Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Д.В. Осипов
     
     На практике встречаются случаи, когда трудовым договором предусматривается предоставление работникам организации жилья. Вправе ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли затраты на оплату жилья работникам?
     
     Организация может оплачивать жилье работникам следующим образом:
     
     - возмещать работнику расходы, которые он понес на оплату жилья. В данном случае предполагается, что организация предоставляет жилье работнику по договору аренды либо по договору найма жилого помещения, заключенному между работником организации и арендодателем (наймодателем);
     
     - возмещать расходы на оплату жилья работника непосредственно тому, кто предоставил такое жилье. В данном случае организация предоставляет жилье работнику по договору аренды либо по договору найма жилого помещения, заключенному между организацией и арендодателем (наймодателем).
     
     Что касается вопроса учета расходов на оплату жилья работникам организации, то он на сегодняшний день не урегулирован в законодательном порядке.
     
     Но по мнению Минфина России, выраженному в письмах от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115, от 04.07.2007 N 03-03-06/2/118, от 18.12.2007 N 03-03-06/1/874, расходы на оплату жилья работникам организации, являющимся как гражданами Российской Федерации, так и гражданами иностранных государств, могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы.
     
     Аналогичного мнения придерживается и УФНС России по г. Москве в письме от 16.04.2007 N 20-12/035156.
     
     В этих письмах содержатся ссылки на ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), где установлено, что в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.
     
     Если это так, то получается, что расходы на оплату жилья работникам организации вообще не включаются как таковые в расходы для целей налогообложения прибыли. Иными словами, учитывая раздельно расходы на оплату жилья работникам организации (20%) и расходы на оплату труда (80%) либо учитывая только расходы на оплату труда (100%), организация в итоге все равно учтет в расходах для целей налогообложения прибыли одну и ту же сумму.
     

     Кроме того, по нашему мнению, вышеуказанное положение ТК РФ не может быть применимо к ситуации, при которой организация оплачивает жилье работникам организации. Полагаем, что неденежная форма выплаты заработной платы подразумевает под собой выплату заработной платы в натуральном виде, например товарами, то есть 80% заработной платы работник организации получает в данном случае денежными средствами, а 20% - товарами, рыночная стоимость которых должна соответствовать 20% заработной платы работника организации.
     
     Таким образом, организация должна принимать решение о том, можно либо нельзя учитывать расходы на оплату жилья работникам организации в составе расходов для целей налогообложения прибыли, без учета норм ст. 131 ТК РФ.
     
     Помимо вышеприведенного, читателям журнала следует также обратить внимание еще на одно положение налогового законодательства, основываясь на котором контролирующие органы делают вывод о том, что расходы на оплату жилья работникам организации не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     
     Так, в соответствии с п. 4 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к расходам на оплату труда относятся, в частности, стоимость бесплатно предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).
     
     Таким образом, если законодательством Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление жилья работникам организации, то такие расходы могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Под бесплатным предоставлением жилья работникам организации следует понимать то, что на организацию возложена обязанность по предоставлению и оплате жилья.
     
     Например, согласно ст. 327 ТК РФ гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, если вышеуказанными документами обязанность по предоставлению и оплате жилья работникам организации, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет возложена на организацию, то расходы на оплату жилья работникам организации могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     

     Положение п. 4 ст. 255 НК РФ применяется также в отношении граждан иностранных государств, осуществляющих работу по трудовым договорам в Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
     
     Порядок предоставления вышеуказанных гарантий устанавливается Правительством РФ.
     
     Согласно подпункту "г" п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167, гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что на организацию возложена обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам - работникам организации.
     
     Таким образом, только на основании вышеуказанной нормы без каких-либо иных норм законодательства расходы на оплату жилья иностранным гражданам - работникам организации не могут рассматриваться как расходы, соответствующие нормам п. 4 ст. 255 НК РФ, и соответственно не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     
     Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115, УФНС России по г. Москве от 16.04.2007 N 20-12/035156.
     
     Если же организация неправомерно применила положение п. 4 ст. 255 НК РФ и учла на его основании расходы на оплату жилья работникам организации в составе расходов для целей налогообложения прибыли, то учет таких расходов будет признан неправомерным согласно п. 29 ст. 270 Кодекса.
     

     Такой вывод можно сделать исходя из писем УМНС России по г. Москве от 23.01.2004 N 26-12/05110, УФНС России по г. Москве от 02.03.2006 N 20-12/16112с.
     
