Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности уплаты транспортного налога владельцами воздушных судов


Особенности уплаты транспортного налога владельцами воздушных судов

     
     М.В. Мандражицкая
     

1. Общие положения

     
     Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
     
     Пунктом 1 ст. 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются в том числе самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
     

2. Государственная регистрация воздушных судов

     
     В п. 6 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), говорится о том, что в отношении воздушных судов плательщиками транспортного налога являются именно эксплуатанты. Данное заключение было сделано на основании п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110 (утратили силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 14.12.2004 N 44), в соответствии с которыми воздушные суда подлежали государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представлявшее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).
     
     С 19 октября 2007 года вступили в силу Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85 (далее - Правила), согласно п. 4 которых Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. Необходимые сведения о собственнике воздушного судна, которые должен представить заявитель, содержатся в п. 14 Правил. При этом в соответствии с п. 1.1 приказа Ространснадзора от 04.08.2008 N 231 "Об утверждении временного порядка взаимодействия Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственных функций, переходящих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2008 N 467" для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр прием у заявителей требуемой документации осуществляется Управлением инспекции по безопасности полетов Росавиации.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ВК РФ) право собственности и иные вещные права на воздушное судно, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации и осуществляются согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     

     Кроме того, на основании ст. 130 ГК РФ воздушные суда отнесены к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации.
     
     Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ права собственности, другие вещные права на недвижимое имущество подлежат регистрации.
     
     Учитывая, что в соответствии со ст. 131 ГК РФ и ст. 33 ВК РФ объектами государственной регистрации прав являются вещные права на воздушные суда, под лицами, на которых согласно законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).
     
     В определениях ВАС РФ от 31.01.2008 N 600/08, от 22.02.2008 N 1933/08 отмечено, что в силу норм ст. 131 ГК РФ и ст. 33 ВК РФ, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики в отношении воздушных судов налогоплательщиками признаются лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания для отказа в регистрации устанавливаются согласно ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
     
     Однако на основании ст. 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав в том числе на воздушные суда.
     
     Одновременно в силу п. 1 ст. 33 Закона о регистрации, посвященной порядку введения в действие этого Закона, впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Согласно п. 9 ст. 33 ВК РФ, вступившему в силу с 1 апреля 1997 года, право собственности и иные вещные права на воздушное судно а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации и осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ (в первоначальную редакцию п. 9 ст. 33 ВК РФ изменения не вносились).
     
     Таким образом, и в настоящее время применяется порядок регистрации прав собственности на воздушные суда, предусмотренный п. 9 ст. 33 ВК РФ, то есть порядок, установленный ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации.
     

3. Отличия государственной регистрации прав на воздушные суда от государственной регистрации воздушных судов

     
     Пунктом 9 ст. 33 ВК РФ и ст. 130, 131 ГК РФ предусмотрена государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 N 451 "О Федеральной регистрационной службе" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, является Росрегистрация.
     
     Одновременно в соответствии с п. 1 ст. 33 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением гражданских сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, предназначенные для выполнения полетов, должны регистрироваться в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. С октября 2007 года регистрация воздушных транспортных средств, а также ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется Ространснадзором (п. 6, 9, 10 Правил).
     
     Согласно п. 5 Правил акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. Кроме того, в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, форма которого утверждена приложением N 1 к Правилам, указывается: настоящим удостоверяется, что данное воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации от 07.12.1944. Данное свидетельство выдано только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право собственности на воздушное судно.
     
     В соответствии с письмом Минфина России от 22.02.2005 N 03-06-04-04/13 свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ, удостоверяющий, что воздушное судно занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном (приказ Минтранса России от 02.07.2007 N 85).
     

4. Уплата транспортного налога

     

4.1. Общий порядок уплаты транспортного налога

     
     Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему осуществляется налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества для морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества.
     
