Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

Начисление пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль

     
     Противоречат ли друг другу разъяснения Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74 и от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 по вопросу о начислении пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль?
     
     Согласно письму Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74, доведенному ФНС России письмом от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@ до ее территориальных органов (для использования в работе), уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, в том числе при корректировке налогооблагаемой базы в сторону уменьшения, излишне уплаченными (взысканными) не являются.
     
     Однако в письме от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 Минфин России рекомендовал налоговым органам при исчислении вышеуказанных пеней учитывать позицию, высказанную Пленумом ВАС РФ в постановлении от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". Ее суть заключается в следующем: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату вышеуказанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
     
     Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
     
     Иными словами, согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном НК РФ порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, в том числе при корректировке налогооблагаемой базы в сторону уменьшения, являются излишне уплаченными (взысканными).
     
     Учитывая вышеизложенное, необходимо признать, что разъяснения Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74 и от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 по вопросу о начислении пеней на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль противоречат друг другу.
     

Представление налоговыми агентами расчетов в налоговый орган

     
     Обязаны ли налоговые агенты представлять в налоговый орган по месту своего учета расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ?
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).
     
     Для налоговых агентов подобной обязанности ст. 23 НК РФ не установлено. В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ вышеуказанные расчеты представляются налоговым агентом в порядке, установленном частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Таким образом, НК РФ не предусмотрено, что такое представление является обязательным и осуществляется в налоговый орган по месту учета.
     
     Однако налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 п. 3 ст. 24 НК РФ).
     
     Вышеуказанные расчеты, представляемые налоговыми агентами, относятся к таким документам.
     
     Следовательно, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту учета расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ.
     
Д.В. Осипов
     

Учет убытка от операций с ценными бумагами

     
     Российская организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая дилерскую деятельность, приобретала долговые ценные бумаги иностранных эмитентов. Эти бумаги были обеспечены другими долговыми ценными бумагами иностранных эмитентов. В соответствии с условиями эмиссии долговые ценные бумаги, которыми владела российская организация, были погашены без выплат. Будет ли в связи с вышеуказанной ситуацией учитываться убыток от операций с ценными бумагами для целей налогообложения прибыли?
     
     Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 НК РФ, в соответствии с п. 10 которой налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести вышеуказанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 8 ст. 280 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг определяют свою налоговую базу вместе с налоговой базой по операциям с ценными бумагами.
     
     Таким образом, разница между ценой погашения долговых ценных бумаг иностранным эмитентом и ценой их приобретения россий-ской организацией признается убытком от операций с ценными бумагами, учитываемым для целей налогообложения прибыли.
     

Учет расходов, понесенных организацией с момента ее государственной регистрации до получения прибыли

     
     Организация зарегистрирована в установленном законодательством Российской Федерации порядке. С момента государственной регистрации организация в течение нескольких месяцев не получала прибыль. Вправе ли организация учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли расходы в виде арендных и коммунальных платежей, затраты на транспорт и другие аналогичные расходы, осуществленные организацией с момента ее государственной регистрации до получения первой прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Расходы в виде арендных и коммунальных платежей, затраты на транспорт и другие аналогичные расходы, осуществленные организацией с момента ее государственной регистрации, могут учитываться в расходах организации для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов.
     

Определение налоговой базы по деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств

     
     Организация, в состав которой входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, учитывает расходы на содержание помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, на основании подпункта 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. Следует ли организации определять налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности?
     
     В соответствии с подпунктом 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются согласно ст. 275.1 настоящего Кодекса.
     
     На основании ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если организация, в состав которой входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, учитывает расходы на содержание помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, на основании подпункта 48 п. 1 ст. 264 НК РФ, то она не должна определять налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     

Налогообложение сделок типа "процентный СВОП"

     
     Между двумя организациями заключена срочная сделка типа "процентный СВОП", условиями которой предусмотрен обмен обязательствами по уплате процентов. Каков порядок налогообложения обязательств и требований в виде процентов, выраженных в иностранной валюте и образующихся у организации в связи с заключением вышеуказанной сделки?
     
     Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, установлены ст. 303 НК РФ.
     
