Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Социальный налоговый вычет на обучение


Социальный налоговый вычет на обучение

     
     Т.Ю. Левадная,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

     

1. Социальный вычет на обучение детей

    

1.1. Общие положения

     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме фактически произведенных в календарном году расходов на свое обучение в образовательных учреждениях - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более установленного предельного размера вычета, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более установленного предельного размера вычета на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Таким образом, при оплате родителями обучения своего ребенка социальный налоговый вычет может предоставляться либо одному из родителей на всю сумму таких расходов в пределах 50 000 руб., либо обоим родителям в сумме расходов, понесенных каждым из них, причем вышеуказанный предельный размер данного вычета установлен также в отношении общей суммы расходов обоих родителей.
     
     Кроме того, право на получение социального налогового вычета на обучение распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения вышеуказанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
     
     Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется налогоплательщикам полностью и за весь тот налоговый период, в котором их обучающиеся дети или опекаемые достигли двадцатичетырехлетнего возраста.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется за весь период обучения в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
     
     Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
     
     Кроме того, в случаях оплаты налогоплательщиком за обучение своей супруги(а), брата, сестры, племянников у налогоплательщика также не возникает права на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в связи с такими расходами на обучение.
     

1.2. Правовой статус родителей, опекунов и попечителей

     
     Согласно ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Следовательно, право на налоговый вычет в отношении расходов на обучение ребенка имеет лицо, которое указано в книге государственной регистрации актов гражданского состояния в качестве отца или матери этого ребенка. Одновременно это подтверждается свидетельством о рождении ребенка [ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ)]. Поэтому оплата обучения ребенка отчимом или мачехой (то есть лицом, состоящим в браке с родителем ребенка, но не являющимся родителем или усыновителем) не дает им основания для получения социального налогового вычета.
     
     Иногда родители оплачивают обучение детей, которые уже состоят в законном браке и сменили фамилию. Сам факт состояния ребенка в браке не является основанием для утраты родителями права на получение вышеуказанного вычета. Однако в случае смены ребенком фамилии родителям необходимо предъявить в налоговый орган вместе с копией свидетельства о рождении ребенка копию свидетельства о его браке.
     
     В случае усыновления ребенка усыновителям выдается свидетельство об усыновлении (ст. 39 и 43 Закона N 143-ФЗ). Согласно ст. 137 СК РФ усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Следовательно, усыновители вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение усыновленных ими детей.
     
     На основании ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) статус опекуна или попечителя подтверждается решением (или постановлением) органа опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет (ст. 145 СК РФ). При достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун автоматически становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (ст. 40 ГК РФ).
     

1.3. Статус образовательных учреждений и виды обучения

     
     В ст. 219 НК РФ не определено понятие "обучение" и не установлено, при оплате каких именно видов обучения предоставляется социальный налоговый вычет. В ст. 219 НК РФ имеется только указание на то, что это обучение осуществляется в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения.
     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. Иными словами, это учреждение, которое реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
     
     Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. К ним, в частности, относятся школы, лицеи, гимназии, детские сады, вузы, центры повышения квалификации и т.д. Согласно ст. 13 Закона N 3266-1 статус образовательного учреждения обязательно указывается в его уставе. Это означает, что образовательная деятельность должна быть названа в уставе учреждения в качестве основного вида деятельности. Право на ведение такой деятельности возникает у учебного заведения с момента выдачи лицензии (ст. 33 Закона N 3266-1).
     
     Виды образовательных программ поименованы в ст. 9 Закона N 3266-1: это, в частности, дошкольное образование, начальное общее, среднее общее и профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура).
     
     Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон N 125-ФЗ). Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться обучающимися в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством РФ (п. 8 ст. 6 Закона N 125-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 9 Закона N 125-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации.
     
     Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
     
     Статус образовательного учреждения подтверждается имеющейся у него лицензией или иным документом (например, заверенной в установленном порядке выпиской из устава образовательного учреждения). Приказами Минобразования России от 28.07.2003 N 3177 и от 10.07.2003 N 2994 утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг, в которых предусмотрено указание сведений о лицензии, выданной образовательному учреждению, в частности, таких, как номер лицензии, наименование органа, ее выдавшего, срок действия лицензии. Однако формы этих договоров не являются обязательными для применения.
     