     Согласно письму Минфина России от 10.12.2007 N 03-05-05-04/07 с учетом того, что в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, местом нахождения воздушных судов считается место нахождения (жительства) собственника (правообладателя) транспортного средства, уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению (жительства) собственника (правообладателя) воздушного судна.
     
     Кроме того, в письме Минфина России от 10.12.2007 N 03-05-05-04/07 отмечено, что изложенный в нем порядок налогообложения, в том числе в части определения места нахождения воздушного судна, применяется с 1 января 2008 года со следующего налогового периода, при этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся.
     

4.2. Момент признания юридического лица плательщиком транспортного налога

     
     Как отмечалось ранее, согласно п. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Причем в п. 1 ст. 357 НК РФ речь идет именно о регистрации транспортного средства (п. 1, 2, 4, 7 ст. 33 ВК РФ), а не о регистрации права собственности на воздушное судно (п. 9 ст. 33 ВК РФ).
     
     Однако в соответствии с п. 4 Правил Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. Кроме того, согласно п. 11 Правил для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации заявитель представляет в орган регистрации в том числе документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно.
     
     Таким образом, для регистрации воздушного судна предварительно необходимо зарегистрировать права на него.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. На основании п. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. При этом в соответствии с п. 3 ст. 13 вышеупомянутого Закона государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации проведенная государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (форма приведена в приложении N 14 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219).
     
     После получения свидетельства о государственной регистрации юридическое лицо представляет необходимые документы (в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности на воздушное судно) в регистрирующий орган - Ространснадзор. При этом согласно п. 10 Правил государственная регистрация гражданского воздушного судна проводится в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления необходимых документов.
     
     В соответствии с п. 7 Правил при включении в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации данных о гражданском воздушном судне последнему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.
     
     Таким образом, юридическое лицо признается плательщиком транспортного налога не с момента государственной регистрации прав на воздушное судно (то есть внесения соответствующей информации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а с момента регистрации транспортного средства (внесения соответствующей информации в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации).
     

4.3. Уплата транспортного налога в случае, если воздушное судно не зарегистрировано

     
     В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы транспортного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
     
     Читателям необходимо иметь в виду, что, например, согласно постановлению ФАС Московского округа от 19.09.2008 N КА-А40/8418-08 по делу NА40-49292/07-151-322 юридическое лицо не освобождается от обязанности уплаты транспортного налога за не зарегистрированное в установленном порядке воздушное судно. Суд при рассмотрении вышеуказанного дела указал, что в силу ст. 33 ВК РФ, ст. 131 ГК РФ обязанность по регистрации транспортного средства возложена на юридическое лицо. Поскольку воздушное судно подлежит регистрации в порядке, установленном соответствующими правилами, то в силу п. 1 ст. 358 НК РФ оно признается объектом налогообложения. Таким образом, несмотря на то что транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке, владелец воздушного судна является плательщиком транспортного налога.
     
     Для справки:
     
     Аналогичная ситуация складывается и при уплате налога на имущество организаций.
     
     В соответствии с решением ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07 факт отсутствия государственной регистрации права собственности в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на своевременное оформление недвижимого имущества в свою собственность, не может освобождать налогоплательщика от обязанности по учету и налогообложению спорного имущества в порядке, установленном налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете. При этом ВАС РФ поддержал позицию Минфина России, изложенную в письме от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/1094@), согласно которому при установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.
     
     ВАС РФ подтвердил свою позицию в определении от 14.02.2008 N 758/08 по делу N 8464/07, в котором отмечено, что иное истолкование ст. 374 НК РФ противоречило бы действительному экономическому положению налогоплательщика, создавало бы для него необоснованную налоговую выгоду и ставило бы его в неравное положение с другими налогоплательщиками, обладающими объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке. Данное толкование вышеуказанной нормы в решении ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07 соответствует основным началам налогового законодательства, согласно которым лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства имущества, подлежит, в частности, соответствующему налогообложению.
     
     Кроме того, согласно определению ВАС РФ от 07.04.2008 N 4238/08 по делу N А07-20629/06-А-АГФ вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество организаций не может зависеть от волеизъявления заявителя, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.
     
     Аналогичная ситуация складывается и в отношении уплаты земельного налога налогоплательщиками, которые не зарегистрировали свои права на аэродромы, посадочные площадки и т.д.
     
     В соответствии с письмом Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@) факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не служит основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной и носит заявительный характер, в связи с чем земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, должны подлежать обложению земельным налогом, поскольку такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.
     
     Кроме того, при установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества налоговые органы должны привлекать лиц, допустивших такое нарушение, к уплате земельного налога и применять к ним предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности, а также сообщать в органы, принявшие решение о предоставлении земельных участков, о несоблюдении лицами, которым переданы эти земельные участки, требований Закона о регистрации.
     
     Дополнительно налогоплательщикам, которые не оформили права на воздушные суда, необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль амортизируемым имуществом признается в том числе имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. При этом на основании п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     Однако согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав.
     
     На основании письма Минфина России от 21.02.2008 N 03-03-06/1/123 для начисления амортизации по объекту недвижимого имущества необходимо соблюдение двух условий: включение недвижимого имущества в состав амортизационной группы и ввод недвижимого имущества в эксплуатацию. Включение основного средства в состав амортизационной группы означает отнесение этого объекта к амортизируемому имуществу. До включения основного средства в состав амортизационной группы основное средство не может амортизироваться даже в случае, если такой объект введен в эксплуатацию.
     
     Как отмечалось ранее, воздушные суда отнесены в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в п. 11 с. 258 НК РФ говорится не о государственной регистрации в общем, а именно о государственной регистрации прав на основные средства.
     
     На основании вышеизложенного налогоплательщик, заведомо не регистрирующий воздушное судно, может оценить все риски занижения налогооблагаемой базы.
     

4.4. Льготы по уплате транспортного налога

     
     Статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам. В связи с этим на основании п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом. В частности, согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, установленные п. 1 вышеупомянутой статьи Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
     
     Так, с 1 января 2009 года вступил в силу Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге". Несмотря на то что размер ставок, установленный НК РФ, не изменился, вышеназванный Закон г. Москвы внес в этой части существенные изменения. Так, увеличился размер ставок налога на легковые автомобили. Размеры ставок транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства снижены, но по-прежнему существенно превышают размер ставок, установленный НК РФ.
     
     Кроме того, Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 исключил ряд льгот, установленных предыдущим законом (Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48) в дополнение к льготам, предусмотренным НК РФ. Однако перечень льгот, установленный НК РФ, с 1 января 2009 года изменений не претерпел.
     
     Рассмотрим одну из льгот, установленных НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения в том числе воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
     
     В НК РФ понятие "основной вид деятельности организации" не расшифровано. Однако исходя из п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
     
     1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации.
     
     Согласно письму ФНС России от 05.10.2006 N ШТ-6-09/986@ при определении основного вида деятельности (кода по ОКВЭД) возможно использование Временных методических указаний о порядке определения основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации территориальными органами Госкомстата России и находящимися в его ведении организациями, утвержденных приказом Госкомстата России от 22.01.2004 N 8.
     
     Согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
     
     В соответствии с п. "а" ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
     
     Сведения о видах экономической деятельности указываются в листе "И" заявления, при этом первым приводится основной вид экономической деятельности.
     
     Читателям журнала необходимо иметь в виду, что льгота распространяется именно на транспортные средства, используемые при осуществлении основного вида деятельности. Если осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок является дополнительным видом деятельности организации, то она является плательщиком транспортного налога.
     
