Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749


Постановление Правительства РФ

от 13 октября 2008 г. N 749

"Об особенностях направления работников в служебные командировки"


Комментарий*1

     _____
     *1 См. также статью Е.В. Орловой о командировках сотрудников организации на с. 122-133, а также комментарий С.А. Верещагина к постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 // НВ: комментарии… - 2009. - N 1. - С. 10-16.

Е.В. Орлова,
зам. генерального директора ЗАО "АСМ Аудит"
     
     Согласно части второй ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) особенности направления работников в служебные командировки определяются в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Поскольку до недавнего времени такой порядок не был установлен, организациям приходилось использовать разработанную более 20 лет назад Инструкцию Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62) в части, не противоречащей ТК РФ. Соответственно актуальность некоторых ее требований подвергалась большим сомнениям и приводила к конфликтам с налоговыми органами при признании командировочных расходов для целей исчисления налога на прибыль, а также при исчислении налога на доходы физических лиц с суммы возмещения командировочных расходов.
     
     Теперь же вместо Инструкции N 62 постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), которое начало действовать с 25 октября 2008 года.
     

1. Общие положения

     
     1. В отличие от Инструкции N 62 Положение определяет порядок направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.
     
     Напомним читателям журнала, что Инструкция N 62 применялась только к командировкам на территории Российской Федерации. Тем не менее контролирующие органы пытались распространить ее нормы и на заграничные командировки (письма Минфина России от 25.01.2008 N 03-04-06-01/22, от 21.12.2007 N 03-04-05-01/419, от 28.09.2007 N 03-04-06-01/335). Теперь эта проблема урегулирована.
     
     2. В отличие от Инструкции N 62 п. 2 Положения установлено, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.
     
     В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
     

     Таким образом, поездка работника для выполнения соответствующего служебного задания может называться командировкой только в случае, если она осуществляется в рамках трудовых отношений. Если же в командировку направляется лицо, с которым у организации заключен гражданско-правовой договор, то такая поездка командировкой не является, если даже она и необходима для выполнения обязательств по такому договору.
     
     То, что само понятие "командировка" может применяться только в отношении лиц, связанных с организацией трудовыми отношениями, раньше непосредственно вытекало только из формулировки закона (ст. 166 ТК РФ). Напомним читателям журнала, что согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Такие же разъяснения давались в письмах УФНС России по г. Москве от 10.05.2007 N 21-18/385, Минфина России от 19.12.2006 N 03-03-04/1/844.
     
     3. Согласно абзацу первому п. 3 Положения место постоянной работы - это место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.
     
     Понятие "место постоянной работы" используется также в абзаце втором п. 4 Положения, согласно которому днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия вышеуказанного транспортного средства в место постоянной работы. Точно такая же запись была и в п. 7 Инструкции N 62.
     
     Нормы абзаца первого п. 3 и абзаца второго п. 4 Положения должны учитываться организациями в непосредственной взаимосвязи. Но анализ этих норм (как, впрочем, и сам ТК РФ) по-прежнему не позволяет урегулировать ситуацию, при которой работник отправляется в командировку из места постоянного жительства, не совпадающего с местом постоянной работы, и возвращается обратно в место жительства.
     
     Так, во многих холдинговых структурах работают жители других городов. Как правило, такие работники на выходные и праздничные дни возвращаются домой.
     
     Пример.
     
     В московской компании работает финансовый директор, проживающий в г. Твери. На выходные дни - 6 и 7 декабря 2008 года - он уезжал домой, а утром в понедельник, 8 декабря 2008 года, ему предстояло отправиться в служебную командировку в г. Брянск. Билеты от Твери (из места жительства) до Брянска и обратно оплачивала московская компания. В этом случае оплата московской компанией финансовому директору, проживающему в г. Твери, билета в командировку и обратно из его места жительства, отличного от места его постоянной работы, указанного в трудовом договоре, являлась его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость вышеуказанного билета подлежала обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (см. письмо Минфина России от 11.06.2008 N 03-04-06-01/164).
     
