Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Д.В. Осипов
     
     В процессе осуществления профессиональной деятельности организация использует собственные легковые автомобили. Вправе ли она учитывать расходы на добровольное страхование легковых автомобилей от угона и нанесенного им ущерба для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к расходам, признаваемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества).
     
     Таким образом, расходы на добровольное страхование средств наземного транспорта от угона и нанесенного им ущерба могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 1 п. 1 ст. 263 НК РФ.
     
     Коллективным договором предусмотрена выплата материальной помощи работникам к отпуску. Имеет ли организация право учитывать расходы в виде сумм такой материальной помощи для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В то же время согласно п. 23 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.
     
     Таким образом, расходы в виде сумм материальной помощи, предоставляемой работникам к отпуску, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли.
     
     Организация арендует земельный участок, на котором находится недвижимое имущество. Как договор аренды земельного участка, так и недвижимое имущество, находящееся на арендуемом земельном участке, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Может ли организация учитывать расходы в виде арендных платежей за арендуемый по договору аренды земельный участок для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки).
     
     Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
     
     Таким образом, обязательным условием учета расходов в виде арендных платежей за арендуемый по договору земельный участок для целей налогообложения прибыли является государственная регистрация такого договора аренды.
     
     Что касается государственной регистрации недвижимого имущества, находящегося на арендуемом земельном участке, то учет расходов в виде арендных платежей за арендуемый земельный участок по договору аренды для целей налогообложения прибыли не зависит от наличия государственной регистрации такого недвижимого имущества.
     
     Организация приобрела основное средство, которое она переоценила некоторое время спустя. Результат переоценки основного средства был отражен на счетах бухгалтерского учета. Затем организация приняла решение о реализации данного основного средства. Вправе ли организация при реализации основного средства учесть в расходах, принимаемых для целей налогообложения прибыли, остаточную стоимость такого основного средства с учетом доходов (расходов) в виде переоценки?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения согласно главе 25 НК РФ.
     
     Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
     
     Таким образом, при реализации основного средства в расходах, учитываемых для целей налогообложения прибыли, может быть учтена остаточная стоимость такого основного средства, определенная в соответствии с положениями главы 25 НК РФ [без учета доходов (расходов) в виде переоценки].
     
     Доходы (расходы) в виде переоценки основного средства, произведенной организацией до его реализации, не учитываются в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли.
     
Т.М. Гуркова
     
     В 2008 году организация открыла филиал, который расположен в другом субъекте Российской Федерации. Данная организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке, а вновь созданный филиал полностью переведен на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен. Необходимо ли организации в Приложении N 5 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль за 2008 год отражать сведения о вышеуказанном филиале, если он переведен на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет в соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ по окончании каждого отчетного и налогового периода в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию по налогу на прибыль в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
     
     Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения, должен быть отражен в Приложении N 5 к Листу 02 налоговой декларации.
     
     Согласно п. 10.1 Порядка заполнения декларации Приложение N 5 к Листу 02 налоговой декларации оформляется налогоплательщиком по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению (включая закрытые в текущем налоговом периоде) или по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации. Причем количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений или групп обособленных подразделений.
     
     Таким образом, не установлена обязанность организации заполнять Приложение N 5 к Листу 02 налоговой декларации по обособленным подразделениям, которые освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль, так как это Приложение предназначено для расчета распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Следовательно, если обособленное подразделение организации переведено на уплату ЕНВД, то доля суммы налога на прибыль на эти подразделения рассчитывается только в той части, в которой удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения принимают участие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль, определяемой в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     
     Поскольку в рассматриваемой ситуации филиал применяет систему налогообложения в виде ЕНВД и на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ освобожден от обязанности по уплате налога на прибыль (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), то организации не следует показывать в декларации по налогу на прибыль сведения о таком филиале и соответственно Приложение N 5 к Листу 02 налоговой декларации по данному филиалу не заполняется.
     
     Бюджетное учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения. Бюджетное учреждение (головная организация) и часть его обособленных подразделений не осуществляют предпринимательской деятельности. Одновременно несколько обособленных подразделений уплачивают ЕНВД, ведя предпринимательскую деятельность, и соответственно получают прибыль (убытки).
     
