Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль


М.Т. Гуреева

     Иностранная организация, резидент Швейцарской Конфедерации (по месту осуществления деятельности в Российской Федерации), состоит на налоговом учете по месту нахождения филиала в Мурманской области.
     
     Филиал организации создан с целью представления интересов организации, реализации ее уставных целей и задач на территории Российской Федерации в отношении проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая деятельность, которая должна стать основой для последующей разработки, строительства и эксплуатации проекта.
     
     Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря, примыкающего к Северному побережью Кольского полуострова, на расстоянии примерно 600 км от береговой линии.
     
     Деятельность по освоению месторождения предусматривает проектирование, строительство и эксплуатацию подводного добычного комплекса и плавучей добычной установки на континентальном шельфе, морского газопровода, а также всех необходимых береговых сооружений (в том числе завода по производству сжиженного природного газа).
     
     Согласно п. 1.5 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, производится в налоговых органах субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.
     
     Необходима ли дополнительная постановка на учет филиала иностранной организации в связи с фактическим началом осуществления деятельности в районе континентального шельфа Российской Федерации, то есть в центральной части Баренцева моря?
     
     Статьей 306 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дано определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" для целей главы 25 настоящего Кодекса и определены критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства.
     
     Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Исходя из этого при решении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, а также положениями налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащими положениям соглашения.
     
     В отношениях между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией действует Соглашение от 15.11.1995 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение).
     
     Соответственно при рассмотрении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации, резидента Швейцарской Конфедерации, к созданию постоянного представительства, должны применяться положения Соглашения.
     
     Статьей 5 Соглашения определено, что постоянное представительство означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия. В частности, постоянное представительство включает:
     
     - место управления;
     
     - отделение;
     
     - контору;
     
     - фабрику;
     
     - мастерскую;
     
     - шахту, нефтяную и газовую скважину, карьер или другое место добычи природных ресурсов.
     
     Таким образом, осуществление иностранной организацией деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения будет приводить к созданию постоянного представительства.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которое приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.
     
     Если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики для целей налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, распределяется в таком случае между отделениями в общем порядке, предусмотренном ст. 288 НК РФ.
     
Д.В. Осипов
     
     Клиринговой организацией сформирован гарантийный фонд из денежных средств участников клиринга. Денежные средства гарантийного фонда размещены на счете клиринговой организации в кредитной организации. Будет ли доход в виде процентов, начисленных на денежные средства участников клиринга, которые размещены на счете клиринговой организации в кредитной организации, признаваться доходом клиринговой организации для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" клиринговой деятельностью признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
     
     Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения таких сделок.
     
     В соответствии с нормами п. 6.1, 6.2 и 6.4 Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 14.08.2008 N 32/пс, для обеспечения исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется клиринг, клиринговая организация формирует гарантийный фонд и разрабатывает систему мер снижения рисков осуществления клиринговой деятельности в соответствии с требованиями ФКЦБ России.
     
     Гарантийный фонд формируется из средств участников клиринга и (или) клиринговой организации, которые размещаются на счетах клиринговой организации в расчетной организации и (или) в расчетном депозитарии и используются с целью обеспечения исполнения обязательств участника клиринга и (или) его клиентов по сделкам клирингового пула в случае недостаточности для этого средств на торговых счетах участника клиринга и (или) клиринговой организации в соответствии с требованиями правил осуществления клиринговой деятельности и порядка создания, размещения и использования гарантийного фонда клиринговой организации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
     
     Таким образом, доход в виде процентов, начисленных на денежные средства участников клиринга, которые размещены на счете клиринговой организации в кредитной организации, не признается доходом клиринговой организации для целей налогообложения прибыли.
     
     При этом следует также учитывать, что вышеуказанный доход признается доходом участников клиринга для целей налогообложения прибыли.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     С.С. Макаревич
     
     Какие существуют критерии осмотрительности в выборе контрагентов, в  частности при вычете сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров?
     
     Какие действия необходимо выполнить налогоплательщику в отношении предполагаемого поставщика, чтобы удостовериться в его добросовестности, не нарушая при этом его прав и интересов, а также законодательства Российской Федерации?
     
     В силу ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
     
     Взаимосвязь положений ст. 171, 172 и 176 НК РФ предполагает возможность принятия сумм НДС к вычету или возмещению из бюджета при наличии реального производства хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает исчисление НДС продавцом товаров.
     
