Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество организаций


О налоге на имущество организаций

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Определение остаточной стоимости имущества

     
     В каком порядке определяется остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) при исчислении налога на имущество организаций за 2008 год?
     
     Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2008 года, п. 4 ст. 376 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Таким образом, при исчислении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная в бухгалтерской отчетности по правилам ведения бухгалтерского учета остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 января, и остаточная стоимость имущества на конец отчетного года, то есть отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости.
     
     Что же касается действовавшего до 2008 года предусмотренного п. 4 ст. 376 НК РФ порядка, то исчисление среднегодовой стоимости имущества предусматривало, в частности, включение в расчет остаточной стоимости имущества не на конец налогового периода, а на начало следующего налогового периода (на 1 января), то есть остаточной стоимости имущества, отраженной в бухгалтерской отчетности организации следующего отчетного года.
     

Освобождение от налогообложения памятников истории и культуры

     
     Освобождается ли от налогообложения Духовный татарский центр "Медяна" как объект культурного наследия регионального значения?
     
     В соответствии со ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     
     Таким образом, данная налоговая льгота применяется только в отношении памятников истории и культуры федерального значения.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или ан-тропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
     
     На основании п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы об их включении в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст. 17 Закона N 73-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций" от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры областного и местного значения в соответствии с законодательством Нижегородской области.
     
     Согласно п. 9 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.
     
     В Положении о порядке ведения Государственных списков недвижимых памятников истории и культуры Нижегородской области, Списка вновь выявленных объектов Нижегородской области, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, утвержденным постановлением Нижегородской области от 22.01.1999 N 11, определено, что под вышеизложенным Списком понимается перечень недвижимых объектов на территории Нижегородской области, предлагаемых специально уполномоченным Государственным органом охраны памятников на территории Нижегородской области для включения в Государственные списки памятников истории и культуры.
     
     Кроме того, на основании п. 2.2 вышеуказанного Положения объект приобретает статус памятника истории и культуры и считается включенным в Государственный список памятников с момента принятия соответствующего решения органами государственной власти.
     
     Из приказов Минкультуры Нижегородской области от 05.07.2004 N 171 и от 05.03.2007 N 2 следует, что Духовный татарский центр "Медяна" включен в Список вновь выявленных памятников истории и культуры Нижегородской области и в Правительство Нижегородской области должны быть направлены соответствующие документы для принятия решения о включении данного объекта в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации как объекта культурного наследия регионального значения.
     
     В этой связи, по нашему мнению, установленная п. 8 ст. 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З налоговая льгота в отношении достопримечательного места - Духовного татарского центра "Медяна" должна предоставляться с даты принятия решения Правительством Нижегородской области о включении центра в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. При этом налоговая льгота предоставляется исключительно в отношении объектов, являющихся предметом охраны объекта культурного наследия.
     

Налогообложение воздушных судов

     
     Воздушное судно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, используется для внутрироссийских перевозок и арендуется у иностранной компании (резидента Британских Виргинских островов), не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации. Облагается ли это воздушное судно налогом на имущество организаций?
     
     В соответствии со ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     
     Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее вышеуказанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).
     
     Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость вышеуказанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
     
     Подлежащие государственной регистрации воздушные суда, в том числе принадлежащие иностранным организациям на праве собственности, относятся на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам, если иное не предусмотрено международными договорами.
     
     Согласно п. 6 ст. 383 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в п. 2 ст. 375 настоящего Кодекса, налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
     
     Местом нахождения недвижимого имущества при постановке на налоговый учет согласно ст. 83 НК РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при его отсутствии - место государственной регистрации, при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества, а для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
     
     В регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации воздушных судов не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, поэтому в силу ст. 83 НК РФ местом нахождения недвижимого имущества в части воздушных судов при постановке на налоговый учет признается место нахождения (жительства) собственника имущества.
     
     Учитывая вышеизложенное, считаем, что местом нахождения сданного в аренду воздушного судна, принадлежащего иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается территория иностранного государства, а не территория Российской Федерации, в связи с чем данное воздушное судно не признается объектом налогообложения согласно п. 3 ст. 374 НК РФ.
     
     При этом на основании подпункта 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от предоставления в аренду воздушных судов, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Россий-ской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов, в соответствии с особенностями, установленными ст. 310 НК РФ.
     

Налогообложение лизингового имущества

     
     Лизинговое имущество учитывается по условиям договора на балансе лизингополучателя с правом выкупа. Можно ли установить срок эксплуатации лизингового имущества исходя из срока действия договора - три года, а также применять ускоренную амортизацию для целей налогообложения? После окончания договора имущество будет использоваться в деятельности организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой на основании ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     При рассмотрении вопроса о формировании первоначальной стоимости лизингового имущества в бухгалтерском учете и для целей обложения налогом на имущество организаций организациям следует руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий.
     
     Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества, находящегося на балансе лизингополучателя, производится исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо вышеуказанных норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.
     
     При определении срока полезного использования объекта основных средств организациям необходимо исходить из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
     
     Поэтому лизингополучателю следует в рассматриваемом случае установить срок использования лизингового имущества исходя из ожидаемого срока его использования с учетом того, что договором предусматривается выкуп имущества и последующее использование его в деятельности организации. При этом возможно и применение ускоренной амортизации. Следовательно, ожидаемый срок использования лизингополучателем имущества сроком договора финансовой аренды не ограничивается.
     

Определение первоначальной стоимости основных средств

     
     Согласно договору лизинга, суммы в котором проставлены в условных единицах, лизинговые платежи уплачиваются с учетом курса Банка России плюс 3%. Имущество по договору лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. В каком порядке формируется первоначальная стоимость имущества: по курсу Банка России или по курсу, установленному договором лизинга?
     
     Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, согласно которому основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     Организация бухгалтерского учета операций по договору лизинга регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, в соответствии с которыми условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.
     
     На основании п. 8 вышеназванных Указаний если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и его стоимость списываются с кредита счета 08 в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства".
     
     В соответствии со ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Кроме того, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и т.д.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     
     Особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006, утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н. Стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов и других активов, не перечисленных в п. 7 ПБУ 3/2006, а также средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой вышеуказанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету. При этом датой совершения операций по вложениям организации в иностранной валюте во внеоборотные активы (основные средства и т.д.) является дата признания затрат, формирующих их стоимость. Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы. При этом пересчет стоимости вышеуказанных активов, а также средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится (п. 9, 10 и 13 ПБУ 3/2006).
     
     Таким образом, первоначальная стоимость подлежащих постановке на баланс лизингополучателя основных средств (в рублях) определяется по официальному курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте (в условных денежных единицах), то есть на дату признания формирующих стоимость данного актива затрат на счете 08, если иной курс не установлен соглашением сторон по договору лизинга.
     

Налогообложение демонстрационных образцов транспортных средств, приобретенных для перепродажи

     
     Организация продает автомобили. Облагаются ли налогом на имущество организаций зарегистрированные в органах ГАИ автомобили, которые использовались в качестве демонстрационных образцов в течение шести месяцев и подлежат продаже?
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     На основании п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
     
     - объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     
     - объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     - организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
     
     - объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Таким образом, актив, приобретенный для последующей перепродажи, не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта основных средств.
     
     В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.
     
     Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41 "Товары".
     
     Поэтому транспортные средства, приобретенные для перепродажи, используемые в качестве демонстрационных образцов по договору в течение шести месяцев, и учитываемые в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41, налогом на имущество организаций не облагаются.
     

Направление налогоплательщикам налоговых уведомлений об уплате транспортного и земельного налогов

     
     В соответствии со ст. 52 НК РФ если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
     
     Налоговые органы в случаях, предусмотренных НК РФ, исчисляют налоговую базу по налогу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (п. 5 ст. 54 настоящего Кодекса).
     
     Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 ст. 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 11 и 12 ст. 396 Кодекса органами, занимающимися ведением государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований.
     
     Таким образом, НК РФ и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление вышеуказанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, то есть не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 и 3 ст. 363 НК РФ), а сроки уплаты земельного налога - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 и 4 ст. 397 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
     
     В силу п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
     
     Следовательно, до дня получения налогового уведомления на уплату транспортного налога (земельного налога) у физического лица не возникает обязанности по уплате этого налога.
     
     Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления и определения Суда от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налоговых правоотношений (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
     
     Однако НК РФ не предусмотрены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате вышеуказанных налогов налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.
     
     Установленный п. 10 и 11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате налога на имущество физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не распространяется на другие налоги. В то же время п. 7 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае его несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате этих налогов.
     
     Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на основании п. 7 ст. 78 НК РФ в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     Следовательно, если неправильное исчисление налоговым органом транспортного или земельного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговый орган должен произвести перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. 78 НК РФ.
     
     В числе основных начал законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ) предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
     
     Из вышеуказанных норм НК РФ следует, что физические лица - плательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
     
     В целях обеспечения дополнительной гарантии защиты прав физических лиц, своевременно не привлеченных в нарушение установленного порядка к уплате транспортного или земельного налога, представляется целесообразным внести в НК РФ изменения, направленные на установление временных пределов привлечения физических лиц к уплате таких налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление. Полагаем, что установление временных пределов привлечения налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых уведомлений обеспечивает стабильность и определенность публичных правоотношений, является фактором, дисциплинирующим налоговые органы, гарантирует своевременность исчисления и уплаты вышеуказанных налогов и направления налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений, а также сохранность необходимой доказательной базы в случае возникновения спора по поводу исчисления и уплаты таких налогов.