Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


А.В. Романова
     

Налогообложение компенсации, выплачиваемой организацией своим работникам за содержание детей в частном детском саду

     
     Организация компенсирует своим работникам часть внесенной родительской платы за содержание детей в частном детском саду. Подлежит ли данная компенсация освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц?
     
     Согласно письму Минфина России от 26.11.2007 N 03-04-07-01/226 не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы компенсации части внесенной родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования за счет бюджетных средств.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от налогообложения освобождаются все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Согласно п. 1 ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (далее - компенсация) на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50% и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% размера вышеуказанной родительской платы.
     
     Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.
     
     Учитывая, что суммы компенсации части внесенной родительской платы за содержание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачиваются за счет средств организации своим работникам, они не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Предоставление социального налогового вычета на обучение в высшем учебном заведении

     
     Гражданка является неработающей пенсионеркой и опекуном внука 1991 года рождения (его родители погибли), обучение которого в высшем учебном заведении оплачивается ее дочерью. Может ли она или ее дочь воспользоваться социальным налоговым вычетом?
     
     Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 настоящего Кодекса, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
     
     Право на получение вышеуказанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения вышеуказанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.
     
     Данный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения вышеуказанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
     
     Учитывая, что оплату за обучение внука 1987 года рождения в высшем учебном заведении производит дочь опекуна, не являющаяся ни матерью, ни опекуном или попечителем внука, то на основании подпункта 2 п. 1 ст. 219 НК РФ она не имеет права на получение социального налогового вычета. Кроме того, поскольку обращающееся за вычетом лицо имеет статус неработающего пенсионера, а также не оплачивает обучение своего внука в высшем учебном заведении, данное лицо также не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.
     

Налогообложение доходов иностранных граждан

     
     Каков порядок налогообложения доходов иностранных граждан, прибывающих на работу в Российскую Федерацию из ближнего зарубежья?
     
     Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
     
     Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13% в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка по вышеуказанным доходам устанавливается в размере 30%.
     
     Пунктом 2 ст. 207 НК РФ определено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом. 183 дня пребывания в Российской Федерации исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
     
     Таким образом, если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, составляет менее 183 дней, оно не является налоговым резидентом Российской Федерации и его доход в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30%.
     
     При этом следует учитывать что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то в соответствии со ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Если работник является налоговым резидентом Российской Федерации, то налогообложение его дохода в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации производится по налоговой ставке в размере 13%.
     
     В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм налога на доходы физических лиц производится с момента, когда его налоговый статус за налоговой период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода. Перерасчет сумм налога на доходы физических лиц производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника.
     
     В отношении граждан Республики Беларусь следует учитывать, что в соответствии с письмом Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 начиная с 1 января 2006 года доходы гражданина Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации в соответствии с заключенным бессрочным трудовым договором подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогообложение доходов физических лиц не носит дискриминационного характера по отношению к иностранным гражданам, выполняющим трудовые обязанности на территории Российской Федерации, а зависит от того факта, является физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или не является таковым.
     

Предоставление имущественного вычета в связи с приобретением квартиры

     
     Гражданка купила в 2002 году однокомнатную квартиру. С 2004 года гражданка находится на пенсии и не работает. До настоящего времени она не воспользовалась имущественным налоговым вычетом. Может ли она воспользоваться в настоящее время имущественным налоговым вычетом в связи с приобретением квартиры?
     
     В соответствии со ст. 210 и 224 НК РФ для доходов, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных, в частности, на сумму имущественного налогового вычета, предусмотренного ст. 220 НК РФ.
     
     Порядок предоставления имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение квартиры, установлен ст. 220 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
     
     Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику по доходам, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13%, по окончании налогового периода при подаче им налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение данного налогового вычета.
     
     Таким образом, имущественный налоговый вычет уменьшает налогооблагаемый доход налогоплательщика и сумму налога на доходы физических лиц, фактически уплаченную в бюджет в налоговом периоде, то есть налогоплательщику возвращается (полностью или частично) уплаченный налог на доходы физических лиц.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 208 НК РФ доходом неработающего пенсионера является пенсия, которая на основании п. 2 ст. 217 настоящего Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку у неработающего пенсионера отсутствуют доходы, облагаемые налогом по ставке в размере 13%, воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, данное лицо не вправе.
     

Представление налоговой декларации после продажи квартиры

     
     Гражданин получил в 2008 году доход от продажи двухкомнатной квартиры (64 кв. м), которая находилась в его собственности с 15 декабря 2006 года. Должен ли он представлять в налоговые органы декларацию? В каком размере он может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в связи с продажей квартиры?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в вышеуказанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.
     
     При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
     
     Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Учитывая, что квартира находилась в собственности менее трех лет (с 15 декабря 2006 года), установленный подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет при продаже данной квартиры в 2008 году предоставлялся налогоплательщику в размере не более 1 000 000 руб., либо вместо использования права на получение имущественного налогового вычета физическое лицо было вправе уменьшить сумму доходов от продажи данной квартиры на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением вышеуказанного дохода.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи квартиры, обязаны исчислить и уплатить с данного дохода налог на доходы физических лиц, а также представить налоговую декларацию в налоговые органы по месту жительства в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Кроме того, п. 2 ст. 220 НК РФ установлено, что имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, в котором была произведена продажа имущества.
     
     Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и ее форма утверждены приказом Минфина России от 29.12.2007 N 162н.
     

Учет сумм пенсионных взносов

     
     Учитываются ли в настоящее время при определении налоговой базы суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями с негосударственными пенсионными фондами?
     
     До 1 января 2005 года в соответствии со ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитывались суммы страховых взносов, если они вносились за физических лиц из средств работодателей. Исключение составляли случаи, если страхование физических лиц производилось работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, а также если работодатели заключали договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превышала 5000 руб. в год на одного работника.
     
     При этом суммы выплат пенсий физическим лицам, осуществляемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, не учитывались при определении налоговой базы.
     
     Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в НК РФ введена ст. 213.1, согласно которой с 1 января 2005 года при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами. При этом вышеуказанные суммы подлежат налогообложению у источника выплат.
     
     Суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, при определении налоговой базы по вышеуказанным договорам не учитываются.
     

Налогообложение дохода, полученного в порядке дарения

     
     Муж бабушки, не являющийся родным дедушкой, передал внучке однокомнатную квартиру путем оформления дарственной. Подлежит ли налогообложению доход, полученный в порядке дарения между неродным дедушкой и внучкой?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом ст. 217 Кодекса.
     
     При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации [супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами].
     
     Таким образом, учитывая, что муж бабушки по отношению к внучке не является родным дедушкой, он не признается близким родственником и доход, полученный внучкой в порядке дарения в виде однокомнатной квартиры, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение процентных доходов по срочным пенсионным вкладам

     
     Каков порядок налогообложения с 1 января 2008 года процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, открытым на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России?
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" глава 23 НК РФ дополнена ст. 214.2, а также из п. 27 ст. 217 и из абзаца пятого п. 2 ст. 224 настоящего Кодекса исключены положения, касающиеся налогообложения срочных пенсионных вкладов, открытых на срок не менее шести месяцев.
     
     Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ данный нормативный акт вступил в силу с 1 января 2008 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
     
     Положения ст. 214.2, п. 27 ст. 217 и п. 2 ст. 224 НК РФ распространяются согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
     
     В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
     
     В то же время п. 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
     
     В соответствии со ст. 224 НК РФ в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 35%.
     
     До 1 января 2008 года в отношении процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, ставка налога на доходы физических лиц была установлена в размере 13%.
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 года, положение об особом порядке налогообложения процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, из п. 2 ст. 224 НК РФ исключено.
     
     Учитывая вышеизложенное, c 1 января 2008 года к процентным доходам по срочным пенсионным вкладам, открытым на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 35%.
     

