Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     Д.В. Гавриленко
     

Налогообложение передачи прав на использование программ для ЭВМ

     
     Признаются ли в Российской Федерации объектом обложения НДС услуги по передаче исключительных или неисключительных прав на использование программ для ЭВМ, оказанные российской организацией по договору с иностранной организацией?
     
     На основании ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей применения НДС передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 и подпункту 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав территория Российской Федерации не признается, если покупатель услуг не осуществляет деятельности на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по передаче исключительных или неисключительных прав на использование программ для ЭВМ, оказанные российской организацией по договору с иностранной организацией, в Российской Федерации объектом обложения НДС не признаются.
     
     Что касается документального подтверждения в рассматриваемом случае отсутствия объекта налогообложения на территории Российской Федерации, то перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг), установлен нормами п. 4 ст. 148 НК РФ.
     
     В соответствии с нормами НК РФ факт реализации работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации подтверждается соответствующими контрактами и другими документами, касающимися факта выполнения работ (оказания услуг).
     
     Каков порядок применения НДС в отношении прав на использование программного обеспечения, а также работ по его инсталляции и услуг по его сопровождению?
     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
     
     На основании ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если иное не предусмотрено ГК РФ.
     

     Таким образом, освобождение от обложения НДС при передаче прав на использование программного обеспечения применяется при наличии лицензионного договора.
     
     Что касается выполнения работ по инсталляции программного обеспечения и оказания услуг по его сопровождению, то указанной нормой НК РФ освобождение от обложения НДС таких работ и услуг не предусмотрено.
     
П.С. Лещинер
     

Сбор и размещение опасных отходов

     
     Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и производит сбор, транспортирование обезвреживание, временное хранение и размещение свинецсодержащих отходов 2-3 класса опасности (отработанных свинцовых аккумуляторных батарей).
     
     Вправе ли данный налогоплательщик осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отработанных свинцовых аккумуляторных батарей без получения лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов?
     
     Подпадает ли деятельность по сбору отработанных аккумуляторов под льготу по НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 25 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов.
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов подлежит лицензированию.
     
     Таким образом, в целях применения льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 2 п. 25 ст. 149 НК РФ, налогоплательщики, осущест-вляющие реализацию лома цветных металлов, должны получить в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.
     
     Порядок лицензирования вышеуказанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение).
     
     Согласно Положению лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     

     Деятельность по обороту (в том числе по реализации) отработанных аккумуляторных батарей по лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов нельзя рассматривать как деятельность по реализации лома цветных металлов, так как в соответствии с Положением под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной либо безвозмездной основе.
     
     В то же время п. 1 Положения предусмотрено, что оно не распространяется на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
     
     Таким образом, реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома цветных металлов, образовавшегося в результате осуществления ими собственного производственного процесса, освобождается от обложения НДС; при этом лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов не требуется.
     
С.С. Макаревич
     

Оформление счетов-фактур

     
     В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура, перечислен в п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
     
     Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Таким образом, требования, предусмотренные п. 6 ст. 169 НК РФ, считаются выполненными, если при выставлении счета-фактуры он будет подписан руководителем и главным бухгалтером организации - плательщика НДС либо иным лицом, уполномоченным на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо учитывать, что требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех предусмотренных в счете-фактуре реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
     
     Счет-фактура, составленный и выставленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, не может служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).
     
     В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 87-О "По жалобе закрытого акционерного общества “Судовые агенты” на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 169 и пунк-та 1 статьи 171 Налогового кодекса Россий-ской Федерации" указано, что по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 ст. 169 настоящего Кодекса, позволяет определить контр-агентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Требование п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму НДС, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм НДС из бюджета. Вышеназванные законоположения не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует всем необходимым для осуществления налогового контроля требованиям.
     
     Исходя из положений п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
     

Налогообложение при передаче автомобиля в качестве компенсации за причиненный ущерб

     
     На основании государственного контракта Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) передала контрагенту-автокомбинату автотранспортные средства, числящиеся на балансе и находящиеся в оперативном управлении ФССП России, на гаражно-парковое хранение, техническое обслуживание автотранспорта и на обслуживание центрального аппарата ФССП России с использованием водителей автокомбината.
     
     В результате дорожно-транспортного происшествия водителем автокомбината был поврежден автомобиль ФССП России, собственником которого является Российская Федерация. В качестве компенсации за причиненный ущерб автокомбинат передал ФССП России собственный автомобиль.
     
     Возникает ли у ФССП России налогооблагаемая база по НДС и по налогу на прибыль со стоимости полученного автотранспортного средства?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
     
     Согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
     
     Таким образом, в случае безвозмездной передачи в государственную собственность основного средства (автомобиля), ранее принадлежащего автокомбинату, объекта обложения НДС на основании подпункта 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не возникает.
     
     Что касается налога на прибыль, то согласно п. 3 ст. 250 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     
     Таким образом, суммы возмещения ущерба, полученные организацией, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
     
     Из ситуации следует, что автокомбинатом, обслуживающим в соответствии с государственным контрактом ФССП России, был причинен ущерб имуществу, собственником которого является Российская Федерация, то есть в данном случае ущерб возмещается не ФССП России, а Российской Федерации.
     
     В качестве компенсации за причиненный ущерб по условиям государственного контракта автокомбинат передал ФССП России собственный автомобиль, стоимость которого по оценке независимого эксперта равна сумме причиненного ущерба.
     
     В соответствии с ГК РФ имущество бюджетного учреждения, в том числе полученное не от собственника имущества, закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Такое имущество должно быть зарегистрировано в реестре государственного имущества как имущество казны.
     
     Следовательно, вышеуказанное имущество поступает бюджетному учреждению в оперативное управление из имущества казны.
     
     Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
     
     В этой связи компенсация в виде автомобиля за причиненный ущерб, поступившая ФССП России как имущество казны, не учитывается для целей налогообложения прибыли и нормы п. 3 ст. 250 НК РФ на нее не распространяются.
     

Вычет НДС в случае возврата сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг)

     
     Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ при возврате оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) вычету подлежат суммы НДС, уплаченные продавцом в бюджет. Какие суммы НДС имеются в виду: уплаченные в бюджет по конкретной операции или начисленные в декларации, по которой не возникла недоимка?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты.
     
     При этом исчисленным НДС признается налог, отраженный в налоговой декларации по НДС, а исчисленный НДС с сумм оплаты, частичной оплаты, поступившей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), должен считаться уплаченным при отсутствии недоимки по налоговой декларации, в составе которой произведено исчисление НДС.
     
     Таким образом, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) на основании п. 5 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право на применение вычета по НДС, исчисленному с таких сумм оплаты, частичной оплаты, в налоговом периоде, следующем за тем, в котором налог исчислен налогоплательщиком в разделе 2 декларации по НДС, при условии отсутствия недоимки по данной налоговой декларации.
     

Учет НДС по объекту основных средств при применении разных режимов налогообложения

     
     Организация применяла с момента своего создания упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). В период их применения в 2006-2007 годах был построен подрядным способом объект основных средств. В связи с отсутствием разрешительной документации объект был введен в эксплуатацию в 2008 году, после чего организация утратила право на применение упрощенной системы налогообложения, так как стоимость объекта превысила 100 млн. руб. Как следовало учесть НДС по принятому к учету объекту основных средств, используемому как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в деятельности, по которой применяется общий режим налогообложения?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 и п. 6 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства объектов недвижимости, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае использования построенных объектов недвижимости для осущест-вления операций, подлежащих обложению НДС. В соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вышеуказанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по работам капитального строительства и продавцами по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Поскольку на основании п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ), то суммы НДС по работам капитального строительства и по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, принятым на учет в период применения организацией упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД, вычету не подлежат. Такие суммы НДС включаются на основании подпункта 3 п. 2 ст. 170 НК РФ в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), формирующих первоначальную стоимость объектов строительства, вводимых в эксплуатацию в период применения организацией перечисленных специальных налоговых режимов.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
     
     Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ плательщик НДС обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
     

Налогообложение операций по капитальному ремонту многоквартирных домов

     
     ООО, применяющее общий режим налогообложения, получило от администрации области субсидию на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет Фонда содействия реформирования ЖКХ; субсидия не облагается НДС. Для проведения капитального ремонта жилищного фонда ООО заключило договор подряда с ЗАО, операции которого облагаются НДС. Можно ли поставить к вычету при составлении налоговой декларации по НДС сумму налога, принятую от подрядчика по акту выполненных работ?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном законодательством случае - местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
     
     Согласно п. 5 ст. 15 Закона N 185-ФЗ средства Фонда могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта многоквартирных домов и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
     
     Объекты обложения НДС определены ст. 146 НК РФ, это операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Из ситуации следует, что ООО получило от администрации области субсидию на капитальный ремонт многоквартирных домов за счет Фонда.
     
     Так как ООО, направляя средства целевого финансирования (субсидию) на оплату стоимости выполненных подрядчиком работ, не осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, сумма полученных средств Фонда не подлежит включению в налоговую базу по НДС.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении:
     
     - товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
     
     - товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
     
     Так как ООО в рассматриваемой ситуации не осуществляет операции, признаваемые объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ, суммы налога, предъявленные подрядчиком по выполненным работам, не подлежат вычету.