     Каков в данном случае порядок налогообложения бюджетного учреждения и его обособленных подразделений?
     
     Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ, действие норм которой распространяется и на бюджетные учреждения, имеющие обособленные подразделения.
     
     Бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, обязаны в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ производить уплату авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, установленной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Таким образом, уплата налога на прибыль по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений не зависит от финансового результата, который они получают, а также от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет.
     
     Организациям следует учитывать, что если обособленные подразделения организации переведены на уплату ЕНВД, то доля суммы налога на прибыль на эти подразделения рассчитывается только в той части, в которой удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения приходится на участие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль, определяемой в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     
     Если головная организация и отдельные обособленные подразделения не осуществляли предпринимательскую деятельность, а другие обособленные подразделения ее осуществляли и получили прибыль или убытки, то налог на прибыль в доле налога, приходящегося на головную организацию и обособленные подразделения, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность или получившие убытки, уплачивается головной организацией. Головная организация вправе использовать часть прибыли от обособленных подразделений, получивших прибыль, для уплаты налога на прибыль по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений, не получивших прибыли.
     
     Согласно письму Минфина России от 27.09.2002 N 03-01-01/12-360 в разрешениях на открытие внебюджетного счета уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджет может не предусматриваться.
     
     Таким образом, отсутствие разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданного бюджетному учреждению в установленном порядке, не служит основанием для неуплаты налогов в бюджет.
     
Д.В. Гавриленко
     
     При расчете оценки стоимости чистых активов на основе бухгалтерских балансов организации выявлены отрицательные значения за несколько финансовых лет подряд. Каковы последствия этого для организации?
     
     Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, то общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимость его чистых активов. При этом необходимо учитывать, что на основании ст. 26 вышеуказанного Федерального закона минимальный уставный капитал закрытого общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
     
     Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по соответствующим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
     
     Таким образом, организации необходимо принять все возможные меры по увеличению показателя "чистые активы" до необходимой величины, то есть до размера, равного уставному капиталу, или до большего размера.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,     
начальник отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     При осуществлении производственной деятельности в 2008 году организация просила покупателя своих товаров перечислить часть денежных средств в адрес поставщиков сырья и материалов, перед которыми у организации имелась задолженность. Подлежала ли в этом случае применению норма абзаца второго п. 4 ст. 168 НК РФ?
     
     Согласно абзацу второму п. 4 ст. 168 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2008 году) сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивалась налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении безденежных форм расчетов (при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг).
     
     При перечислении оплаты товаров их покупателем частично на расчетный счет продавца товаров и частично по поручению продавца на расчетный счет его поставщика безденежная форма расчетов не осуществлялась.
     
     Таким образом, при вышеуказанной форме расчетов вышеназванная норма п. 4 ст. 168 НК РФ не применялась.
     
Д.В. Гавриленко
     
     Каков порядок обложения НДС реализации индивидуальным предпринимателем недвижимого имущества?
     
     Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Учитывая вышеизложенное, если реализация недвижимого имущества осуществляется индивидуальным предпринимателем в рамках предпринимательской деятельности, то такая реализация облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     В то же время подпункт 22 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Освобождаются ли от налогообложения доходы физических лиц, полученные в связи с предоставлением молодым семьям субсидий на строительство или приобретение жилья?
     
     Согласно п. 36 ст. 217 НК РФ (в ред. от 29.11.2007 N 284-ФЗ), вступившему в силу с 1 января 2008 года, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
     
     До 1 января 2008 года данная норма применялась и в случае, если оплата вышеуказанных расходов производилась за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Положения п. 36 ст. 217 НК РФ об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц вышеуказанных субсидий введены одновременно с исключением возможности получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 Кодекса в случае, если оплата таких расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Таким образом, с 1 января 2008 года вместо механизма вычета расходов, произведенных налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, применяется механизм освобождения доходов налогоплательщика в виде сумм вышеуказанных субсидий от обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Одновременные освобождение от уплаты налога и получение имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилья НК РФ не предусмотрены.
     
     Каков порядок налогообложения доходов, полученных физическим лицом от сдачи в аренду организации жилых помещений?
     
     По договору аренды (найма) жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения обязуется предоставить другой стороне - арендатору (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (ст. 671 ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 208 и 209 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами - собственниками жилых помещений по договорам аренды (найма) этих помещений, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц по ставке 13% у налоговых резидентов Российской Федерации.
     