Предоставление налогоплательщику социального налогового вычета в связи с приобретением лекарственных средств

     
     Вправе ли налоговый орган предоставить налогоплательщику социальный налоговый вычет в связи с приобретением лекарственных средств для лечения в городской больнице, если налогоплательщик не представил бланки рецептов по форме N 107-1/у, а также справку об оплате медицинских услуг?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в том числе в сумме, уплаченной им в налоговом периоде в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
     
     Виды лекарственных средств, расходы по которым принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, ограничены перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
     
     Рецепты на лекарства для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика (в том числе на основании назначений, произведенных налогоплательщику) на рецептурных бланках по форме N 107-1/у в двух экземплярах с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации", ИНН налогоплательщика, если он имеется.
     
     При наличии вышеуказанных рецептов социальный налоговый вычет в связи с расходами на приобретение медикаментов предоставляется налогоплательщику по окончании того налогового периода, в котором им были произведены расходы на приобретение медикаментов, на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства, а также соответствующих документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на приобретение медикаментов.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку налогоплательщиком не представлены бланки рецептов по форме N 107-1/у, а также справка об оплате медицинских услуг, вышеуказанное лицо не вправе получить социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, связанных с приобретением медикаментов.
     

Налогообложение операции по продаже автомобиля

     
     В ближайшее время гражданин планирует продать автомобиль, находившийся в собственности с 20 сентября 2007 года. Будет ли подлежать налогообложению полученный доход? Обязан ли гражданин представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в вышеуказанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.
     
     Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Учитывая вышеизложенное, при определении размера налоговой базы в рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет право на уменьшение своих доходов путем получения имущественного налогового вычета в размере не более 125 000 руб., так как вышеуказанный автомобиль находится в собственности физического лица менее трех лет, либо вместо использования права на получение имущественного налогового вычета физическое лицо вправе уменьшить сумму доходов от продажи автомобиля на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи автомобиля, обязаны исчислить и уплатить с данного дохода налог на доходы физических лиц, а также представить налоговую декларацию в налоговые органы по месту жительства в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, в котором была произведена продажа имущества.
     
     Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и ее форма утверждены приказом Минфина России от 29.12.2007 N 162н.
     

Налогообложение адресной социальной помощи

     
     Подлежит ли налогообложению адресная социальная помощь, оказываемая за счет средств местного бюджета налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан? Оказание вышеуказанной помощи предусмотрено программой, утвержденной администрацией муниципального образования.
     
     В соответствии с абзацем пятым п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
     
     Таким образом, если единовременная материальная помощь предоставляется малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств местного бюджета в соответствии с программой, утвержденной администрацией данного муниципального образования, то суммы такой материальной помощи не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Статьей 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Единовременная материальная помощь - это та материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели один раз в налоговом периоде по одному основанию.
     
     В случае если материальная помощь предоставляется ежемесячно, то освобождение от налогообложения данной помощи на основании абзаца пятого п. 8 ст. 217 НК РФ не предусмотрено.
     

Налогообложение доходов граждан Республики Казахстан

     
     Граждане Республики Казахстан, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, прибывают в Российскую Федерацию для выполнения трудовых обязанностей. Каков порядок налогообложения доходов, полученных вышеуказанными лицами?
     
     Если граждане Республики Казахстан получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, то на основании подпункта 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
     
     Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее - Конвенция).
     
     Согласно ст. 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если:
     
     а) получатель находится в Российской Федерации в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;
     
     б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом Российской Федерации;
     
     в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в Российской Федерации.
     
     Таким образом, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, получаемое гражданами Республики Казахстан, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, при соблюдении вышеперечисленных условий не облагается налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации, а подлежит налогообложению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
     
     Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога в Российской Федерации доходов физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, необходимо представить официальное подтверждение того, что оно является налоговым резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен действующий в течение соответствующего налогового периода договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.