     В связи с этим возникают вопросы: каким образом должен подтверждаться налогоплательщиком статус того или иного образовательного учреждения в целях получения социального налогового вычета по расходам на обучение? Следует ли налогоплательщику представлять копии вышеупомянутых документов, ведь учебные заведения не обязаны выдавать их обучающимся?
     
     Ответ на эти вопросы содержится в письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов".
     
     Если ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном налогоплательщиком с учебным заведением, представлять копии таких документов в налоговый орган не обязательно. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у образовательного учреждения лицензии (или иного подтверждающего статус учебного заведения документа), то он может направить запрос в данное образовательное учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган.
     

2. Социальный вычет на собственное обучение налогоплательщика

     
     С 1 января 2007 года существенно изменен порядок предоставления налогоплательщикам социального налогового вычета в связи с расходами на свое обучение. Поэтому при заполнении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2007 и 2008 годы налогоплательщик имеет возможность самостоятельно сделать выбор, какие виды расходов на свое обучение и лечение, а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или по договорам добровольного пенсионного страхования и в каких суммах ему следует учитывать на листах К декларации в пределах нового максимального совокупного размера социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2-4 п. 1 ст. 219 НК РФ, составлявшего с 1 января 2007 года 100 000 руб. (без учета расходов на дорогостоящее лечение).
     
     С 1 января 2009 года в связи с введением в п. 1 ст. 219 НК РФ подпункта 5, предусматривающего возможность получения социального налогового вычета по уплаченным суммам дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии, максимальный совокупный размер социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ, увеличен до 120 000 руб. (ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”"). Следовательно, при наличии в 2009 году отдельных или всех вышеперечисленных видов расходов налогоплательщик будет по своему усмотрению выбирать, какие из них и в каких суммах учитывать при заполнении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2009 год в пределах максимальной величины социальных налоговых вычетов.
     
     Если налогоплательщик оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях, то для получения данного социального налогового вычета форма обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат) значения не имеет. Однако при оплате налогоплательщиком обучения в образовательных учреждениях своих детей или подопечных (либо бывших подопечных) такой вычет предоставляется только в том случае, если дети или подопечные (либо бывшие подопечные) налогоплательщика обучаются по очной форме.
     
     Если фактические расходы на свое обучение и (или) обучение своих детей у налогоплательщика оказались больше установленного предельного размера данного вычета (100 000 руб. и 50 000 руб. соответственно), то сумма превышения таких расходов на следующий налоговый период не переносится.
     

3. Обучение за рубежом

     
     В настоящее время немало налогоплательщиков отправляются сами или отправляют своих детей учиться в зарубежные учебные заведения. Предоставляется ли в этом случае социальный налоговый вычет?
     
     Да, социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется налогоплательщикам независимо от того, где территориально расположено образовательное учреждение, - на территории Российской Федерации или за рубежом. Однако налогоплательщикам следует иметь в виду требование о наличии у образовательного учреждения лицензии либо о подтверждении его статуса иным документом. Поэтому статус иностранного образовательного учреждения должен подтверждаться соответствующими документами, предусмотренными законодательством этого иностранного государства. При этом ко всем подтверждающим документам, а также к договору с иностранным учебным заведением должны прилагаться переводы на русский язык.
     

     Пример.

     
     В 2008 году у налогоплательщика - Семенова К.А. четырнадцатилетняя дочь обучалась в одном из частных колледжей Великобритании.
     
     Налогоплательщик представил в налоговый орган наряду с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2008 год следующие документы: справку, выданную директором колледжа, в которой подтверждается зачисление дочери налогоплательщика на очную форму обучения в частный колледж, а также сообщается о статусе этого колледжа; счет (фактура) за обучение и пребывание ребенка в колледже; заявление налогоплательщика в банк на перевод денежных средств в оплату за обучение дочери по банковским реквизитам, указанным в счете, с отметкой банка о принятии перевода; копию свидетельства о рождении ребенка налогоплательщика.
     
