Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы


Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы

     
     Е.А. Власенкова
     
     Комитет Совета Федерации по бюджету провел в г. Костроме "круглый стол" на тему "Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы".
     
     В работе "круглого стола" приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, представители Минфина России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов власти муниципалитетов, а также научных и предпринимательских кругов.
     
     Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е.В. Бушмин, открывая заседание, отметил, что проблема налогообложения малого бизнеса приобретает особую актуальность в условиях финансового кризиса. В настоящее время государством принимается ряд мер, которые пусть не напрямую, косвенно, но направлены на поддержку и малого бизнеса. Основные налоговые законы должны быть приняты к июню 2009 года, с тем чтобы они вступили в действие с 1 января 2010 года. К весенней сессии законопроекты должны быть подготовлены, должны быть получены оценки от научных институтов, от Академии наук, от Общественной палаты.
     
     Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, курирующий в комитете налоговые вопросы, В.А. Новиков, говоря о тематике мероприятия, отметил, что "круглый стол" задумывался в период стабильной финансовой ситуации и его основной задачей была разработка направлений усовершенствования налогового законодательства. В то же время В.А. Новиков отметил, что проблемы малого бизнеса в настоящий момент находятся не столько в сфере налогового законодательства, сколько в отсутствии политической воли у органов местного самоуправления, что не позволяет им выстроить эффективную систему взаимоотношений между властью и малым бизнесом, в частности снять административные барьеры.
     
     Еще одно очень серьезное препятствие - это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных рынках и бороться с которыми малым предпринимателям достаточно тяжело.
     
     Вместе с тем и в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В первую очередь это проблемы, которые возникают при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Одна из них заключается в том, что базовая доходность определяется, по сути, методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги. Представляется необходимым переходить на определенные методики, позволяющие объективно оценивать базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога.
     
     Достаточно серьезные проблемы возникают и при применении упрощенной системы налогообложения. Так, если принят соответствующий закон на территории субъекта Российской Федерации, индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату патента и налоги при этом поступают в основном в бюджеты субъектов Российской Федерации. Если же такого закона нет или индивидуальный предприниматель не захотел перейти на патент (что маловероятно, так как на практике стоимость патентов намного ниже рассчитанного ЕНВД), то при уплате им ЕНВД основная часть налога идет в местный бюджет. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения особенностей налогообложения, при этом некоторые виды деятельности могут подпасть как под обложение ЕНВД, так и под применение патентной системы. Здесь возникает некий конфликт интересов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и, по-видимому, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.
     
     Следующая группа проблем связана с применением единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Почему так мало сельскохозяйственных производителей перешли на уплату этого налога? Ответ прост: необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы и другие не решенные до настоящего времени проблемы.
     
     Таким образом, своего решения требует целый круг вопросов. Можно сказать, что в налоговом законодательстве необходимо навести порядок. И снова возникает уже вышеупомянутая ситуация соблюдения сроков принятия новых законов.
     
     В.А. Новиков также отметил, что сейчас учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу разных причин: его представители имеют возможность напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. Про малый бизнес как-то все забывают, хотя он сейчас находится в очень серьезном положении: деньги стали дорогими, длинных денег практически нет. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом бизнесе. Необходимы изменения в законодательстве применительно к этой сфере.
     
     Выступавший затем заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин посвятил свое выступление вопросам применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД. Он осветил теоретические, на первый взгляд, вопросы, без решения которых, однако, невозможна нормальная правоприменительная практика.
     
     С.В. Разгулин обратил внимание собравшихся на то, что и единый налог, который уплачивается в рамках упрощенной системы, и ЕНВД относятся к специальным налоговым режимам. Это особый порядок исчисления и уплаты налога, который отличается от общеустановленного, и никак не льготный налоговый режим. Ошибку допускают те представители налоговых органов, которые нередко рассматривают любого индивидуального предпринимателя, который выбирает упрощенную систему налогообложения, как потенциального уклониста, как применяющего схему оптимизации налогообложения. Да, безусловно, такие случаи бывают, но, по общему правилу, это специальный налоговый режим, освобождающий предпринимателя от уплаты ряда налогов, но предусматривающий уплату нового единого налога, который не уплачивается при общем режиме налогообложения.
     
