Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О специальных налоговых режимах


О специальных налоговых режимах

     

1. Об упрощенной системе налогообложения

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет доходов в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом

     
     Должна ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при определении доходов учитывать доходы в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом? Как определяются такие доходы исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества - с учетом или без учета сумм НДС?
     
     Согласно п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды, предусмотренные отдельными положениями ст. 607, 610, 615, 621, 623 настоящего Кодекса.
     
     Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Учитывая вышеизложенное, при применении упрощенной системы налогообложения получение имущества в безвозмездное пользование должно рассматриваться как безвозмездное получение имущественного права.
     
     При этом у налогоплательщика-ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода, учитываемого при определении налоговой базы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые на основании ст. 250 НК РФ.
     
     Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Данный вывод подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 (п. 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации).
     
     Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС.
     

Уплата земельного налога

     
     Должна ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, уплачивать земельный налог?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, указанных в ст. 346.11 НК РФ.
     
     Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций по такому имуществу. При этом находящиеся на балансе организации земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не являются объектами обложения налогом на имущество (подпункт 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, если организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и такие земельные участки расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог, то такие организации являются плательщиками земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ.
     

Учет сумм списанной кредиторской задолженности

     
     Включаются ли в состав доходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, суммы списанной кредиторской задолженности по централизованному кредиту и начисленным по нему процентам?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации согласно ст. 249 настоящего Кодекса и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика, учитываемыми для целей налогообложения, признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 21 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Положения подпункта 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ, не распространяются на суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах.
     
     Таким образом, суммы списанной кредиторской задолженности перед бюджетом муниципального образования по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам учитываются в составе доходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения.
     
У.В. Семенова,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Учет услуг уполномоченного банка - агента валютного контроля

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, осуществляет расчеты в валюте по ввозимым товарам в соответствии с таможенным режимом экспорта. Переводы из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов за импортный товар являются объектом валютного контроля. Функции агентов валютного контроля возложены на уполномоченные банки. Оплата уполномоченному банку за осуществление данных функций является для организации необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Как правильно учесть расходы в виде оплаты услуг уполномоченного банка - агента валютного контроля?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса. Перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.
     
     Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики вправе учесть при определении налоговой базы расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 настоящего Кодекса.
     
     При этом полагаем необходимым отметить, что на основании ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы являются агентами валютного контроля.
     
     Как указал Банк России, уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. Ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
     
     На основании вышеизложенного, а также с учетом ст. 421 ГК РФ уполномоченные банки имеют право самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля (информационное письмо Банка России от 31.03.2005 N 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России").
     
     Таким образом, расходы налогоплательщика в виде платы уполномоченному банку за осуществление данным банком функций агента валютного контроля в целях проведения сделок по внешнеторговым контрактам учитываются в целях налогообложения.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
     
     Принимая во внимание вышеизложенное, расходы организации на оплату услуг уполномоченного банка учитываются единовременно после их фактической оплаты.
     

Право автономного учреждения на применение упрощенной системы налогообложения

     
     Вправе ли автономное учреждение применять упрощенную систему налогообложения?
     
     Согласно подпункту 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     На основании п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
     
     Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
     
     Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
     
     Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
     
     Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности вышеуказанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
     
     Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
     
     Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
     
     Так, в силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
     
     В свою очередь, автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.
     
     Исходя из вышеизложенного автономное учреждение не является бюджетным учреждением; следовательно, ограничения подпункта 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, установленные в отношении бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяются.
     

Учет денежных средств, взимаемых с членов кооператива за несвоевременную уплату членских взносов, целевых взносов, за неучастие в субботниках

     
     Потребительский гаражно-строительный кооператив применяет упрощенную систему налогообложения и на основании устава взимает с членов кооператива компенсации за несвоевременную уплату членских взносов, целевых взносов, за неучастие в субботниках. Компенсации идут на погашение задолженностей за отопление, электроэнергию и т.д. При этом взимание вышеуказанных сумм будет производиться правлением кооператива не на основании решений суда. Владельцы гаражей не связаны договорными обязательствами с кооперативом, а являются добровольно объединившимися на основе членства.
     
     Включаются ли в налоговую базу денежные суммы, взимаемые с членов кооператива за несвоевременную уплату членских взносов, целевых взносов, за неучастие в субботниках?
     