     Перечень видов деятельности воздушного транспорта указан в подразделе 62 раздела I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - Классификатор ОК 029-2001). На период с 1 января 2008 года до 1 января 2011 года введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденный приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (далее - Классификатор ОК 029-2007). При этом в письме ФНС России от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@ отмечено, что для целей государственной регистрации юридических лиц используется Классификатор ОК 029-2001. Таким образом, при расчете в том числе транспортного налога налогоплательщикам следует руководствоваться Классификатором ОК 029-2001. Однако, учитывая, что изменения, содержащиеся в Классификаторе ОК 029-2007, касаются деятельности космического транспорта, для большинства читателей они несущественны;
     
     2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
     
     В соответствии с п. 60 и 61 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы).
     
     Положения о лицензирования перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов утверждены постановлением Правительства РФ от 23.06.2007 N 397.
     
     Но вопрос о необходимости наличия лицензии для применения налоговых льгот решается неоднозначно.
     
     По мнению Минфина России и налоговых органов, при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготами (письма Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169; УФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557).
     
     В судебной практике единый подход по данному вопросу отсутствует.
     
     Так, в соответствии с постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2006 по делу N А39-8421/2005-4/10 воздушное судно, находящееся у юридического лица на праве хозяйственного ведения, является объектом обложения транспортным налогом при отсутствии лицензии на осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Аналогичное мнение приведено в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2006 N Ф04-4528/2006(24538-А75-40).
     
     Однако в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2005 NФ04-8887/2005(17755-А46-37) суд сделал заключение, что вопрос о наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии на право на занятие лицензируемой деятельностью не связан с положениями главы 28 НК РФ и отнесением либо исключением того или иного объекта из состава налогооблагаемой базы.
     
     В соответствии с п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
     
     - получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
     
     - наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров.
     
     Оценка данного критерия также является неоднозначной.
     
     В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 по делу N А05-12518/05-10 суд указал, что, поскольку не подлежат обложению транспортным налогом морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление перевозок, а данные статистической отчетности о размере выручки от перевозок и о численности работников, занятых в этой сфере, не свидетельствуют о преобладающем характере перевозочной деятельности организации, требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа за неполную уплату транспортного налога правомерны.
     
     В то же время согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 N А56-49975/2005 главным подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, считаются:
     
     1) положения учредительных документов;
     
     2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
     
     Иные условия, приведенные в п. 17.2 Методических рекомендаций, подтверждающие, что основным видом деятельности является осу-ществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, носят дополнительный характер.
     
     Арбитражный суд отметил, что налоговым законодательством предоставление льготы на основании подпункта 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок и размера выручки от других видов деятельности.
     
     В связи с тем что в уставе налогоплательщика указано, что одним из видов деятельности является перевозка пассажиров и грузов, имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая данный факт, а также имеются соответствующие лицензии на осуществление перевозок пассажиров и грузов, суд пришел к выводу об обоснованном применении налогоплательщиком льготы.
     
     Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 21.11.2006 N 08-2091/06-7.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что льгота, предусмотренная подпунктом 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, распространяется только на воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Таким образом, на транспортные средства, находящиеся в аренде, положения подпункта 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не распространяются.
     
     Кроме того, согласно п. 17.2 Методических рекомендаций под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок понимается деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 ГК РФ.
     
     Дополнительно необходимо отметить следующее: для того чтобы организация имела основания для применения льготы, предусмотренной подпунктом 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, желательно, чтобы авиабилеты, багажные квитанции либо авианакладные оформлялись на бланках налогоплательщика с указанием именно его кода (постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 N 412/08 по делу N А40-1627/07-126-12).
     
     В соответствии с постановлением ФАС Московского округа от 09.03.2007, 16.03.2007 по делу N КА-А40/1410-07 предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки пассажиров, грузов, багажа является квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в отдельный подвид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому виду договоров. По договору фрахтования фрахтователем резервируется место для пассажиров, багажа, грузов или почты при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения.
     
     Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2007 N А56-16353/2004 налогоплательщик эксплуатировал суда от своего имени и силами экипажа из штатных работников общества, по указанию фрахтователя принимал грузы к перевозке и от своего имени оформлял товаросопроводительные документы, фрахтователю были переданы для использования грузовые помещения судов. Таким образом, вывод о том, что общество осуществляло процесс транспортировки грузов, был правомерен.
     
