Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 08 ноября 2008 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"


Федеральный закон

от 08 ноября 2008 г. N 195-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.
     

Комментарий

     
     С.С. Ермоленко,
юрисконсульт "ФБК-Право"
     
     Федеральный закон от 08.11.2008 N 195-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон N 195-ФЗ), вступивший в силу с 11 ноября 2008 года, изменил ряд статей главного антимонопольного закона страны - Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
     
     В целом изменения, внесенные Законом N 195-ФЗ, можно условно подразделить на несколько групп. К первой группе относятся изменения, связанные со сделками по переходу прав владения и пользования на государственное и муниципальное имущество, ко второй группе - изменения, касающиеся перечня сделок, которые могут совершаться только с предварительного уведомления антимонопольного органа, и порядка рассмотрения ходатайств о предварительном уведомлении, а к третьей группе - изменения, внесенные в нормы о регулировании антимонопольного контроля над финансовыми организациями.
     
     В соответствии с поправками, внесенными в часть 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, изменился перечень оснований для предоставления государственного и муниципального имущества, не переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
     
     Сохранена норма об обязательном проведении конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче в пользование вышеназванного имущества. Однако если раньше, помимо конкурса или аукциона, получить имущество можно было только на основании актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, судебных решений или федерального закона, то теперь такое право может быть также предоставлено:
     
     - на основании международного договора Российской Федерации;
     
     - в случае передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям в безвозмездное пользование;
     
     - государственным и муниципальным органам, государственным внебюджетным фондам и Банку России;
     
     - на срок не более тридцати календарных дней в течение полугода.
     
     Первый абзац части 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, который устанавливает общее правило предоставления государственного и муниципального имущества, по существу, остался без изменений. Изменения коснулись только перечня исключений из общего правила. При этом в данном случае ничего не говорится о порядке передачи имущества. В то же время введение четвертого основания позволит оптимизировать и упростить использование государственного и муниципального имущества в случае, если требуется передать имущество на короткий срок. Важно, что круг лиц, которые могут получить в пользование имущество, не ограничен.
     
     Кроме того, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением субъектов, добывающих полезные ископаемые, а также страховщиков, предпринимателей-нерезидентов, предпринимателей в сфере игорного бизнеса и некоторых других категорий предпринимателей, перечисленных в части 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") законодатель сделал своеобразное исключение. Данным субъектам до 1 июля 2010 года предоставлено право без проведения конкурсов и аукционов заключать на новый срок договоры аренды в отношении государственного и муниципального имущества, если эти договоры были заключены до 1 июля 2008 года. Однако такие договоры могут быть продлены только до 1 июля 2010 года. После этой даты субъектам малого и среднего предпринимательства, судя по всему, придется участвовать в конкурсах и аукционах наравне с остальными претендентами.
     
     В отношении государственного и муниципального имущества, которое находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, Законом N 195-ФЗ также внесены изменения. Если раньше договоры об отчуждении такого имущества могли быть заключены только на основании аукциона или конкурса без каких-либо исключений, то теперь в качестве исключений введены уже рассмотренные выше четыре основания.
     
     Изменения, касающиеся оснований для предварительного согласия антимонопольного органа о совершении сделок с имуществом, состоят в следующем. Закон N 195-ФЗ дополнил п. 7 части 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции. Прежде крупные хозяйствующие субъекты (сумма активов которых более 3 млрд руб. или суммарный годовой оборот составляет более 6 млрд руб. и которые также характеризуются другими признаками) могли свободно совершать между собой сделки по отчуждению основных производственных средств только в объеме не более 20 % от балансовой стоимости всех основных средств предприятия. Если объем сделки был выше, то необходимо было получать предварительное согласие антимонопольного органа. При этом ограничение касалось абсолютно любого имущества, отнесенного к основным средствам. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о защите конкуренции Законом N 195-ФЗ, теперь к основным средствам, в отношении которых действует ограничение, не относятся земельные участки, не имеющие промышленного назначения здания, строения, сооружения, помещения и части помещений, а также объекты незавершенного строительства. Иными словами, данные объекты могут быть предметом сделок практически в любом объеме. Эти меры могут существенно увеличить общее количество сделок с вышеуказанными объектами недвижимости, что позволит предприятиям эффективнее управлять дорогостоящими активами недвижимости.
     