     В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12210/07 отмечено, что недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет).
     
     В п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" констатируется следующее.
     
     Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения последним необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
     
     Как показывает судебно-арбитражная практика, должная осмотрительность покупателя проявляется в наличии у него полученных от поставщиков:
     
     - учредительных документов, свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и о государственной регистрации, уставов, паспортных данных руководителей, уведомлений об отказе от освобождения от уплаты НДС, лицензий на ведение деятельности, справок из Единого государственного реестра предприятий и организаций об установлении идентификации с использованием общероссийских классификаторов, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (определение ВАС РФ от 01.10.2007 N 11319/07);
     
     - копий учредительных документов поставщика первого уровня, протокола о намерениях с целью заключения договора с поставщиком на поставку материалов, свидетельства о постановке поставщика на учет в налоговом органе (определение ВАС РФ от 08.11.2007 N 14261/07).
     
     Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен получить максимальную информацию в отношении контрагентов, то есть копии документов, перечисленных выше, а также рекламные материалы и ценовые предложения поставщика, распечатки его официальных сайтов; проверять "судебную историю" поставщика с помощью справочных правовых систем или путем направления поставщику соответствующего запроса с просьбой указать все судебные споры.
     
     Организация совмещает функции заказчика-застройщика, инвестора, генерального подрядчика и подрядчика в строительстве многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и ведет строительство на арендуемом земельном участке с привлечением сторонних организаций для выполнения отдельных видов строительно-монтажных и отделочных работ. Законченные строительством квартиры и нежилые помещения оформляются в собственность организации с целью их дальнейшей продажи юридическим или физическим лицам. Планируется привлечение денежных средств посредством выпуска жилищных сертификатов, дающих право владельцу сертификата заключить договор купли-продажи квартиры.
     
     Как рассчитать налоговую базу по НДС в данном случае? Каковы особенности учета "входного" НДС на стадиях строительства и реализации объектов недвижимости с привлечением жилищных сертификатов и без их привлечения?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
     
     Из вопроса следует, что организация осуществляет строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для собственного потребления с привлечением сторонних организаций; в дальнейшем квартиры будут продаваться юридическим или физическим лицам.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Налоговая база определяется в этом случае как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов (п. 2 ст. 159 НК РФ). Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ).
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ обложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
     
     С учетом вышеизложенного денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не подлежат включению в налоговую базу по НДС у застройщика, при условии что строительство осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика. Сумма денежных средств, получаемая застройщиком согласно договору участия в долевом строительстве на оплату услуг застройщика, облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с подпунктами 22 и 23 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир не подлежат обложению НДС.
     
     Следовательно, при осуществлении операций по реализации квартир суммы НДС, исчисленные организацией при выполнении работ по строительству многоквартирного жилого дома, а также суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при выполнении ими отдельных видов работ, к налоговому вычету не принимаются, поскольку согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых этим налогом.
     
     Что касается сумм НДС со стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ собственными силами, то организация имеет право принимать к вычету данные суммы при наличии счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).
     
     В связи с этим у налогоплательщика возникает необходимость ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам, работам, услугам (п. 4 ст. 170 НК РФ).
     
     Одновременно сообщаем, что порядок освобождения от обложения НДС операций, перечисленных в подпунктах 22 и 23 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется только при реализации (в том числе инвесторами) жилых помещений (долей в них) по договору купли-продажи, а также при передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир по договору купли-продажи.
     
     Вышеуказанный порядок освобождения от налогообложения не распространяется на строительно-монтажные работы по капитальному строительству жилых домов, жилых помещений, выполняемые на основании соответствующих договоров подряда (субподряда) подрядными (субподрядными) организациями.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация нежилых помещений облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     Правомерен ли отказ в возмещении НДС, если в предъявленном счете-фактуре в графе 3 "Грузоотправитель" указано "он же", при условии что продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо?
     
     В соответствии с п. 1, 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав [включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени] сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     Все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура, перечислены в п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
     
     Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 01.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", на основании которого в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами, в строке 3 - полное наименование грузоотправителя согласно учредительным документам.
     
     Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то указание в строке 3 счета-фактуры слов "он же" не является причиной для отказа в вычете сумм НДС по такому счету-фактуре.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.Ю. Левадная
     
     По лицензионному договору, зарегистрированному 12 октября 2005 года, предприятие-лицензиат производило патентообладателю в 2005-2007 годах выплаты авторского вознаграждения. За какие налоговые периоды патентообладателю могли быть предоставлены в данном случае профессиональные налоговые вычеты в связи с получением доходов за использование его изобретения?
     
     В соответствии со ст. 208 и 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     Подпунктом 3 ст. 221 НК РФ определено, что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
     
     Если такие расходы не могут быть подтверждены документально, то у авторов открытий, изобретений и создателей промышленных образцов расходы принимаются к вычету по нормативу в размере 30% к сумме дохода, полученного за первые два года использования открытия, изобретения или промышленного образца.
     
     Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, поэтому вышеуказанный налоговый вычет предоставляется налогоплательщикам при определении налоговой базы по суммам дохода, полученного ими за первые два календарных года использования открытия, изобретения или промышленного образца.
     
     В рассматриваемом случае первоначальная выплата авторского вознаграждения по лицензионному договору, зарегистрированному 12 октября 2005 года, была произведена организацией-лицензиатом налогоплательщику-лицензиару в 2005 году. Следовательно, первым годом использования изобретения считался 2005 год, соответственно 2006 год являлся вторым годом использования изобретения.
     
     С учетом этого предоставление налогоплательщику профессионального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 ст. 221 НК РФ, при определении налоговой базы по суммам дохода, полученного им за третий календарный год использования изобретения, то есть 2007 год, неправомерно.
     
Д.В. Гавриленко
     
     Физическое лицо подарило другому физическому лицу бытовую технику стоимостью более 10 000 руб. Необходимо ли получателю подарка исчислить и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     В соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом ст. 217 Кодекса.
     
     Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными [имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами].
     
     Таким образом, доход, полученный физическим лицом в порядке дарения от физического лица, не являющегося близким родственником или членом семьи одаряемого, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     В каком порядке предоставляется стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере одному из родителей? Вправе ли получить такой налоговый вычет неработающий родитель?
     
     Абзацем одиннадцатым п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что налоговый вычет на ребенка может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения такого вычета.
     
     Налогоплательщик может отказаться от получения данного налогового вычета только в том случае, если имеет на него право.
     
     Если один из родителей не работает, но имеет иные доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, то он вправе получить данный налоговый вычет на ребенка.
     

Об обложении земельным и транспортным налогами

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Применяются ли повышающие коэффициенты, установленные подпунктом 15 ст. 396 НК РФ, при исчислении земельного налога по земельному участку, приобретенному в 2004 году для строительства промышленного объекта? Целевое назначение земли изменено в 2008 году - "строительство многоквартирного дома".
     
     Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действие п. 15 ст. 396 НК РФ распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу данного нормативного акта. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ вступил в силу с 1 января 2005 года.
     
     Повышающие коэффициенты применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления жилищного строительства, и права собственности на которые зарегистрированы после 1 января 2005 года.
     
     Поэтому при исчислении земельного налога по земельному участку, который был приобретен в 2004 году и целевое назначение которого было изменено в 2008 году, положения п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ не применяются.
     
     Какой срок уплаты должен быть указан в направляемом гражданам налоговом уведомлении на уплату транспортного и земельного налогов? Вправе ли налоговая инспекция взыскать налог по истечении трех лет?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 397 и п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В этих случаях налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (п. 5 ст. 54, п. 4 ст. 391, п. 1 ст. 362 НК РФ).
     
     Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если налоговое уведомление невозможно вручить вышеуказанными способами, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     

     Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
     
     На основании ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог и авансовые платежи в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансовых платежей) не указан в этом налоговом уведомлении.
     
     Следовательно, до дня получения налогового уведомления на уплату транспортного налога (земельного налога) у физического лица не возникает обязанность по уплате этого налога.
     
     Таким образом, во всех случаях при направлении налоговыми органами налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, налоговых уведомлений на уплату земельного и транспортного налогов, должны учитываться установленные нормативными правовыми актами сроки уплаты вышеуказанных налогов с учетом ст. 52, 57 и 58 НК РФ.
     
