Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     
     Два отделения иностранной организации находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу. Деятельность вышеуказанной организации осуществляется через эти отделения не в рамках единого технологического процесса. Подлежит ли зачету сумма налога на прибыль, излишне уплаченного вышеуказанной организацией по месту нахождения одного из этих отделений, в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, рассчитанному по другому отделению?
     
     Пунктом 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу.
     
     Согласно ст. 246 НК РФ иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее - иностранная организация), признается плательщиком налога на прибыль организаций.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации именуется также отделением.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что в рассматриваемом случае сумма налога, излишне уплаченного по месту нахождения одного из отделений, подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу, рассчитанному по другому отделению.
     
     В то же время, налог считается установленным только в том случае, если определена налоговая база (п. 1 ст. 17 НК РФ).
     
     В этой связи из вышеприведенного положения п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога на прибыль не подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу в случае, если этот налог рассчитывается исходя не из одной налоговой базы.
     
     Согласно п. 4 ст. 307 НК РФ, если деятельность иностранной организации через несколько отделений осуществляется не в рамках единого технологического процесса, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае сумма налога рассчитывается исходя не из одной налоговой базы.
     
     Поэтому в данном случае необходимо признать, что сумма налога, излишне уплаченного по месту нахождения одного из отделений организации, не подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу, рассчитанному по другому отделению.
     
Д.В. Осипов
     
     Единственная организация - акционер акционерного общества приняла решение о ликвидации акционерного общества. Организация-акционер получает имущество вследствие ликвидации и распределения имущества акционерного общества. По какой стоимости акционер должен принять такое имущество к налоговому учету?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
     
     Согласно п. 3 ст. 248 НК РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.
     
     Таким образом, в целях избежания повторного включения в состав доходов для целей налогообложения прибыли доходов, учтенных ранее организацией-акционером, полагаем, что при получении имущества вследствие ликвидации организации и распределения ее имущества, организации-акционеру необходимо принять к налоговому учету такое имущество по его рыночной стоимости, определенной на дату ликвидации организации.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     С.С. Климов
     
     Каков порядок принятия к вычету НДС, предъявленного сторонними организациями при оказании услуг по проведению сертификации систем менеджмента качества, а также при проведении аудита этих систем?
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, предъявленные сторонними организациями при оказании услуг по проведению сертификации систем менеджмента качества, а также при проведении аудита этих систем могут быть приняты к вычету в случае соблюдения условий, установленных вышеуказанными нормами НК РФ, при наличии соответственно сертификатов, а также актов приема-передачи услуг.
     
     Индивидуальный предприниматель (продавец) применяет упрощенную систему налогообложения и выставляет заказчику (покупателю) по его просьбе счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
     
     Может ли заказчик (покупатель) принять к вычету суммы НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога, полученной от индивидуального предпринимателя (продавца), и с какой периодичностью заказчик должен представлять декларацию по НДС?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые согласно Таможенному кодексу Российской Федерации.
     
     На основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
     
     Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
     
     В этой связи индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять счета-фактуры.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС обязаны уплатить ее в бюджет и представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС обязаны уплатить в бюджет всю сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре, и представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 настоящего Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению. В частности, подпунктом 2 п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть приведены наименование, адрес и идентификационный номер плательщика НДС.
     
     Поскольку лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно законодательству о налогах и сборах не признаются плательщиками НДС, то в счете-фактуре продавца, не являющегося плательщиком этого налога, не могут быть правильно отражены показатели, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ.
     
     Следует ли российской организации, выполняющей (оказывающей) наземные работы (услуги) в сфере космической деятельности, представлять в налоговые органы в составе пакета документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0% по таким операциям, сертификаты (их копии) на космическую технику, включая космические объекты, объекты космической ин-фраструктуры?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности обложение НДС производится по ставке в размере 0%. Действие подпункта 5 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; на работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; на подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
     
     Перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при реализации вышеуказанных товаров (работ, услуг), определен п. 7 ст. 165 НК РФ, согласно которому при выполнении работ (оказании услуг) в области космической деятельности представление в налоговые органы сертификатов (их копий) на космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, российским организациям, выполняющим (оказывающим) наземные работы (услуги) в сфере космической деятельности, представлять в налоговые органы в составе пакета документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0% по таким операциям, вышеуказанные сертификаты не следует.
     
