Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 03 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

от 03 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.
     

Комментарий

     
     В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации II класса
     

1. Общие положения

     
     В течение 2008 года было принято несколько нормативно-правовых актов, которые направлены не только на совершенствование системы управления рыбопромысловым комплексом, но и затрагивают вопросы его стратегического развития, в том числе интеграции в мировое рыбное хозяйство.
     
     К числу этих актов относится Федеральный закон от 03.12.2008 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ).
     
     В частности, Законом N 250-ФЗ внесено несколько очень важных изменений в Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), в том числе:
     
     - уточнены прежние и введены новые понятия применительно к деятельности, связанной с рыболовством;
     
     - установлен порядок производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
     
     - дополнен перечень случаев, при которых осуществляется принудительное прекращение права на добычу водных биоресурсов;
     
     - уточнен порядок осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
     
     - установлен порядок досрочного расторжения договоров, а также изменения их условий в части закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов; предоставления рыбопромыслового участка; пользования водными биологическими ресурсами.
     
     Закон о рыболовстве дополнен также нормами, уточняющими действие актов законодательства СССР по вопросам рыболовства, а также разрешающими иные коллизии между различными правовыми нормами, регулирующими рыболовство. Так, определены заключительные и переходные положения, в соответствии с которыми в целях сохранения водных биоресурсов продолжает действовать защитный режим зон с особыми условиями использования территорий, созданных до вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
     
     Кроме того, Законом N 250-ФЗ внесены изменения в ряд других законодательных актов.
     
     Далее рассмотрим подробнее наиболее существенные изменения, внесенные в Закон о рыболовстве и некоторые другие законодательные акты.
     
     Принятые сокращения в тексте комментария:
     
     - ВБР, водные биоресурсы - водные биологические ресурсы;
     
     - внутренние воды - внутренние морские воды Российской Федерации;
     
     - ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
     
     - добыча ВБР - добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
     
     - КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
     
     - континентальный шельф - континентальный шельф Российской Федерации;
     
     - научные цели - научно-исследовательские и контрольные цели;
     
     - НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;
     
     - ОДУ - общий допустимый улов водных биологических ресурсов;
     
     - Росрыболовство - Федеральное агентство по рыболовству;
     
     - территориальное море - территориальное море Российской Федерации;
     
     - экономическая зона - исключительная экономическая зона Российской Федерации.
     

2. Термины и определения

     
     Как уже было указано выше, в понятийный аппарат Закона о рыболовстве было внесено несколько изменений. Так, в ст. 1 этого нормативного акта даны новые трактовки понятий "рыболовство", "рыболовство (аквакультура)", "товарное рыбоводство".
     
     Что касается аквакультуры, то к ней отнесена деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, ВБР в полувольных условиях или в искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных Законом о рыболовстве случаях - деятельность по добыче этих водных биоресурсов. Однако пока этот Закон не содержит каких-либо иных положений и норм по регулированию данного вида деятельности. В связи с этим экспертами отмечалась необходимость совершенствования законодательства в этой части. Так, губернатор Мурманской области на встрече с руководителями компаний рыбохозяйственного комплекса в 2008 году предложил в целях развития аквакультуры:
     
     - принять отдельный федеральный закон "Об аквакультуре".
     
     - разработать программу развития аквакультуры в России с включением в нее мероприятий по созданию перспективных технологий и объектов выращивания, а также предусмотреть строительство базовых заводов по производству высококачественных отечественных кормов и хозяйств по выращиванию рыбной молоди;
     
     - внести дополнения в действующие нормативные акты о предоставлении субсидий предприятиям аквакультуры на закупку кормов для выращиваемых видов рыб, а также расширить номенклатуру лизинговых поставок оборудования для сельхозпроизводителей, включив технику и технологическое оборудование, посадочный материал с учетом потребностей аквахозяйств, и предоставить аквафермерам право на их приобретение через систему федерального лизинга.
     
     Следует также отметить, что подавляющее большинство развитых стран уже более 25 лет постепенно заменяют традиционный вылов рыбы и морепродуктов их искусственным разведением. Соответствующие комплексы расположены практически вдоль всего побережья стран Европы, а в некоторых государствах, в частности расположенных в Юго-Восточной Азии (в Китае, Таиланде, Вьетнаме и т.д.), объемы аквакультуры уже превышают объемы промышленного вылова. Причем стоимость продукции аквакультуры в мире практически сравнялась со стоимостью добываемых водных биоресурсов.
     