     Ранее Минфин России придерживался противоположного мнения, выраженного в письмах от 26.12.2005 N 03-03-04/1/446, от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72, считая, что расходы на оплату жилья работникам организации могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли, так как в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, преду-смотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При этом Минфин России обращал внимание организаций на то, что согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей главы 25 настоящего Кодекса относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
     
     Рассмотрим судебную практику по данному вопросу.
     
     ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 14.03.2007 N А19-15320/06-15-Ф02-1153/07-С1 сделал вывод о том, что расходы на оплату жилья работникам организации могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, а также на основании того, что в трудовом договоре была предусмотрена обязанность возмещения организацией работнику организации расходов на оплату жилья работника, так как данный работник не имел собственного жилья в месте работы.
     
     ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 02.11.2007 N А56-47663/2006 сделал вывод о том, что расходы на оплату жилья работникам организации могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     
     По мнению налогового органа, расходы на оплату жилья работникам организации были направлены на удовлетворение их социальных потребностей, в связи с чем на основании п. 29 ст. 270 НК РФ расходы на оплату жилья работникам организации не могли быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
     

     Суд обосновал, в частности, свою позицию, ссылаясь на ст. 255 НК РФ, а также на то, что в трудовом договоре была предусмотрена обязанность организации по предоставлению и оплате жилья работнику организации.
     
     Кроме того, суд сделал вывод о том, что расходы на оплату проживания не аналогичны расходам, перечисленным в п. 29 ст. 270 НК РФ, так как эти расходы осуществляются организацией в целях обеспечения исполнения работниками своих трудовых обязанностей, а не для удовлетворения их личных потребностей в жилье.
     
     Суды также принимали решения в пользу налоговых органов.
     
     Так, ФАС Московского округа в постановлении от 28.08.2006, 01.09.2006 N КА-А40/7988-06 сделал вывод о том, что расходы на оплату жилья работникам организации не могли быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли, так как граждане иностранных государств, осуществлявшие работу в организации, не заключили трудовые договоры ввиду того, что эти граждане числились в штате иностранной организации и временно были направлены для работы в российскую организацию.
     
     За предоставление иностранных граждан для работы в российской организации последняя выплачивала иностранной организации вознаграждение.
     
Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     Согласно договору негосударственного пенсионного обеспечения банк уплачивает пенсионные взносы в пользу работников. Банк вправе расторгнуть договор в отношении отдельных работников. Включаются ли в налоговую базу текущего периода по налогу на прибыль взносы в пользу исключенных участников? Производится ли при этом перерасчет налога за прошлые годы? Осуществляется ли перерасчет единого социального налога за прошлые налоговые периоды в отношении доходов исключенных участников? Подлежат ли налогообложению взносы в пользу таких работников в случае их перераспределения между именными пенсионными счетами других работников?
     
     Налог на прибыль организаций. Статьей 255 НК РФ установлены виды расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     
     Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
     

     В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) вышеуказанные суммы относятся к расходам на оплату труда применительно к договорам, установленным п. 16 ст. 255 НК РФ.
     
     Таким образом, организация-работодатель имеет право учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли суммы платежей (взносов) по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).
     
     В частности, такими договорами могут быть договоры негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
     
     В случае внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ, или в случае расторжения вышеуказанных договоров в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия вышеуказанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).
     
     Таким образом, в случае внесения вышеуказанных изменений в договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры добровольного пенсионного страхования, а также в случае расторжения таких договоров взносы по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению в текущем отчетном периоде.
     
     Пересчет налога на прибыль за прошедшие отчетные (налоговые) периоды не производится.
     
     Единый социальный налог. В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
     
     Таким образом, исчисление организацией (работодателем) единого социального налога осуществляется в том периоде, в котором были начислены выплаты.
     
     Согласно абзацу второму п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены вышеуказанные ошибки (искажения).
     
     Таким образом, перерасчет налога производится только в случае обнаружения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы прошлого налогового (отчетного) периода. Однако при расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения с одними работниками и при перераспределении пенсионных взносов на именные пенсионные счета других работников в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибки в исчислении налоговой базы прошлых налоговых (отчетных) периодов не возникает.
     
     Следовательно, такая ситуация не служит основанием для проведения перерасчета сумм единого социального налога, предусмотренного ст. 54 НК РФ, и представления уточненных деклараций (расчетов) за предыдущий налоговый (отчетный) период.
     
     Что касается обложения единым социальным налогом пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, то следует отметить, что согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщикам в пользу физических лиц по трудовым договорам.
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности оплата страховых взносов по до- говорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в вышеуказанный перечень сумм, не подлежащих обложению единым социальным налогом, не включены.
     
