Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений"


Федеральный закон

от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений"*1

    _____
     *1 Извлечения из текста официального документа см.: НВ: комментарии… - 2008. - N 11. - С. 43-49.
     

Комментарий*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: НВ: комментарии… - 2008. - N 11. - С. 49-55.
     
Н.О. Трофимова
     

3. Изменение порядка приобретения и продажи земельных участков

     
     Большое количество поправок внесено Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" (далее - Закон N 141-ФЗ) в ст. 2 и 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
     
     Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следующим организациям и гражданам:
     
     - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
     
     - гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности вышеуказанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и если федеральными законами не установлен для вышеуказанных собственников иной порядок приобретения участков в собственность.
     
     При приобретении таких участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации:
     
     - в пределах 20% кадастровой стоимости участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
     
     - в пределах 2,5% кадастровой стоимости участка, расположенного в иной местности.
     
     До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
     
     Организации и физические лица, не перечисленные выше и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают до 1 января 2010 года такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
     
     - свыше 3 млн. человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
     
     - от 500 тысяч до 3 млн. человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
     
     - до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади участка.
     
     До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
     
     Изменениями, внесенными Законом N 141-ФЗ, пополнился круг лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Такими лицами являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений. Соответственно на них распространяются правила продажи земельных участков, установленные ст. 2 Закона N 137-ФЗ, изложенные выше.
     

4. Установление положений, касающихся прав на земельные участки

     
     Статьей 3 Закона N 137-ФЗ определены положения, касающиеся прав на земельные участки. Так, права на землю, не предусмотренные ст. 15, 20-24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие настоящего Кодекса.
     
     Статьями 15, 20-24 ЗК РФ в отношении земельных участков предусмотрены право собственности; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого владения; право аренды; право ограниченного пользования чужим земельным участком; право безвозмездного срочного пользования.
     
     В отношении права собственности на земельные участки читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Вопросы права собственности и других вещных прав на землю регулируются также Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации согласно федеральным законам.
     
     В отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками обращаем внимание читателей журнала на следующее. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
     
     Таким образом, предоставление земель в постоянное (бессрочное) пользование осталось только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации и органов государственной власти и местного самоуправления. При этом в составе субъектов постоянного пользования землей остаются только государственные и муниципальные предприятия, которые либо будут выражать государственные или муниципальные интересы, либо будут в дальнейшем приватизированы.
     
     Законодатель, выделяя государственные и муниципальные учреждения, устанавливает для них возможность получения земель в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, круг субъектов, относящихся к юридическим лицам, подразделяется ЗК РФ на субъекты, относящиеся к государственным и муниципальным учреждениям, и на остальные субъекты земельных отношений, не имеющие доступа к получению земли в постоянное (бессрочное) пользование.
     
     Согласно ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять участки в пользование.
     
     Право постоянного (бессрочного) пользования возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый реестр прав), в подтверждение которой правообладатель получает свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
     
     В отношении права пожизненного наследуемого владения читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Согласно ст. 21 ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. При этом предоставление участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается.
     
     Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
     
     Статьями 22 и 23 ЗК РФ определены положения, касающиеся аренды земельных участков и права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) с разделением сервитута на частный и публичный.
     
     Публичные сервитуты могут устанавливаться:
     
     - для прохода или проезда через земельный участок;
     
     - для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
     
     - для размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
     
     - для проведения дренажных работ на земельном участке;
     
     - для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
     
     - для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
     
     - для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям;
     
     - для использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
     
     - для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
     
     - для свободного доступа к прибрежной полосе.
     
     Что касается права безвозмездного срочного пользования земельным участком, то согласно ст. 24 ЗК РФ в такое пользование предоставляются земельные участки:
     
     - из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям на срок не более чем один год;
     
     - из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, - иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
     
     - из земель организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков - гражданам в виде служебного надела;
     
     - из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления - религиозным организациям;
     
     - из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления - лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; религиозные организации, кроме того, должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования земельными участками по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.
     