     С.В. Разгулин отметил, что если применительно к упрощенной системе налогообложения можно с определенной долей оговорок говорить, что этот режим предназначен для малых предприятий, то ЕНВД никакого отношения к малому бизнесу не имеет. По сути, это способ налогового администрирования, когда вменяется определенный размер дохода для тех видов деятельности, где затруднен налоговый контроль.
     
     Сравнивая упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, С.В. Разгулин пояснил, что их основное отличие - добровольность перехода на упрощенную систему. Но есть и определенные ограничения, которые как раз позволяют говорить о применении этого налогового режима малым бизнесом, в частности по размеру дохода. С 2009 года действующие организации могут применять этот режим в случае, если размер дохода не превысил с учетом коэффициентов-дефляторов 26 800 тыс. руб. Имеются и ограничения по численности работников, по доле участия организаций, по стоимости основных средств.
     
     Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает определения субъектов малого предпринимательства и особые критерии отнесения организаций к малому и среднему бизнесу. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) не использует такие понятия, но устанавливает критерии, соответствие которым позволяет применять упрощенную систему налогообложения. В ряде случаев значения вышеуказанных критериев пересекаются, например по доле участия, по количеству работников, а в других случаях отличаются (по критериям выручки). Так, для микропредприятий постановлением Правительства РФ установлен размер дохода в 60 млн. руб., то есть он более чем в два раза превышает тот размер дохода, который позволяет применять упрощенную систему налогообложения.
     
     С.В. Разгулин не исключил, что на практике возможны ситуации, при которых индивидуальные предприниматели начнут применять критерии, установленные законом, в целях применения упрощенной системы налогообложения, что приведет к доначислениям налогов, пеням и, возможно, к штрафным санкциям, поскольку особый критерий для применения этого режима установлен непосредственно НК РФ. В данном случае имеется возможность для уточнения, корректировки или, по крайней мере, для разъяснительной работы с налоговыми органами и налогоплательщиками.
     
     Для ЕНВД установлена обязательность применения. Но этот режим налогообложения касается только видов деятельности, которые могут осуществляться любой организацией независимо от численности работников, от доли участия других организаций и т.д. Логика законодателя заключалась в том, чтобы в тех сферах, в которых затруднен налоговый контроль, установить базовую доходность и на ее основании вменить определенную сумму налога, которая исчисляется с учетом возможных поправочных коэффициентов.
     
     В настоящее время поднимаются вопросы, и совершенно справедливо, об экономической обоснованности этого налога. При установлении базовой доходности ЕНВД должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенных на уплату этого налога, с тем чтобы налоговая нагрузка для этого вида деятельности соотносилась бы с теми доходами, которые получает индивидуальный предприниматель.
     
     Как отметил С.В. Разгулин, развитие законодательства в рамках ЕНВД проходит по пути ограничения сферы действия данного специального налогового режима. Так, с 2008 года не могли применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики. С 2009 года введены новые ограничения: доля участия других организаций - не более 25%, численность работников - не более ста человек. Отдельные виды деятельности прямо исключаются из возможности применения данного налогового режима, например услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Особое исключение из применения специального налогового режима в виде ЕНВД - это патентные системы. Если законом субъекта Российской Федерации введена патентная система и индивидуальный предприниматель выбрал патент, он не переводится на уплату ЕНВД.
     
     Рассматривая патентную систему как специальный налоговый режим в рамках упрощенной системы налогообложения, С.В. Разгулин отметил, что 60 видов предпринимательской деятельности с 2009 года могут быть переведены на патентный режим. Для этого должен был быть принят закон субъекта Российской Федерации, при этом данный субъект должен установить патентную систему для всех видов предпринимательской деятельности и определить размер потенциального дохода, который применим к каждому конкретному виду предпринимательской деятельности.
     