     Возвращаясь к ст. 1 Закона о рыболовстве, обращаем внимание читателей журнала на то, что в нее введены такие новые понятия, как "прибрежное рыболовство", "уловы водных биоресурсов" и "рыбное хозяйство", которые определяют всю жизнедеятельность отрасли и расширяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Так, прибрежным рыболовством является предпринимательская деятельность по поиску и добыче ВБР, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     
     К рыбному хозяйству отнесены виды деятельности по рыболовству и сохранению ВБР, рыбоводству, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Отметим, что определение этого одного из основополагающих понятий, ранее не содержалось не только в прежней редакции Закона о рыболовстве, но и в каком-либо законодательном акте РСФСР. Что касается нормативных актов СССР, то с исторической точки зрения представляет интерес постановление СТО СССР от 03.07.1925, утвердившее Положение о рыбном хозяйстве, где было указано, что под рыбным хозяйством подразумевается деятельность по использованию запасов рыбы и других водных животных (млекопитающих, ракообразных, моллюсков), а также морских водорослей, и мероприятия по организации этого использования на рациональных началах, ограждающих вышеуказанные запасы от истощения. По нашему мнению, понятие рыбного хозяйства, введенное в 1925 году, полнее и предпочтительнее нынешнего, поскольку в большей мере ориентировало государство и рыбопромысловые хозяйства на бережливое использование водных биоресурсов.
     

3. Основные принципы законодательства о рыболовстве

     
     Статья 2 Закона о рыболовстве устанавливает девять основных принципов рыболовства и сохранения ВБР, в частности, такой принцип, как приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, изложен в уточненной редакции (подчеркиванием выделены дополнения). Такое уточнение данного принципа означает усиление внимания государства к сохранению всех ценных видов ВБР.
     
     Эта же статья Закона о рыболовстве дополнена новым принципом, предусматривающим осуществлять определение объема добычи водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
     
     По мнению председателя Совета Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Ю.И. Кокорева, в данном случае неясно, о каких объемах добычи водных биоресурсов здесь говорится - об ОДУ или о квотах добычи ВБР. Это скорее декларативная формулировка, нежели норма, подлежащая исполнению, поскольку она не содержит условий, принципов или механизмов учета вышеуказанных факторов, то есть ее реализации. В ВАРПЭ также считают, что о социальных и экономических факторах можно было бы говорить при наделении квотами традиционных пользователей, в том числе градообразующих организаций (при одновременном включении в Закон о рыболовстве условий обеспечения таковыми квотами), а экологические факторы уже учитываются при определении ОДУ конкретных видов водных биоресурсов в целях ненанесения им ущерба.
     
     В свою очередь, начальник Управления науки и образования Росрыболовства В. Беляев считает, что отказ от системы "одирования" и переход к установлению "экологически допустимых" или "возможных" уловов является серьезным шагом на пути к эффективному и рациональному пользованию водными биоресурсами. Ведь в отличие от ОДУ величина возможного вылова, кроме состояния запаса ресурса и научно обоснованного биологически безопасного уровня изъятия из него (что и есть собственно ОДУ), учитывает и другие характеристики, в том числе степень хозяйственного освоения ресурса, современные возможности рыбопромысловых предприятий по его добыче и переработке, коммерческую ценность, степень изученности и т.д. Поэтому "возможный" вылов - это более гибкий показатель, позволяющий осуществлять регулирование промысла с использованием комплекса мероприятий организационного характера и с учетом ограничений, содержащихся в нормативных документах в виде ограничения сроков и районов промысла; количества промысловых судов на промысле; контроля типов и размеров орудий лова; использования элементов "олимпийской системы" при выборе квот; присутствия на борту наблюдателей от науки; полного взвешивания улова, обеспечивающего поступление надежной промысловой статистики; создания единого информационного центра на бассейне.
     

4. Порядок производства продукции из ВБР

     
     Вновь введенной ст. 7.1 Закона о рыболовстве разрешается осуществлять производство рыбной и иной продукции из ВБР на судах рыбопромыслового флота только при промышленном рыболовстве.
     
     В свою очередь, улов ВБР, добытых при прибрежном рыболовстве, используется для производства продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации.
     
