Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.

     

Нормирование расходов при выплате компенсации работнику за использование личного автотранспорта в служебных целях

     
     В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
     
     Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ.
     
     В настоящее время такие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     Таким образом, нормирование расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов применяется не при выплате такой компенсации работнику, а для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организации-работодателя.
     
     В то же время с владельцами транспортных средств, используемых для служебных целей, могут быть заключены договоры гражданско-правового характера, по которым расходы, связанные с использованием личного автотранспорта, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
     

Налогообложение при передаче имущества в казну муниципального образования

     
     Организация планирует безвозмездно передать имущество в казну муниципального образования. Возникнет ли вследствие такой передачи у муниципального образования обязанность по уплате налога на прибыль со стоимости полученного имущества?
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
     
     Президиум ВАС РФ информационным письмом от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" установил, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, так же как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 НК РФ.
     
     Исходя из этого стоимость имущества, безвозмездно переданного в казну муниципального образования, не является доходом, подлежащим обложению налогом на прибыль.
     

Налогообложение прав на результаты научно-технической деятельности

     
     В результате инвентаризации организацией выявлены права на результаты научно-технической деятельности. Будет ли учитываться для целей налогообложения прибыли стоимость данных прав, принятых к учету по счету 04 "Нематериальные активы"?
     
     Выявленные в результате инвентаризации права на результаты научно-технической деятельности принимаются в налоговом учете по рыночной стоимости исходя из положений п. 8 ст. 250 НК РФ, согласно которым при получении имущества (работ, услуг) или имущественных прав безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 настоящего Кодекса.
     
     В результате оценки выявленных прав на результаты научно-технической деятельности у организации возникает внереализационный доход, который подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     При этом для целей налогообложения прибыли вышеуказанные права на результаты научно-технической деятельности не признаются безвозмездно полученными.
     

Учет бюджетным учреждением расходов на уплату налогов

     
     Областное государственное учреждение (бюджетное учреждение) наряду с основной деятельностью осуществляет приносящую доход предпринимательскую деятельность. Все имущество используется данным учреждением при осуществлении обоих видов деятельности. В смете расходов финансирование расходов на уплату налогов предусмотрено как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет средств от предпринимательской деятельности. Вправе ли учреждение учесть для целей налогообложения расходы на уплату налогов?
     
     Для целей налогообложения прибыли расходы бюджетных учреждений, финансирование которых предусмотрено за счет бюджетных ассигнований и за счет доходов от предпринимательской деятельности, принимаются в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, на основании предусмотренного п. 3 ст. 321.1 НК РФ принципа их пропорционального распределения. При этом пропорция строится исходя из соотношения объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).
     
     Данный принцип распределения расходов установлен также ст. 272 НК РФ, согласно п. 1 которой расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
     
     На основании вышеизложенного, фактически понесенные и документально подтвержденные расходы бюджетного учреждения, связанные с получением дохода (то есть с ведением предпринимательской деятельности), финансирование которых предусмотрено как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности, принимаются для целей налогообложения прибыли исходя из принципа их распределения, установленного п. 3 ст. 321.1 НК РФ.
     
     Вышеизложенное применимо также в отношении расходов на уплату налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов.
     

Налогообложение получаемых из бюджета средств на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома

     
     Организация, управляющая многоквартирным домом, получает за выполненную работу денежные средства от населения, бюджетные субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества, бюджетные средства, компенсирующие льготы на коммунальные услуги отдельным категориям населения. Каков порядок налогообложения получаемых данной организацией из бюджета средств?
     
     В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии предоставляются юридическим лицам [за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям], индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
     
     Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
     
     Так, согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
     
     Согласно ст. 6 БК РФ бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
     
     Полученные организацией в рассматриваемой ситуации средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 Кодекса), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование согласно определенным целям либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, - в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
     
     В рассматриваемом случае организация не приобретала каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сама оказывала услуги. Поэтому получаемые ею из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению.
     
     Факт получения организацией средств из бюджета на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и (или) льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
     
     Таким образом, средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
     
     Аналогичная позиция высказана Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 22.12.2005 N 98.
     

Налогообложение адресной денежной помощи, оказанной лицам, пострадавшим в вооруженном конфликте

     
     Некоммерческая организация оказывает адресную денежную помощь лицам, пострадавшим в Южно-Осетинском вооруженном конфликте. Должен ли быть юридически подтвержден такой статус лиц, чтобы данное использование имущества некоммерческой организации отвечало требованиям целевого использования средств для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, средства, поступившие некоммерческой организации в виде пожертвований, не учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их использования строго по целевому назначению, а также при условии их обособленного учета.
     