     В отношении периода, в течение которого налоговые органы имеют право привлечь физическое лицо к уплате транспортного и земельного налогов, если суммы налогов не были начислены своевременно и (или) налоговые уведомления налогоплательщикам не направлялись (не получены) в установленные сроки, налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налоговых правоотношений (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
     
     Однако НК РФ не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений. Также не установлены порядок и сроки привлечения налогоплательщиков к уплате вышеуказанных налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения, даже если такие налогоплательщики не были своевременно привлечены к уплате этих налогов.
     
     Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком на основании п. 7 ст. 78 НК РФ в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     
     Следовательно, если неправильное исчисление налоговым органом транспортного или земельного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговый орган должен произвести соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. 78 НК РФ.
     
     В числе основных начал законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ) предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
     
     Из вышеуказанных норм НК РФ следует, что физические лица - плательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
     
     Поэтому налоговые органы должны направлять в кратчайшие сроки физическим лицам налоговые уведомления на уплату транспортного (земельного) налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этих налогов, с нарушением установленных сроков. Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога возникнет в силу п. 4 ст. 57 НК РФ не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ).
     
     Должно ли уплачивать транспортный налог представительство иностранной организации?
     
     Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938.
     
     Государственная регистрация водных транспортных средств производится в порядке, установленном ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственная регистрация воздушных судов - в порядке, установленном ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
     
     Транспортный налог уплачивается налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ).
     
     Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества при постановке его на налоговый учет признается для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при отсутствии такого - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
     
     Таким образом, если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории Российской Федерации в вышеназванном порядке на постоянное представительство иностранной организации, то у иностранной организации возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство.
     
Д.В. Гавриленко
     
     Как получить льготу по уплате земельного налога?
     
     С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации действует глава 31 "Земельный налог" НК РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие, прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
     
     В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
     
     При введении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
     
     Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     По вопросу о предоставлении льготы по уплате земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков необходимо обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения земельного участка.
     

О налоговой ответственности

     
     А.А. Назаров
     
     В 2007 году налоговым органом было принято решение о взыскании с организации налоговой санкции за непредставление налоговой декларации. Признается ли совершение такого налогового правонарушения обстоятельством, отягчающим ответственность этой организации за совершение аналогичного правонарушения в 2009 году, если с момента вступления в законную силу вышеуказанного решения истекли 12 месяцев?
     
     Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
     
     На основании п. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения налогового органа. Это может означать, что лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, считается лицо, которое совершило аналогичное правонарушение до истечения 12 месяцев с момента вступления в законную силу соответствующего решения налогового органа.
     
     Учитывая вышеизложенное, необходимо признать, что в рассматриваемом случае совершение аналогичного правонарушения не признается обстоятельством, отягчающим ответственность организации, поскольку к моменту совершения этого правонарушения истекли 12 месяцев с момента вступления в законную силу соответствующего решения налогового органа.
     

Плата за пользование водными объектами

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     У организации истекает срок лицензии на водопользование поверхностными источниками. Должна ли организация уплачивать водный налог когда действие лицензии закончится?
     
     Это зависит от того, продолжит ли организация водопользование и соответственно оформит ли она право на пользование водными объектами в соответствии с новыми правилами. Ведь с 1 января 2007 года вступил в силу Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ВК РФ). Им отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Теперь такое пользование осуществляется либо на основании договора водопользования, либо на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (ст. 9, 10, 11 ВК РФ). При этом плата за пользование водными объектами взимается только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. Если же водопользование осуществляется на основании выданного исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (в пределах их полномочий) решения о предоставлении водного объекта в пользование, плата за пользование водными объектами не взимается (ст. 20 ВК РФ).
     
     При введении в действие ВК РФ было установлено, что те водопользователи, которые пользовались водными объектами на основании лицензий или договоров, выданных и заключенных до вступления в силу ВК РФ, сохраняют права пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"). Указанные пользователи вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии с ВК РФ. Условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе пользователей.
     
     Таким образом, если с организацией будет заключен договор или ей будет выдано решение в соответствии с ВК РФ, лицензия с этого момента прекратит свое действие, а организация будет пользоваться водными ресурсами на основании новых документов. Если же организация не заключит договор и не обратится за разрешением, лицензия прекратит действие по истечении того срока, на который она выдана.
     
     Если соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления в пределах своих полномочий выдаст организации решение о предоставлении водного объекта в пользование, она не будет платить за пользование водными объектами. Если же с нею будет заключен договор водопользования, то она продолжит платить за пользование водными объектами.