     Рассматривая вновь введенные в Закон о рыболовстве нормы, целесообразно отметить, что до принятия Закона N 250-ФЗ вопросы переработки ВБР не входили в перечень вопросов, регулируемых первым из названных нормативных актов. Поэтому многие депутаты Государственной Думы отметили, что введение в Закон о рыболовстве новой ст. 7.1 является не только необходимой, но и совершенно оправданной мерой хотя бы потому, что в ней четко определяются территории, на которых осуществляется переработка ВБР. Кроме того, введение вышеуказанных норм в Закон о рыболовстве должно привести к созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступления налогов во все уровни бюджетной системы.
     
     Однако при этом следует заметить, что первая редакция (на стадии законопроекта) ст. 7.1 Закона о рыболовстве вызвала серьезные возражения со стороны ВАРПЭ, где считали, что включение в Закон отдельной нормы, регулирующей вопросы переработки водных биоресурсов, является излишней: во-первых, эта норма в целом несвойственна Закону о рыболовстве, устанавливающему правила добычи ВБР, а не свободного владения, пользования и распоряжения водными биоресурсами их собственниками; во-вторых, переработка, естественно, ведется либо на судах, либо на берегу. Кроме констатации этого факта, ничего нового вводимая норма, по мнению ВАРПЭ, не предусматривает.
     
     Тем не менее депутаты Государственной Думы посчитали возможным включить в Закон о рыболовстве норму, регулирующую порядок производства продукции из ВБР, хотя и в несколько измененной по сравнению с первым вариантом редакции.
     
     Из последних значимых документов, принятых по рассматриваемому вопросу на федеральном уровне, целесообразно отметить распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р, которым утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В них, в частности, сказано о необходимости стимулирования переработки и реализации водных биоресурсов на территории Российской Федерации, включая комплекс мер государственной поддержки строительства на отечественных судостроительных предприятиях современных рыбопромысловых судов, стимулирование развития рыбоперерабатывающего комплекса и инфраструктуры морских терминалов, предназначенных для обслуживания рыбопромысловых судов, обеспечение создания условий для формирования эффективно функционирующего рынка ВБР и продуктов их переработки, усовершенствование стандартов качества рыбной продукции, поддержка создания новых технологий глубокой и комплексной переработки ВБР водных биоресурсов. Другим распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" также предусмотрен ряд мер по развитию рыбного хозяйства, в том числе приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике.
     
     В этой связи обращаем внимание читателей журнала на то, что в ст. 7.1 Закона о рыболовстве говорится о том, что производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.
     

     В настоящее время уже разработан проект технического регламента "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение" (см. законопроект N 470322-4).
     
     Такого единого системного документа в отрасли не существовало по крайней мере пять лет - с того времени, как был принят Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а действовавшие еще с советских времен ГОСТ утратили силу. В этот период требования к рыбе в разных ее видах содержались в разрозненных технических условиях и отраслевых стандартах.
     
     Новый технический регламент призван регламентировать практически все, что касается морепродуктов, начиная с того момента, как их выловили из воды, и кончая тем, как их купили в магазине. Поэтому регламент детально описывает, в каких помещениях допустимо перерабатывать рыбу, на каком оборудовании, и даже то, на каких судах ее можно добывать. Очевидно, что когда он будет принят, многим рыбопромышленникам придется пойти на дополнительные вложения в бизнес, чтобы привести используемые технологии производства продукции на своих предприятиях в соответствие с новыми требованиями.
     
     В Росрыболовстве также полагают, что с помощью технического регламента можно будет дисциплинировать производителя, повысить ответственность продавца и установить справедливую дифференциацию цен на морепродукты. В частности, после введения регламента будет значительно труднее под видом дорогой рыбы продавать дешевую.
     
     В свою очередь, президент Ассоциации добытчиков минтая Г. Зверев считает, что подготовленный проект технического регламента чрезмерно детализирует некоторые технологические процессы и виды производства. Поэтому есть опасения, что предприятия, которые начнут создавать свои виды производства и сертифицировать их, могут оказаться по каким-то позициям за рамками этого регламента и будут, по сути, нелегальными, а это существенно обеднит конкурентный арсенал, который имеется в распоряжении предприятий.
     
     Другие эксперты также высказывают серьезные опасения в части способности российской рыбопромышленности и рыбопереработки обеспечить неукоснительное исполнение технического регламента, поскольку чаще всего основной объем рыбопереработки производится на рыболовецких судах, у которых износ материально-технической базы достигает 70%. Поэтому многие технологии уже давно морально и физически устарели. К тому же производственные мощности (из-за сезонности вылова, неустойчивости и нестабильности поставок качественного сырья) задействованы в среднем только на 40%.
     