     В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной  системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, доходы от реализации и внереализационные доходы, которые определяются соответственно исходя из положений ст. 249 и 250 настоящего Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     На основании п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы компенсаций за несвоевременную уплату пайщиками (участниками) потребительского кооператива членских и целевых взносов, за неучастие в субботниках и т.д., которые потребительский кооператив получает в счет возмещения убытков или ущерба, полученного от недобросовестного выполнения пайщиками (участниками) своих обязанностей, учитываются в качестве доходов при определении налоговой базы.
     

Переход на иные режимы налогообложения

     
     Организация применяла с 2005 года и до II квартала 2007 года упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. В декабре 2006 года (в период применения упрощенной системы налогообложения) организацией был получен аванс на выполнение услуг, который был учтен в качестве доходов по итогам 2006 года. Однако акт о выполненных работах был подписан только в июле 2007 года (в период уплаты налога на прибыль организаций).
     
     Каким образом в данном случае будут уплачиваться налог на прибыль и НДС?
     
     Пунктом 2 ст. 346.25 НК РФ установлен порядок перехода организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. Вышеуказанные налогоплательщики признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисления налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.
     
     В НК РФ отсутствуют нормы, обязывающие вышеназванных налогоплательщиков включать в налоговую базу по налогу на прибыль доходы в виде оплаты товаров (работ, услуг), которые фактически были реализованы (выполнены, оказаны) после перехода на общий режим налогообложения, но полностью оплачены в период применения упрощенной системы налогообложения.
     
     Таким образом, доходы от выполнения работ (услуг), полученные налогоплательщиком после перехода на общий режим налогообложения в момент фактического перехода права собственности на них от исполнителя заказчику, не учитываются в расчете налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что предоплата по договору выполнения работ (оказания услуг) была ранее учтена в составе доходов для целей обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     В то же время налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что операции по реализации работ (услуг), выполненных (оказанных) организацией после утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, но оплаченные покупателем до утраты данного права, подлежат обложению НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком работ (услуг) определяется как стоимость этих работ (услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса и без включения НДС.
     

     В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение работ (услуг) производится по налоговой ставке 18% в случаях, не поименованных п. 1, 2 и 4 данной статьи Кодекса.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право на уменьшение общей суммы НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.
     
     Организация применяла с 2005 года упрощенную систему налогообложения. С 1 июля 2007 года организация сменила вид деятельности и стала оказывать транспортные услуги, уплачивая единый налог на вмененный доход. По состоянию на 1 июля 2007 года у организации осталась дебиторская задолженность, образовавшаяся по старым договорам. Организация сдала налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за III квартал 2007 года. Декларация по упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев 2007 года сдана организацией с теми же показателями, что и по итогам полугодия 2007 года.
     
     Надо ли было ли включать в доходы и расходы в целях уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения денежные суммы, перечисленные после 1 июля 2007 года?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, за исключением случая, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн руб. (с учетом величины коэффициента-дефлятора) и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что на основании п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, имеют право применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
     

     Одновременно отмечаем, что применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения и уплата налогов в соответствии с данным режимом налогообложения в отношении полученных сумм дебиторской задолженности, не влияет на обязанность уплаты данным налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в отношении иных осуществляемых им видов предпринимательской деятельности.
     
     В этой связи организация, которая находится на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, и осуществляет вид (виды) предпринимательской деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должна учесть суммы дебиторской задолженности, образовавшейся в период применения упрощенной системы налогообложения, отражая их в налоговой отчетности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по мере их поступления в течение налогового периода (календарного года).
     

2. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Т.М. Замятина,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение сдачи в аренду помещений под размещение складов, офисов, магазинов, для оказания бытовых услуг

     
     Организация как управляющая рынком компания осуществляет предпринимательскую деятельность по передаче во временное владение и пользование помещений в крытом павильоне на территории рынка. В аренду сдается полезная площадь помещений, а арендаторы сами оборудуют помещения прилавками, витринами, офисным оборудованием и др., создавая торговые места. Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД сдача в аренду помещений под размещение складов, офисов, магазинов, для оказания бытовых услуг?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.д., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по сдаче в аренду площадей в здании крытого рынка для организации торговых мест может подпадать под обложение ЕНВД при условии, что объект организации розничной торговли не имеет торговых залов, то есть не является магазином или павильоном.
     
     Если на сдаваемой в аренду площади здания крытого рынка организуются склады, помещения для оказания бытовых услуг, офисы, магазины, павильоны, то доходы от данной предпринимательской деятельности должны облагаться в рамках иного режима налогообложения.
     

