Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О специальных налоговых режимах


О специальных налоговых режимах

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

1. Об упрощенной системе налогообложения

    

Учет денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома

     
     Организация - ООО - должна получить денежные средства на проведение капитального ремонта жилого дома в рамках выполнения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" из бюджетов различных уровней. Являются ли такие средства целевыми? Учитываются ли они при налогообложении организации, применяющей упрощенную систему налогообложения?
     
     Статья 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определяет порядок расходования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или, в случае если субъектом Российской Федерации принято решение, - муниципальные образования. Вышеуказанные средства поступают в соответствующие бюджеты.
     
     Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
     
     Орган местного самоуправления принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами.
     
     В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся, в частности, целевые поступления из бюджета.
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств являются соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
     
     Таким образом, поскольку ООО не относится к вышеперечисленным организациям и учреждениям, то денежные средства, полученные им от органов местного самоуправления на проведение капитального ремонта жилищного фонда, не могут быть признаны бюджетным финансированием и в полном объеме включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Учет расходов по оплате переводческих услуг сторонних организаций

     
     Учитываются ли расходы организации, занимающейся переводами с иностранных языков, по оплате переводческих услуг сторонних организаций в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиком учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 настоящего Кодекса для исчисления налога на прибыль.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
     
     К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контролю за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
     
     На основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса, а именно: они должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Таким образом, расходы организации, занимающейся переводами с иностранных языков, по оплате переводческих услуг сторонних организаций могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, если такие затраты направлены на получение дохода и документально подтверждены.
     
У.В. Семенова,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет суммы займа

     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Как правильно отнести сумму займа при его выдаче физическому лицу: на расходы или на доходы?
     
     Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     В соответствии со ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, - в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
     
     На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы, которые определяются соответственно исходя из положений ст. 249 и 250 настоящего Кодекса. В составе доходов не учитываются в том числе доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 251 НК РФ средства, полученные налогоплательщиком по договорам кредита или займа независимо от формы оформления заимствований, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований, относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении.
     
     Таким образом, сумма займа, возвращенная налогоплательщику-займодавцу, не увеличивает его налоговую базу.
     
     Если в соответствии с договором займа займодавец имеет право на получение от заемщика процентов, данные суммы учитываются займодавцем в качестве доходов на основании положений п. 6 ст. 250 НК РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен исчерпывающий перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе учесть в целях налогообложения.
     
     Поскольку вышеуказанным перечнем не предусмотрен такой вид расходов, как затраты в виде выданного займа или кредита, они налоговую базу не уменьшают.
     
     Вышеприведенное распространяется на правоотношения, в которых заемщиком является как физическое лицо, так и юридическое лицо.
     

Учет доходов в виде арендной платы

     
     В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы.
     
     Пунктом 4 ст. 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы, полученные от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, если основным видом предпринимательской деятельности организации является сдача в аренду имущества, то доходы, полученные в виде арендной платы, учитываются для целей налогообложения на основании положений ст. 249 НК РФ. Если вышеуказанный вид предпринимательской деятельности является для налогоплательщика не основным, то данные доходы учитываются в качестве внереализационных доходов в соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ.
     
     Договором аренды может быть предусмотрена уплата арендной платы в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; предоставления арендатором определенных услуг; передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
     
     К вышеуказанным доходам применяются положения НК РФ, изложенные выше в отношении арендной платы в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
     
     Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если арендатор нарушает порядок, условия или сроки внесения арендной платы, к нему могут быть применены штрафные санкции. Порядок применения штрафных санкций должен быть соответствующим образом обговорен в договоре. При этом денежные суммы, которые поступают налогоплательщику-арендодателю в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, увеличивают налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п. 3 ст. 250 НК РФ).
     
     Договором аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (ст. 324 ГК РФ).
     
     Если арендодатель помимо арендной платы получает также выкупную цену при реализации арендатору арендованного имущества, доходы в виде выкупной цены учитываются в качестве доходов от реализации (ст. 249 НК РФ).
     

Учет основных средств при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

     
     1. Учет основных средств в случае, если организация приобрела основные средства при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.
     