     Ограничение, которое не позволяет эффективно применять этот режим, заключается в установлении в абзаце втором п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ не более 30-кратного значения доходности по какому-либо виду деятельности, от базовой доходности, установленной для ЕНВД, если виды деятельности совпадают.
     
     Говоря о перспективах специальных налоговых режимов, С.В. Разгулин отметил, что исходя из логики развития законодательства, скорее всего, преимущественно будет развиваться патентная система. При наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации индивидуальный предприниматель, сравнив доходность, скорее всего, будет избирать именно этот режим налогообложения. Стоимость патента будет относительно низкой при достаточно широком перечне видов деятельности, возможности привлечения наемных работников, приобретения патента на срок от одного месяца до одного года.
     
     Возможно, патентная система заменит в перспективе ЕНВД.
     
     Перспективы упрощенной системы налогообложения во многом будут зависеть от стратегии развития пенсионной реформы, поскольку планируется принять решения об отмене единого социального налога и переходе на страховые принципы, где не будет освобождения от уплаты страховых взносов в зависимости от применяемого режима налогообложения. Соответственно нагрузка на фонд оплаты труда наемных работников возрастет. Предусматривается переходный период в виде компенсации из федерального бюджета затрат, которые несут индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.
     
     Член Комитета Совета Федерации по бюджету А.П. Починок в своем выступлении отметил, что в современных условиях нужны своевременные и четкие действия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Необходимо принимать серьезный пакет документов по изменению федерального законодательства, стимулирующего развитие потребления, потому что в период кризиса главнейшая задача - это восстанавливать объемы потребления, "раскручивать" экономику.
     
     По мнению А.П. Починка, отмена единого социального налога и его замена отчислениями в размере 34% в условиях жесткого финансового кризиса не представляются своевременными, так как приведут к снижению темпов роста ВВП за счет роста нагрузки на фонд оплаты труда.
     
     На уровне субъектов Российской Федерации у огромного количества регионов отсутствует необходимая правовая база, регулирующая налоговую сферу. Во многих субъектах Российской Федерации до сих пор не приняты необходимые налоговые законы, что негативно влияет на развитие малого бизнеса. Время, когда можно было ориентироваться на федеральный центр, ушло. У субъектов Российской Федерации должно быть свое законодательство, учитывающее специфику региона. А.П. Починок призвал субъекты Российской Федерации более активно принимать необходимые законодательные акты. В условиях кризиса придется быстро модернизировать имущественный и земельный налоги, потому что абсолютно очевидно, что будут останавливаться стройки, не будут воплощаться в жизнь проекты, - подчеркнул сенатор. Он обратил внимание собравшихся на то, что субъектам Российской Федерации следует "выращивать" собственных налогоплательщиков, то есть создавать условия для их развития, с тем чтобы они, окрепнув, пополняли своими налоговыми отчислениями доходную базу региона.
     
     Заместитель директора Департамента финансов и бухгалтерского учета Минсельхоза России А.С. Хусаинова посвятила свое выступление применению ЕСХН.
     
     Она отметила, что ЕСХН - это специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который на сегодняшний день имеет свои достоинства:
     
     - переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не установлено;
     
     - низкая налоговая нагрузка в размере 6%;
     
     - организации - плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога, а индивидуальные предприниматели - плательщики ЕСХН - от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога;
     
     - упрощение налоговой отчетности и налогового учета.
     