     Представленные документы подтверждают право налогоплательщика на получение социального налогового вычета на обучение своего ребенка в части доходов, полученных налогоплательщиком в 2008 году и облагаемых налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     В данном случае размер вычета определяется путем пересчета оплаченной налогоплательщиком банковским переводом суммы денежных средств в английских фунтах стерлингов в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического осуществления расхода (то есть на дату перевода денежных средств в оплату за обучение дочери).
     
     Одновременно налогоплательщикам следует обратить внимание на то, что при определении размера полагающегося налогоплательщику социального налогового вычета должны учитываться именно расходы на обучение ребенка. При этом иные расходы налогоплательщика (плата за проживание, питание, различные мероприятия), включенные в счет (фактуру) за обучение и пребывание ребенка в школе, при определении размера данного вычета не учитываются.
     

4. Документы, подтверждающие право на получение вычета

     
     Документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по расходам на обучение, в частности, могут являться договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, на обучение в этом учреждении самого налогоплательщика или его детей (опекаемых); справка учебного заведения, подтверждающая, что ребенок налогоплательщика (или опекаемый) обучался в соответствующем налоговом периоде на очной форме обучения; свидетельство о рождении ребенка (детей) налогоплательщика; иные документы, свидетельствующие о статусе налогоплательщика по отношению к обучающемуся, за обучение которого налогоплательщиком была произведена оплата; платежные документы, подтверждающие размер оплаты за обучение, а также справка о доходах по форме 2-НДФЛ, выданная налоговым агентом (организацией-работодателем либо индивидуальным предпринимателем), от которого (в результате отношений с которым) налогоплательщик в соответствующем налоговом периоде получил доходы, облагаемые по ставке 13%.
     
     Если же налогоплательщик занимается предпринимательской деятельностью или частной практикой, то есть относится к категории так называемых самозанятых граждан, и не получал доходов, налог с которых должен удерживаться налоговыми агентами, то такая справка не представляется.
     
     В соответствии с письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии что подлинники вышеуказанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.
     
     Что касается платежных документов, подтверждающих размер оплаты за обучение, то они могут различаться в зависимости от формы оплаты обучения. В платежных документах должны указываться персональные данные лица, оплатившего обучение, сумма и дата платежа. Сумма расходов на обучение определяется в соответствии с суммой денежных средств в рублях, фактически внесенной налогоплательщиком в оплату обучения согласно платежным документам. Данное положение применяется и в случае, если в договоре на обучение стоимость обучения указана не в рублях, а в условных единицах, и при этом отсутствует дополнительное соглашение, устанавливающее стоимость обучения в рублевом эквиваленте.
     
     Если оплата осуществлялась налогоплательщиком в безналичной форме путем перечисления банком на расчетный счет учебного заведения суммы оплаты за обучение с личного счета налогоплательщика либо по его поручению с банковского счета, то подтверждением оплаты служат банковские квитанции и копии платежных поручений о перечислении вышеуказанных средств на расчетный счет учебного заведения (с отметкой банка об исполнении). В случае утери этих документов сумма оплаты может быть подтверждена выпиской с расчетного счета учебного заведения за тот день, когда были перечислены денежные средства, с приложением реестра плательщиков - физических лиц.
     
     Если вносились наличные денежные средства в кассу учебного заведения, то подтверждением оплаты служит кассовый чек. Бланки строгой отчетности могут оформляться при оказании услуг населению за наличные деньги вместо применения контрольно-кассовой техники; специальные же бланки строгой отчетности для подтверждения оплаты образовательных услуг Минфином России не утверждались. Поэтому образовательные учреждения при наличных денежных расчетах с населением должны применять контрольно-кассовую технику. Поскольку в кассовом чеке сведения о плательщике не приводятся, бухгалтерия образовательного учреждения дополнительно к чеку должна выдать квитанцию к приходно-кассовому ордеру.
     
     В платежных документах должно быть также указано назначение платежа, например "плата за обучение" или "плата за образовательные услуги", либо должна содержаться отсылка к соответствующему договору с образовательным учреждением с указанием его номера и даты.
     
