Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость


С.С. Макаревич
     

Правомерность присвоения разных кодов ОКП одному и тому же виду товарной продукции разными организациями - производителями данной продукции

     
     Одна организация при производстве обжаренных семян подсолнечника на основании сертификатов соответствия, выданных уполномоченным органом по сертификации продукции и технических условий на производство продукции, классифицирует их под кодом 91 4600 "Продукция белковая, концентраты фосфатидные, ядро масличное, продукты переработки масличных семян, глицерин натуральный, соапстоки", вторая - под кодом 91 4631 "Ядро/масличное - подсолнечного семени", а третья - под кодом 97 2111 "Подсолнечник на зерно" ОКП.
     
     Какой из вышеприведенных трех кодов ОКП является правильным и единым для всех производителей обжаренных семян подсолнечника и какая ставка НДС должна применяться при реализации данной продукции?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации, в частности, маслосемян и продуктов их переработки [шротов(а), жмыхов].
     
     В соответствии с последним абзацем п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, и товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень).
     
     В соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение ОКП, является Ростехрегулирование.
     
     Ростехрегулирование письмом от 04.08.2008 N ЕП-101-26/4432, направленным на соответствующий запрос ФНС России, сообщило, что обжаренные семена подсолнечника могут быть отнесены к группе 91 4600 "Продукция белковая, концентраты фосфатидные, ядро масличное, продукты переработки масличных семян, глицерин натуральный, соапстоки" ОКП. Присвоение других кодов ОКП данной продукции неправомерно.
     
     В группировку 91 4631 "Ядро подсолнечного семени", входящую в группировку с кодом 91 4600 ОКП, включается только ядро подсолнечного семени, а не семена подсолнечника, жаренного в скорлупе.
     
     Применение группировки 97 2111 "Подсолнечник на зерно" для кодирования обжаренных семян подсолнечника неправомерно, так как данная группировка входит в класс 97 0000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" ОКП, в котором классифицируется и кодируется продукция, не прошедшая переработку.
     
     При этом данные группы ОКП в Перечне не поименованы.
     
     Кроме того, в вышеуказанных группах отсутствует товарная позиция "Обжаренные семена подсолнечника".
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации на территории Российской Федерации обжаренных семян подсолнечника с разными кодами ОКП разными организациями - производителями данной продукции должна применяться налоговая ставка 18%.
     

Налогообложение услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, оказанные детским садом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом и созданным в форме структурного подразделения коммерческой организации - общества с ограниченной ответственностью? Детские сады оказывают платные услуги по содержанию детей и не имеют лицензии на ведение платной образовательной деятельности.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 149 НК РФ оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения).
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Как следует из заключений Рособразования от 13.09.2007 N 01-52-908/12-13 и Минэкономразвития России от 13.09.2007 N Д04-3542, представленных на соответствующие запросы ФНС России, в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат:
     
     - образовательные учреждения (организации) (п. 6 ст. 33 Закона N 3266-1);
     
     - научные организации (п. 24 ст. 28 Закона N 3266-1);
     
     - предприятия (организации), имеющие образовательные подразделения, на право осуществления образовательной деятельности только по программам профессиональной подготовки (п. 3 ст. 21 Закона N 3266-1);
     
     - общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (п. 9 ст. 12 Закона N 3266-1).
     
     Следовательно, если дошкольное учреждение является образовательным учреждением и является юридическим лицом, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию.
     
     Правовые основания для лицензирования дошкольных учреждений, не являющихся образовательными учреждениями или находящихся в структуре предприятий (организаций), отсутствуют.
     
     В постановлении Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" в разделе М "Образование" указаны код 80.1 - "Дошкольное и начальное общее образование", код 80.10 - "Дошкольное и начальное общее образование", код 80.10.1 - "Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)". Данная группировка включает деятельность сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.д.).
     
     Под кодом 85.32 группируется деятельность по уходу за детьми в дневное время, которая относится к разделу "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".
     
     При оказании услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях (детских садах), не являющихся самостоятельным юридическим лицом, созданным в форме структурного подразделения коммерческой организации - общества с ограниченной ответственностью, не ведущего образовательную деятельность, наличие лицензии для подтверждения освобождения от обложения НДС не требуется.
     

Налогообложение рекламной продукции

     
     Банк приобретает рекламную продукцию (буклеты, папки, ручки с логотипом), облагаемую НДС, с целью последующей передачи клиентам. Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость вышеуказанных товаров без включения налога, уплаченного при приобретении. Согласно подпункту 25 п. 3 ст. 149 НК РФ НДС не облагается передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Правильно ли понимает банк, что стоимостью единицы рекламной продукции является цена за единицу товара без учета НДС, уплаченного при его приобретении?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ в целях обложения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Согласно подпункту 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от налогообложения.
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения).
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС включается в расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях.
     