     При получении физическим лицом - арендодателем доходов в виде вознаграждения от организации, заключившей договор аренды жилого помещения и являющейся в соответствии со ст. 226 НК РФ налоговым агентом, обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет начисленной с доходов налогоплательщика при их фактической выплате суммы налога возложена непосредственно на налогового агента.
     
     Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление и уплата налога в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, исчисление и уплата налога с которых осуществляются согласно ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм.
     
     Следовательно, организация-арендатор, являющаяся налоговым агентом, при выплате доходов по договору аренды жилого помещения физическому лицу - собственнику этого помещения обязана согласно п. 4 ст. 226 НК РФ удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц надбавки к заработной плате медицинских работников, выплачиваемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851?
     
     Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что к доходам от источников в Российской Федерации, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
     
     Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ), согласно ст. 129 которого заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
     
     В соответствии со ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Вышеуказанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
     
     Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
     
     Надбавки к заработной плате врачам общей практики (семейным врачам), участковым врачам-терапевтам и участковым врачам-педиатрам, а также медсестрам врачей общей практики (семейных врачей), медсестрам участковых врачей-терапевтов и медсестрам участковых врачей-педиатров установлены постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.
     
     Согласно п. 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц - для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). Вышеуказанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     Таким образом, данные стимулирующие выплаты (надбавки) являются составной частью оплаты труда и на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ относятся к доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц.
     
     Кто должен исчислить налог на доходы физических лиц с дохода физического лица, полученного от сдачи в аренду жилого помещения другому физическому лицу?
     
     При получении физическим лицом - арендодателем дохода от другого физического лица, не являющегося налоговым агентом, на основании заключенного договора аренды нежилого помещения исчисление и уплата налога производятся в соответствии со ст. 228 НК РФ. В таком случае налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ и самостоятельно исчислить подлежащие уплате в соответствующий бюджет суммы налога в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
     
Д.В. Гавриленко
     
     Физическое лицо приобрело лотерейный билет, по которому выиграло денежный приз. Вправе ли физическое лицо уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц на стоимость лотерейного билета?
     
     Применение налогового вычета к стоимости лотерейного билета не предусмотрено главой 23 НК РФ.
     
     Таким образом, физическое лицо не вправе уменьшить стоимость денежного приза на сумму, потраченную на приобретение лотерейного билета.
     
     Физическое лицо для игры в казино приобрело 10 фишек разного номинала. Две фишки использованы не были, пять принесли выигрыш в виде фишек, три проиграны. Закончив игру, физическое лицо обменяло на деньги и оставшиеся, и выигранные фишки. С какой суммы необходимо исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц?
     
     В рассматриваемой ситуации правомерно поступить следующим образом: из стоимости фишек, обмененных на деньги, необходимо вычесть стоимость фишек, купленных при входе в казино. С полученной разницы физическому лицу необходимо уплатить налог на доходы физических лиц.
     
     Пример.
     
     1300 руб. - стоимость фишек, купленных при входе в казино;
     
     2500 руб. - стоимость фишек, обмененных на деньги (с учетом выигрыша);
     
     (2500 руб. - 1300 руб.) х 13% = 156 руб. - сумма налога к уплате в бюджет.
     
     Физическое лицо выиграло в лотерее электроприбор. Вправе ли физическое лицо попросить организацию, где оно работает, рассчитать со стоимости выигрыша налог на доходы физических лиц и перечислить его в бюджет вместо него?
     
     Согласно общеустановленной норме уплату налога на доходы физических лиц производит в рассматриваемой ситуации само физическое лицо.
     
     В то же время физическое лицо вправе поступить следующим образом.
     
     Согласно абзацу второму п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, физическому лицу необходимо выдать организации, где оно работает, заверенную доверенность на уплату налога. Бухгалтеру организации, чтобы перечислить налог на доходы физических лиц, надо составить отдельное платежное поручение и указать в нем, за кого платится налог. Однако исходя из положения, предусмотренного подпунктом 5 п. 1 ст. 228 НК РФ, подавать декларацию в налоговый орган по месту учета физическому лицу надо, так как организация, где оно работает, не является в рассматриваемой ситуации налоговым агентом, что, в свою очередь, не обязывает ее подавать сведения о перечисленном за физическое лицо налоге.
     
     Физическое лицо выиграло в лотерее автомобиль, после чего получило из налоговой инспекции по месту учета уведомление об уплате налога на доходы физических лиц. Финансовое положение не позволяет физическому лицу сразу уплатить всю сумму налога. Как оно должно поступить, чтобы не нарушить налоговое законодательство?
     
     Согласно общеустановленной норме уплату налога на доходы физических лиц производит в рассматриваемой ситуации само физическое лицо, при этом его финансовое положение не имеет значения.
     
     Однако если финансовое положение настолько сложно, что нет возможности уплатить налог на доходы физических лиц в бюджет, физическое лицо может получить отсрочку либо рассрочку по уплате налога. Порядок получения отсрочки, рассрочки установлен ст. 64 НК РФ.
     

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Основным видом деятельности акционерного общества является оказание медицинских услуг населению. В состав акционерного общества входят основное здание, в котором расположены врачебные кабинеты и лаборатории, производственное здание и аптека, площадь торгового зала которой не более 150 кв.м.
     
     1. Признается ли аптека, находящаяся на балансе организации, объектом стационарной торговой сети? Может ли организация в отношении деятельности аптеки исчислять и уплачивать ЕНВД?
     
     2. В здании поликлиники, наряду с врачебными кабинетами и лабораториями, расположен аптечный пункт - киоск, который входит в состав организации и через который реализуются медикаменты. Как правильно следует определять площадь аптечного пункта - киоска? Должна ли организация принимать в расчет площадь прохода для покупателей?
     
     3. Можно ли в целях применения ЕНВД относить производственное здание, в котором оказываются медицинские услуги населению и одновременно осуществляется реализация тех или иных медицинских товаров на арендуемых в этом же здании площадях, к объектам стационарной торговой сети?
     
     1. Согласно Федеральному закону от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечное учреждение определено как организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, реализация готовых лекарственных средств аптеками и другими аптечными учреждениями покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажи как за наличный, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (то есть не для последующей перепродажи и т.д.), относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД.
     

     При этом необходимо отметить, что оптовая торговля лекарственными средствами не переводится на уплату ЕНВД.
     
     2. Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
     
     Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ установлено, что при исчислении ЕНВД по вышеуказанному виду предпринимательской деятельности применяются физические показатели "торговое место" (если площадь торгового места не превышает 5 кв.м) или "площадь торгового места (в квадратных метрах)" (если площадь торгового места превышает 5 кв.м).
     
     Статьей 346.27 НК РФ уменьшение площади торгового места на площадь проходов для покупателей не предусмотрено.
     
     При исчислении ЕНВД и определении площади торгового места налогоплательщикам следует руководствоваться инвентаризационными и (или) правоустанавливающими документами на тот или иной объект торговли, не имеющий торгового зала.
     
     3. Согласно ст. 346.27 НК РФ к торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях) и т.д.
     
     Соответственно в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД производственное здание, в котором организация предоставляет часть площадей в аренду как торговые места, может быть отнесено к объектам розничной торговой сети, не имеющим торговых залов.
     

     Исходя из норм ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     Статьей 607 ГК РФ установлено, что в договоре аренды должны быть приведены данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
     
     Согласно нормам ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор, в свою очередь, обязан пользоваться арендованным имуществом исходя из условий договора аренды, а если такие условия в договоре не определены - согласно назначению имущества.
     
     Вправе ли представительный орган муниципального образования уменьшать значение корректирующего коэффициента К2, которое было установлено на текущий год? В соответствии с разъяснениями Минфина России значения корректирующего коэффициента К2 не могут меняться в течение календарного года (письмо Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-02/230). В то же время в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общим режимом налогообложения и иными системами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
     

     Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ; значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
     
     Согласно п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
     
     Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном НК РФ порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.
     
     В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
     
     Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     В связи с вышеизложенным принятые в течение календарного года нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, предусматривающие положения о снижении действующих значений корректирующего коэффициента К2 с начала данного календарного года, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     Если внесенные изменения в значения корректирующего коэффициента К2 ухудшают положение налогоплательщиков, то они вступают в силу в установленном НК РФ порядке с начала следующего календарного года.