     В случае оказания конкретной адресной денежной помощи лицам, пострадавшим в результате вооруженного конфликта на территории Южной Осетии, факт использования некоммерческой организацией поступивших пожертвований по их целевому назначению должен подтверждаться в том числе документом, свидетельствующем о закреплении за такими лицами персонального статуса пострадавшего в ходе вооруженного конфликта.
     
Г.Г. Лалаев,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств

     
     В соответствии с положениями п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     
     Обязана ли организация признавать в составе внереализационных доходов штрафы, пени или иные санкции за нарушение договорных обязательств, в случае если условиями договора установлен размер неустойки при наступлении определенных обстоятельств?
     
     Какая дата признается датой признания дохода, если условиями договора неустойка начисляется за каждый день просрочки платежа?
     
     В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) за нарушения договорных обязательств в договоре может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке. Порядок признания должником штрафов за нарушение договорных обязательств регулируется гражданским законодательством.
     
     Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     
     Порядок признания вышеуказанного дохода для целей налогообложения определяется методом признания расходов и доходов, применяемым налогоплательщиком. В соответствии с подпунктом 8 п. 7 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления доходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств учитываются на дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда.
     
     Учитывая вышеизложенное, дата и основания для признания налогоплательщиком для целей налогообложения прибыли внереализационного дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм, причем признание вышеуказанных сумм должником может быть осуществлено как в форме согласия с предъявленными требованиями, так и в форме совершения должником конкретных действий по исполнению обязательства, которые свидетельствуют о признании долга.
     
     Таким образом, суммы неустойки за нарушение договорных обязательств учитываются в налоговом учете на дату признания соответствующих сумм должником либо на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. При этом наступление определенных договором обстоятельств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
     

Налогообложение компенсационной выплаты за изымаемое здание, упущенную выгоду

     
     Статьями 249, 250 НК РФ сумма денежной компенсации (возмещения) за изымаемое для государственных нужд здание, упущенную выгоду, прочие убытки прямо не отнесена к доходам от реализации и внереализационным доходам, а также согласно ст. 251 НК РФ не отнесена к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.
     
     Облагается ли получаемая компенсационная выплата за изымаемое здание, упущенную выгоду, прочие убытки налогом на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Учитывая вышеизложенное, изъятие на основании решения органа власти субъекта Российской Федерации здания с уплатой компенсации за изымаемое имущество признается для целей налогообложения прибыли реализацией имущества, а сумма компенсации - доходом от реализации.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик может уменьшить доход от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую согласно п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса (с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 268 НК РФ).
     
     Таким образом, при изъятии здания для государственных нужд налогоплательщик вправе уменьшить сумму компенсации за изымаемое имущество на остаточную стоимость такого амортизируемого имущества, определенную на основании данных налогового учета.
     
     В случае приобретения за счет полученной компенсации другого здания, признаваемого амортизируемым имуществом согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, налогоплательщик вправе относить на расходы суммы амортизации, начисленной по такому зданию в порядке, предусмотренном ст. 256-259 настоящего Кодекса.
     
     Что касается сумм, полученных организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, то такие суммы включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
     

Определение цены иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок

     
     Возможно ли для определения минимальной, максимальной и рыночной цены иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг иностранных бирж, использовать данные, опубликованные на иностранных биржах или раскрываемые мировыми информационно-аналитическими онлайновыми системами Блумберг, Рейтер (Bloomberg, Reiter, NSMA), поставляющими деловую информацию, включая информацию о биржевых и финансовых новостях, в том числе по котировкам валют, ценных бумаг, акций?
     
     В отношении операций с иностранными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, совершаемых на территории иностранного государства, применяется порядок определения рыночной цены для целей налогообложения прибыли, установленный п. 5 ст. 280 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с данной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
     
     При этом возможности использования для вышеуказанных целей данных мировых информационно-аналитических систем (Bloomberg, Rеiter и др.) о ценах на внебиржевых рынках НК РФ не предусмотрено.
     
     В то же время налогоплательщик вправе использовать для целей п. 5 ст. 280 НК РФ данные мировых информационно-аналитических систем о результатах торгов на иностранных организованных рынках ценных бумаг (интервалах цен, зарегистрированных организаторами торговли, рыночных котировках и др.).
     