     В период применения упрощенной системы налогообложения организация не учитывает для целей налогообложения произведенные ею расходы, в том числе расходы на приобретение основных средств. Таким образом, при переходе данной организации на общий режим налогообложения она имеет основные средства, затраты на приобретение которых не перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ. В этом случае в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения их стоимости на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (п. 3 ст. 346.25 Кодекса).
     
     Учитывая вышеизложенное, данная организация должна определить на момент перехода на общий режим налогообложения остаточную стоимость основных средств в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Данный порядок применяется в случае, если приобретение основного средства и переход на общий режим налогообложения происходят в течение одного налогового периода (календарного года). Остаточная стоимость основных средств может быть впоследствии учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Если с момента приобретения основного средства при упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов до перехода на общий режим налогообложения прошло более одного календарного года, расходы организации на приобретение основного средства при уплате налога на прибыль не учитываются (подпункт 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
     
     2. Учет основных средств в случае, если организация приобрела основные средства при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения основных средств принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
     
     При этом в течение налогового периода (календарного года) вышеуказанные расходы принимаются за отчетные периоды (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) равными долями.
     
     Если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается как первоначальная стоимость этого имущества, определяемая в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
     
     Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав. Вышеуказанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.
     
     Таким образом, в течение одного календарного года налогоплательщик постепенно равными долями списывает на расходы стоимость приобретенных основных средств. Если этот налогоплательщик по прошествии одного календарного года после приобретения основных средств переходит на общий режим налогообложения, данные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
     
     Если этот налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения в течение того календарного года, в котором он приобрел основные средства, то применяются положения п. 3 ст. 346.25 НК РФ.
     
     Так, на основании п. 3 ст. 346.25 НК РФ в данном случае затраты на приобретение основных средств, которые не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в налоговом учете на дату такого перехода в виде остаточной стоимости основных средств, определяемой путем уменьшения стоимости этих основных средств на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения расходов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
     
     В то же время читателям журнала необходимо иметь в виду, что при применении упрощенной системы налогообложения расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом вышеуказанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подпункт 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
     

Уплата налогов и сдача отчетности при переходе на общий режим налогообложения

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, превысила выручку и перешла на общий режим налогообложения. Как она должна уплачивать налоги и сдавать отчетность?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены вышеуказанное превышение и (или) несоответствие установленным требованиям.
     
     Переход на применение общего режима налогообложения должен осуществляться вышеназванными налогоплательщиками путем представления в налоговые органы соответствующего сообщения, форма которого утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (приложение N 5).
     
     Квартал, предшествующий кварталу, в котором произошло соответствующее превышение доходов, является последним кварталом применения упрощенной системы налогообложения и подачи налоговой декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н. Налоговая декларация подается в общеустановленном порядке с указанием того периода (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, календарный год), в течение которого организация применяла упрощенную систему налогообложения в данном календарном году.
     
     При переходе с упрощенной системы налогообложения суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций. Вышеназванные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
     
     Таким образом, налоговые базы по единому социальному налогу, по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций, по НДС должны определяться налогоплательщиком с начала того квартала, в котором произошло нарушение условий применения упрощенной системы налогообложения.
     

Списание расходов на модернизацию основных средств

     
     Каким образом следует списывать расходы на модернизацию основного средства, купленного в период применения упрощенной системы налогообложения и списанного на затраты в 2006 году? Модернизация проведена в июне 2008 года. Организация по-прежнему применяет упрощенную систему налогообложения.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 данной статьи Кодекса).
     
     На основании подпункта 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются для целей налогообложения с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
     
     В течение налогового периода вышеуказанные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями и отражаются в налоговой отчетности в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, причем учитываются вышеуказанные расходы только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подпункт 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
     
     Таким образом, расходы по модернизации объекта основных средств, который должен был быть введен в эксплуатацию после проведения соответствующих работ в июне 2008 года, должны быть учтены при определении налоговой базы начиная со II квартала 2008 года. В последнее число полугодия (30 июня 2008 года) в качестве расходов должна была быть указана сумма, равная 1/3 стоимости работ по модернизации; затем по 1/3 стоимости работ по модернизации должно было быть отражено 30 сентября и 31 декабря 2008 года.
     

2. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Т.М. Замятина,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение бытовых услуг

     
     Индивидуальный предприниматель занимается изготовлением металлоизделий, а именно дверей, ворот, ограждений, оконных решеток, по индивидуальным заказам населения и последующей бесплатной их установкой. Подпадает ли данная деятельность под уплату ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в частности в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
     
     Для целей главы 26.3 НК РФ определено понятие бытовых услуг как платных услуг, оказываемых физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренных ОКУН, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
     
     Предпринимательская деятельность по производству металлических дверей должна облагаться налогами в рамках общего режима или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
     
     Установка металлических дверей физическим лицам относится к бытовым услугам населению по коду 016108 ОКУН. В связи с этим предпринимательская деятельность по установке металлических дверей по заказам физических лиц может быть переведена на уплату ЕНВД.
     
     Предпринимательская деятельность по изготовлению ограждений, ворот из металла (код 013427 ОКУН), декоративных решеток из металла (код 013412 ОКУН) и установка их по заказам физических лиц относится к бытовым услугам. Таким образом, предпринимательская деятельность по оказанию вышеназванных услуг физическим лицам независимо от формы оплаты (наличный или безналичный расчет) подпадает под обложение ЕНВД.
     
     Если вышеуказанные работы осуществляются по заказам юридических лиц, то такая предпринимательская деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД.
     

Налогообложение пошива обуви

     
     Организация занимается пошивом обуви для населения. В 2008 году организацией заключен контракт с Комитетом по труду и социальной защите населения на изготовление сложной ортопедической обуви для граждан в возрасте до 18 лет и последующую оплату работ Комитетом. Каждый заказ оформляется на конкретное физическое лицо. Относятся ли услуги по данному контракту к деятельности, облагаемой ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в частности, в отношении оказания бытовых услуг.
     
     Статьей 346.27 НК РФ дано понятие бытовых услуг - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН. Согласно ОКУН к бытовым услугам в том числе относятся услуги по пошиву обуви (код 011300 "Пошив обуви").
     
     В соответствии с п. 1 и 6 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, оплата бытовых услуг осуществляется потребителем услуг, под которым понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Пунктом 1 ст. 730 ГК РФ также установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
     
     Таким образом, плательщиками ЕНВД признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
     
     Так как по контракту оплата услуг за пошив сложной ортопедической обуви осуществляется Комитетом по труду и социальной защите населения, то есть юридическим лицом, такая предпринимательская деятельность организации должна облагаться налогами в рамках общего режима или упрощенной системы налогообложения.
     

Налогообложение деятельности по продаже товаров с их демонстрацией в офисе организации

     
     Организация осуществляет деятельность по продаже физическим и юридическим лицам товара с демонстрацией его образцов непосредственно в офисе. Специально оборудованных помещений для хранения товара в офисе нет. Покупатель получает товар со склада, который находится в этом же здании, но в обособленных от офиса помещениях с отдельно оборудованным входом. Подлежит ли вышеуказанная деятельность переводу на уплату ЕНВД?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено, что стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
     
     Магазин - это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
     
     Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети [в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети], передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Таким образом, поскольку реализация товара происходит на основании демонстрации образцов товара в офисе и выдача товаров производится вне объектов торговой сети, то данная реализация товаров не признается розничной торговлей для целей главы 26.3 НК РФ и доход от данной предпринимательской деятельности не подлежит обложению ЕНВД.
     

Налогообложение рекламной деятельности

     
     Организация осуществляет деятельность в сфере размещения наружной рекламы. Может ли она уменьшить ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений физическим лицам по договорам подряда?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
     
     Следовательно, налогоплательщикам следует производить уменьшение суммы ЕНВД, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате вознаграждений работникам, в том числе работающих по договорам подряда, которые заняты в том виде деятельности, по которому уплачивается ЕНВД.
     