Представление налоговой декларации в случае выставления покупателю товаров счетов-фактур без выделения суммы НДС

     
     Индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей и переведенный на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, продает товар как за наличный расчет физическим лицам, так и по безналичному расчету юридическим лицам на основании договора розничной купли-продажи. При реализации товара покупателю по договору розничной купли-продажи индивидуальный предприниматель ошибочно выставил счет-фактуру, в которой не был указан НДС. Денежные средства от реализации товара по безналичному расчету поступили на расчетный счет индивидуального предпринимателя без НДС; в договоре НДС также не был предусмотрен и с покупателя не был получен. Должен ли индивидуальный предприниматель представлять налоговую декларацию в отношении налога, по которому налогоплательщики освобождены от обязанности по его уплате в связи с применением специальных налоговых режимов в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами только на основе договоров розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт).
     
     Согласно п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Таким образом, в целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Статьей 493 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
     
     Соответственно если организация осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации товаров физическим или юридическим лицам по договорам розничной купли-продажи как за наличный расчет, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (то есть не для последующей перепродажи и т.д.), то такая деятельность относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД.
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые согласно Таможенному кодексу Российской Федерации.
     
     На основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате согласно НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
     
     В этой связи индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) составлять и выставлять счета-фактуры не должны.
     
     Как следует из ситуации, индивидуальный предприниматель (далее - предприниматель) применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Предприниматель ошибочно по договору розничной купли-продажи выставляет покупателю счета-фактуры без выделения суммы НДС.
     
     Если же предприниматель - плательщик ЕНВД при реализации товаров выставил покупателю счет-фактуру без выделения суммы НДС, то он должен иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС обязаны уплатить ее в бюджет и представить в налоговый орган декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, на индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры без выделения суммы НДС действие норм, предусмотренных подпунктом 1 п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ, не распространяется.
     
     Учитывая вышеизложенное, индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД, в случае выставления покупателю товаров счетов-фактур без выделения суммы НДС не обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС.
     

Налогообложение при передаче учредителем доверительного управления основных средств управляющей компании

     
     Каков порядок применения НДС при передаче учредителем доверительного управления основных средств управляющей компании для их включения в состав паевого инвестиционного фонда?
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав как на возмездной, так и на безвозмездной основе. При этом в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 настоящего Кодекса.
     
     На основании подпункта 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов], не признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления.
     
     Согласно ст. 13 Закона N 156-ФЗ в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом учредители доверительного управления могут передавать денежные средства, а также, если это установлено правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом, иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией.
     
     На основании вышеизложенного передача учредителем доверительного управления основных средств в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом не подлежит обложению НДС.
     
     Суммы НДС, правомерно принятые к вычету налогоплательщиком при приобретении основных средств, подлежат восстановлению при передаче этих основных средств в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом в порядке, предусмотренном подпунктом 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 п. 3 настоящей статьи Кодекса, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц и передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
     
     Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
     
     Суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, не включаются в стоимость вышеуказанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов согласно ст. 264 настоящего Кодекса.
     
     Восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, при передаче учредителем доверительного управления основных средств управляющей компании для их включения в состав паевого инвестиционного фонда суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению в вышеизложенном порядке.
     
     В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу.
     
     Поскольку операции по передаче основных средств в доверительное управление не признается объектом обложения НДС (и по вышеуказанной операции НДС не предъявляется), то налоговые вычеты по основным средствам, полученным в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом, вне зависимости от того, при осуществлении каких операций (облагаемых либо не облагаемых НДС) они будут использоваться управляющей компанией в рамках доверительного управления, не применяются.
     

Налогообложение услуг, оказываемых столовой организации

     
     На территории налогоплательщика находится столовая, оказывающая при необходимости услуги по приему представителей других организаций. Расходы на такие услуги оформляются как представительские расходы и включаются в затраты в пределах установленных законодательством норм. Столовая находится на балансе налогоплательщика, своего расчетного счета не имеет. Следует ли вышеназванные услуги облагать НДС?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
     
     На основании ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Представительские расходы - это расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения вышеуказанных мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).
     
     Учитывая, что на основании п. 1 ст. 146 НК РФ представительские расходы не могут признаваться объектом обложения НДС, то и услуги по приему представителей других организаций, правомерно оформляемые документально как представительские расходы, которые оказываются столовой, находящейся на балансе организации, также не относятся к объектам обложения НДС.
     