     Принимая во внимание абзац первый п. 3 и абзац второй п. 4 Положения, если организация оплачивает командированному работнику стоимость билета из места его жительства и обратно, отличного от места его постоянной работы, такая оплата контролирующими органами не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой. В этом случае имеет место получение предусмотренной ст. 41 НК РФ экономической выгоды работником в виде оплаты организацией проезда от места жительства до места командирования и обратно. В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 211 НК РФ оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) в его интересах относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком доходов от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
     
     Поэтому финансовому директору московской компании, уехавшему в пятницу вечером (5 декабря) домой в Тверь, надо было в случае командировки, например в г. Брянск, вечером в воскресенье (7 декабря) вернуться в Москву, чтобы из Москвы в понедельник утром (8 декабря) отправиться в командировку в Брянск. Только в этом случае у него не возникало бы налогооблагаемого дохода по налогу на доходы физических лиц в виде экономической выгоды (оплаты стоимости проезда от места жительства до места командировки и обратно), а московская компания могла учесть стоимость билетов для целей налогообложения прибыли.
     
     Если же финансовый директор московской компании, проживающий в г. Твери, этого не сделал, то у него возникали налоговые риски в части начисления налога на доходы физических лиц со стоимости проезда до места командировки и обратно, а у московской компании - соответственно риски в части непризнания налоговым органом стоимости билетов от места жительства до места командирования и обратно для целей исчисления налога на прибыль. Ведь в подпункте 12 п. 1 ст. 264 НК РФ четко указано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Кроме того, если организация оплатит проезд командированного работника из места жительства и не удержит у него налог на доходы физических лиц, то за невыполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению этого налога на организацию может быть наложен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, на основании норм ст. 123 НК РФ.
     
     Во избежание споров с налоговыми органами мы рекомендуем воспользоваться положениями ст. 168 ТК РФ, согласно которой порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. И чтобы уберечь командированных работников и саму организацию от налоговых рисков, целесообразно в Положении о порядке и размерах возмещения командировочных расходов организации предусмотреть пункт следующего содержания.
     

Фрагмент документа

Утверждено
приказом ЗАО "Велле"
от 01.10.2008 N 62

    
Положение
о порядке и размерах возмещения
командировочных расходов ЗАО "ВЕЛЛЕ"

     
     ……
     
     ……
     
     5.4. Приобретение авиа- и железнодорожных билетов для всех без исключения командированных работников производится только с отправлением из г. Москвы - населенного пункта, в котором расположено ЗАО "Велле", и с возвращением в этот же город.
     
     ……
     
     ……
     
     Конечно, предлагаемый вариант возмещения расходов на проезд крайне неудобен для командированных работников, проживающих вне места постоянной работы, но зато не затрагивает их личные финансовые интересы с точки зрения налога на доходы физических лиц, а заодно и позволяет организации без проблем признать для целей исчисления налога на прибыль расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
     
     4. Абзацем вторым п. 3 Положения внесено важное уточнение в порядок направления работников в служебные командировки: поездка командированного работника в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Инструкция N 62 не содержала такого уточнения.
     

2. Длительность командировки

     
     Главное нововведение Положения - это снятие ограничений по длительности служебных командировок. Таким образом, на сегодняшний день законодательство не ограничивает нахождение в командировке по срокам. Главное, чтобы работник действительно выполнял именно служебное задание, а не все свои трудовые обязанности. При этом определить срок служебной поездки может только сам работодатель локальными актами (приказом).
     
     Раньше в п. 4 и 5 Инструкции N 62 содержались жесткие ограничения длительности служебной командировки, максимальная продолжительность которой в пределах Российской Федерации не могла превышать 40 дней (не считая времени нахождения в пути), за исключением направления работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ по стране (один год) и в федеральные и региональные министерства и ведомства (пять дней). Причем данное положение Инструкции N 62 вступало в противоречие с ТК РФ, который не содержит указания на предельный срок командировки. Что касается загранкомандировок, то для них и прежде максимальные сроки законодательно не были ограничены. По командировкам за рубеж утверждены были только нормы суточных, которые можно включить в расходы при налогообложении прибыли. И эти нормы были разграничены по продолжительности пребывания в командировке: до 60 дней и свыше 60 дней (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 93). Несмотря на это, Минфин России считал, что максимальный срок, на который сотрудника можно было направлять в командировку за границу, такой же, как и при командировках по Российской Федерации, то есть 40 дней, а при выполнении монтажных, наладочных и строительных работ - не более года (письма Минфина России от 28.09.2007 N 03-04-06-01/335, от 28.10.2005 N 03-05-01-04/345, от 19.10.2005 N 03-05-01-04/319).
     
     Установленное ранее ограничение длительности служебных командировок непосредственно влияло на величину командировочных расходов, которые организация была вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль. Так, если работник выполнял свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, вне места постоянной работы в период, превышающий максимальное время командирования, установленное Инструкцией N 62, то соответствующие расходы не могли быть квалифицированы как расходы на командировки для целей налогообложения (письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/2/30). В этом случае выплаты командированному работнику могли были быть включены налоговым органом в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, пенсионным взносам и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 237 НК РФ; п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).
     
     Более того, по мнению контролирующих органов, изложенному в письмах Минфина России от 28.09.2007 N 03-04-06-01/335 и от 12.01.2007 N 03-04-06-01/1, УФНС России по г. Москве от 25.08.2008 N 28-11/080648, установление ограничения длительности командировки было связано с тем, что нахождение работника в командировке на срок, превышающий установленный, приводил к невозможности исполнять свои трудовые обязанности в месте работы, указанном в трудовом договоре, поскольку фактически свои трудовые обязанности работник исполнял в месте командирования. Например, в случае направления работника на работу за границу на длительный период времени, когда работник выполнял все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, по месту работы в иностранном государстве, фактическое место работы сотрудника находилось в иностранном государстве и такой работник не мог считаться находящимся в командировке, а вознаграждение, которое работник получал в вышеуказанном случае, являлось вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое не относилось к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Теперь, начиная с 25 октября 2008 года, при направлении работников в служебную командировку как по Российской Федерации, так и за рубеж работодатель вправе устанавливать срок командировки самостоятельно с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения (п. 4 Положения). Соответственно никаких ограничений по предельному сроку служебных поездок больше нет. Поэтому у организаций отныне не должно возникать споров с налоговыми органами по поводу признания в налоговом учете расходов на длительные служебные командировки. Однако, следуя принципу осмотрительности, считаем необходимым предупредить, что налоговых споров не возникнет с командировками, оформленными после 25 октября 2008 года. Что же касается командировок, состоявшихся до этой даты, то налоговые органы могут по-прежнему применять ограничения по длительности командировок, аргументируя это тем, что Положение в тот период еще не действовало. В целях снижения налоговых рисков напомним читателям журнала, что НК РФ не содержит ограничений по длительности служебных командировок при признании командировочных расходов для целей исчисления налога на прибыль.
     
     В соответствии со ст. 8 и 9 ТК РФ максимальные сроки служебных командировок, в том числе за рубеж, могут быть установлены трудовым договором, соглашением, коллективным договором, локальными актами организации (приказом, распоряжением).
     
     Поскольку теперь организация вправе направлять работника в командировку любой продолжительности, ее максимальный срок как по территории Российской Федерации, так и по территории иностранных государств должен определяться либо приказом руководителя организации, либо таким локальным документом, как Положение о служебных командировках, утвержденное руководителем организации, либо трудовым (коллективным) договором. Право выбора работодателем одного из вышеуказанных документов было подтверждено в письме Минфина России от 06.12.2002 N 16-00-16/158, разъяснявшем, что параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является нецелесообразным. Срок каждой конкретной командировки определяется приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку по форме N Т-9, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
     
     При установлении максимального срока командировки в соответствующем локальном документе мы рекомендуем работодателю учесть следующие факторы:
     
     - экономическая и организационная обоснованность длительности служебных командировок.
     
     Это связано прежде всего с тем, что для целей налогообложения прибыли организация сможет учесть расходы на командировки при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и документальная подтвержденность таких расходов, их направленность на получение дохода);
     
     - ограничения по продолжительности трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу/разрешение на временное проживание, установленные подпунктом "а" п. 1 ст. 1 и подпунктом "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)".
     
     Соответственно если в командировку направлен иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, то срок его командировки не должен превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу. Если в командировку направлен иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, то срок его командировки не должен превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;
     
     - налоговые последствия для командируемого работника при загранкомандировках и потенциальная возможность потери статуса налогового резидента Российской Федерации (в части применения ставки 30% вместо 13% по всем доходам, получаемым физическим лицом) в отношении загранкомандировок, длительность которых превышает 183 дня в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     Это связано с тем, что согласно п. 2 ст. 207 НК РФ физические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации только в случае, если они фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев; при этом гражданство физического лица не имеет значения. Следовательно, физические лица, направленные в загранкомандировку на срок менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации. Напомним читателям журнала, что на налоговых резидентов Российской Федерации распространяются все обязанности налогоплательщиков (п. 2 ст. 11, ст. 207 НК РФ), но они также приобретают и все права налогоплательщиков - физических лиц, в том числе право на стандартные налоговые вычеты (ст. 218 Кодекса).
     

3. Компенсация расходов на обязательную медицинскую страховку

     
     Согласно подпункту "г" п. 23 Положения работнику, направляемому в командировку за рубеж, компенсируются расходы на оформление обязательной медицинской страховки. В Инструкции N 62 этого не было, поскольку она применялась только к командировкам внутри Российской Федерации, а налоговые органы (см. письмо УФНС России по г. Москве от 19.05.2006 N 20-12/43886@), ссылаясь на то, что расходов на медицинское страхование лиц, выезжающих за границу, нет в перечне затрат, включаемых в командировочные расходы (подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), отказывали организациям в признании таких затрат для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Между тем большинство государств, в том числе и Российская Федерация, не допускают въезд в страну иностранных граждан без оформления полиса медицинского страхования, действительного на их территории (п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"), то есть приобретение полиса медицинского страхования является необходимым условием для оформления и получения въездной визы.
     
     С введением в действие Положения расходы на оформление обязательной медицинской страховки, необходимой для въезда в страну при загранкомандировках, организация сможет учесть при расчете налога на прибыль. Основанием для этого являются:
     
     - подпункт "г" п. 23 Положения;
     
     - подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому в составе расходов на командировки учитываются в том числе расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов, а оформление полиса обязательного медицинского страхования является, как указано выше, одним из условий для оформления въездной визы.
     
     Рекомендуем также организации запастись документами, подтверждающими обоснованность расходов на оформление обязательной медицинской страховки, к которым, помимо собственно полиса медицинского страхования, относится также документ от посольства соответствующей страны, из текста которого следовало бы, что медицинская страховка является обязательным условием получения въездной визы.
     

4. Возмещение проезда на такси

     
     Прежде согласно п. 12 Инструкции N 62 работнику возмещались расходы на оплату проезда к месту командировки и обратно в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси). Иными словами, Инструкция N 62 прямо запрещала возмещение командированному работнику проезда на такси, хотя следует отметить, что контролирующие органы в последнее время перестали ориентироваться на эту норму. Так, в письмах Минфина России от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47, от 19.12.2007 N 03-03-06/4/880, от 13.04.2007 N 03-03-06/4/48 организациям разрешалось для целей исчисления налога на прибыль признавать расходы командированного работника на такси при следовании к месту командировки и обратно, если подтверждена их экономическая обоснованность.
     
     Теперь же в п. 12 Положения исключающей оговорки в отношении такси нет, а на основании п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ легковое такси относится к транспорту общего пользования.
     
     Соответственно отныне к транспорту общего пользования следует относить общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси), метрополитен, а также легковое такси.
     
     Причем организациям следует иметь в виду, что возмещение проезда на легковом такси возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - аэропорт или вокзал находятся за чертой населенного пункта;
     
     - наличие документов (чеков ККТ), подтверждающих расходы на такси (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт");
     
     - экономическая обоснованность и целесообразность таких расходов, которые должны быть документально подтверждены. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных организацией расходов возложена на налоговые органы (письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47, от 19.12.2007 N 03-03-06/4/880). В подтверждение экономической обоснованности расходов на такси в каждом конкретном случае рекомендуем организации составлять бухгалтерскую справку;
     
     - определение коллективным договором или локальным нормативным актом организации порядка и размеров возмещения расходов организации на проезд командированного работника на такси (письмо УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 28-11/121388).
     
     Образцы рекомендуемых к оформлению документов приведены ниже.
     

Бухгалтерская справка

     
     Согласно авиабилету Рычков В.В., менеджер-консультант, вылетает в командировку в г. Минск, Республика Беларусь, 16 декабря 2008 года в 1 час 20 мин. Аэропорт "Шереметьево" находится за пределами г. Москвы.
     
     В соответствии с расписанием электричек время в пути от города до аэропорта составляет 65 мин. Регистрация на самолет заканчивается за 40 мин. до вылета самолета.
     
     Во избежание опоздания на рейс выезд работника из города на такси по маршруту "Аэропорт “Шереметьево” - Ленинский проспект" должен состояться не позднее 23 час. 30 мин. 15 декабря 2008 года.
     
     В подтверждение поездки на такси менеджером-консультантом Рычковым В.В. представлены заказ от 15.12.2008 N 0117 от фирмы "Такси-Плюс", в котором указан маршрут поездки (пункты отправления и назначения), время поездки, время оказания услуг, а также чек ККТ на сумму 1523 руб.
     
     Вышеуказанные расходы подлежат возмещению работнику и учитываются для целей исчисления налога на прибыль.
     

Бухгалтер по расчету зарплаты (Сергеева О.П.)

О.П. Сергеева


Фрагмент документа
    
Утверждено
приказом ЗАО "Велле"
от 01.10.2008 N 62

    
Положение
о порядке и размерах возмещения
командировочных расходов ЗАО "ВЕЛЛЕ"

     
     ……
     
     ……
     
     5.7. Командированным работникам возмещаются расходы на проезд на легковом такси при проезде от аэропорта/вокзала, расположенного за чертой населенного пункта, до гостиницы и обратно, если:
     
     - необходимость использования легкового такси обоснована командировочным графиком, из которого следует, что добраться на вокзал или в аэропорт иначе, чем на такси, невозможно из-за позднего отъезда (прибытия), а общественный транспорт в этот промежуток времени уже/еще не работает (некруглосуточное движение общественного транспорта);
     
     - работник может не успеть выполнить поставленные задачи (опоздать в аэропорт/на вокзал), поскольку его график работы является плотным, а в движении общественного транспорта возможны сбои.
     
     Расходы на такси должны подтверждаться следующими документами, прилагаемыми к авансовому отчету командированного работника:
     
     - при командировках по территории Российской Федерации - чеком ККТ, подтверждающим фактическую оплату услуг такси;
     
     - при командировках по территории иностранных государств - квитанциями (чеками такси, такси-счетами), действующими в соответствующих государствах, с указанием маршрута поездки (пункты отправления и назначения), даты поездки и ее стоимости, а также времени оказания услуг. Вышеуказанные документы должны иметь построчный перевод (на отдельном листе) на русский язык.
     
     При соблюдении всех вышеперечисленных условий работнику возмещаются расходы на такси в следующих размерах:
     
     - при командировках по Российской Федерации - в сумме не более 3000 руб.;
     
     - при командировках по территории иностранных государств - в сумме не более 200 долл. США в пересчете по курсу Банка России на дату утверждения авансового отчета.
     
     ……
     
     ……
     

5. Суточные за однодневную загранкомандировку

     
     Так же как и раньше, суточные за однодневные командировки, из которых работник ежедневно имеет возможность возвращаться к месту постоянного жительства, не выплачиваются (абзац четвертый п. 11 Положения, абзац первый п. 15 Инструкции N 62). Исключение сделано теперь только в отношении однодневных загранкомандировок: в этом случае суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% нормы расходов на выплату суточных, определяемой коллективным договором или локальным нормативным актом, для командировок на территории иностранных государств (п. 20 Положения).
     

6. Командировочное удостоверение по поездкам в страны СНГ

     
     Отныне продолжительность служебных командировок в страны СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения (предусматривающие, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не проставляются отметки о пересечении границы), будет подтверждаться командировочными удостоверениями. Основание - п. 15 и 19 Положения. Командировочное удостоверение, подтверждающее время пребывания в командировке, оформляется по форме N Т-10, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
     
     Ранее, поскольку Инструкция N 62 не регулировала порядок направления работников в загранкомандировки, возникали сомнения в необходимости выдачи командировочного удостоверения при служебных поездках в страны СНГ. Положение о том, что работники направляются в страны СНГ без оформления командировочного удостоверения и при этом даты пересечения государственной границы Российской Федерации определяются по отметкам в их паспортах, было записано только в п. 3 постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и касалось исключительно командированных работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
     

7. Выход на работу в день отъезда или приезда: зарплата или средний заработок?

     
     Абзац пятый п. 4 Положения (так же как и прежде абзац четвертый п. 8 Инструкции N 62) предписывает решать вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки по договоренности с работодателем. Однако проблема оплаты выхода на работу в день отъезда или день приезда осталась неразрешенной.
     
     Например, работник проработал весь день в офисе (с 9 час. до 18 час.), а по окончании рабочего дня (в 21 час.) уехал в командировку. Обязан ли работодатель начислить за этот день и текущую зарплату, и средний заработок (ст. 167, 139 ТК РФ) одновременно?
     
     По нашему мнению, если работодатель начислит и текущую зарплату, и средний заработок за один и тот же день, являющийся днем приезда или отъезда, налоговые органы, скорее всего, не примут сумму начисленной зарплаты за этот день для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Поэтому для целей снижения налоговых рисков мы рекомендуем:
     
     - либо использовать иные способы поощрения работников за явку на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки на основе договоренности с работодателем, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда и премирования работников;
     
     - либо предусмотреть в утвержденном в организации Положении о порядке и размерах возмещения командировочных расходов доплату до фактического оклада (если выплачиваемый оклад больше среднего заработка) за явку на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки (письмо Минфина России от 26.09.2008 N 03-03-06/1/548).