     Каков порядок налогообложения прибыли при осуществлении операций по конвертации депозитарных расписок в акции российских эмитентов, и наоборот?
     
     В случае передачи налогоплательщиком ценных бумаг иностранному депозитарию с целью выпуска на основании таких ценных бумаг иностранных депозитарных расписок, налогообложение вышеуказанных операций осуществляется с учетом следующего.
     
     На дату выпуска иностранных депозитарных расписок у налогоплательщика сохраняется право собственности на ценные бумаги российского эмитента, переданные депозитарию, в связи с чем дохода от реализации или иного выбытия вышеуказанных ценных бумаг, учитываемого для целей налогообложения прибыли, не возникает.
     
     Доходы от реализации эмитированных депозитарных расписок включаются в состав доходов от реализации ценных бумаг на основании п. 2 ст. 280 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации эмитированных иностранных депозитарных расписок на стоимость данных ценных бумаг, рассчитанную на основании стоимости ценных бумаг российского эмитента, право собственности на которые удостоверяется реализуемыми депозитарными расписками, по данным налогового учета налогоплательщика.
     
М.М. Ненашева
     

Дата назначения ответственного обособленного подразделения

     
     Организация перешла с 1 января 2006 года на уплату налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ. С 15 мая 2008 года (то есть до уплаты авансовых платежей по срокам 28 мая и 28 июня 2008 года) было принято решение о закрытии в одном из субъектов Российской Федерации ответственного обособленного подразделения.
     
     На какую дату необходимо было осуществить перевыбор ответственного обособленного подразделения: на дату закрытия ранее выбранного ответственного обособленного подразделения или на дату снятия с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, ранее выбранного ответственным?
     
     Должны ли были быть перенесены начисления авансовых платежей по налогу на прибыль, срок уплаты которых не наступил на дату перевыбора ответственного обособленного подразделения, на лицевые счета нового ответственного обособленного подразделения?
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе исчислять суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и производить уплату налога на прибыль через одно из этих обособленных подразделений. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
     
     Если налогоплательщик принимает решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов Российской Федерации, то он одновременно (то есть на дату закрытия) должен выбрать другое ответственное обособленное подразделение, через которое будет осуществлять уплату налога в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик должен исполнить возложенную на него НК РФ обязанность об уведомлении налоговых органов о произведенном им выборе ответственного обособленного подразделения. Уведомления налоговым органам налогоплательщику целесообразно направить не позднее направления заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения.
     
     Уведомление налогоплательщика является основанием для передачи из карточки "РСБ" закрытого ответственного обособленного подразделения в карточку "РСБ" нового ответственного обособленного подразделения сальдо расчетов по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по группе обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по ненаступившим срокам уплаты должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения в этом субъекте. При этом налоговые декларации за последующие (после закрытия ответственного обособленного подразделения) отчетные (налоговый) периоды составляются с учетом исчисленных ранее авансовых платежей по налогу на прибыль и представляются в налоговый орган по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения.
     

Заполнение показателя по строке 120 Листа 02 налоговой декларации

     
     Порядком заполнения декларации было внесено дополнение, которым предусмотрено, что если показатель по строке 120 имеет отрицательное значение, то он указывается со знаком "минус" ("-") и при расчетах показателей строк 130, 180, 190 и 200 Листа 02 декларации он учитывается как равный нулю.
     
     Какова экономическая необходимость данного положения?
     
     В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению. Пунктом 1 ст. 274 НК РФ предусмотрено также, что налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     Учитывая наличие особенностей в определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, налоговая база по вышеуказанным операциям рассчитывается в Листе 05 налоговой декларации.
     
     Прибыль или убыток от обычных видов деятельности организации указывается по строке 100 Листа 02 налоговой декларации.
     
     Налоговая база в целом по организации, облагаемая по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, отражается по строке 120 Листа 02 налоговой декларации.
     
     В соответствии с п. 5.5 Порядка заполнения декларации налоговая база по строке 120 Листа 02 определяется путем суммирования данных по строке 100 Листа 02 [за вычетом суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период и указанной по строке 110 Листа 02], строке 100 Листов 05 и строке 530 Листа 06.
     
     Если показатель по строке 120 Листа 02 имеет отрицательное значение, то он указывается со знаком "минус" ("-") и при расчетах показателей строк 130, 180, 190 и 200 Листа 02 учитывается как равный нулю.
     
     Таким образом, для того чтобы признать налоговую базу равной нулю, сумма убытка должна быть подсчитана. Если организацией за полугодие 2008 года был получен убыток от обычных видов деятельности (показатель по строке 100 Листа 02 имеет знак "минус"), который не перекрывается прибылью от операций с ценными бумагами (строка 100 Листа 05), то налоговая база в целом по организации приводится по строке 120 Листа 02 со знаком "минус" в сумме неперекрытого убытка.
     

Налогообложение при создании обособленных подразделений

     
     Каков порядок уплаты налога на прибыль организацией, перешедшей с 1 января 2006 года на уплату налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ при создании обособленных подразделений в течение налогового периода?
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, он может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает ответственное обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Поскольку на новый порядок уплаты налога на прибыль переходит организация-налогоплательщик, то соответственно данный порядок уплаты налога распространяется на все ее обособленные подразделения, включая вновь созданные в течение налогового периода. Что касается вновь созданных обособленных подразделений, то применяемый налогоплательщиком порядок уплаты налога распространяется на них с момента их создания.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо учитывать, что НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщика уведомлять налоговый орган по местонахождению ответственного обособленного подразделения о создании в течение налогового периода нового обособленного подразделения, а также налоговые органы по месту нахождению вновь созданного обособленного подразделения о применяемом налогоплательщиком порядке уплаты налога, если на территории данного субъекта Российской Федерации уже имеется ответственное обособленное подразделение. В то же время во избежание принятия налоговым органом по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения предусмотренных НК РФ мер ответственности к налогоплательщикам, не представившим налоговую декларацию, организации целесообразно уведомить указанный налоговый орган о применяемом порядке уплаты налога на прибыль через ответственное обособленное подразделение.
     
     В случае направления уведомления в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, приводить в нем весь перечень обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, по которым информация уже представлялась, не следует.
     
     В случае создания двух и более обособленных подразделений на территории субъекта Российской Федерации, в котором ранее не имелось обособленных подразделений организации, уплата в текущем налоговом периоде налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации должна производиться через ответственное обособленное подразделение, о выборе которого уведомляются налоговые органы. При создании в субъекте Российской Федерации только одного обособленного подразделения уведомлять налоговый орган о применяемом налогоплательщиком порядке уплаты налога нет необходимости.
     
Д.В. Осипов
     

Учет расходов на оплату отпусков

     
     Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 13.12.1979 N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" предусмотрены дополнительные отпуска определенным категориям рабочих и служащих. Вправе ли организация на основании вышеуказанного документа учитывать расходы на оплату дополнительно предоставляемых отпусков таким рабочим и служащим в расходах для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые настоящим Кодексом, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в частности, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
     
     Положениями ст. 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
     
     Таким образом, расходы на оплату дополнительно предоставляемых отпусков вышеуказанной категории работников могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     

Учет расходов в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников

     
     Организация-работодатель заключила договор добровольного личного страхования работников. Некоторое время спустя организация заключила к основному договору дополнительное соглашение, условиями которого предусмотрено включение в основной договор новых работников организации-работодателя. Вправе ли организация в связи с вышеуказанной ситуацией отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников?
     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам в том числе добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
     
     Таким образом, суммы платежей (взносов) организации-работодателя по договору добровольного личного страхования работников учитываются в составе ее расходов для целей налогообложения прибыли.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
     
     В случае заключения к основному договору дополнительного соглашения, условиями которого предусмотрено включение в основной договор новых работников организации-работодателя, расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     
     При этом должны быть соблюдены все существенные условия договора добровольного личного страхования работников.
     
     Положениями ст. 942 ГК РФ установлены существенные условия договора страхования.
     
     Согласно п. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
     
     - о застрахованном лице;
     
     - о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
     
     - о размере страховой суммы;
     
     - о сроке действия договора.
     

Налогообложение курсовых разниц

     
     Федеральное государственное унитарное предприятие приобретает для финансирования своих иностранных представительств иностранную валюту как за счет средств целевого финансирования, так и за счет средств, полученных в связи с оказанием предприятием возмездных услуг. Каков порядок налогообложения положительной (отрицательной) курсовой разницы?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 250 и подпунктом 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.
     
     Согласно п. 2 ст. 250 и подпункту 6 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
     
     К средствам целевого финансирования (целевым поступлениям) относится имущество (денежные средства), полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
     
     Таким образом, доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, приобретенную за счет средств субсидий, полученных из бюджета в рамках целевого финансирования, могут быть учтены в уменьшение этих целевых средств.
     
     Доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, приобретенную за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.