     Таким образом, в случаях расторжения ранее заключенных договоров и заключения новых договоров негосударственного пенсионного обеспечения в пользу других сотрудников суммы пенсионных взносов, уплаченных и зачисляемых на именные счета сотрудников в текущем налоговом (отчетном) периоде, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     Организация, применяющая общий режим налогообложения, была реорганизована путем выделения двух юридических лиц. Облагается ли НДС передача основных средств правопреемникам реорганизуемой организации по разделительному балансу? Вправе ли реорганизуемая организация передать правопреемникам переплату по НДС по разделительному балансу?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации реализацией товаров (работ, услуг) не является.
     
     Таким образом, передача основных средств реорганизуемой организацией правопреемникам объектом обложения НДС не признается. При этом п. 8 ст. 162.1 НК РФ предусмотрено, что при передаче вышеуказанных основных средств, при приобретении которых суммы НДС были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету в порядке, установленном главой 21 настоящего Кодекса, соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организацией.
     
     Кроме того, на основании п. 9 ст. 162.1 НК РФ суммы НДС, подлежащие возмещению в соответствии со ст. 176 настоящего Кодекса, но не возмещенные реорганизованной (реорганизуемой) организации, возмещаются правопреемнику (правопреемникам) в общеустановленном порядке.
     

О едином социальном налоге и налоге на доходы физических лиц

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     Организацией открыт и зарегистрирован филиал, в который в порядке перевода перешли некоторые работники головной организации. Филиал состоит на учете в том же территориальном подразделении Пенсионного фонда Российской Федерации и в том же налоговом органе. Филиал имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляет выплаты работникам. Можно ли и в дальнейшем применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в отношении выплат вышеуказанным работникам?
     
     Пунктом 1 ст. 241 НК РФ установлены размеры налоговых ставок для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, в том числе организаций, производящих выплаты физическим лицам. При этом шкала ставок единого социального налога носит регрессивный характер, то есть ставка налога понижается в зависимости от повышения величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     
     Таким образом, применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога имеет право организация в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате единого социального налога и по представлению отчетности по месту своего нахождения. Поэтому переход работника из головной организации в ее филиал на формирование налоговой базы в части выплат в пользу данного работника и на применение регрессивной шкалы ставок единого социального налога не влияет.
     
     Учитывая вышеизложенное, ставки единого социального налога применяются к налоговой базе, накопленной данным работником в целом по организации, независимо от места исполнения им своих трудовых обязанностей.
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг, связанных с недвижимостью. Является ли индивидуальный предприниматель налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц и должен ли он представлять сведения о доходах, полученных физическими лицами от продажи недвижимого имущества?
     
     Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     

     Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, в частности индивидуальными предпринимателями, установлены ст. 226 НК РФ, согласно п. 2 которой положения ст. 226 Кодекса не применяются в отношении доходов, указанных в ст. 228 НК РФ.
     
     Статьей 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в бюджет.
     
     Исходя из вышеизложенного индивидуальный предприниматель, от которого физическое лицо получает доход от продажи имущества, не является налоговым агентом в отношении таких доходов данного физического лица, и, следовательно, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму налога, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и уплатить исчисленный налог в бюджет.
     
     НК РФ не устанавливает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них физическими лицами доходах. Данная обязанность определена ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.
     
     Иностранная организация, являющаяся участником российской организации, из средств специального фонда (бонусного пула) перечисляет на ее счет денежные средства с целью выплаты премии (бонусов) работникам российской организации от имени иностранной организации. Признается ли доход, полученный работниками, полученным от источников в Российской Федерации для целей исчисления налога на доходы физических лиц? Является ли российская организация налоговым агентом при выплате данного дохода?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 настоящего Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную на основании ст. 224 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
     
     Правила, установленные в ст. 226 НК РФ, применяются одинаково вне зависимости от источника денежных средств, за счет которого выплачиваются доходы налогоплательщику налоговым агентом.
     
     Таким образом, сумма бонусного пула, выплачиваемого сотрудникам общества по поручению иностранной организации - учредителя общества, признается доходом физического лица, полученным от российской организации, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     На общество, признаваемое на основании п. 1 ст. 226 НК РФ налоговым агентом, возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм исчисленного налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых сотрудникам в виде бонусного пула по поручению иностранной организации - учредителя общества.
     
