Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О проверках организаций и индивидуальных предпринимателей государственными инспекциями труда


О проверках организаций и индивидуальных предпринимателей государственными инспекциями труда

     

О. Рогова,
начальник отдела кадрового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит" (BKR)
     

1. Общие положения

     
     В настоящее время участились проверки организаций трудовыми инспекциями, порядок проведения которых регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ).
     
     Согласно ст. 7 Закона N 134-ФЗ плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:
     
     - номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
     
     - наименование органа государственного контроля (надзора);
     
     - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
     
     - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
     
     - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
     
     - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
     
     - дата начала и окончания мероприятия по контролю.
     
     Одновременно с распоряжением проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Мероприятие по контролю организаций может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в соответствующем распоряжении (приказе).
     

2. Типичные нарушения работодателей

     
     Каковы же типичные нарушения работодателя, на что в первую очередь обращает внимание трудовая инспекция при проведении проверок организаций и индивидуальных предпринимателей?
     
     Во многих организациях государственные инспекции труда выявляют следующие нарушения:
     
     - заработная плата работникам выплачивается один раз в месяц, тем самым нарушаются требования ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ);
     
     - работники годами не ходят в отпуск, хотя согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков должна определяться ежегодно в соответствии с графиком отпусков;
     
     - не разрабатываются такие обязательные локальные нормативные документы, предусмотренные ТК РФ, как Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о персональных данных и т.д. С работниками не заключаются трудовые договоры; не заводятся трудовые книжки на работников, принятых на работу впервые;
     
     - отсутствует Журнал учета трудовых книжек, который должен вестись на основании и в соответствии с постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек";
     
     - при проверке личных дел работников выявляется, что они не ознакомлены с локальными нормативными актами, касающимися непосредственно этих работников, в том числе с должностными инструкциями. На работников не ведутся личные карточки по форме N Т-2, которая предусмотрена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Локальные нормативные акты (приказы) составляются с ошибками (проставляются неверные даты, наименование должностей не соответствует должностям, указанным в штатном расписании, нумерация приказов, указанная в трудовых книжках, не соответствует нумерации приказов и т.д.);
     
     - нерегулярно проводятся медицинские осмотры работников. На основании приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" работодатели обязаны проводить медицинские осмотры;
     
     - несвоевременно и не в соответствии с требованиями трудового законодательства осуществляется аттестация рабочих мест (с 1 сентября 2008 года вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"; до 1 сентября 2008 года действовало постановление Минтруда России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда");
     
     - одним из направлений деятельности в области труда, которому не уделяется должного внимания со стороны организаций, является обеспечение охраны труда. При проверках выявляются следующие нарушения: отсутствуют положения и инструкции по охране труда, работники не проходят инструктажи по охране труда, не проводятся обучение и проверка знаний работников по охране труда, не разрабатывается соответствующая документация.
     
     Эти и многие другие нарушения, которые выявляются трудовыми инспекциями при проверках организаций и индивидуальных предпринимателей, служат основанием для выдачи предписаний по устранению выявленных нарушений, а в случае их неустранения - привлечения соответствующих лиц к ответственности.
     
     По итогам проверки инспекторы составляют акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, форма которого утверждена приказом Роструда от 10.12.2004 N 47.
     
     Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, инспектор выносит на имя руководителя организации предписание, в котором указывает, что и в какие сроки необходимо сделать.
     
     В случае неустранения замечаний, указанных в предписании, проверяющий вправе составить протокол и привлечь организацию к административной ответственности.
     

3. Ответственность юридических и физических лиц за нарушение трудового законодательства

     
     Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 руб. до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
     
     За нарушение правил охраны труда виновное лицо может быть привлечено к ответственности согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Так, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.