Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России, к.э.н.

     

Учет взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых членами саморегулируемой организации

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", только при условии ее соответствия всем установленным Законом N 315-ФЗ требованиям.
     
     К числу вышеуказанных требований, как это установлено подпунктом 3 п. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ, относится, в частности, обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования, указанного в п. 1 части 1 ст. 13 Закона N 315-ФЗ, и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, который согласно п. 2 ст. 13 Закона N 315-ФЗ первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена.
     
     Статьей 13 Закона N 315-ФЗ также предусмотрено, что не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации. Взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.
     
     Согласно ст. 20 Закона N 315-ФЗ сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в ст. 3 настоящего Закона требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления и документов по установленному вышеуказанной статьей Закона перечню, в том числе документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных Законом N 315-ФЗ способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных взносов, осуществленных согласно законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.
     
     Учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "вступительный взнос в саморегулируемую организацию", по нашему мнению, взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены этой организации и направляемый на формирование ее имущества, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Законом N 315-ФЗ, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию.
     
     Исходя из вышеизложенного доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются.
     

Налогообложение операторов, оказывающих универсальные услуги связи

     
     Как отражаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль оператора универсального обслуживания операции, связанные с возмещением убытка от оказания универсальных услуг связи: доходы, полученные в оплату универсальных услуг связи от населения, субсидии из резерва универсального обслуживания в возмещение убытков операторов, причиненных оказанием универсальных услуг связи, переплата возмещения убытков, возвращенная оператором связи в резерв универсального обслуживания?
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под универсальными услугами связи понимаются услуги связи, перечисленные в п. 1 ст. 57 данного Закона, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.
     
     Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 242.
     
     Отбор операторов универсального обслуживания осуществляется по результатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона N 126-ФЗ для каждого субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона N 126-ФЗ в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
     
     Убытки операторов универсального обслуживания, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в размере, не превышающем размера возмещения убытков, установленного договором, заключенным по результатам конкурса (п. 1 ст. 61 Закона N 126-ФЗ, п. 3 Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 246).
     
     Размер возмещения убытков оператору универсального обслуживания, с которым заключен договор по результатам конкурса, определяется как разность между его доходами от оказания универсальных услуг связи и расходами, понесенными им при оказании этих услуг. Для определения и обоснования размера убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, операторы универсального обслуживания обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи в отношении каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого операторы универсального обслуживания оказывают универсальные услуги связи (п. 2 ст. 61 Закона N 126-ФЗ).
     
     Согласно подпункту 28 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы, полученные операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом сумма переплаты возмещения убытков, возвращенная оператором универсального обслуживания в резерв универсального обслуживания, также не учитывается для целей налогообложения прибыли.
     
     Что касается доходов, полученных оператором универсального обслуживания от населения в оплату универсальных услуг связи по государственному регулируемому тарифу, а также расходов, связанных с оказанием универсальных услуг связи, то такие доходы и расходы налогоплательщика учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ. При этом расходы, связанные с оказанием универсальных услуг связи и удовлетворяющие критериям расходов, предусмотренных ст. 252 НК РФ, по нашему мнению, принимаются в части, превышающей сумму полученного из резерва универсального обслуживания возмещения.
     

Налогообложение аудиторских услуг

     
     Общество занимается оказанием консультационных, аудиторских услуг, а также предоставляет сотрудников для оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета. У общества возникают сомнения в возможности отнесения аудиторской деятельности к работе или услуге в том значении, в каком вышеуказанные понятия для целей налогообложения содержатся в НК РФ. Правильно ли общество полагает, что оно оказывает услуги и поэтому вправе относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации без распределения на остатки незавершенного производства?
     
     В соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги.
     
     Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 318 НК РФ налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
     
     На основании п. 5 ст. 38 НК РФ услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
     
     Правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, налогоплательщик, оказывающий аудиторские услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
     

Учет расходов на содержание вахтового поселка

     
     Организация имеет вахтовый жилой поселок, который используется для проживания в период вахты работников организации, занятых в деятельности, связанной с добычей газа. Администрация муниципального образования по месту нахождения вахтового поселка нормативы на содержание подведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства не устанавливает ввиду отсутствия таковых. Вправе ли организация учесть в вышеизложенной ситуации фактические расходы на содержание вахтового поселка для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 32 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, принимаются для целей налогообложения прибыли расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.
     