     Статьей 326 НК РФ определен порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления, согласно которому требования (обязательства) в иностранной валюте подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ доходы (расходы), выраженные в ино-странной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода). Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности по операциям с вышеуказанным имуществом (при совершении операций с таким имуществом), прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     
     Таким образом, обязательства и требования в виде процентов, начисленных на последнее число отчетного (налогового) периода, выраженные в иностранной валюте и образующиеся у организации в связи с заключением вышеуказанной сделки, подлежат пересчету и отражению в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли на дату окончания такой сделки либо на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     
     При этом по неначисленным процентам (срок начисления которых не наступил) вышеуказанных обязательств и требований не возникает и, следовательно, такие обязательства и требования пересчету и отражению в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли не подлежат.
     
     Одновременно налогоплательщикам следует учитывать, что в налоговую базу по налогу на прибыль подлежат включению начисленные проценты. Срочные же сделки типа "СВОП" не подлежат переоценке в связи с отсутствием официальной информации о рыночных процентных ставках.
     

Налогообложение взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования

     
     Организация заключает договоры негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. Каков порядок налогообложения взносов по вышеуказанным договорам, ранее включенных в состав расходов для целей налогообложения прибыли, если произошло одно из событий, установленных абзацем восьмым п. 16 ст. 255 НК РФ?
     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) вышеуказанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам, установленным в п. 16 ст. 255 НК РФ.
     
     Таким образом, организация-работодатель имеет право учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли суммы платежей (взносов) по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).
     
     В частности, такими договорами могут быть договоры негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, преду-смотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
     
     В случае внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ, или в случае расторжения вышеуказанных договоров в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения изменений в условия вышеуказанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).
     
     Таким образом, в случае внесения вышеуказанных изменений в договоры негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, а также в случае их расторжения взносы по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению в текущем отчетном периоде.
     
     Пересчет налога на прибыль за прошедшие отчетные (налоговые) периоды не производится.
     

Учет расходов на оплату труда работника, временно переведенного на другую работу

     
     Организация заключила со своим работником соглашение о временном переводе его на другую работу. Каков порядок учета расходов на оплату труда работника, временно переведенного на другую работу, в расходах для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, если такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
     
     В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения вышеуказанных случаев или устранения их последствий.
     
     Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения либо порчи имущества или замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй ст. 72.2 ТК РФ. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
     
     При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При временных переводах работника на другую работу, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями первой, второй и третьей ст. 72.2 ТК РФ, расходы на оплату труда работника могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли в полном объеме.
     

Начисление амортизации по полученному безвозмездно основному средству

     
     Учредителю организации принадлежит более 50% ее уставного капитала. Учредитель принял решение о безвозмездной передаче основного средства организации. Каков порядок начисления амортизации по основному средству, полученному организацией безвозмездно от своего учредителя?
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, в частности от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации.
     
     Полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения вышеуказанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     На основании п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
     
     Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Имущество, полученное безвозмездно организацией от своего учредителя, которому принадлежит более 50% уставного капитала организации, подлежит амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ. При этом первоначальная стоимость основного средства будет определяться как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.
     

Определение начала срока возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль

     
     Организация признается плательщиком налога на прибыль. С какого момента начинает исчисляться срок на возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
     
     Согласно п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 настоящего Кодекса.
     
     В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые должны прилагаться к ней, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
     
     Таким образом, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
     

Налогообложение сделок РЕПО

     
     Организация осуществила первичное размещение облигаций; через определенное время облигации были досрочно выкуплены организацией для их последующего вторичного размещения. Как следует рассматривать сделку по приобретению размещенных облигаций (первая часть РЕПО), а также по последующей их продаже (вторая часть РЕПО) для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов установлены ст. 269 и 291 НК РФ).
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся проценты, в частности, по собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам).
     
     В то же время расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения вышеуказанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
     
     Таким образом, если цена досрочного выкупа облигаций ниже цены их первичного размещения, то у организации образуется доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли. При этом если цена досрочного выкупа облигаций превышает цену их первичного размещения, то у организации образуется убыток, не учитываемый для целей налогообложения прибыли.
     
     Что касается расходов в виде процентов, то как при первичном, так и при вторичном размещении облигаций такими расходами будет признаваться только сумма процентов, начисленных исходя из фактического времени пользования заемными средствами и первоначальной доходности, установленной организацией в условиях эмиссии.
     
     Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 282 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 282 НК РФ под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами).
     
