Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль


Г.Г. Лалаев,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет процентов в виде дисконта

     
     Необходимо ли при приобретении процентных (купонных) долговых обязательств по цене ниже номинальной стоимости рассчитывать и начислять дисконт для целей налогообложения или дисконт должен начисляться только по долговым обязательствам, условиями выпуска которых предусматривается выплата дохода в виде дисконта конкретной величины?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы в виде процентов включаются для целей налогообложения прибыли в состав внереализационных расходов с учетом положений ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.
     
     Так, п. 1 ст. 328 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно отражает в аналитическом учете доходы (расходы) в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров [по ценным бумагам - согласно условиям эмиссии, по векселям - в соответствии с условиями выпуска или передачи (продажи)] процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, по ценным бумагам, за исключением векселей, проценты в виде дисконта отражаются в налоговом учете только в том случае, если такой дисконт предусмотрен условиями эмиссии соответствующих ценных бумаг. По процентным (купонным) облигациям, условиями эмиссии которых не предусмотрено начисление процентов в виде дисконта, суммы дисконта в налоговом учете не начисляются. При этом НК РФ не предусмотрено распределение дисконта (премии) по таким долговым ценным бумагам пропорционально сроку их обращения.
     
     Налогообложение таких операций с ценными бумагами осуществляется в соответствии со ст. 280 НК РФ.
     

Признание убытка при уступке права требования долга третьему лицу

     
     Можно ли считать дату, наступающую через 15 дней после отправления заемщику требования о досрочном возврате кредита, датой наступления срока платежа в соответствии со ст. 279 НК РФ? Если "да", то можно ли признать убыток от реализации права требования в соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ при его реализации после наступления вышеуказанной даты?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ при уступке права требования налогоплательщиком - кредитором по долговому обязательству налоговая база по такой операции определяется с учетом особенностей, установленных ст. 279 настоящего Кодекса в отношении уступки прав требования, возникшего по договору на реализацию товаров (работ, услуг).
     
     Пунктом 1 ст. 279 НК РФ предусмотрено, что при уступке налогоплательщиком, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика. Размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).
     
     Согласно п. 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. Убыток принимается для целей налогообложения в следующем порядке:
     
     - 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
     
     - 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
     
     Срок платежа по договору, являющийся критерием для определения порядка учета убытков от уступки права требования для целей налогообложения прибыли, по нашему мнению, должен определяться на основании условий соответствующего договора, действующего на дату уступки права требования.
     
     Если такой срок был изменен до даты уступки права требования в соответствии с положениями главы 29 "Изменение и расторжение договора" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в том числе в одностороннем порядке), срок платежа определяется в соответствии с условиями договора с учетом внесенных в него изменений до даты уступки права требования.
     

Учет расходов в виде комиссии банка за ведение импортной сделки, составление паспорта сделки

     
     Лизинговые компании во исполнение договоров лизинга осуществляют импортные сделки по приобретению имущества. При импорте оборудования, кроме стоимости самого оборудования, образуются также другие расходы, в частности комиссии банка за ведение импортной сделки, составление паспорта сделки.
     
     Как правильно отражать в налоговом учете комиссии банка за ведение импортной сделки, составление паспорта сделки?
     
     Порядок определения первоначальной стоимости оборудования, являющегося предметом лизинга, установлен ст. 257 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы, непосредственно связанные с приобретением предмета лизинга, в том числе расходы в виде комиссии банка за ведение импортной сделки и составление паспорта сделки по приобретению лизингового оборудования, включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества.
     

Налогообложение юридического лица при выходе из состава общества с ограниченной ответственностью

     
     Участник общества (юридическое лицо) выходит из состава участников общества с ограниченной ответственностью. Номинальная стоимость его доли составляет 500 тыс. руб. Действительная стоимость доли участника общества составляет 1000 тыс. руб.
     
     В счет оплаты действительной стоимости доли участнику передается часть имущества общества в виде нежилого помещения балансовой стоимостью 200 тыс. руб. Стоимость этого помещения по данным независимого оценщика составляет 1000 тыс. руб. Возникает ли у общества налоговая база по налогу на прибыль в размере 800 тыс. руб. при выходе участника общества из состава учредителей?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества - действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада.
     
     Таким образом, если при выходе из общества участнику передается имущество, стоимость которого по данным налогового учета меньше, чем действительная стоимость его доли, по нашему мнению, у общества возникает внереализационный доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае выхода участника из общества с ограниченной ответственностью и передачи ему в счет оплаты действительной стоимости его доли амортизируемого имущества разница между действительной стоимостью его доли и остаточной стоимостью амортизируемого имущества по данным налогового учета общества для целей налогообложения прибыли включается в состав внереализационных доходов.
     

Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.

    

Признание расходов на ликвидацию скважин

     
     Каков порядок признания для целей налогообложения прибыли расходов на ликвидацию поисково-оценочной скважины и других видов скважин, бурящихся при геолого-разведочных работах?
     
     Порядок признания для целей налогообложения прибыли расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 261 НК РФ, согласно п. 1 которой расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
     
     Порядок проведения работ, связанных с поиском, оценкой и разработкой полезных ископаемых, геолого-разведочных работ регламентируется Временным положением об этапах и стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом Минприроды России от 07.02.2001 N 126 (далее - Положение N 126).
     
     В соответствии с Положением N 126 все скважины, бурящиеся при геолого-разведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.
     
     Порядок ликвидации скважин определен Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22.
     
     Вышеуказанная Инструкция определяет порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодо-бромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.
     