5. Проведение рыбохозяйственных мероприятий

     
     В целях дальнейшего развития рыбного хозяйства предусмотрено осуществлять рыбохозяйственные мероприятия органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, а также лицами, осуществляющими рыболовство и рыбоводство в соответствии с вновь введенной ст. 7.2 Закона о рыболовстве.
     
     Перечень самих рыбохозяйственных мероприятий может быть очень широким и разноплановым; видимо, поэтому в Законе о рыболовстве он не приводится. При этом читателям следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 601 "О государственном рыбохозяйственном реестре" в данный реестр вносится различная документированная информация, в том числе о мероприятиях по рыбоводству, искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов.
     
     Вопросы дальнейшего развития рыбного хозяйства нашли свое отражение и в федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 606. Реализация соответствующих мероприятий по развитию этого комплекса предусматривает в том числе создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации проводимых мероприятий. Главным содержанием вышеуказанной Программы является переход от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития отрасли на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования ВБР и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
     
     Статьей 7.2 Закона о рыболовстве также предусмотрено, что размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг и поставки товаров в целях выполнения рыбохозяйственных мероприятий для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. При размещении заказов могут выделяться лоты, в отношении которых отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия выполнения работ. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота.
     

6. Прекращение права на добычу ВБР, ограничение и приостановление рыболовства

     
     В соответствии с уточненной редакцией ст. 13 (см. п. 4 и 5 части 2) Закона о рыболовстве лицо, имеющее право на добычу ВБР, отнесенных к объектам рыболовства, лишается права на добычу ВБР в случае:
     
     - неосуществления доставки уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации;
     
     - прекращения на 48 и более часов работы технических средств контроля в течение календарного года без проведения согласования в установленном порядке.
     
     Здесь же целесообразно отметить, что Законом N 250-ФЗ из ст. 13 Закона о рыболовстве исключена норма, предусматривающая, что решение о принудительном прекращении права на добычу ВБР может быть обжаловано в судебном порядке.
     
     Прекращение права на добычу ВБР напрямую связано с изменением действия соответствующих разрешений на вылов. Напомним, что постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, согласно которым приостановление действия или аннулирование разрешения до истечения установленного срока его действия осуществляется Росрыболовством или его территориальными органами.
     
     Что касается ограничения (приостановления) рыболовства, то в ст. 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения ВБР и их рационального использования уточнены такие ограничения рыболовства, как:
     
     - время выхода в море судов для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства;
     
     - запрет ввоза на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
     
     Новой редакцией части 2 ст. 26.1 Закона о рыболовстве предусмотрено, что приостановление рыболовства в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление рыболовства осуществляется Росрыболовством.
     

7. Товарные биржи по реализации рыбной продукции

     
     Согласно части 3.5 ст. 19 Закона о рыболовстве (в ред. Закона N 250-ФЗ) реализация уловов водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В настоящее время такое постановление не принято, хотя еще в начале 2008 года приказом Госкомрыболовства России от 26.02.2008 N 183 была создана рабочая группа по разработке порядка реализации водных биоресурсов и продуктов их переработки на товарных биржах. Планировалось, что соответствующая рыбная биржа начнет работать уже летом 2008 года. Однако, как отметил руководитель Росрыболовства А.А. Крайний, задача оказалась сложнее, чем ожидалось. Дело в том, что в Государственную Думу был внесен законопроект N 498603-4 "О биржах и организованных торгах", поэтому работу по запуску рыбной биржи пришлось синхронизировать с разработкой нового законодательства по данному вопросу.
     
     Организация национальной рыбной биржи, по мнению Росрыболовства, должна урегулировать достаточно хаотичный на сегодняшний день процесс торговли водными биоресурсами и убрать с этого рынка посредников, которые имеют возможность устанавливать цены на продукцию по своему усмотрению. На рыбных биржах продавцами станут добывающие компании, а покупателями - переработчики, розничные сети и оптовики. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 5700 добывающих компаний, их годовой объем вылова оценивается в 5 млрд долл. США. Как отметил А.А. Крайний, торговля на этих биржах будет идти на рубли. Иностранным компаниям, которые захотят принять участие в биржевых торгах, необходимо будет сначала обратиться в банки и приобрести отечественную валюту, а уже затем покупать морепродукцию на рубли на наших биржах.
     