     Расходы на содержание вахтовых и временных поселков для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не приняты, налогоплательщик имеет право применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам.
     
     В то же время если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены и на данной территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные вышеуказанным органам, расходы на содержание вахтовых и временных поселков могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат налогоплательщика.
     

Налогообложение бюджетных кредитов, выделенных юридическим лицам

     
     Администрация городского округа выделяла бюджетные кредиты юридическим лицам на платной основе. Плата за пользование кредитными ресурсами зачислялась в бюджет города. Подлежат ли налогообложению вышеуказанные доходы?
     
     При рассмотрении вопросов, связанных с предоставлением бюджетных кредитов, организациям следует исходить из того, что правоотношения, возникающие в связи с заключением кредитных договоров и договоров о предоставлении бюджетного кредита, имеют различное законодательное регулирование.
     
     Так, согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
     
     В соответствии с главой 25 НК РФ доходы кредитора в виде процентов, полученных по договорам кредита, учитываются при формировании налоговой базы в порядке, установленном данной главой Кодекса.
     
     Бюджетный кредит, как это установлено ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, представлял собой форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривала предоставление бюджетных средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
     
     Согласно ст. 76 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, бюджетный кредит предоставлялся на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
     
     При этом положениями ст. 76 БК РФ было также установлено, что уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления представляли соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
     
     Аналогичные положения содержатся соответственно в ст. 6 и 93.2 БК РФ в редакции, действующей с 1 января 2008 года.
     
     Согласно ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ субъекты Российской Федерации, так же как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, что подтверждается также п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
     
     Исходя из вышеизложенного средства в виде платы за пользование бюджетным кредитом, поступающие на специальные счета уполномоченных в смысле ст. 76 БК РФ (до 1 января 2008 года) и в смысле ст. 93.2 БК РФ (с 1 января 2008 года) органов, открываемые для концентрации и учета финансовых средств, расходуемых и поступающих в бюджет в рамках договоров о предоставлении бюджетного кредита, не могут квалифицироваться как доходы вышеуказанных уполномоченных органов от реализации товаров (работ, услуг) либо как их внереализационные доходы и соответственно не должны учитываться у данных органов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     

Налогообложение иностранных организаций

     
     В каком случае российская организация при выплате доходов иностранной организации - экспедитору должна удерживать налог в качестве налогового агента?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Под международными перевозками в целях ст. 309 НК РФ понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг, и, следовательно, к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.
     
     В соответствии со ст. 246, 306 и 307 НК РФ доходы иностранной организации от оказания услуг могут облагаться налогом на прибыль в Российской Федерации только в случае, если такие услуги оказаны на территории Российской Федерации и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в Российской Федерации.
     
     Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов подлежат обложению налогом на прибыль в Российской Федерации только в случае, если деятельность иностранной организации, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства. В этом случае иностранная организация самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 307 НК РФ, исполняет обязанность по уплате налога на прибыль.
     
     Вправе ли российская организация, являющаяся источником выплаты дохода иностранной организации, не удерживать налог при выплате таких доходов, если у российской организации на момент выплаты дохода имеются документы, подтверждающие регистрацию иностранной организации в иностранном государстве, с которым имеется международный договор, при условии что подтверждение постоянного местопребывания (резидентства) в данном иностранном государстве будет у налогового агента на момент проведения налоговой проверки?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случая выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые согласно международным договорам (соглашениям) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
     
     Согласно ст. 312 НК РФ при применении положений международного договора (соглашения) Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле соответствующего соглашения органом иностранного государства.
     
     Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.д., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 312 НК РФ нормы международного договора Российской Федерации могут применяться налоговым агентом только при условии представления иностранной организацией, которая имеет право на получение дохода, вышеуказанного подтверждения до даты выплаты дохода.
     
     Обязана ли российская организация - страхователь удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации - страховщику, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации?
     
     Иностранные организации могут получать от источников в Российской Федерации доходы, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства.
     
     Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в ст. 309 НК РФ доходы, за изъятиями, установленными вышеназванной статьей Кодекса, относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Наличие или отсутствие постоянного представительства влияет только на порядок налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.
     
     В подпунктах 1-9 п. 1 ст. 309 НК РФ перечислены доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности иностранной организацией в Российской Федерации, при этом в подпункте 10 п. 1 ст. 309 Кодекса указаны иные аналогичные доходы.
     
     Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в подпунктах 1-9 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 настоящего Кодекса как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 309 НК РФ не признаются доходами от источников в Российской Федерации премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.
     
     Следовательно, все другие виды доходов, выплачиваемые иностранным организациям по договорам страхования, признаются доходами от источников в Российской Федерации, подлежащими налогообложению у источника выплаты в порядке, предусмотренном ст. 310 НК РФ, с учетом международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения.
     

Налогообложение при контролируемой задолженности

     
     ЗАО - российская организация получает процентный заем от ОАО - российской материнской организации, 100% уставного капитала которой владеет иностранное юридическое лицо. Таким образом, у ЗАО возникает контролируемая задолженность в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ. Приравнивается ли в вышеуказанном случае положительная разница между процентами, начисленными по кредиту, и предельными процентами к дивидендам, уплаченным иностранной организации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ при определении расходов в виде процентов по контролируемой задолженности для целей налогообложения прибыли под собственным капиталом понимается разница между суммой активов и величиной обязательств организации-должника без учета задолженности по налогам и сборам, в том числе отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита.
     
     Сумма активов и величина обязательств организаций устанавливаются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003.
     
     При этом, как это предусмотрено п. 4 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 вышеуказанной статьи Кодекса, на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, приравнивается для целей налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Таким образом, при выплате процентного дохода российской аффилированной организации и применении правил недостаточной капитализации часть дохода, соответствующая по размеру положительной разнице между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ (избыточные проценты), облагается налогом на прибыль у источника выплаты как доходы иностранной организации по налоговой ставке, применяемой для дивидендов.
     
     Величина контролируемой задолженности перед иностранной организацией и предельная величина признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности, как это предусмотрено п. 2 ст. 269 НК РФ, исчисляются на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.
     

     В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации исчисляется и удерживается российской организацией, вы-плачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов в валюте выплаты дохода и перечисляется в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном ст. 310 настоящего Кодекса.
     
     Налог на прибыль с положительной разницы между начисленными и предельными процентами (с избыточных процентов) удерживается и уплачивается в бюджет российской организацией - налоговым агентом по доходам иностранной организации за счет процентного дохода, перечисляемого организации, в отношении которой имеется контролируемая задолженность. По окончании отчетного (налогового) периода сумма вышеуказанного налога не пересчитывается.
     

Распределение выручки, получаемой компанией-судовладельцем в рамках договора тайм-чартера

     
     Российская компания - судовладелец передает судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, по договору тайм-чартера российской компании - фрахтователю, которая использует судно как для международных, так и для каботажных перевозок. Правомерно ли распределение выручки, получаемой компанией-судовладельцем в рамках вышеназванного договора тайм-чартера, между доходами, которые учитываются для целей налога на прибыль (при осуществлении судном каботажных перевозок), и доходами, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли (при осуществлении судном международных перевозок)?
     
     В соответствии с подпунктом 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимаются использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением вышеуказанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания подобных услуг.
     
     Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым для целей налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
     
     Таким образом, положения вышеуказанных статей НК РФ относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.
     
     Если компания-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера компании-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации вышеуказанных судов в международных перевозках.
     
     В соответствии со ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.
     
     Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     
     Таким образом, компании-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение дохода от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в каботажных перевозках. В этих целях могут быть использованы данные судового журнала.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
     
     При этом часть расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, в международных перевозках, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
     

Учет арендной платы за помещение, используемое для размещения офиса

     
     Правомерно ли отнесение к расходам для целей налогообложения прибыли арендной платы за помещение, используемое для размещения офиса по договору аренды, если право собственности арендодателя на помещение не оформлено в установленном порядке?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
     
     На основании п. 1 ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование либо во временное пользование арендатору здание или сооружение.
     
     В соответствии со ст. 209 и 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Исключение составляют договоры аренды имущества, заключенные лицом, не являющимся собственником данного имущества, но управомоченным собственником совершать такие операции.
     
     Следовательно, до даты оформления арендодателем права собственности на подлежащий сдаче в аренду объект недвижимости арендные отношения между сторонами возникнуть не могут в силу противоречия этих отношений нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы по не заключенному в установленном порядке договору не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.