     При этом не имеет значения, с кем заключен договор об обучении - с самим обучающимся или с его родителями. В первом случае родители имеют право оплатить получение образования ребенком на основании ст. 313 ГК РФ; то же относится к опекунам и попечителям.
     
     Если платежные документы оформлены на обучающегося ребенка, но расходы по оплате обучения фактически понес его налогоплательщик-родитель, то в заявлении о предоставлении социального налогового вычета родителю следует указать, что им было дано поручение ребенку внести выданные родителем денежные средства в оплату обучения по договору, заключенному с образовательным учреждением. Можно также оформить письменную доверенность на осуществление оплаты ребенком (составляется в произвольной форме по правилам, установленным ст. 185 ГК РФ).
     
     В письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ предусмотрено, что если договор на обучение ребенка был заключен с учебным заведением одним родителем, а денежные средства в оплату обучения по данному договору были внесены (перечислены) другим родителем, то налоговый орган может предоставить социальный налоговый вычет тому из налогоплательщиков-родителей, который произвел расходы на обучение ребенка.
     
     Если размер оплаты за обучение был повышен, то образовательное учреждение должно составить дополнительное соглашение к заключенному ранее договору, и тогда сумма социального налогового вычета будет определяться исходя из размера фактических расходов налогоплательщика, указанного в платежных документах.
     
     В некоторых случаях в договоре на обучение содержатся условия, согласно которым оплата за собственное обучение налогоплательщика или за обучение его ребенка производится по окончании учебного заведения. Поэтому если договор на обучение предусматривает возможность предоставления налогоплательщику отсрочки по внесению платежа за обучение, социальный налоговый вычет может быть предоставлен только за тот налоговый период, в котором налогоплательщик согласно платежным документам фактически произвел такую оплату.
     
     Однако иногда налогоплательщик единовременно вносит плату согласно условиям договора сразу за весь период обучения, который включает несколько лет. Но законодателем не предусмотрено исключений для таких случаев, в силу чего социальный налоговый вычет может быть предоставлен только за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком была произведена такая единовременная оплата за обучение.
     

5. Обучение по заявлению работника, оплачиваемое работодателем

     
     Нередко работодатель по заявлению работника оплачивает его обучение (или обучение его детей) со своего расчетного счета, а затем удерживает данную сумму из зарплаты сотрудника. В такой ситуации подтверждением расходов налогоплательщика на обучение могут, в частности, являться банковские документы об оплате, произведенной работодателем учебному заведению, заявление работника, в котором он поручает работодателю произвести от своего имени оплату данному учебному заведению, а также справки работодателя о возмещении ему работником расходов на обучение. При этом подтверждение соответствующей справкой, выданной работодателем, факта возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату обучения, является необходимым условием предоставления налогоплательщику социального налогового вычета в связи с его расходами на обучение.
     
     В некоторых случаях денежные средства в оплату за обучение ребенка налогоплательщика перечисляются учебному заведению его работодателем на возмездной основе. Это означает, что одновременно налогоплательщиком заключается с работодателем ссудный договор, согласно которому налогоплательщик в установленные сроки возмещает работодателю перечисленные им учебному заведению в оплату за обучение ребенка денежные средства. Налогоплательщик-ссудополучатель уплачивает в таком случае в соответствии со ст. 212 НК РФ налог на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации-работодателя.
     
     В таких случаях налогоплательщик-ссудополучатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении социального налогового вычета на обучение своего ребенка при определении налоговой базы по доходам, полученным в соответствующем налоговом периоде и облагаемым налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     При этом налогоплательщику необходимо наряду с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ и письменным заявлением на предоставление вышеуказанного вычета представить в налоговый орган по месту жительства договор с образовательным учреждением на обучение ребенка в этом учреждении, справку учебного заведения, подтверждающую, что ребенок налогоплательщика обучался в данном календарном году по очной форме обучения, свидетельство о рождении ребенка, платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в оплату за обучение ребенка налогоплательщика организацией-работодателем за счет денежных средств работодателя, а также копию ссудного договора с работодателем, в котором определен порядок погашения ссуды.
     