П.С. Лещинер
     
     Работа сотрудников организации осуществляется в пути или носит разъездной характер; сотрудники также работают в полевых условиях. Каким порядком необходимо руководствоваться данной организации при обложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц выплат этим сотрудникам?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
     
     При этом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ данные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     На основании подпункта 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
     
     - расходы по проезду;
     
     - расходы по найму жилого помещения;
     
     - дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
     
     - иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
     
     Размеры и порядок возмещения этих расходов, а также перечень работ, профессий, должностей работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов могут также определяться трудовым договором.
     
     Данные расходы, в том числе суточные в размерах, установленных коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, связаны с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. На основании подпункта 2 п. 1 ст. 238, п. 3 ст. 217 НК РФ суммы возмещения таких расходов работникам в налоговую базу по единому социальному налогу и по налогу на доходы физических лиц не включаются.
     
     Постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56 "Об утверждении Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах" (далее - Постановление N 56) предусмотрены нормы компенсационных выплат в виде полевого довольствия при выполнении геологоразведочных и топографо-геодезических работ в полевых условиях.
     
     В то же время фактический размер полевого довольствия, установленный коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, может превышать нормы, предусмотренные Постановлением N 56. В данном случае на основании подпункта 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК РФ в части, превышающей нормы, утвержденные Постановлением N 56, размер полевого довольствия подлежит обложению единым социальным налогом с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ, а также налогом на доходы физических лиц.
     
     Организация планирует привлечь на работу иностранных граждан. В связи с этим возникают следующие вопросы:
     
     - каков порядок уведомления работодателями налоговых органов в случаях привлечения и использования труда иностранных работников о заключенных трудовых договорах с иностранными работниками (в отношении которых применяется как визовый, так и безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию);
     
     - каков порядок налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным гражданам, исчисления и уплаты единого социального налога, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
     
     Согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ одной из обязанностей работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), является уведомление об этом факте налогового органа по месту своего учета. Вышеуказанный работодатель или заказчик работ (услуг) должен уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (подпункт 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
     
     ФНС России разработала и довела до налоговых органов форму уведомления о привлечении и об использовании иностранных работников, которая в соответствии с письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ рекомендована для использования работодателями при представлении уведомления в налоговые органы.
     
     Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, на основании части 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 руб. до 5000 руб.; на должностных лиц - от 35 000 руб. до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
     
     Таким образом, организация, принявшая на работу иностранного гражданина, должна направить в целях исполнения положений подпункта 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ в налоговый орган по месту своего учета уведомление о привлечении и использовании иностранных работников с использованием формы, приведенной в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@. Независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыли иностранные граждане, привлекаемые к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган при наступлении хотя бы одного из оснований, перечисленных в подпункте 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Согласно ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
     
     Относительно порядка налогообложения в Российской Федерации доходов, выплачиваемых иностранным гражданам, сообщаем следующее.
     
     Для целей уплаты налога на доходы физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются соответственно налоговые ставки 13% и 30% (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).
     
     Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому при выплате доходов работнику его статус (резидент или нет) должен определяться на соответствующие даты выплаты дохода исходя из периода нахождения в Российской Федерации. Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году (письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76). Этот период не прерывается на время выезда лица за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
     
     Если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по налоговой ставке в размере 30%.
     
     Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации, полученные в налоговом периоде, подлежат налогообложению по налоговой ставке 13%.
     
     Если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Российская Федерация заключила международный договор, касающийся налогообложения доходов физических лиц от работы по найму, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого международного договора (ст. 7 НК РФ).
     
     Статьей 230 НК РФ предусмотрено представление в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ о выплаченном в отчетном году доходе, в том числе иностранным гражданам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Следовательно, выплаты, начисленные организацией по вышеуказанным договорам в пользу иностранных граждан, занятых на территории Российской Федерации, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, установленным в таблице 1 п. 1 ст. 241 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.
     
     Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, устанавливаются и регулируются Законом N 115-ФЗ, которым определены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий.
     
     Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в случае, если вышеуказанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и соответственно с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, то есть налоговый вычет, установленный п. 2 ст. 243 НК РФ, не применяется.
     

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
     
     Организация осуществляет розничную торговлю нерудными строительными материалами (гравием, щебнем, песком и т.д.) на арендованных ею площадях речного порта.
     
     Согласно заключенному с речным портом договору организация арендует часть помещения весовой площадью 10 кв.м и земельный участок площадью 195 кв.м, расположенный за пределами арендованного нежилого помещения. Оформление сделок розничной купли-продажи и расчеты с покупателями с использованием ККТ происходят в помещении весовой, а товар готовится к продаже и отпускается покупателям на земельном участке.
     
     К каким видам объектов организации торговли для целей главы 26.3 НК РФ следует относить в этом случае используемые организацией для ведения розничной торговли часть помещения весовой и земельный участок?
     
     Какой физический показатель базовой доходности должен использоваться организацией при исчислении налоговой базы по ЕНВД и как определить его фактическую величину?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ (в ред. от 17.05.2007 N 85-ФЗ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ с 1 января 2008 года при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в качестве физических показателей базовой доходности используются, в частности, "площадь торгового зала" (для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы), "торговое место" и "площадь торгового места" (для розничной торговли, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также в объектах нестационарной торговой сети).
     
     Понятия объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы; объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов; магазина; павильона, а также физических показателей базовой доходности "площадь торгового зала" и "торговое место" предусмотрены ст. 346.27 НК РФ.
     

     При этом согласно данной статье Кодекса величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, к которым, в частности, относятся технические паспорта на нежилые помещения, поэтажные планы, схемы, экспликации, договоры аренды (субаренды) нежилых помещений или их частей и другие подобные документы.
     
     В этих условиях объекты стационарной торговой сети (их части), не соответствующие предусмотренным ст. 346.26 НК РФ понятиям магазина и павильона, а равно стационарные объекты организации розничной торговли (их части), фактически используемые под магазины и павильоны, в которых вышеуказанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена [крытые рынки, ярмарки и торговые комплексы, крытые спортивные сооружения, производственные (административные) здания (строения), вокзалы, складские помещения и т.д.], следует относить для целей главы 26.3 настоящего Кодекса к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.
     
     Что касается земельных участков, используемых налогоплательщиками на тех или иных правовых основаниях для ведения розничной торговли, то следует отметить, что исходя из норм ст. 346.26 НК РФ данные земельные участки признаются для вышеупомянутых целей торговыми местами.
     
     Поэтому с 1 января 2008 года налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через вышеуказанные объекты организации розничной торговли и (или) на земельных  участках площадью не более 5 кв.м каждого объекта (земельного участка), обязаны исчислять налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место", а при осуществлении ими розничной торговли через данные объекты (земельные участки) площадью, превышающей 5 кв.м (без дальнейшего ее ограничения) каждого объекта (земельного участка), - с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
     
     При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что фактическая величина физического показателя базовой доходности "площадь торгового места" должна соответствовать общей площади используемых для ведения розничной торговли объектов организации розничной торговли и земельных участков, определяемой налогоплательщиками на основании имеющихся у них правоустанавливающих и инвентаризационных документов на вышеуказанные объекты и земельные участки.
     

     Как следует из ситуации, организация осуществляет розничную торговлю нерудными строительными материалами в арендованной ею части помещения весовой площадью 10 кв.м, расположенного на территории речного порта, то есть в объекте стационарной торговой сети, не имеющем торгового зала.
     
     Кроме того, для ведения розничной торговли организацией используется арендованный ею на территории данного речного порта земельный участок площадью 195 кв.м, отвечающий всем признакам торгового места.
     
     В этой связи с 1 января 2008 года исчисление налоговой базы по ЕНВД должно производиться с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места", фактическая величина которого составляет в данном случае 205 кв.м.
     
У.В. Семенова,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     ООО занимается розничной торговлей, имеет головной офис и сеть магазинов, расположенных в различных муниципальных образованиях, в которых введен ЕНВД в отношении розничной торговли. При этом ООО исчисляет и уплачивает сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту постановки на налоговый учет головного офиса. На основании каких документов можно уменьшать сумму ЕНВД на сумму вышеуказанных взносов по каждому муниципальному образованию, если обособленные подразделения ООО не имеют отдельного баланса и расчетного счета?
     
     На основании п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
     
     Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и производить уплату вышеуказанного налога, сумма ЕНВД исчисляется по каждому муниципальному образованию отдельно.
     

     При исчислении ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет по месту осуществления предпринимательской деятельности, уменьшение единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельно по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности (каждому муниципальному образованию) исходя из суммы выплат работникам, занимающимся предпринимательской деятельностью на территории муниципальных образований.
     
     При этом сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, произведенных работникам административно-управленческого персонала, должна распределяться пропорционально доходам от реализации товаров по каждому муниципальному образованию в общей сумме доходов от реализации товаров.
     
     Основанием для включения в налоговую декларацию по ЕНВД данных об исчисленных и уплаченных за обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование могут быть составленный налогоплательщиком-организацией по произвольной форме расчет, а также копии платежных документов, подтверждающих уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика-организации.