     Возможно, что организация продаж через рыбные биржи действительно сделает рыболовецкий бизнес более прозрачным и понятным, а отсюда и более капитализированным, что принесет прямую выгоду для отрасли и государства в целом, а также поможет бороться с браконьерством. Сейчас, когда на рынке, по сути, действуют несколько крупных монополистов-посредников, цены на рыбу и морепродукты формируются практически только по их желанию; механизм же биржевой торговли позволит минимизировать риск приобретения товара по необоснованно завышенным на 30-50% ценам и оградит покупателей от некачественной и контрафактной продукции. Прогнозируемое снижение цен при этом составит около 20%. Поэтому привлечение продавцов и покупателей к торгам на рыбных биржах станет приоритетной задачей соответствующих государственных структур.
     
     Несколько иное мнение имеют рыбопромысловые организации.
     

     Так, Ассоциация добытчиков минтая, в целом поддерживая позицию о необходимости развития в Российской Федерации биржевой торговли сырьевыми товарами, отметила, что такую торговлю важно развивать экономическими, а не императивными методами. Ассоциация считает, что при осуществлении коммерческой деятельности необходимо неукоснительно следовать принципам свободы экономической деятельности, а также одной из важнейших основ гражданского законодательства - свободе договора. В то же время принятие нормы об обязательной реализации водных биоресурсов и продуктов их переработки на товарных биржах будет означать обязательное заключение гражданско-правовых договоров с товарными биржами как для продавцов, так и для покупателей рыбной продукции. По мнению Ассоциации, нельзя рассматривать такую норму иначе, как навязывание интереса и нарушение автономии воли участников гражданского оборота, учитывая, что возникновение договорного отношения возможно только при наличии интереса к этому каждой из его сторон. Поэтому, поддерживая усилия органов государственной власти по претворению в жизнь идеи о создании в Российской Федерации системы специализированных биржевых торгов рыбной продукцией, Ассоциация считает, что такой способ торговли не нуждается в монополизме и должен доказать свою состоятельность наряду с практикой прямых коммерческих контрактов.
     

8. Осуществление рыболовства в научных целях

     
     В нормы, регулирующие осуществление рыболовства в научных целях, Законом N 250-ФЗ внесены изменения, согласно которым данный вид рыболовства должен осуществляться научными организациями на основании планов проведения ресурсных исследований в объемах, не превышающих необходимого для этих целей размера.
     
     Кроме того, в ст. 21 Закона о рыболовстве введена часть 3.1, предусматривающая, что добытые при осуществлении рыболовства в научных целях ВБР должны использоваться только для проведения работ в вышеуказанных целях и подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. При этом если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. При этом частью 3.2 ст. 21 Закона о рыболовстве прямо запрещается производство рыбной и иной продукции из ВБР на судах, используемых для осуществления рыболовства в научных целях.
     
     В данном случае, по мнению некоторых экспертов, добытые в научных целях ВБР фактически приравниваются к незаконно добытым ресурсам, которые пока выбрасываются за борт только браконьерами во избежание угрозы привлечения к ответственности. Получается, что таким же образом следует поступать и ученым после проведения научных работ с выловленными водными биоресурсами.
     
     В связи с этим ВАРПЭ предлагала дополнить ст. 21 Закона о рыболовстве нормой о том, что после проведения научных работ водные биоресурсы подлежат сдаче хозяйствующему субъекту, имеющему разрешение на пользование ВБР, по договору для последующей их переработки или реализации, а средства, полученные от реализации водных биоресурсов, добытых в научных целях, или продуктов их переработки, должны перечисляться в доход федерального бюджета с удержанием расходов, связанных с переработкой и (или) реализацией. Однако данное предложение не нашло поддержки в Государственной Думе.
     
     Напомним читателям, что в соответствии с п. 6 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект ВБР устанавливаются в размере 0 руб. в случае, если пользование такими объектами осуществляется в том числе в целях изучения запасов, промышленной экспертизы, а также в научных целях.
     

9. Прилов водных биоресурсов

     
     В Закон о рыболовстве введена ст. 29.2, согласно которой при осуществлении рыболовства в отношении определенных видов ВБР допускается добыча иных видов водных биоресурсов в объеме, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Такая добыча считается разрешенным приловом.
     
     Новой редакцией части 8 ст. 31 Закона о рыболовстве предусмотрено, что в случае превышения объема добычи ВБР с учетом разрешенного прилова допускается сокращение квоты добычи водных биоресурсов
     
     Порядок осуществления прилова уже регулируется рядом ведомственных нормативных актов, например правилами рыболовства, утвержденными для некоторых рыбохозяйственных бассейнов (см. приказы Росрыболовства от 08.09.2008 N 149, Госкомрыболовства России от 01.04.2008 N 277, Минсельхоза России от 28.04.2007 N 245).
     