     В то же время освобождение от уплаты НДС при переходе на ЕСХН - это, скорее всего, недостаток, а не преимущество. Выигрывают от этого только те налогоплательщики, на которых не распространяется пониженная ставка НДС, а также налогоплательщики, чьи контрагенты не возмещают НДС. Кроме того, сумма уплаченного НДС, включенная в расходы, значительно уменьшает доходность бизнеса. Работодатели, применяющие ЕСХН, также обязаны оплачивать больничные листы за счет собственных средств. Полностью компенсируется им пособие только в случае, если работодатель перечисляет добровольные страховые взносы на социальное страхование работников в размере 3% от налоговой базы, которая определяется так же, как при расчете единого социального налога.
     
     С 1 января 2008 года плательщики ЕСХН получили право признавать в целях налогообложения расходами затраты не только на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.
     
     С 1 января 2009 года отменены ограничение, не позволяющее переходить на уплату ЕСХН организациям, имеющим филиалы или представительства, ограничение по переносу убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой другой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущий налоговый период производится в той очередности, в которой они были получены. Упрощается представление налоговой декларации, расширен перечень расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу.
     
     А.С. Хусаинова отметила, что существуют проблемы при взимании ЕСХН и некоторые вопросы необходимо решить в ближайшем будущем. Во-первых, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, социально-культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства; для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особенно это касается селекционной работы, применения дорогостоящих методов биотехнологии, развитие которых является обязательным условием устойчивого развития отечественного сельского хозяйства XXI века. Необходимо также устранение противоречий взимания НДС при закупке перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственной продукции как у физических лиц, так и у плательщиков ЕСХН, что позволило бы уравнять условия налогообложения при осуществлении указанных закупок.
     
     В своем выступлении президент Палаты налоговых консультантов России Д.Г. Черник отметил, что необходимо четко разграничивать понятия "малый" и "средний" бизнес.
     
     По словам Д.Г. Черника, понятие "средний бизнес" пока в достаточной степени никому не понятно, и чем больше мы будем говорить о среднем бизнесе, тем меньше внимания будет уделяться малому бизнесу, который как бы уйдет в тень. Д.Г. Черник предложил акцентировать внимание в первую очередь на малом бизнесе и напомнил, что в истории нашей страны за последние 18 лет малый бизнес сыграл значительную роль. Благодаря ему были решены две задачи: создание цивилизованной торговли и поддержание нормального уровня занятости населения.
     
     Д.Г. Черник отметил, что только налоговыми методами невозможно решить существующие проблемы. По его мнению, в настоящее время отсутствует комплексный подход в государственной поддержке: снижаются налоги, но одновременно и в гораздо большей степени растет арендная плата, повышаются тарифы на все коммунальные услуги, отсутствует возможность получения долгосрочного кредита в банках, непрерывно усложняются таможенные процедуры.
     
     Д.Г. Черник затронул также вопросы налогового администрирования и предложил рассмотреть вопрос введения дифференцированного подхода в области проведения проверок субъектов малого предпринимательства именно в законодательном порядке.
     
     С целью снижения арендных платежей Д.Г. Черник предложил создавать так называемые бизнес-инкубаторы, в которых должны получать помещения именно индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса исходя из следующего принципа: себестоимость плюс средняя рентабельность.
     
     По словам руководителя Департамента налоговых исследований Палаты налоговых консультантов России И.А. Хавановой, поднявшей проблему досудебного урегулирования налоговых споров, малый бизнес, точно так же, как средний и крупный, прежде чем решать спорные вопросы в суде, должен с 2009 года сначала обращаться в вышестоящий налоговый орган. В целом, поддерживая систему, которая направлена на то, чтобы освободить суды и основные споры вывести в систему налогового органа, И.А. Хаванова отметила, что за прошедшие два года, которые были даны для опробования данной системы, не было создано четких процедурных правил.
     
     По мнению И.А. Хавановой, в настоящее время нет четкого исчерпывающего порядка осуществления производства по судебному урегулированию жалоб. Поэтому она предложила хотя бы ту категорию, которая относится к малому бизнесу, оставить на действовавшем до 2009 года порядке, который заключался в том, что налогоплательщик самостоятельно определял, как он должен защищать свои интересы: пойдет он в вышестоящий налоговый орган или нет, либо обратится в суд, либо будет обжаловать действия параллельно.
     