М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение деятельности по передаче в аренду физическим лицам земельных участков под парковку автомобилей

     
     Организация применяет два режима налогообложения: упрощенную систему налогообложения и ЕНВД. Под какой вид налогообложения подпадает предпринимательская деятельность организации по передаче в аренду физическим и юридическим лицам земельных участков под парковку автомобилей? Может ли быть переведен вышеуказанный вид деятельности на уплату ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     Согласно подпункту 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут также переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     На основании ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     При этом одним из условий для перевода вышеуказанных видов предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД является тот факт, что земельный участок и (или) торговое место передается в аренду либо в целях совершения сделок розничной купли-продажи, либо для оказания услуг общественного питания, но не под парковку автомобилей.
     
     В связи с этим деятельность организации по передаче в аренду земельных участков физическим и юридическим лицам под парковку автомобилей не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     

Расчет коэффициента К2 при торговле товарами разных групп

     
     Организация осуществляет розничную торговлю тремя группами товаров: кондитерскими изделиями, подакцизными товарами и прочими товарами. Реализация товаров осуществляется через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы до 50 кв.м. Каким образом следует рассчитывать коэффициент К2 при торговле несколькими группами товаров?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности, применяемой для целей исчисления ЕНВД, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 вышеуказанной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2, который определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
     
     Представительные (законодательные) органы власти вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых подкоэффициентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
     
     В случае установления значений так называемых подкоэффициентов К2 единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по ЕНВД, определяется налогоплательщиками в порядке, преду-смотренном п. 6 ст. 346.29 НК РФ.
     
     Так, если в розничной торговле осуществляется продажа нескольких групп товаров, по каждой из которых установлены значения корректирующего коэффициента К2, то при исчислении налоговой базы по данному налогу должны применяться значения подкоэффициентов К2 по каждой группе товаров. При этом значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 могут устанавливаться исходя из удельного веса розничного товарооборота каждой группы товаров в общем объеме розничного товарооборота.
     
     Таким образом, значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего такой фактор, как ассортимент реализуемых товаров, может быть рассчитано следующим образом:
     

К2а = [ К2т1гр х (Т1гр / Тоб)] х [К2т2гр х (Т2гр /Тоб)] х др. группы товаров,

     
     где К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности для розничной торговли товарами;
     
     К2а - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий ассортимент реализуемых товаров;
     
     К2т1гр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий реализацию товаров первой группы;
     
     К2т2гр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий реализацию товаров второй группы;
     
     Тоб - товарооборот по реализации всех товаров;
     
     Т1гр - товарооборот по реализации первой группы товаров;
     
     Т2гр - товарооборот по реализации второй группы товаров.
     
     Таким образом, К2 = К2а х К2пр,
     
     где К2пр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий прочие факторы (сезонность, местонахождение и т.д.).
     
     Данный расчет налогоплательщики вправе представить в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации по ЕНВД.
     
     При этом следует отметить, что согласно ст. 346.29 НК РФ значение коэффициента К2 не может быть ниже 0,005.
     

Налогообложение реализации газа в баллонах

     
     Организация реализует газ в баллонах как организациям, так и физическим лицам через магазин, площадь торгового зала которого составляет менее 150 кв.м. Продажа газа ведется в обмен на пустые баллоны. Кроме того, газ реализуется уже в баллонах, а также осуществляется реализация пустых баллонов. Относится ли реализация самих баллонов (с газом и пустых) в случаях продажи физическим лицам через кассу к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, или же в отношении вышеуказанной деятельности организация должна исчислять и уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения?
     
     Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     На основании ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами  (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     При этом ст. 346.27 НК РФ установлено, что к розничной торговле не относится в том числе реализация газа в баллонах.
     
     В связи с этим деятельность организации по реализации физическим лицам через кассу (за наличный расчет) баллонов с газом не переводится на уплату ЕНВД.
     
     Одновременно следует отметить, что предпринимательская деятельность по реализации пустых баллонов (без газа) за наличный и безналичный расчет как юридическим, так и физическим лицам при условии соблюдения положений главы 26.3 НК РФ, установленных в отношении розничной торговли, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.