     Отметим также, что ст. 333.3 НК РФ установлены ставки сбора за добычу некоторых видов ВБР Каспийского бассейна, осуществляемых в прилове.
     


10. Порядок распределения квот добычи ВБР

     
     В соответствии с частью 1 ст. 31 Закона о рыболовстве (в ред. Закона N 250-ФЗ) промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи ВБР для отечественных рыбаков в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между соответствующими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи ВБР на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых такими лицами ВБР за девять лет, предшествующих расчетному году.
     
     В вышеприведенной норме подчеркиванием выделен дополнительный текст, включенный Законом N 250-ФЗ, а полужирным шрифтом - изменение количества лет (теперь - девять), которые учитываются при расчете соответствующих квот. Ранее предусматривалось заключать эти договоры на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых указанными лицами ВБР за четыре года, предшествующих расчетному году.
     
     С учетом рассматриваемых изменений, внесенных в Закон о рыболовстве, потребуется скорректировать некоторые нормы постановления Правительства РФ от 12.08.2008 N 604 "Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов". Этим документом также устанавливалось, что доля заявителя рассчитывается как отношение объема выловленных им ВБР каждого вида в районах действия международных договоров за четыре года, предшествующих расчетному году, к сумме объемов выловленных ВБР в соответствующих районах действия указанных договоров всеми допущенными заявителями за четыре года, предшествующих расчетному году.
     
     Для наглядности ниже приведены примеры расчетов по определению доли от квоты добычи ВБР по условному рыбопромысловому предприятию "Заря" исходя из ранее действовавшего порядка и новой схемы, введенной Законом N 250-ФЗ (см. табл. 1, 2 и 3).
     

Таблица 1

    
Исходные данные для определения доли вылова ВБР рыбопромысловому предприятию "Заря" в районах действия международных договоров Российской Федерации

Годы

Фактический объем добычи разрешенных видов ВБР в установленных районах лова по данным государственного рыбохозяйственного реестра (в тоннах)


 

Минтай

Камбала

Палтус


 

"Заря"

все заявители

"Заря"

все заявители

"Заря"

все заявители

1

2

3

4

5

6

7


2000

800

7000

900

3500

530

6000

2001

1100

7500

1100

4500

520

8300

2002

950

9000

1200

4000

510

7700

2003

850

6000

400

5200

490

6200

2004

1100

9500

600

3800

450

6800

2005

1000

3500

800

3700

500

6000

2006

900

2500

700

3800

600

6100

2007

1500

2000

1000

3900

460

6200

2008

600

8000

500

3600

440

6700

2005-2008

4000

16000

3000

15000

2000

25000

2000-2008

8800

55000

7200

36000

4500

60000


Таблица 2

    
Определение доли вылова ВБР рыбопромысловому предприятию "Заря" в районах действия международных договоров Российской Федерации

(исходя из прежней редакции Закона о рыболовстве и норм постановления Правительства РФ от 12.08.2008 N 604)

Разрешенные виды ВБР в установленных районах лова

Вылов предприятием "Заря" за 2005-2008 годы (в тоннах)*1

Сумма объемов вылова всеми заявителями в соответствующих районах лова (в тоннах)*2

Доля предприятия "Заря" на расчетный 2009 год (гр. 2 : гр. 3 х 100), %

1

2

3

4

Минтай

4000

16000

25

Камбала

3000

15000

20

Палтус

2000

25000

8

_____
*1 Используются данные табл. 1: графы 2, 4, 6 по строке 2005-2008.
*2 Используются данные табл. 1: графы 3, 5, 7 по строке 2005-2008.

    
Таблица 3

    
Определение доли вылова ВБР рыбопромысловому предприятию "Заря" в районах действия международных договоров Российской Федерации

    (в соответствии с порядком, учитывающим изменения, внесенные Законом N 250-ФЗ)

Разрешенные виды ВБР в установленных районах лова

Вылов предприятием "Заря" за 2000-2008 годы (в тоннах)*1

Сумма объемов вылова всеми заявителями в соответствующих районах лова (в тоннах)*2

Доля предприятия "Заря" на расчетный 2009 год (гр. 2 : гр. 3 х 100), %

1

2

3

4

Минтай

8800

55000

16