Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральные законы от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", от 22.07.2008 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..."


Федеральные законы

от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"

от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий"*1

     _____
    
*1 Текст официальных документов не приводится.
     

Комментарий к изменениям, внесенным в пенсионное законодательство Российской Федерации

     
     О.А. Ткаченко
     
     Принятыми 22 июля 2008 года Федеральными законами N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий", N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, касающихся пенсионного обеспечения и установления трудовых пенсий.
     
     Так, Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ установлено следующее.
     
     1. В Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) внесено очень важное для государственного пенсионного обеспечения дополнение, касающееся выплаты работающим военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР).
     
     Таким образом, бывшие военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях).
     
     Для назначения трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам необходимо наличие условий, предусмотренных ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, а именно: достижение определенного возраста (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет) и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
     
     Данные положения Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года.
     

     2. В Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении) внесены изменения, позволяющие федеральным государственным служащим одновременно получать пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом о государственном пенсионном обеспечении, и долю страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к вышеуказанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.
     
     При этом должно выполняться следующее условие: федеральные государственные служащие должны иметь не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ст. 10 Закона о трудовых пенсиях. В вышеуказанный страховой стаж также включаются периоды службы, учтенные при исчислении стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении, и периоды работы и (или) иной деятельности, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.
     
     Доля страховой части трудовой пенсии формируется исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в ПФР после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности.
     
     Размер доли страховой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п. 3 ст. 17.1 Закона о трудовых пенсиях.
     
     К доле страховой части трудовой пенсии применяются правила о ее увеличении в связи с индексацией и правила дополнительного увеличения.
     
     Следует отметить, что положения Закона о трудовых пенсиях в части установления доли страховой части трудовой пенсии распространяются на государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
     
     Данные положения Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.
     
     С 1 января 2009 года вступит в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 146-ФЗ, ст. 2 которого вносятся дополнения в п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях.
     
     С этого времени в страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, а также наравне с нестраховыми периодами, указанными в подпунктах 1-6 ст. 11 этого Закона, будут включаться следующие нестраховые периоды:
     
     - период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
     
     - период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ.
     
     Следует отметить, что вышеуказанные периоды, засчитываемые в страховой стаж, по продолжительности не могут превышать пяти лет в общей сложности.
     
     Остальные изменения и дополнения, устанавливаемые Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ, определяют порядок выделения ПФР средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.