     Арендная плата за использование вышеуказанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - согласно п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
     
     При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
     
     - 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
     
     - 0,3% кадастровой стоимости арендуемых участков из земель сельскохозяйственного назначения;
     
     - 1,5% кадастровой стоимости арендуемых участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
     
     Изменениями, внесенными Законом N 141-ФЗ в ст. 3 Закона N 137-ФЗ, устанавливаются особенности по получению прав на земельные участки государственными академиями наук и созданными такими академиями наук учреждениями. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются вышеназванным субъектам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     При этом не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Кроме того, предусмотрено, что государственные или муниципальные учреждения и созданные государственными академиями наук учреждения, которые являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, не имеют права:
     
     - сдавать такие земельные участки в субаренду;
     
     - передавать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков третьим лицам;
     
     - отдавать арендные права в залог;
     
     - вносить арендные права в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.
     
     Таким образом, для государственных и муниципальных учреждений и созданных государственными академиями наук учреждений введены соответствующие ограничения, если такие учреждения арендуют земельные участки.
     

5. Изменение правоотношений, касающихся земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

     
     Существенные изменения, внесенные Законом N 141-ФЗ в ст. 3 Закона N 137-ФЗ, связаны с отдельно установленными положениями в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Так, допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
     
     До 1 января 2015 года при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. Такой земельный участок будет называться измененным земельным участком.
     
     Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного срочного или срочного пользования, считаются теперь предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков вышеуказанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением. Исключением являются случаи, если таким решением установлен более длительный срок; при этом принятия нового решения о предоставлении земельного участка уже не требуется.
     
     В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности в соответствии со ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ относятся:
     
     - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
     
     - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
     
     - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
     
     Законодатель, вводя Законом N 141-ФЗ в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ изменения, пополнил перечень земель федеральной собственности земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций.
     

6. Изменение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

     
     В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином реестре прав учреждениями юстиции. Согласно п. 2 ст. 8 и ст. 223 ГК РФ в случае, если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой государственной регистрации.
     
     Иной порядок приобретения права установлен для приобретения в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Основанием является п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В этом случае государственная регистрация права общей собственности на участок носит не правообразующий, а правоподтверждающий характер. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе земельный участок, занятый многоквартирным домом и иными объектами, входящими в его состав) [п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ)].
     
     Следует иметь в виду, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется именно в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
     
     Так, согласно ст. 2 Закона N 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый реестр прав. Порядок внесения вышеуказанных записей установлен в Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила ведения Единого реестра прав).
     
     При заключении договора купли-продажи земельного участка государственная регистрация производится путем внесения в Единый реестр прав записей:
     
     - о праве собственности на участок, возникающем у покупателя в результате сделки;
     
     - о прекращении права собственности на участок у продавца;
     
     - о сделке: ее предмете, условиях, сторонах, реквизитах договора.
     
     Поэтому при купле-продаже земельного участка (или доли в праве общей собственности на земельный участок) право собственности на участок переходит от продавца к покупателю в день внесения вышеуказанных записей в Единый реестр прав.
     
     Право собственности на земельный участок в связи с покупкой другого объекта недвижимости, расположенного на этом участке (здания, сооружения и т.д.), также возникает в день внесения в Единый реестр прав записей о праве собственности на вышеуказанный участок у продавца и прекращении этого права у покупателя, если речь не идет о приобретении доли в праве общей собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.
     
     Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в заявительном порядке. В ситуации, при которой права на земельный участок возникают (переходят, прекращаются) на основании договора купли-продажи, в регистрирующий орган должны обратиться с заявлением о проведении регистрации обе стороны договора (продавец и покупатель) либо уполномоченное ими лицо (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности).
     
     Если одна из сторон договора уклоняется от государственной регистрации прав, переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).
     
     Правообладателю (покупателю) выдается свидетельство о произведенной государственной регистрации возникшего у него права собственности (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ, п. 73 Правил ведения Единого реестра прав); форма этого документа приведена в приложении N 14 к Правилам. В свидетельстве указываются:
     
     - наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего свидетельство;
     
     - дата выдачи свидетельства;
     
     - реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право;
     
     - данные о субъектах права;
     
     - вид зарегистрированного права;
     
     - описание объекта права, его адрес (местоположение) и кадастровый номер;
     
     - существующие ограничения (обременения) прав.
     
     Кроме того, государственная регистрация права собственности на земельный участок (или иного вещного права), возникшего на основании договора купли-продажи, удостоверяется штампом регистрационной надписи, который проставляется на оригинале договора. Это следует из п. 1 ст. 13 Закона N 122-ФЗ, п. 77 и 79 Правил ведения Единого реестра прав. Договор купли-продажи также представляется в уполномоченный орган для регистрации. При государственной регистрации права собственности или иного вещного права, возникшего на основании сделки, в штампе регистрационной надписи на документе после слов: "Произведена государственная регистрация" указывается вид зарегистрированного права, проставляются дата государственной регистрации и номер, под которым это право зарегистрировано в Едином реестре прав.
     
     Если на основании одной сделки в Едином реестре прав зарегистрированы права на несколько объектов недвижимого имущества (например, земельный участок и расположенные на нем здание, сооружение), в штампе регистрационной надписи на документах после слов: "Произведена государственная регистрация" указываются вид зарегистрированного права и вид объекта недвижимого имущества, право на который было зарегистрировано под номером регистрации, приведенным в штампе.
     
     Продавцу, утрачивающему право собственности на земельный участок в связи с совершением сделки, свидетельство о государственной регистрации не выдается. Он может подтвердить факт прекращения (перехода) права собственности вышеуказанным штампом регистрационной надписи на договоре. С этой целью на государственную регистрацию представляются не два, а три экземпляра договора. Один из них - с проставленным штампом - может получить продавец. В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона N 122-ФЗ договоры, по которым отчуждается недвижимое имущество, подаются в регистрирующий орган не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав возвращается правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
     
     Организация может запросить у регистрирующего органа выписку из Единого реестра прав о переходе прав на объект недвижимого имущества (конкретный земельный участок). Такая возможность предусмотрена в п. 3 ст. 7 Закона N 122-ФЗ. В выписке указываются данные о каждом из правообладателей земельного участка в очередности согласно записям Единого реестра прав о регистрации перехода прав от одного лица к другому, вид зарегистрированного права каждого из правообладателей, а также дата и номер государственной регистрации права каждого из правообладателей.
     
     Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным (ограниченно дееспособным) предоставляются только следующим лицам:
     
     - самим правообладателям или их законным представителям;
     
     - физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
     
     - руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
     
     - налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
     
     - судам, правоохранительным органам, судебным приставам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости или их правообладателями;
     
     - лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
     
     - федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
     
     - Председателю Счетной палаты Российской Федерации, заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации.
     
     Данное новшество связано с тем, что введенными Законом N 141-ФЗ в Закон N 122-ФЗ изменениями предусмотрены особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Это согласуется с нормами, содержащимися в новой главе ЗК РФ.
     
     Так, установлено, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
     
     - решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
     
     - соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
     
     - какой-либо иной документ, на основании которого в соответствии с Законом N 141-ФЗ и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
     
     При этом отмечается, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. В отношении земельных участков, образуемых при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная регистрация прав производится на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица или на основании заявления лиц, которым такие участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ.
     
     К вышеуказанным документам прилагаются:
     
     - правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном Законом N 122-ФЗ порядке;
     
     - кадастровые паспорта образуемых земельных участков;
     
     - согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ.
     
     Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
     
     Если речь идет о государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц, то государственная регистрация прав осуществляется по таким землям в ином порядке.
     
     Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки производится государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
     
     Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с Законом N 122-ФЗ, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
     
     При этом с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные
     
     участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
     
     В соответствии со ст. 30.2, введенной Законом N 141-ФЗ в Закон N 122-ФЗ, государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. К заявлению должен быть приложен правоустанавливающий документ на земельный участок.
     
     Если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном Законом N 122-ФЗ порядке, то представления правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется. Не требуется также и представления кадастрового паспорта такого земельного участка.
     
     Согласно ст. 6 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие этого Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации документов. При этом такая государственная регистрация права на объект недвижимого имущества (при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества) проводится без уплаты государственной пошлины.
     
     Однако согласно вновь введенной ст. 30.2 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, которое ранее не было зарегистрировано в Едином реестре прав, правила ст. 6 Закона N 122-ФЗ не применяются.
     
     К данным правоотношениям применяются правила, в соответствии с которыми в течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если такой земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если такой земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.
     

7. Изменение порядка регулирования отношений в связи с ведением личного подсобного хозяйства

     Законом N 141-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", которые связаны с необходимостью уточнения норм данного нормативного акта, в частности, в отношении земельных участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов (приусадебный земельный участок) и вне границ населенных пунктов (полевой земельный участок).
     
     Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства и признает под личным подсобным хозяйством форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Такое хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним либо совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
     
     В собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, находится сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении такого хозяйства. Если граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, то эта деятельность не является предпринимательской. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
     
     Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок; при этом регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
     
     Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства при наличии свободных земельных участков.
     
     Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта, который называется приусадебным земельным участком, и земельный участок за пределами границ населенного пункта, который называется полевым земельным участком. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
     
     Максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     
     Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация вышеуказанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
     
     Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный или приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
     
     Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется такое хозяйство.
     

8. Определение охранных зон при железнодорожных путях

     
     Законом N 141-ФЗ дано новое определение охранным зонам при железнодорожных путях.
     
     Из содержания норм Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" следует, что землями железнодорожного транспорта признаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта или эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
     
     Под полосой отвода железных дорог признаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
     
     В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.
     
     Под охранными зонами Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ до внесения в него изменений Законом N 141-ФЗ признавались земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.
     
     Теперь согласно новой редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ охранными зонами называются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям. Как следует из вышеприведенной нормы, к охранным зонам отнесены в том числе прилегающие с обеих сторон к полосе отвода земельные участки.
     
     При этом необходимо напомнить читателям журнала, что на основании ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством РФ.
     

9. Изменения, связанные с кадастровым учетом недвижимости

     
     Поправки, внесенные Законом N 141-ФЗ, затронули нормы недавно принятого Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
     
     Закон N 221-ФЗ направлен на пересмотр системы учета объектов недвижимого имущества, который сложился в Российской Федерации до его принятия. Вместо технического учета зданий, строений, сооружений и государственного кадастрового учета земельных участков введен единый кадастровый учет всех объектов недвижимости, осуществляемый специально уполномоченным органом.
     
     Объектами государственного кадастрового учета, определенными Законом N 221-ФЗ, являются земельные участки, здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством, помещения, сложные вещи, территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территории. Этим нормативным актом решаются вопросы информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки недвижимого имущества, а также совершенствование деятельности в области формирования недвижимого имущества.
     
     Законом N 221-ФЗ предусмотрен также единый систематизированный свод сведений и документов о недвижимом имуществе в Российской Федерации, установлен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества.
     
     Под государственным кадастром недвижимости понимается систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
     
     Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов.
     
     Порядок ведения кадастра недвижимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
     
     При этом на каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеется государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
     
     В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
     
     Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
     
     Изменениями, внесенными Законом N 141-ФЗ в Закон N 221-ФЗ, уточнено определение кадастрового номера объекта недвижимости. С учетом внесенных изменений сведения, вносимые в государственный кадастр недвижимости, будут характеризоваться следующим образом.
     
     В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:
     
     - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение);
     
     - кадастровый номер и дата внесения его в государственный кадастр недвижимости;
     
     - описание местоположения границ земельного участка;
     
     - описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке;
     
     - кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, номер этажа, на котором расположено помещение, описание местоположения помещения;
     
     - площадь земельного участка, здания или помещения;
     
     - ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный), дата присвоения номера, сведения об организации, которая присвоила номер;
     
     - кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия был образован другой объект недвижимости;
     
     - кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости;
     
     - кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
     
     - кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
     
     - кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната;
     
     - адрес объекта недвижимости или при отсутствии адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт);
     
     - сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином реестре прав;
     
     - сведения об ограничениях вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения, в объеме сведений в Едином реестре прав;
     
     - сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение вещных прав, если ограничение не распространяется на весь объект;
     
     - сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
     
     - сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
     
     - категория земель, к которой отнесен земельный участок;
     
     - разрешенное использование, если объектом является земельный участок;
     
     - назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом);
     
     - назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение);
     
     - вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
     
     - назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
     
     - количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
     
     - материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
     
     - почтовый адрес или адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
     
     - сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы;
     
     - год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства;
     
     - сведения о прекращении существования объекта недвижимости.
     
     Статьей 38 Закона N 221-ФЗ регламентированы нормы, касающиеся межевого плана земельного участка. Так, межевым планом признается документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образовании земельного участка, либо о части земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке.
     
     Изменениями, внесенными Законом N 141-ФЗ в ст. 38 Закона N 221-ФЗ, предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если вышеуказанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.