6. Порядок предоставления социальных налоговых вычетов

     
     Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только на основании письменного заявления, которое подается вместе с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц по окончании соответствующего налогового периода. Форма заявления о предоставлении вычетов нормативными документами не установлена, поэтому данное заявление составляется в произвольной форме, подается на имя руководителя налогового органа по месту жительства налогоплательщика и подлежит обязательной регистрации в налоговом органе.
     

Образец заявления

    
Руководителю ИФНС России N 32
   по г. Москве
   В.И. Петровой
от Федоровой Марии Васильевны,
проживающей по адресу:
119620, г. Москва,
ул. Волынская, д. 12, корп. 1, кв. 35
ИНН (при наличии)

    
Заявление

     
     Прошу предоставить мне социальный налоговый вычет в связи с расходами, произведенными в 2008 году на свое обучение в сумме 30 000 руб. и на обучение моего сына в вузе в сумме 48 000 руб.
     
     Документы, подтверждающие мое право на вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, прилагаются.
     
     К налоговой декларации по форме 3-НДФЛ наряду с заявлением о предоставлении социальных налоговых вычетов должны быть приложены соответствующие документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение вычетов. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налогоплательщику можно зайти на сайт ФНС России www.nalog.ru и в разделе "Информационные ресурсы для юридических и физических лиц" воспользоваться возможностями программы заполнения декларации по форме 3-НДФЛ в автоматизированном режиме.
     
     Подача налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика является обязательным условием получения налоговых вычетов, если даже налогоплательщик, желающий получить вычеты, не относится к категории лиц, которые указаны в ст. 227 и 228 НК РФ и которые обязаны представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
     
     Конкретный срок подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ для физических лиц, которые представляют ее только в целях получения социальных налоговых вычетов, не установлен. Однако налогоплательщикам следует учитывать, что суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику социальных налоговых вычетов, установленных ст. 219 НК РФ, следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога, в связи с чем возврат таких сумм налога осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями ст. 78 настоящего Кодекса. Поэтому заявление о возврате суммы удержанного (уплаченного) налога на доходы физических лиц может быть подано налогоплательщиком согласно п. 7 ст. 78 НК РФ только в течение трех лет со дня удержания (уплаты) вышеуказанной суммы налога.
     
     Если в истекшем налоговом периоде доходы налогоплательщику выплачивались только налоговыми агентами, то причитающаяся к уплате сумма налога на доходы физических лиц с этих доходов должна быть удержана и перечислена в соответствующий бюджет налоговыми агентами, которые являются источниками выплаты этих доходов. В таком случае получение налогоплательщиком социальных налоговых вычетов означает возврат ему из бюджета удержанных налоговыми агентами сумм налога на доходы физических лиц. При этом возможность получения указанных вычетов у своего работодателя (налогового агента) в порядке, аналогичном получению имущественного налогового вычета в связи с приобретением или строительством жилья, ст. 219 НК РФ не предусмотрена.
     
     Сумма налогов, излишне удержанная с выплат, произведенных налоговыми агентами, или уплаченная непосредственно самим налогоплательщиком, подлежит возврату согласно п. 6 ст. 78 НК РФ по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Следовательно, налогоплательщику необходимо одновременно с заявлением о предоставлении социальных налоговых вычетов подать в налоговый орган заявление о возврате (полном или частичном) удержанных в истекшем налоговом периоде сумм налога.
     
     Форма заявления о возврате налога нормативными документами не установлена, поэтому данное заявление составляется в произвольной форме, подается на имя руководителя налогового органа по месту жительства налогоплательщика и подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. Действующий механизм возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц предусматривает возврат денежных средств только в безналичной форме, в связи с чем налогоплательщику следует заранее открыть счет в банке. В заявлении о возврате излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц налогоплательщику необходимо указать наименование банка, номер счета, а также БИК, номер корреспондентского счета или субсчета банка. Эти данные потребуются налоговому органу для оформления платежного поручения на возврат налога.
     

Образец заявления

    
Руководителю ИФНС России N 32
    по г. Москве
    В.И. Петровой
    от Федоровой Марии Васильевны,
    проживающей по адресу:
    119620, г. Москва,
    ул. Волынская, д. 12, корп. 1, кв. 35
    ИНН (при наличии)

    
Заявление

     
     В связи с предоставлением мне социального налогового вычета по расходам, произведенным в 2008 году на свое обучение в сумме 30 000 руб. и на обучение моего сына в вузе в сумме 48 000 руб., прошу в соответствии со ст. 78 НК РФ произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2008 год в сумме 10 140 руб. на мой текущий счет (наименование банка, номер счета, а также БИК, номер корреспондентского счета или субсчета банка).
     
     Следует отметить, что во многих налоговых органах на информационных стендах размещены образцы таких заявлений либо имеются готовые ксерокопии их трафаретов.
     
     Согласно ст. 88 НК РФ в отношении представленной налоговой декларации и подтверждающих документов налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка в течение трех месяцев. Поэтому срок, указанный в п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться не ранее чем с момента завершения этой проверки. Таким образом, реальный срок возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц составляет четыре месяца со дня подачи декларации и заявления о возврате налога.
     
     Данная позиция отражена в п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, в котором, в частности, указывается, что срок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
     
     На основании п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или о решении об отказе в осущест-влении такого возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение передается физическому лицу или его уполномоченному представителю лично под расписку или путем направления письменного уведомления с подтверждением факта и даты его получения.
     
     Поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
     
     Если возврат сумм излишне удержанного (уплаченного) налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне удержанного (уплаченного) налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
     

     Пример.

     
     В 2008 году Лаврова Н.С. на коммерческой основе обучалась в Юридической академии, имеющей государственную лицензию на образовательную деятельность. Одновременно ее сын проходил обучение на подготовительных курсах этой академии.
     
     Согласно заключенному с академией договору налогоплательщик уплатила в 2008 году за свое обучение 70 000 руб., а за обучение своего несовершеннолетнего сына она перечислила на расчетный счет академии 45 000 руб.
     
     В 2008 году Лаврова Н.С. получила от фирмы-работодателя доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13%, в размере 560 000 руб., а также доход в виде дивидендов по акциям в размере 250 000 руб.
     
     Из полученных налогоплательщиком в 2008 году доходов по налоговой ставке 13% облагались только доходы, полученные им от своего работодателя - 560 000 руб., поскольку доход в виде дивидендов по акциям в размере 250 000 руб. облагается по ставке 9% и не подлежит уменьшению на сумму полагающихся налогоплательщику налоговых вычетов.
     
     Налоговым агентом в 2008 году были удержаны и перечислены в бюджет с доходов налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц в размере 72 800 руб. (560 000 руб. х 13%), а также налог по ставке 9% в размере 22 500 руб. (250 000 руб. х 9%).
     
     Лаврова Н.С. вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение своего сына в размере фактически произведенных в 2008 году расходов в сумме 45 000 руб., так как эта сумма находится в пределах 50 000 руб. В то же время необходимо отметить, что вычет по расходам на обучение сына на подготовительных курсах может быть предоставлен налогоплательщику только при условии, что в договоре, заключенном с учебным заведением, имеются сведения о лицензии, подтверждающей статус образовательного учреждения, а также содержится запись, подтверждающая очную форму обучения.
     
     Что же касается расходов на свое обучение в размере 70 000 руб., то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать те виды расходов на свое обучение и лечение (без учета расходов на дорогостоящее лечение), а также расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения или по договору добровольного пенсионного страхования, и суммы таких расходов, в отношении которых она будет заявлять на листе К налоговой декларации по форме 3-НДФЛ полагающиеся ей за 2008 год социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2-4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
     
     Если Лаврова Н.С. не оплачивала в 2008 году свое лечение или лечение членов своей семьи, а также не производила расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или по договорам добровольного пенсионного страхования, то она может заявить социальный налоговый вычет в связи с расходами на свое обучение в сумме фактически произведенных в 2008 году расходов в размере 70 000 руб.
     

     Таким образом, налогоплательщик вправе претендовать на получение социальных налоговых вычетов в общей сумме 115 000 руб. (70 000 руб. + 45 000 руб.) и соответственно на возврат из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме 14 950 руб. (115 000 руб. х 13%).