не вызывать претензий у налоговых органов, организации не должны быть взаимозависимыми (ст. 20 НК РФ). Также имеет значение, как основные средства поступают в организацию Б, применяющую УСН. Если основным видом деятельности организации Б является сдача имущества в аренду, а никакой рекламы в целях привлечения клиентов не делается и организация А является единственным клиентом, у налогового органа также могут возникнуть претензии.
     
     Приведем несколько выводов арбитражных судов, которые отменили в 2008 году решения налоговых органов о пересчете цены сделок (с использованием сопоставимых цен) при заключении договоров аренды:
     
     - сдача в аренду здания по слишком низкой цене связана с тем, что в помещении шел ремонт, а в здании, арендную плату за которое использовали для сравнения, ремонтные работы не велись;
     
     - договоры о сдаче имущества в аренду были заключены соответственно на 11 месяцев и 18 лет, поэтому цена аренды несопоставима;
     
     - налоговая инспекция не может применять для сопоставления с ценой сделки стоимость аренды, указанную в справке комитета земельных и имущественных отношений, так как указанная цена не является рыночной.
     

Оценка рисков при оптимизации налогов

     
     Организация, применяющая УСН и использующая схемы оптимизации налогов, может попасть под пристальное внимание налоговых органов. Например, ФНС России рекомендует проверять следующие организации, применяющие УСН:
     
     - организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов, если расходы превысили 90% от доходов, или если в налоговой отчетности показываются убытки, или если размер налога почти равен 1% от доходов (размер налога приближен к размеру минимального налога);
     
     - организации, несвоевременно выполняющие требования налоговых органов о представлении документов;
     
     - организации, работающие в высокодоходных отраслях (туризм, торговля), у которых темп роста выручки меньше темпа роста потребительских цен;
     
     - организации, выписывающие счета-фактуры налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения.
     
     Зная о том, что организации, совершающие названные операции, подлежат особому контролю со стороны ФНС России, следует проверять все положения договоров и характеристики участников хозяйственных операций, с тем чтобы обеспечить себе защиту от налоговых претензий. Это касается и доказательств отсутствия взаимозависимости лиц - участников сделки (ст. 20 НК РФ), и применения цен, близких к рыночным, или обоснования причин отклонения цен от рыночных (ст. 40 НК РФ), и других названных выше обстоятельств.