Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате транспортного налога бюджетными учреждениями


Об уплате транспортного налога бюджетными учреждениями

     
     Л.А. Опальская
     

1. Объект налогообложения

     
     В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог, как и любой другой налог, считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
     
     - объект налогообложения;
     
     - налоговая база;
     
     - налоговый период;
     
     - налоговая ставка;
     
     - порядок исчисления и сроки уплаты.
     
     Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога.
     
     Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Причем в соответствии с налоговым законодательством ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения, а именно:
     
     - транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
     
     - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
     

2. Налоговая база и налоговые ставки

     
     Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству.
     
     Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства.
     
     Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.
     

3. Порядок уплаты транспортного налога

     
     Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.
     
     Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, II квартал, III квартал.
     
     Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года. В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу.
     
     Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ) и уплачивается в первых трех кварталах. В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансовые платежи по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом. По окончании IV квартала (по итогам года) сумма платежа равна разнице между транспортным налогом, рассчитанным за год, и суммой всех уплаченных в течение этого года авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 362 НК РФ).
     
     Пример.
     
     По состоянию на 1 января 2008 года на балансе бюджетного учреждения числился грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с.
     
     Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта Российской Федерации, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ.
     
     В отношении грузового автомобиля ЗИЛ-5301, зарегистрированного в ГИБДД МВД России, организация применяет ставки, определенные для категории "грузовой автомобиль", - 8 руб. за 1 л. с.
     
     Рассчитаем авансовые платежи и сумму транспортного налога на 2008 год.
     
     Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составила 240 руб. (1/4 х 120 л. с. х 8 руб.).
     
     Размер авансового платежа за I, II, III кварталы - по 240 руб. (720 руб.).
     

     Сумма транспортного налога, исчисленная за год, равна 960 руб. (120 л. с. х 8 руб.).
     
     В итоге за год сумма транспортного налога по грузовому автомобилю составила 960 руб., а сумма доплаты за IV квартал - 240 руб. (960 руб. - 720 руб.).
     
     Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то суммы авансовых платежей и сумма налога по итогам года должны рассчитываться с учетом коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц.
     
     Пример.
     
     Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года.
     
     Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил:
     
     - 0,33 (1 мес. : 3 мес.) - за I квартал (без учета января и февраля);
     
     - 1 (3 мес. : 3 мес.) - за II, III кварталы (с учетом всех месяцев);
     
     - 0,75 (9 мес. : 12 мес.) - за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).
     
     Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна:
     
     - 79,20 руб. (1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) - за I квартал;
     
     - 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) - за II, III кварталы.
     
     Сумма транспортного налога - 720 руб. (0,75 х 120 л. с. х 8 руб.).
     
     За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. - 79,20 руб. - 240 руб. - 240 руб.).
     
     Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
     
     При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
     

4. Представление налоговой декларации

     
     На основании ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Бюджетные организации, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, представляют по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
     
     Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н и включает:
     
     - титульный лист;
     
     - Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
     
     - Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
     
     Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
     
     Раздел 2 налоговой декларации заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению налогового органа, в который представляется налоговая декларация, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства бюджетного учреждения.
     
     Местонахождением автотранспортных средств является тот субъект Российской Федерации, где они зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, Гостехнадзоре или в других органах (ст. 83 НК РФ).
     

5. Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога

     
     В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетного учреждения на уплату транспортного налога должны отражаться по подстатье 290 "Прочие расходы" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
     
     Своевременность уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.
     
     Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога в бюджетном учете производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
     
     При этом оформляются следующие проводки:
     
     а) по бюджетной деятельности:
     

N п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начислен транспортный налог

140101290 "Прочие расходы"

130305730"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

2

Перечислен транспортный налог в бюджет

130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

     
     б) по приносящей доход деятельности:
     

N п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начислен транспортный налог

210604340 (290) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

2

Перечислен транспортный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

3

Одновременное отражение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения по КОСГУ290 "Прочие расходы"


 


 

    

6. Проблемные ситуации по транспортному налогу

     
     1. На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности по причине их полного износа или по другим основаниям.
     
     В письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 определено, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет.
     
     Таким образом, если транспортное средство находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, оно должно быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом.
     
     Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.
     
     В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд поддержал доводы налогового органа о том, что налогоплательщик, являясь собственником автомобилей, обязан уплачивать по ним транспортный налог независимо от их технического состояния и фактического использования. Суд указал, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
     
     2. Транспортное средство не зарегистрировано, но используется.
     
     Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п. 2 которого регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:
     
     - подразделения ГИБДД МВД России - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
     
     - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
     
     В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось.
     
     3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.
     
     В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.
     
     Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
     
     Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.
     
     4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.
     
     Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".