Налогообложение строительства индивидуальных жилых домов

     
     Организация занимается строительством индивидуальных жилых домов для физических лиц по договору подряда. Некоторые виды работ, определенные в смете строительства, отсутствуют в перечне Классификатора услуг населению. Как производится налогообложение доходов в этом случае?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, в частности в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН.
     
     Услуги, предоставляемые населению в сфере строительства, относятся к группе бытовых услуг по коду 016000 "Ремонт и строительство жилья и других построек" ОКУН, в том числе по коду 016201 "Строительство индивидуальных домов".
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность по выполнению данных работ по заказам физических лиц может быть переведена на уплату ЕНВД.
     
     Если проводимые работы не предусмотрены ОКУН, то такая предпринимательская деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД, а подлежит налогообложению в соответствии с иными режимами.
     
     При этом налогоплательщикам следует учитывать положения п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
     

Налогообложение услуг по бронированию мест в гостинице

     
     Гостиница оказывает услуги по бронированию мест. Подпадают ли полученные доходы под обложение ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв.м.
     
     Бронирование мест в гостинице рассматривается как отдельный вид услуг, определенный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, по коду 5510100 раздела Н "Услуги гостиниц и ресторанов", поэтому предпринимательская деятельность по оказанию услуг по бронированию мест в гостиницах не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ и подлежит налогообложению в рамках иных режимов.
     

Расчет ЕНВД при оказании услуг монтажа

     
     Организация занимается торговлей окнами из ПВХ, мебелью из ДСП, а также оказывает юридическим и физическим лицам платные услуги по монтажу. Для расчета ЕНВД при оказании услуг по монтажу используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", в который включается только количество монтажников. Надо ли включать в данный показатель бухгалтера, менеджеров, замерщиков, кассира, директора?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД при оказании бытовых услуг используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
     
     Среднесписочная численность работников за каждый календарный месяц налогового периода рассчитывается в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденным постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69.
     
     Для исчисления суммы ЕНВД показатель "количество работников" включает численность административно-управленческого и общехозяйственного персонала организации.
     

Налогообложение услуг по обеспечению питанием учащихся школ

     
     Организация занимается согласно заключенным договорам обеспечением питанием учащихся в десяти общеобразовательных школах. Управление образования планирует реорганизовать одну школу (площадь зала обслуживания посетителей 204 кв.м) путем присоединения к ней другой школы (площадь зала обслуживания посетителей 51 кв.м) и заключения единого договора на питание учащихся. Можно ли использовать систему налогообложения в виде ЕНВД в этом случае? Как определять площадь зала обслуживания посетителей?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в том числе в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей главы 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого система в виде ЕНВД не применяется.
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено, что объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - это здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
     
     При этом площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     Таким образом, если услуги общественного питания оказываются для учащихся реорганизуемой школы через столовые, находящиеся в двух зданиях школы, то при исчислении ЕНВД площадь залов обслуживания посетителей учитывается отдельно (несмотря на то что заключен один договор на оказание услуг общественного питания в двух столовых).
     
М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

Налогообложение услуг населению по доступу в сеть Интернет

     
     Организация предоставляет населению услуги по доступу в сеть Интернет. В целях улучшения обслуживания абонентов, а также увеличения абонентской базы организация планирует ввести услугу компьютерной консультационной помощи. Организация планирует осуществлять выезд менеджеров как к подключенным, так и к потенциальным абонентам. Подпадает ли вышеуказанный вид деятельности под обложение единым налогом?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН по коду 010000 "Бытовые услуги".
     
     Услуги, связанные с предоставлением компьютерной консультационной помощи, в разделе 010000 "Бытовые услуги" ОКУН поименованы, но приведены в разделе 804000 "Услуги по работе на вычислительной технике и связанное с этим обслуживание" ОКУН.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность организации, связанная с оказанием услуг компьютерной консультационной помощи по использованию компьютерных программ для эффективной работы в сети Интернет подключенным и потенциальным абонентам, не относится к бытовым услугам.
     
     Соответственно вышеуказанная предпринимательская деятельность организации не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
     

Определение площади зала обслуживания посетителей предприятия общественного питания

     
     Организация арендует часть нежилого помещения для организации предприятия общественного питания. Должна ли она включать в площадь зала обслуживания посетителей площади проходов в обеденный зал, которые не арендуются организацией и используются как сотрудниками арендодателя, так и посетителями предприятия общественного питания?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в том числе в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
     
     Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом [договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы].
     
     Учитывая вышеизложенное, площадь зала обслуживания посетителей включает только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Иные помещения, например кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т.д., в площадь зала обслуживания посетителей для целей применения ЕНВД включаться не должны.
     