     Таким образом, для применения льготы по транспортному налогу большое значение имеют положения заключенного договора.
     
     Однако во избежание рисков рекомендуем налогоплательщикам осуществлять перевозки пассажиров, багажа и грузов на основании либо договора перевозки, либо договора транспортной экспедиции.
     

4.5. Определение срока исковой давности по договору перевозки груза

     
     Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей авианакладной.
     
     В соответствии с п. 1, 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
     
     Однако положения подпункта 4 п. 2 ст. 358 НК РФ выполняются, если организации осуществляют перевозки не только в соответствии с договором перевозки, предусмотренным главой 40 ГК РФ, но и на основании договора транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     При этом если экспедитор организует выполнение услуг, связанных с перевозкой, то договор транспортной экспедиции признается посредническим договором.
     
     Если экспедитор выполняет услуги самостоятельно, то договор квалифицируется как договор оказания услуг. Таким образом, перевозка грузов может быть осуществлена в рамках договора транспортной экспедиции. Однако согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ в обязанности экспедитора входит не только перевезти груз, но и обеспечить его отправку и получение, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки грузов операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иных операций и услуг, предусмотренных договором.
     
     При этом по договору транспортной экспедиции ответственность экспедитора за груз сохраняется до момента передачи его грузополучателю.
     
     В этой связи читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Сроки предъявления претензий при внутренних и международных перевозках определены в ст. 126 и 127 ВК РФ. Одновременно срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, не отличается от общеустановленного и составляет три года.
     
     На основании п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком. Данный факт должен быть отражен в договоре (ст. 805 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации: лицензию на перевозку воздушным транспортом пассажиров и (или) лицензию на перевозку воздушным транспортом грузов (п. 60 и 61 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
     
     В соответствии с п. 3 ст. 61 ВК РФ эксплуатантом признается в том числе юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования, предъявляемые к эксплуатанту, утверждены приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении Федеральных авиационных правил “Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации”".
     
     Таким образом, если организация самостоятельно осуществляет перевозку груза и (или) пассажиров по договору экспедиции и перевозка является ее основным видом деятельности, то воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть на ином законном основании), не являются объектом налогообложения.
     
     Одним из видов договора перевозки является договор фрахтования.
     
     В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
     
     Согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
     
     Таким образом, предметом договора фрахтования в отличие от договора перевозки является предоставление фрахтователю вместимости (ее части) воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов, багажа, при этом предмет договора может быть конкретизирован, а именно: вместимость воздушного судна может обладать определенным объемом, комфортностью и т.д.
     
     Кроме того, по договору фрахтования воздушное судно предоставляется для выполнения как одного, так и нескольких рейсов.
     
     Однако существует риск, что заключенный договор будет признан договором аренды и у организации не будет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 4 п. 2 ст. 358 НК РФ.
     
     Так, согласно постановлениям ВАС РФ от 04.07.2006 N 2313/06, от 23.10.2007 N 1238/07 договор фрахтования судна на время относился не к договорам перевозки, а к договорам аренды.
     
     ГК РФ предусматривает два вида договоров аренды транспортных средств:
     
     1) договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ);
     
     2) договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
     
     Если воздушное судно будет предоставлено без экипажа, то вероятность признания налогоплательщика перевозчиком будет мала. В связи с этим сравним договор аренды транспортного средства с экипажем и договор фрахтования.
     
     В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование.
     
     Таким образом, в первую очередь различен предмет договора. В договоре аренды транспортного средства предметом договора является предоставление транспортного средства во временное владение или пользование.
     
     По договору фрахтования предоставляется часть вместимости одного или нескольких транспортных средств.
     
     В отличие от арендатора, фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна. По договору аренды воздушное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эксплуатационное пользование. В соответствии со ст. 636 ГК РФ арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.