Налогообложение работ по тушению лесных пожаров

     
     Возникает ли при тушении лесных пожаров у организаций Рослесхоза, а также у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, при отсутствии лицензии право на освобождение от обложения НДС?
     
     Согласно подпункту 19 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.
     
     На основании п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с письмом МЧС России от 03.10.2008 N 19-1-15-3350 деятельность по тушению пожаров, осуществляемая организациями Рослесхоза, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, не подлежит лицензированию.
     
     С учетом вышеизложенного организации Рослесхоза, а также иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, при отсутствии лицензии имеют право применять освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 19 п. 3 ст. 149 НК РФ при выполнении требований, установленных п. 4 ст. 149 настоящего Кодекса.
     

Налогообложение лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований

     
     Каков порядок применения НДС в отношении лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований (в том числе содержащих плацебо)?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, производится по ставке 10%. Перечень кодов видов продукции, облагаемой по пониженной ставке налога, определяется Правительством РФ в соответствии с ОКП, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     
     В соответствии с примечанием 1 к перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, вступившему в силу с 1 октября 2008 года, коды ТН ВЭД, приведенные в данном перечне, применяются, в частности, в отношении лекарственных средств (в том числе содержащих плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
     
     Таким образом, что касается лекарственных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2008 года (то есть до вступления в силу постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 688), то на основании Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2008 года, в отношении лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, была установлена ставка НДС в размере 10%.
     
     Согласно заключению Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 7 ст. 16 "Маркировка и оформление лекарственных средств" Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства, предназначенные для клинических исследований, имеют надпись "Для клинических исследований". К лекарственным средствам для клинических исследований относятся также лекарственные средства, содержащие плацебо.
     
     Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2008 года в отношении лекарственных средств, включая лекарственные средства (в том числе содержащие плацебо), предназначенные для проведения клинических исследований, применяется ставка НДС в размере 10%.
     

Налогообложение при исполнении организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, обязанностей налогового агента

     
     Организация применяет упрощенную систему налогообложения и исполняет обязанности налогового агента по уплате НДС, в отношении приобретаемых у органа государственной власти и управления услуг по аренде нежилого помещения. Может ли организация провести зачет части суммы НДС, уплаченной в бюджет организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Таким образом, при приобретении у органа государственной власти и управления услуг по аренде нежилого помещения лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).
     
     На основании подпункта 3 п. 2 ст. 170 НК РФ сумма НДС, предъявленная поставщиками товаров (работ, услуг), приобретаемых лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг) и согласно подпункту 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ подлежит включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 и 346.17 НК РФ.
     
     Таким образом, вышеуказанные положения НК РФ не предусматривают возможность проведения зачета из бюджета суммы НДС, уплаченной в качестве налогового агента лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.18 НК РФ если объектом налогообложения организации или индивидуального предпринимателя являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (которые включают как сумму НДС, так и другие расходы, учитываемые при определении объекта налогообложения).
     
     Налоговая ставка, предусмотренная ст. 346.20 НК РФ в размере 15%, применяется именно к вышеуказанной разнице.
     
     Поэтому проведение зачета либо получение возврата из бюджета части суммы НДС, уплаченной организацией в бюджет в качестве налогового агента, ошибочно, так как налог в этой сумме уменьшил в числе других расходов налоговую базу для исчисления налога при применении упрощенной системы налогообложения.
     

Отказ налогового органа в предоставлении налогового вычета

     
     Организация представила в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которой она заявила сумму НДС к возмещению из бюджета в размере 163 000 руб. (исчислено 137 000 руб., к вычету 300 000 руб., итого к возмещению 163 000 руб.). Для проведения камеральной проверки налоговый орган направил в адрес организации требование о представлении документов, подтверждающих вычеты. До момента окончания срока камеральной проверки документы организацией не были представлены.
     
     Налоговым органом по истечении срока, установленного для камеральной проверки, было принято решение об отказе в вычетах в сумме 300 000 руб. и доначислен НДС с исчисленной суммы - 137 000 руб. Налоговый орган также принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и выставил требование об уплате НДС. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную к уплате, на установленные этой статьей Кодекса налоговые вычеты.
     
     Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
     
     Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
     
     Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 171 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Вышеназванные положения Кодекса свидетельствуют о том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), имущественных прав, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10963/06.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что, поскольку обязанность подтверждения обоснованности налогового вычета законодательство возлагает на налогоплательщика, который не исполнил требование о представлении документов, налоговый орган вправе не принять заявленный налоговый вычет и, как следствие этого, доначислить к уплате НДС, уменьшенный организацией в результате данного вычета.
     
     Следовательно, действия налогового органа по отказу в налоговых вычетах в сумме 300 000 руб. и по доначислению НДС в сумме 137 000 руб. правомерны.