     Кроме того, в части 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции в связи с принятием Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон об иностранных инвестициях в стратегические общества), добавлено новое основание для продления срока рассмотрения ходатайства лица о предварительном согласии антимонопольного органа на совершение этим лицом сделки. Данное основание применимо только к некоторым сделкам, которые совершаются в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороны страны. Срок рассмотрения ходатайства о предварительном согласии на совершение сделки может быть продлен до дня принятия антимонопольным органом решения в отношении сделки, то есть рассмотрение такого ходатайства может тянуться весьма длительное время (с учетом того, что общий срок для принятия решения - 30 дней).
     
     Часть 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции дополнена новым п. 6, которым введено дополнительное основание для отказа в удовлетворении ходатайства о предварительном согласии на совершение сделки, подлежащей согласованию в соответствии с Законом об иностранных инвестициях в стратегические общества.
     
     Перечень видов сделок и признаки хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, содержатся в ст. 4-7 вышеназванного Закона.
     
     В целом принятие Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества и внесение соответствующих поправок в антимонопольное законодательство направлены на защиту государственных интересов в области обороны и повышение государственной безопасности, что позволяет оценивать данные шаги позитивно. Однако отсутствие конкретного срока, в течение которого должно быть рассмотрено ходатайство о предварительном согласии на совершение сделки, может существенно затруднить участие добросовестных иностранных инвесторов в "оборонных активах", что, в свою очередь, может в определенной мере повлиять на развитие предприятий оборонной отрасли.
     
     Закон N 195-ФЗ внес изменения в ст. 35 Закона о защите конкуренции, изменив порядок контроля над деятельностью финансовых организаций. В соответствии с частью 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны уведомлять антимонопольный орган обо всех соглашениях, заключаемых с другими финансовыми организациями или органами государственной и муниципальной власти. Однако из данного перечня Законом N 195-ФЗ сделан ряд исключений в отношении соглашений, о которых уведомлять антимонопольный орган не надо. До вступления в силу Закона N 195-ФЗ таких исключений было всего три:
     
     - соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ (10 % - если товар обращается на одном товарном рынке; 20 % - если товар обращается на нескольких товарных рынках)*1.
     _____
     *1 Пункт 6 постановления Правительства РФ от 30.05.2007 N 335 "Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля" (в ред. от 28.07.2008) и п. 4 постановления Правительства РФ от 30.05.2007 N 334 "Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля".
     
     - соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг;
     
     - соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
     
     С принятием Закона N 195-ФЗ круг таких соглашений существенно изменился и расширился и финансовые организации получили больше пространства для действий. В частности, в настоящее время, с учетом внесенных поправок, уведомлять антимонопольный орган о соглашении не надо, если это:
     
     - соглашение между финансовыми организациями и стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ (для кредитных организаций - 14 млрд руб.; для прочих финансовых организаций - от 50 млн руб. до 200 млн руб.);
     
     - соглашение между финансовыми организациями, которое не связано с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
     
     - соглашение, являющееся договором об оказании финансовых услуг, а также соглашение, достижение которого предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
     
     - соглашение, являющееся договором, заключаемым финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
     
     - соглашение о расторжении ранее достигнутых соглашений;
     
     - соглашение об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающее изменение их существенных условий;
     
     - соглашение, являющееся предварительным договором.
     
     Кроме того, изменился перечень документов, которые должны прилагаться к уведомлению о соглашении. С внесением изменений в часть 10 ст. 35 Закона о защите конкуренции исчезла необходимость прилагать к уведомлению финансово-экономическую отчетность, которую финансовые организации представляют в Банк России и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг.
     
     В соответствии с частью 1 ст. 2 Закона N 195-ФЗ финансовые организации, которые до вступления в силу Закона о защите конкуренции (в новой редакции) заключили соглашение, подпадающее под уведомление, должны произвести соответствующее уведомление в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления в силу данных изменений.
     
     Рассмотренные меры по ослаблению контроля за соглашениями финансовых организаций в целом можно оценить положительно, поскольку это позволит финансовым организациям самой разной направленности чувствовать себя свободнее и несколько динамичнее развивать рынок финансовых услуг.
     
     Оценивая комплекс изменений, внесенных Законом N 195-ФЗ в Закон о защите конкуренции, следует подчеркнуть, что по большей части данные изменения носят позитивный характер и, несмотря на то что не вносят радикальных поправок в существующее антимонопольное законодательство, должны оказать положительное влияние на правовое регулирование и практическую деятельность хозяйствующих субъектов, которые участвуют в отношениях, складывающихся в антимонопольной сфере.