     Доходы (расходы) от вышеуказанных сделок определяются для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ.
     
     Таким образом, при соблюдении положений ст. 282 НК РФ при совершении сделки по приобретению размещенных облигаций (первая часть РЕПО), а также по последующей их продаже (вторая часть РЕПО) могут применяться для целей налогообложения прибыли положения этой статьи Кодекса.
     
     В случае несоблюдения положений ст. 282 НК РФ сделку по приобретению размещенных облигаций (первая часть РЕПО), а также последующую их продажу (вторая часть РЕПО) нельзя рассматривать как досрочный выкуп облигаций с последующим их вторичным размещением и, следовательно, не могут применяться положения ст. 282 НК РФ.
     

Налогообложение купли-продажи не обращающихся на организованном рынке инвестиционных паев

     
     Организация осуществляет куплю-продажу не обращающихся на организованном рынке инвестиционных паев. Распространяются ли положения п. 6 ст. 280 НК РФ на не обращающиеся на организованном рынке инвестиционные паи? Может ли быть принята для целей налогообложения прибыли фактическая цена реализации не обращающегося на организованном рынке инвестиционного пая, имеющая 20%-е отклонение от расчетной стоимости такого инвестиционного пая?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ при выбытии (реализации, погашении или обмене) инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если этот пай не обращается на организованном рынке, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.
     
     В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из условий, установленных подпунктами 1 и 2 п. 6 ст. 280 НК РФ.
     
     В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены данной ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.
     
     Таким образом, фактическая цена реализации не обращающегося на организованном рынке инвестиционного пая, имеющая 20%-е отклонение от расчетной стоимости такого инвестиционного пая, может быть принята для целей налогообложения прибыли.
     
Д.В. Кузнецов
     

Учет расходов, связанных с содержанием столовой

     
     Столовая находится на территории организации и обслуживает ее работников. Работники столовой состоят в штате организации. На основании каких положений НК РФ организация вправе учитывать расходы, связанные с содержанием столовой, а также расходы на оплату труда работников столовой, для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с подпунктом 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если столовая находится на территории организации и обслуживает ее работников, расходы по содержанию этой столовой подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     С учетом того, что работники столовой состоят в штате организации, расходы на оплату их труда принимаются для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.
     

Учет расходов по договорам личного страхования

     
     Организация осуществляет расходы в виде платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица. Вправе ли организация учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли расходы в виде платежей (взносов) по вышеуказанным договорам добровольного личного страхования, если размер взносов превышает 3% от суммы расходов на оплату труда?
     
     Статьей 255 НК РФ установлены виды расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     
     Согласно абзацу первому п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) вышеуказанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам, поименованным в п. 16 ст. 255 НК РФ.
     
     Таким образом, организация-работодатель вправе учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли суммы платежей (взносов) по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями.
     
     В частности, такими договорами могут быть договоры добровольного личного страхования, предусматривающие выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.
     
     В соответствии с абзацем десятым п. 16 ст. 255 НК РФ взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по вышеуказанным договорам, к количеству застрахованных работников.
     
     Каких-либо иных ограничений в отношении учета расходов в виде платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, в расходах для целей налогообложения прибыли положениями главы 25 НК РФ не установлено.
     
     Таким образом, расходы в виде платежей (взносов) по вышеуказанным договорам добровольного личного страхования, если размер взносов превышает 3% от суммы расходов на оплату труда, но не превышает 15 000 руб. в год, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли.
     

Учет возвратных отходов

     
     Организация приобретает материалы, из которых затем производит продукцию. При производстве продукции организация получает отходы в виде латунной стружки, которую впоследствии реализует на сторону. Осуществляет ли организация в данной ситуации расходы?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях главы 25 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
     
     Возвратные отходы оцениваются по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
     
     Доходы от реализации возвратных отходов в том числе латунной стружки, уменьшают материальные расходы, увеличивая тем самым налоговую базу организации от реализации основной продукции.
     
     Таким образом, организация, получающая при производстве основной продукции отходы в виде латунной стружки, которая впоследствии реализуется на сторону, расходов не осуществляет.
     

Учет разницы между рыночной ценой земельного участка и фактической ценой его приобретения

     
     Организация приобретает земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для целей капитального строительства объектов основных средств. Будет ли разница между рыночной ценой такого земельного участка и фактической ценой его приобретения признаваться доходом организации для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 264.1 НК РФ расходами на приобретение права на земельные участки признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. Расходы на приобретение такого земельного участка включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в порядке, установленном п. 3 ст. 264.1 НК РФ.
     