     Каков порядок применения НДС в отношении товаров, в том числе основных средств, утраченных в результате пожара?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
     
     Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией, в частности в результате пожара, на основании норм ст. 39 и 146 НК РФ объектом обложения НДС не является. Таким образом, суммы НДС по такому имуществу вычетам не подлежат.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, ранее принятые к вычету по утраченным в результате пожара товарам, в том числе по основным средствам, должны быть восстановлены. Восстановлению подлежит в данном случае НДС в размере сумм, пропорциональных остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки.
     
В.С. Макаров
     
     Каков порядок применения освобождения от обложения НДС, предусмотренного подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства с различными формами собственности?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, к которым, в частности, относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
     
     К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литературы, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионное бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Таким образом, освобождение от налогообложения услуг в сфере культуры и искусства, поименованных в норме ст. 149 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам, которые относятся к вышеперечисленным учреждениям культуры и искусства при наличии соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, вне зависимости от организационно-правовой формы, любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
     
     Аналогичная позиция подтверждается определением ВАС РФ от 18.04.2008 N 5134/08.
     

Об облоложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Российская организация осуществляла в 2004-2005 годах поставки товаров на экспорт. Документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, были собраны в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. При этом день сбора пакета документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0%, и 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта приходились на один налоговый период. Каков порядок отражения вышеуказанных операций в налоговой декларации по НДС?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
     
     На основании п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта одновременно с налоговой декларацией. В тоже время п. 5 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Следует отметить, что до 1 января 2007 года согласно п. 6 ст. 164 НК РФ экспортные операции подлежали отражению в отдельной налоговой декларации.
     
     В 2004-2005 годах применялись формы налоговых деклараций по НДС, утвержденные приказами МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644, Минфина России от 03.03.2005 N 31н. При этом под отдельной налоговой декларацией понималась декларация по НДС по налоговой ставке 0%, форма которой была установлена приложениями N 2 к вышеуказанным документам.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) моментом определения налоговой базы по вышеуказанным операциям являлся последний день месяца, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, был собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, то экспортные операции подлежали включению в налоговую декларацию за тот налоговый период, на который приходился день сбора документов, независимо от того что окончание 180-дневного срока также приходилось на этот же налоговый период.
     

     Российская организация сдает в аренду иностранной организации специальный автотранспорт. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных операций на территории Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, на основании подпунктов 4 и 5 п. 1 которой место реализации услуг по сдаче в аренду наземных автотранспортных средств определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом согласно п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду специального автотранспорта, оказываемых российской организацией иностранной организации, является территория Российской Федерации, и соответственно такие услуги признаются объектом обложения НДС. На основании ст. 164 НК РФ данные операции подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%.
     
     Российская организация на основании договора с иностранной организацией о предоставлении денежных средств компенсирует этой иностранной организации ее накладные расходы, связанные с предоставлением денежных средств. Подлежат ли обложению НДС денежные средства, перечисляемые российской организацией иностранной организации в целях компенсации ее накладных расходов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ, согласно подпункту 5 п. 1 которой место реализации работ (услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4.1 п. 1 данной статьи Кодекса, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей вышеуказанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Предоставление денежных средств к работам (услугам), перечисленным в подпунктах 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, не относится. Поэтому местом реализации операций по предоставлению денежных средств, оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается и соответственно при перечислении российской организацией денежных средств в целях компенсации накладных расходов иностранной организации, связанных с предоставлением денежных средств, объекта обложения НДС не возникает.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Громова
     
     Начисляется ли единый социальный налог на выплаты директору представительства иностранной организации, являющемуся иностранным гражданином?
     
     Исходя из положений п. 1 ст. 236 НК РФ налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке. Объектом обложения единым социальным налогом являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по вышеупомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое лицо) и статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории Российской Федерации).
     
     Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников - иностранных граждан, то согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. С выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, должен применяться налоговый вычет при исчислении единого социального налога.
     
     В связи с вышеизложенным у представительства иностранной организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат по трудовому договору в пользу иностранного работника, занятого на территории Российской Федерации.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. от 24.07.2007 N 216-ФЗ) не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в частности по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации.
     
     Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ), внесший изменения в п. 1 ст. 236 НК РФ, вступил в силу с 1 января 2008 года.
     
     При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ положения п. 1 ст. 236 НК РФ (в ред. названного Закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
     
     Таким образом, в 2008 году при представлении налоговых деклараций по единому социальному налогу за 2007 год необходимо было сделать перерасчет единого социального налога, который уплачивался с выплат иностранным работникам по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации.
     
     Начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог на выплаты и вознаграждения, начисляемые иностранным гражданам?
     
     Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.
     
     Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которым установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации:
     
     - временно пребывающий;
     
     - временно проживающий;
     
     - постоянно проживающий.
     
     Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в случае, если этот гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.
     
     Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом согласно ст. 7 Закона N 167-ФЗ и соответственно с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, то есть налоговый вычет, установленный п. 2 ст. 243 Кодекса, не применяется.
     
     Что касается уплаты единого социального налога, то в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, выплаты, начисленные организацией по трудовым договорам в пользу своих работников, в том числе иностранных граждан, занятых на территории Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, установленным в первой таблице п. 1 ст. 241 НК РФ.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на выплаты в пользу иностранных граждан за деятельность за рубежом, произведенные на основании трудовых договоров, заключенных ими с российской организацией?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением возна-граждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, в настоящее время объектом обложения единым социальным налогом являются любые начисленные российским работодателем в пользу своих работников, в том числе иностранных граждан, выплаты по трудовым договорам, связанным с отношениями найма таких граждан как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     В то же время Законом N 216-ФЗ в п. 1 ст. 236 НК РФ внесены изменения, согласно которым не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации.
     
П.С. Лещинер
     
     ООО "Издательский дом" заключает с авторами договоры об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения (издательские лицензионные договоры) и договоры авторского заказа. Как правильно рассчитать единый социальный налог по перечисленным договорам?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности по авторским договорам.
     
     Под авторским договором понимается любой договор, связанный с обращением авторских прав, одной из сторон которого является автор, включая договоры, в которых от имени автора действует третье лицо.
     
     К авторским договорам в том числе относятся договоры, рассматриваемые в ст. 1285-1288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     
     Таким образом, вознаграждения авторам, производимые в рамках вышеуказанных договоров, являются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     В то же время согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы по единому социальному налогу в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса с учетом расходов, предусмотренных п. 3 части первой ст. 221 НК РФ.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по единому социальному налогу [в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ)], помимо выплат, указанных в п. 1 и 2 данной статьи Кодекса, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
     
     Учитывая вышеизложенное, по договорам об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения (издательским лицензионным договорам) и договорам авторского заказа налоговая база по единому социальному налогу определяется с учетом расходов, предусмотренных в ст. 221 НК РФ, а с сумм вознаграждений по таким договорам не уплачивается единый социальный налог в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ.
     
     Организация, основным видом деятельности которой является сельскохозяйственное производство, образовалась в октябре 2006 года. По причине сезонности сельского хозяйства доход от реализации сельскохозяйственной продукции был получен только в IV квартале 2007 года. В каком порядке организация могла применить пониженную ставку единого социального налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей? Можно ли было сделать перерасчет за I, II, III кварталы 2007 года и подать уточненные декларации по единому социальному налогу, подтвердив статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в IV квартале 2007 года?
     
     Согласно ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей применяются пониженные ставки единого социального налога.
     
     В 2006 году в целях применения пониженных ставок единого социального налога, согласно п. 1 ст. 241 НК РФ использовалось определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленное в ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Сельскохозяйственным товаропроизводителем признавалось физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляла в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
     
     Таким образом, если организация в 2006 году не соответствовала вышеупомянутым критериям, то она не могла применять пониженные ставки единого социального налога.
     
     С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
     
     Данное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя использовалось при применении пониженных ставок единого социального налога для вышеуказанных налогоплательщиков в 2007 году.
     
     Таким образом, если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу организация соответствовала вышеуказанным критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, то она имела право на применение пониженных ставок единого социального налога, установленных абзацем вторым п. 1 ст. 241 НК РФ.
     
     Учитывая положения п. 3 ст. 243 НК РФ об исчислении единого социального налога нарастающим итогом с начала года за вычетом ранее уплаченных авансовых платежей, специального перерасчета сумм единого социального налога производить не следовало, поэтому представлять уточненные расчеты не было необходимости.
     

Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     В каком порядке предоставляется отсрочка по уплате налога на имущество и земельного налога бюджетной организации? Должно ли учитываться недофинансирование по всем статьям или только средств на уплату налогов?
     
     В соответствии с направленными в ФНС России письмами Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075, от 26.07.2006 N 02-03-09/2026 налоговые органы при предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в связи с задержкой финансирования по основанию, предусмотренному подпунктом 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, должны принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.
     
     Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
     
     Пунктом 2.2 приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ установлено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.
     
     В этой связи гарантийные письма главных распорядителей должны содержать информацию, подтверждающую задержку финансирования из федерального бюджета и сведения о сумме недофинансирования на уплату налогов конкретной бюджетной организации по соответствующей статье бюджетной классификации.