     Соответственно площади проходов в зал обслуживания посетителей (за исключением площади проходов между столиками в зале обслуживания посетителей), которые не арендуются организацией в целях оказания услуг общественного питания, при исчислении ЕНВД в площадь зала обслуживания посетителей не включаются.
     

Налогообложение изготовления железобетонных изделий

     
     Организация осуществляет изготовление железобетонных изделий по заказам населения и по индивидуальным заказам организаций не для дальнейшей реализации, а для ограждения и построек зданий на своих территориях. Организация изготавливает стеновые блоки, сборные заборы, элементы дизайна, травницы, цветочницы, вазоны и т.д. Какой специальный налоговый режим может применяться организацией в отношении вышеуказанной предпринимательской деятельности?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в том числе в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых согласно ОКУН.
     
     Предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением по заказам населения железобетонных изделий, например стеновых блоков, элементов сборных заборов, элементов дизайна, цветочниц, вазонов и т.д., может быть отнесена к коду 016306 "Изготовление железобетонных строительных деталей и изделий" ОКУН.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением по заказам населения вышеперечисленных железобетонных изделий, относится к бытовым услугам и соответственно подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     При этом следует отметить, что предпринимательская деятельность, связанная с оказанием данных услуг юридическим лицам, не относится к бытовым услугам.
     

Налогообложение розничной реализации средств сотовой и радиотелефонной связи

     
     Основным видом деятельности организации является розничная реализация средств сотовой и радиотелефонной связи, фотоаппаратуры, оптических и точных приборов через павильон с площадью торгового зала более 150 кв.м. К организации была присоединена еще одна организация, которая имеет сеть обособленных подразделений - точек розничной торговли с площадью торгового зала менее 150 кв.м каждая, расположенных на территории Московской области. Подлежит ли вышеуказанная деятельность организации переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли.
     
     Таким образом, деятельность организации по розничной торговле средствами сотовой и радиотелефонной связи, а также фотоаппаратурой, оптическими и точными приборами через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, может переводиться на уплату ЕНВД.
     
     При этом розничная торговля вышеуказанными товарами, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, не переводится на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках иных режимов.
     
     Одновременно следует отметить, что согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение реализации алкогольных напитков

     
     Каков порядок налогообложения реализации алкогольных напитков как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки в барах, ресторанах, кафе и других объектах общественного питания на территории муниципального образования, в котором применяется система налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
     
     При этом с 1 января 2008 года в соответствии с новой редакцией ст. 346.27 НК РФ к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса.
     
     Иными словами, к услугам общественного питания не относятся производство и последующая реализация спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяка, вина и иной пищевой продукции с объемной долей этилового спирта более 1,5% (за исключением виноматериалов), а также пива.
     
     Таким образом, если организация производит перечисленные в подпунктах 3-4 ст. 181 НК РФ подакцизные товары и в дальнейшем реализует их через объект общественного питания, то такая деятельность с 1 января 2008 года не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима.
     
     Если же организация через объект общественного питания реализует готовые, то есть приобретенные для последующей реализации, перечисленные в подпунктах 3-4 ст. 181 НК РФ подакцизные товары как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки, то такая деятельность может быть отнесена к услугам общественного питания и соответственно переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации покупной алкогольной продукции, не произведенной самостоятельно, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки, в объектах общественного питания с 1 января 2008 года относится к услугам общественного питания и подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     До 1 января 2008 года вышеуказанная предпринимательская деятельность также относилась к услугам общественного питания.
     

     При этом следует отметить, что согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.
     
     Соответственно в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания, переход на вышеуказанную систему налогообложения в отношении данного вида деятельности является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих этот вид предпринимательской деятельности на соответствующей территории.
     
     Что касается деятельности по производству и реализации алкогольных коктейлей, полученных путем смешивания соответствующих ингредиентов барменом в ресторанах, кафе, барах и других объектах общественного питания, то читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     Исходя из ст. 346.27 НК РФ бар отнесен к объектам организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей.
     
     При этом согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" баром признается предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
     
     Бар может специализироваться, например, по ассортименту реализуемой продукции, способу ее приготовления, а также по специфике обслуживания посетителей (видеобар, варьете-бар).
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с производством и реализацией алкогольных коктейлей, полученных путем непосредственного смешивания соответствующих ингредиентов работником организации (барменом) в барах, ресторанах, кафе и других объектах общественного питания, относится к услугам общественного питания и может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.