     В налоговом учете организации должна быть отражена фактическая цена приобретения вышеуказанного земельного участка.
     
     Таким образом, разница между рыночной ценой земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на котором находятся здания, строения, сооружения или который приобретается для целей капитального строительства объектов основных средств, и фактической ценой его приобретения, не признается доходом для целей налогообложения прибыли.
     

Учет расходов в виде государственной пошлины

     
     При обращении за совершением юридически значимых действий организация уплатила государственную пошлину. Каков порядок учета уплаченной пошлины для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации).
     
     Таким образом, государственная пошлина, взимаемая с организации при ее обращении за совершением в отношении этой организации юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, может учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли.
     

Учет доходов в виде платы за оказание услуг по ремонту автомобилей

     
     Организация оказывает в течение нескольких налоговых периодов услуги по ремонту автомобилей, плата за которые взимается единовременно в момент заключения договора. Как организации следует учитывать доход в виде платы за оказание услуг по ремонту автомобилей для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ если доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или устанавливается косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     Таким образом, доход в виде платы за оказание услуг по ремонту автомобилей должен учитываться для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока действия договора.
     

Расчет суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе

     
     В соответствии с требованиями ст. 320 НК РФ организация рассчитывает сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам товаров на складе. Какие товары в таком случае должны включаться в показатель "товары на складе"?
     
     Статьей 320 НК РФ установлен порядок определения расходов по торговым операциям.
     
     При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями ст. 320 НК РФ в показатель "товары на складе" должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности на них покупателям.
     

Учет дополнительной выгоды комитентом и комиссионером

     
     Как организация-комитент и организация-комиссионер должны учитывать доход в виде дополнительной выгоды для целей налогообложения прибыли?
     
     Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     На основании положений п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), - также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.
     
     В соответствии с абзацем вторым ст. 992 ГК РФ если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях по сравнению с теми, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
     
     Дополнительная выгода должна учитываться организацией-комитентом в доходах для целей налогообложения прибыли в полном объеме вместе с основным доходом от сделки, совершенной организацией-комиссионером.
     
     Что касается организации-комиссионера, то часть дополнительной выгоды, причитающаяся организации-комиссионеру, должна учитываться ею в доходах для целей налогообложения прибыли вместе с вознаграждением, уплаченным организацией-комитентом.
     

Налогообложение при реализации кредитной организацией права требования долга

     
     Между кредитной организацией и физическим лицом заключен кредитный договор, согласно условиям которого в определенных случаях и в одностороннем порядке условия договора могут быть изменены, в частности, может быть изменен срок платежа. Каков порядок налогообложения в случае реализации кредитной организацией права требования долга после наступления предусмотренного кредитным до-говором срока платежа, измененного в одностороннем порядке?
     
     Согласно п. 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
     
     Таким образом, после наступления предусмотренного кредитным договором срока платежа, измененного в одностороннем порядке, отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью выданного кредита признается убытком по сделке уступки права требования, учитываемым для целей налогообложения прибыли.
     

Расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств

     
     Как должен производиться расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, при составлении декларации по налогу на прибыль за налоговый период?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, порядок исчисления которого приведен в письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 14.07.2005 N ММ-6-02/575@.
     
     Согласно письму Минфина России средняя (среднегодовая) остаточная стоимость вышеуказанных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, установленному в п. 4 ст. 376 НК РФ.
     
     С 1 января 2008 года Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" п. 4 ст. 376 НК РФ изложен в новой редакции:
     
     "Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
     

     Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу".
     
     Таким образом, порядок расчета средней остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, за отчетные периоды (в том числе за отчетные периоды 2008 года) остался без изменений.
     
     При составлении декларации по налогу на прибыль за налоговый период (в частности, за 2008 год) расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, должен производиться аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2008 года).
     
Д.В. Гавриленко
     

ГСМ для служебного автомобиля

     
     Каков порядок отнесения затрат на топливно-смазочные материалы для служебного автомобиля к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?
     
     Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций установлен главой 25 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются, в частности, расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и др.).
     
     При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
     
     При определении норм расхода топлива в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.