     Однако в перспективе необходимо принятие третьей части НК РФ, посвященной регулированию процессуальных норм.
     
     Председатель Костромского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Ю.А. Гусев предложил принять ряд стимулирующих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства мер, в том числе уменьшение основной ставки НДС, предоставление налоговых каникул сроком на один год всем новым малым предприятиям, работающим в обрабатывающем секторе, введение льготы по налогу на имущество и т.д.
     
     Депутат Ярославской областной Думы, член Совета Ярославского отделения "Опора России", председатель Рыбинского местного отделения "Опора России" А.Н. Шилов предложил ввести упрощенную и сокращенную форму налоговой декларации по единому социальному налогу, установить единый срок сдачи налоговых деклараций и по налогу на прибыль, и по НДС.
     
     В отношении НДС выступающий высказался за приведение правоприменительной практики в соответствие с нормами НК РФ, за персонифицирование ответственности должностных лиц налоговых органов, за упорядочение подтверждения нулевой ставки НДС, а именно сокращение перечня документов, обосновывающих нулевую ставку и налоговые вычеты, изменение методологии учета операций по НДС.
     
     Начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Н.И. Ларионова в своем выступлении отметила, что НК РФ должен быть приведен в соответствие с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", так как Правительство РФ определилось с критерием отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям и не существует каких-либо юридических запретов использовать эти параметры в рамках действующего НК РФ.
     
     Н.И. Ларионова также отметила, что обязательность использования контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД является одним из существенных барьеров, и прежде всего для тех плательщиков ЕНВД, которых, по данным ФНС России, три миллиона человек из семи миллионов налогоплательщиков.
     
     Н.И. Ларионова затронула вопросы социальной защиты предпринимательства, социальной незащищенности тех, кто применяет специальные налоговые режимы. Так, индивидуальные предприниматели, которые уплачивают взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, лишены бесплатного медицинского и социального обслуживания. Да, они освобождены от уплаты ЕСН, но не существует никаких других механизмов, которые позволяли бы решить проблему их медицинского и социального страхования.
     
     Представителем Минэкономразвития России было предложено сформулировать особенности политики поддержки среднего бизнеса, для чего можно использовать налоговые механизмы стимулирования различных групп предприятий. Н.И. Ларионова предложила также подумать о разработке и внедрении нового налогового режима, возможно, на базе модернизации патентной системы налогообложения.
     
     Председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Е.А. Копелян, говоря об обязательности применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД, отметил, что у индивидуальных предпринимателей возникает фактически второе налогообложение, так как расходы по приобретению, содержанию контрольно-кассовой техники либо сравнимы, либо превышают величину уплачиваемых налогов. С целью соблюдения прав потребителей допускается выдача товарного чека, так как и кассовый, и товарный чек имеют равную силу и отмена обязательности применения контрольно-кассовой техники не ухудшит права потребителя.
     
     Е.А. Копелян также затронул вопросы, связанные с определением критериев перехода на упрощенную систему налогообложения и применения данного специального налогового режима. Он считает 20 млн. руб. доходов не соответствующими не только законодательству, но и реалиям современной жизни.
     
     В заключение заседания "круглого стола" был рассмотрен итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации Правительству РФ по установлению сроков опубликования значений коэффициентов-дефляторов К1 на следующий год ежегодно не позднее 1 октября, что позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления более эффективно осуществлять прогнозирование поступления доходов в бюджет в будущем периоде; по рассмотрению вопроса о закреплении поступлений от оплаты стоимости патентов при применении упрощенной системы налогообложения за бюджетами муниципальных районов, поселений (в равных пропорциях) и городских округов; по продолжению работы с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в разрезе муниципальных образований по субъектам среднего и малого бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности.