Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество организаций


О налоге на имущество организаций


Н.А. Гаврилова,
зам начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России

          

Налогообложение федерального учреждения

     
     За счет каких средств уплачивает налог на имущество организаций федеральное учреждение за имущество, приобретенное за счет дополнительных платных услуг?
     
     Источником уплаты сумм налога на имущество организаций является прибыль (доход), полученная от ведения предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации и бюджетные учреждения уплачивают налог на имущество организаций за счет сметы доходов и расходов.
     
     Что касается федеральных бюджетных учреждений, оказывающих платные услуги, осуществляющих иную приносящую доход деятельность и приобретающих имущество за счет этой деятельности, то согласно письму Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075 и с учетом того что все имущество бюджетных учреждений, которым они наделены при создании или приобрели в период осуществления возложенных на них функций (независимо от источника приобретения), является федеральной собственностью, а также в связи с невозможностью однозначного отнесения имущества к основной или приносящей доход деятельности, средства на уплату налога на имущество организаций выделяются из федерального бюджета в отношении всего имущества, приобретенного в рамках приносящей доход деятельности.
     

Представление налоговых деклараций при реорганизации организации

     
     В каком порядке представляются налоговые декларации по налогу на имущество организаций при реорганизации организации в виде присоединения?
     
     Согласно п. 2 и 5 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов является присоединившее его юридическое лицо. Правопреемник реорганизованного юридического лица пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
     
     На основании норм подпункта 4 п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.
     
     Поэтому если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения вышеуказанных подразделений или объекта недвижимого имущества, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.
     

Представление налоговой отчетности в случае наличия объектов недвижимого имущества в другом субъекте Российской Федерации

     
     В каком порядке заполняется и представляется налоговая отчетность по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу, если в г. Москве по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), состоящего на налоговом учете в г. Санкт-Петербурге, имеются объекты недвижимого имущества и транспортные средства? Необходимо ли отдельно сдавать налоговую декларацию (расчет) по каждому объекту недвижимого имущества и транспортному средству, как этого требует налоговый орган?
     
     Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     С 1 января 2008 года представление вышеуказанными налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу в налоговые органы по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков предусмотрено п. 1 ст. 386 и п. 4 ст. 363.1 НК РФ соответственно, причем данный порядок применяется с представления налоговых деклараций за 2007 год.
     
     На основании п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого налогом по разным налоговым ставкам.
     
     Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.
     
     В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 100%. Вышеуказанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты.
     
     С учетом норм БК РФ п. 1.4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 (утратил силу), было предусмотрено, что если законодательством субъекта Российской Федерации было установлено зачисление налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без направления суммы налога в бюджеты муниципальных образований, то налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполнялась в отношении суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно закону г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" сумма налога на имущество организаций зачисляется в бюджет г. Москвы. Поэтому если организация имела на территории г. Москвы признававшееся объектом налогообложения имущество, то она была вправе заполнить и представить одну налоговую декларации в налоговый орган по местонахождению организации или обособленного подразделения, имевшего отдельный баланс, или по местонахождению объекта недвижимого имущества, в отношении которых налогоплательщик стоял на учете в налоговых органах на территории г. Москвы. Если налогоплательщику было присвоено несколько кодов причины постановки на учет (КПП), в том числе в одном налоговом органе, то в налоговой декларации указывался один из КПП.
     
     В этой связи если организация стояла на учете в одном налоговом органе по месту нахождения организации и объектов недвижимости, то она заполняла одну налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с указанием КПП по месту нахождения организации. При этом налоговая декларация должна была быть за 2007 год представлена налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по форме, установленной вышеназванным приказом МНС России.
     
     Аналогичный порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций предусмотрен п. 1.6 Порядков заполнения налоговой декларации (расчета по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н (далее - Порядки). В соответствии с данным нормативным актом начиная с расчетов по налогу за I квартал 2008 года налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, заполняют и представляют отчетность в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных п. 1.5 и 1.6 Порядков.
     
     Относительно заполнения и представления налоговой декларации по транспортному налогу организациям необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 363 НК РФ налоговая декларация по транспортному налогу представляется по месту нахождения транспортных средств, определяемому согласно ст. 83 настоящего Кодекса.
     
     Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу установлен приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. В налоговой декларации по транспортному налогу и в Порядке ее заполнения предусмотрено, что при наличии у организации нескольких транспортных средств налоговая декларация (в том числе Раздел 2) заполняется по всем транспортным средствам, по которым налогоплательщик стоит на учете в данном налогом органе. В этом случае в налоговой декларации указывается КПП по месту нахождения одного транспортного средства (первый КПП).
     
     До внесения изменений в вышеуказанный приказ в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу (начиная с налоговой декларации за 2007 год), представляемой крупнейшим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, указываются реквизиты (КПП, наименование налогового органа и его код) по месту уплаты транспортного налога в соответствии со ст. 363 НК РФ (то есть по месту нахождения транспортных средств). Что же касается места представления налоговой декларации, то оно указывается по месту учета крупнейшего налогоплательщика.
     

Налогообложение недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации

     
     В каком порядке подлежит налогообложению приобретенное в собственность недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации, переданное в доверительное управление резиденту Украины?
     
     Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации.
     
     Объектом налогообложения для российских организаций считается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ (ст. 374 Кодекса).
     
     При формировании учетной политики и отражении в бухгалтерском учете имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств, организациям необходимо исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой организация обязана обеспечить бухгалтерский учет принадлежащего ей на праве собственности имущества.
     
     Таким образом, если на территории иностранного государства российской организацией приобретено в собственность недвижимое имущество, то такое имущество в соответствии с НК РФ признается объектом обложения налогом на имущество организаций, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Российской Федерацией и иностранным государством.
     
     Кроме того, согласно ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении этого имущества. Размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате организацией в Российской Федерации в отношении этого имущества.
     
     Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Вышеуказанные документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.
     
     Статьей 378 НК РФ установлены особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, согласно которым такое имущество, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).
     
     Учитывая вышеизложенное, находящееся на территории иностранного государства недвижимое имущество, собственником которого является российская организация и которое передано в доверительное управление резиденту иностранного государства, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации с учетом ст. 386.1 НК РФ и международных договоров.
     
     Согласно п. 1 ст. 21 Соглашения от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (далее - Соглашение) недвижимое имущество, о котором говорится в ст. 6 Соглашения, являющееся собственностью резидента Договаривающего Государства и расположенное в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве. Пунктами 2-3 ст. 21 Соглашения также установлены особенности налогообложения другого имущества, в том числе относящегося к движимому.
     
     Действие Соглашения распространяется на любые идентичные или по существу аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из Договаривающихся Государств после даты подписания настоящего Соглашения, в дополнение или вместо существующих налогов (п. 4 ст. 2 Соглашения).
     
     На дату подписания Соглашения налог на имущество организаций (налог на недвижимость) на территории Украины не был введен. Следовательно, являющаяся резидентом Российской Федерации организация в отношении приобретенного в собственность на территории Украины недвижимого имущества, переданного в доверительное управление резиденту Украины, обязана была уплачивать налог в порядке, предусмотренном ст. 374 и 378 НК РФ.
     
     Если на территории Украины налог на имущество организаций (налог на недвижимость) в настоящее время установлен, то устранение двойного налогообложения по недвижимому имуществу, приобретенному на территории Украины, производится в порядке, определенном ст. 21 и 22 Соглашения, а также в части, не противоречащей данному Соглашению, - в порядке, установленном ст. 386.1 НК РФ.