     Таким образом, из сопоставления норм ст. 261 НК РФ и Положения N 126 следует, что расходы налогоплательщика на освоение природных ресурсов, учитываемые в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса, включают расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геолого-разведочных работ на нефть и газ в соответствии с Положением N 126 (включая поисково-оценочные и разведочные скважины).
     

Налогообложение образовательного учреждения

     
     Должно ли образовательное учреждение применять пропорцию распределения расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, если расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, расходы по всем видам ремонта основных средств предусмотрены только за счет одного источника финансирования - средств федерального бюджета?
     
     Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то для целей налогообложения принятие таких расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
     
     Если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, такие расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация вышеуказанных основных средств связана с ведением предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для вышеуказанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
     
     Таким образом, пропорциональное распределение расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и средств целевого финансирования осуществляется в случае:
     
     - если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов за счет двух источников;
     
     - если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов.
     
     В последнем случае для целей налогообложения принятие таких расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов не учитываются для вышеуказанных целей внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
     
     Если финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований, то организациям следует руководствоваться п. 1 и 2 данной статьи Кодекса, в соответствии с которыми сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
     
     В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет вышеуказанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
     

Налогообложение некоммерческого партнерства

     
     Некоммерческое партнерство получило в 2008 году грант от иностранной организации на реализацию конкретной программы в области, предусмотренной подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с грантовым соглашением часть программы должна быть реализована в 2009 году. Является ли объектом обложения налогом на прибыль имеющийся у некоммерческого партнерства по состоянию на 1 января 2009 года остаток средств, который будет расходоваться в течение 2009 года строго по целевому назначению?
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе имущество в виде полученных грантов.
     
     Для целей налогообложения прибыли грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет условиям, предусмотренным подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     Применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из налоговой базы по налогу на прибыль. Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные установленные источником средств целевого финансирования условия их предоставления. В частности, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     В ситуации говорится о том, что грант получен в 2008 году. При этом в соответствии с грантовым соглашением часть программы в области, предусмотренной подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, должна быть реализована в 2009 году.
     
     Исходя из вышеизложенного не учитывается для целей налогообложения прибыли имеющийся у некоммерческой организации по состоянию на 1 января 2009 года остаток средств полученного в 2008 году дохода в виде гранта при соблюдении на момент его предоставления условий, предусмотренных подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, и в случае расходования гранта в течение 2009 года строго по целевому назначению.
     

Учет расходов на ремонт и реставрацию объектов исторического и культурного наследия

     
     Федеральному государственному учреждению культуры принадлежат памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов исторического и культурного наследия. Текущий и капитальный ремонт, реставрация данных объектов осуществляются за счет средств федерального бюджета и за счет средств, полученных от коммерческой деятельности учреждения. Могут ли расходы на проектные, научно-изыскательские, ремонтные и реставрационные работы быть включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то для целей налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
     
     Работы, относящиеся к ремонту и реставрации памятника истории и культуры, определены ст. 42 и 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
     
     Так, ремонт памятника включает научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
     
     Реставрация памятника или ансамбля исторического и культурного наследия - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами для целей налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы на текущий и капитальный ремонт, на проектные, научно-изыскательские и реставрационные работы объектов культурного наследия, признаваемых в соответствии с НК РФ основными средствами, учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в порядке, установленном ст. 321.1 настоящего Кодекса.
     
Д.В. Осипов
     

Учет сумм пенсионных взносов

     
     Организация-работодатель заключила с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с условиями которого учет пенсионных взносов осуществляется на солидарном пенсионном счете. Денежные средства, перечисляемые организацией-работодателем в форме пенсионных взносов на солидарный пенсионный счет, размещаются негосударственным пенсионным фондом в ценные бумаги различных эмитентов; при этом через определенный период времени все накопленные на солидарном счете денежные средства распределяются на именные счета участников (работников). Вправе ли организация-работодатель учесть в составе своих расходов для целей налогообложения прибыли организаций суммы пенсионных взносов, перечисляемые ею по договору негосударственного пенсионного обеспечения?
     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     
     В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) вышеуказанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам, в частности, негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
     
     Таким образом, суммы платежей (взносов) организации-работодателя по договорам негосударственного пенсионного обеспечения учитываются в составе ее расходов для целей налогообложения прибыли только в случае, если учет пенсионных взносов первоначально предусмотрен на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
     

Определение даты совершения сделки на рынке ценных бумаг в случае заключения предварительного договора

     
     Организация осуществляет куплю-продажу обращающихся на организованном рынке ценных бумаг как через организатора торговли, так и вне организованного рынка ценных бумаг. В некоторых случаях при реализации обращающихся на организованном рынке ценных бумаг вне организованного рынка организация заключает предварительный договор. Будет ли в связи с вышеуказанной ситуацией дата подписания такого предварительного договора признаваться датой совершения сделки?
     
     Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с вышеуказанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки понимается дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
     
     Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
     
     Таким образом, в случае заключения предварительного договора и определения в нем всех существенных условий передачи ценной бумаги датой совершения сделки будет признаваться дата подписания такого договора.
     

Учет расходов на оплату отпусков

     
     Коллективным договором предусмотрено предоставление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим работу в многосменном режиме. Имеет ли организация право учитывать расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков вышеуказанным работникам в расходах для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
     
     Согласно положениям абзаца первого ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
     
     Специального порядка предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, осуществляющим работу в многосменном режиме, ТК РФ не предусмотрено.
     
     Положениями абзаца второго ст. 116 ТК РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
     
     Таким образом, расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам, осуществляющим работу в многосменном режиме, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли.