Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате налога на прибыль бюджетными учреждениями


Об уплате налога на прибыль бюджетными учреждениями*1

     _____
     *1 Окончание. Начало и продолжение см.: Налоговый вестник. - 2008. - N 8. - С. 29; N 9. - С. 20.
     
Л.А. Опальская
     

4.6.1.4. Прочие расходы

     
     Группировка прочих расходов бюджетного учреждения, связанных с деятельностью, приносящей доход, приведена в приказе Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". На основании этой группировки составляются и утверждаются сметы расходов бюджетного учреждения.
     
     В соответствии с вышеуказанным документом прочие расходы бюджетного учреждения классифицируются по следующим кодам операций сектора государственного управления:
     
     - подстатья 221 "Услуги связи":
     
     - телефонные и телеграфные каналы связи, каналы передачи данных (информации); соединительные, специальные и прямые линии связи; сотовая, пейджинговая связь; подключение и использование сети Интернет; доступ к телефонной сети; междугородные и международные соединения, местные телефонные соединения (абонентская и повременная оплата);
     
     - радиосвязь, мобильные телесистемы документальной электросвязи и другие средства связи; пересылка почтовых отправлений (в том числе оплата услуг фельдъегерской и специальной связи); почтовая пересылка пенсий и пособий; оплата почтового сбора при перечислении заработной платы; почтовые переводы денежных средств; приобретение почтовых марок, маркированных конвертов; регистрация сокращенного телеграфного адреса; пользование почтовыми абонентскими ящиками, радиоточкой (абонентская плата);
     
     - другие аналогичные расходы;
     
     - подстатья 222 "Транспортные услуги":
     
     - наем транспортных средств, услуги по пассажирским и грузовым перевозкам, в том числе военным и гражданским перевозкам, стоимость переезда и иные транспортные расходы, связанные с перемещением работников, военнослужащих и членов их семей к месту работы (службы), месту жительства; перевозка спецконтингентов, оплата стоимости переезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок; перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и сопровождающих их лиц;
     
     - оплата проезда военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение вышеуказанных расходов, если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - оплата проезда по служебным командировкам (разъездам) (в том числе студентам, обучающимся по заочной форме обучения, при проезде к месту нахождения учебного заведения), проездных билетов свидетелям по вызову следственных или судебных органов;
     
     - услуги за пользование средствами механизации для погрузки и выгрузки имущества, вагонами, контейнерами сверх допустимого времени погрузки (выгрузки);
     
     - комплексное обслуживание флота (прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну и т.д.);
     
     - другие аналогичные расходы;
     
     - подстатья 223 "Коммунальные услуги":
     
     - оплата отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения; потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги); потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей; водоснабжения, водоотведения, ассенизации;
     
     - другие аналогичные расходы;
     
     - подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом":
     
     - арендная плата за пользование помещениями, сооружениями (в том числе общежитиями, местами проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов);
     
     - арендная плата за пользование землей, транспортными средствами и другим имуществом (включая гаражи, линейно-кабельные сооружения);
     
     - подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества":
     
     - содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (в том числе уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация складов, санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка транспорта);
     
     - пусконаладочные работы, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря, автомобильных дорог и искусственных сооружений на них);
     
     - проведение ремонта инженерных систем и коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, включая работы по восстановлению эффективности функционирования этих коммунальных систем путем их гидродинамической, гидрохимической очистки и т.д.;
     
     - реставрация памятников истории и культуры;
     
     - подстатья 226 "Прочие работы, услуги":
     
     - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения;
     
     - разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;
     
     - проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов;
     
     - вневедомственная (в том числе пожарная) охрана, охранная и пожарная сигнализация (установка, наладка и эксплуатация);
     
     - страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
     
     - оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в учреждениях здравоохранения;
     
     - хранение, ремонт, пересылка, перевозка конфискованного бесхозяйного имущества;
     
     - прокат специальных кино- и видеозаписей, аудиозаписей;
     
     - найм жилых помещений при служебных командировках;
     
     - изготовление бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);
     
     - услуги в области информационных технологий [приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных];
     
     - услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
     
     - услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
     
     - другие расходы, связанные с оплатой работ, услуг, не отнесенных на предыдущие подстатьи;
     
     - подстатья 290 "Прочие расходы":
     
     - уплата налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов;
     
     - уплата платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий;
     
     - уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;
     
     - отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;
     
     - возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
     
     - возмещение морального вреда по решению судебных органов;
     
     - выплата денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского Суда по правам человека;
     
     - выплата окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус;
     
     - выплата научных стипендий ученым, стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования;
     
     - выплата государственных премий в различных областях;
     
     - прием и обслуживание делегаций (представительские расходы);
     
     - выплаты спортсменам и их тренерам;
     
     - прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.
     
     Для построения системы налоговых вычетов в состав прочих расходов включены:
     
     - расходы на ремонт основных средств (ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации - НК РФ);
     
     - расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ);
     
     - расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ);
     
     - расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (ст. 263 НК РФ);
     
     - прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст. 264 НК РФ).
     
     В вышеуказанных статьях НК РФ приводится не только перечень расходов, но и ограничения в их принятии к налоговому вычету. Например, в п. 12 ст. 264 НК РФ оговорены расходы на командировки, а именно:
     
     - проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
     
     Например, в бюджетном учете возмещение расходов, связанных со служебными командировками, определено постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета", на основании п. 1 которого возмещение расходов на выплату суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
     
     Кроме того, бюджетным учреждениям следует руководствоваться особенностями ведения налогового учета бюджетными учреждениями установленными ст. 321.1 НК РФ, согласно п. 3 которой если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то для целей налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
     
     При этом в общей сумме доходов не учитываются для вышеуказанных целей внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
     
     Таким образом, к распределяемым расходам бюджетного учреждения относятся:
     
     - расходы на коммунальные услуги;
     
     - расходы на услуги связи;
     
     - транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала;
     
     - расходы на ремонт основных средств.
     
     Вышеуказанные затраты подлежат распределению, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено их финансирование за счет двух источников, то есть за счет бюджетного финансирования и предпринимательской деятельности.
     
     Вышеуказанные расходы распределяются пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Но распределение вышеуказанных расходов для целей налогообложения прибыли сопряжено на практике с определенными трудностями, которые вызваны тем, что налоговые органы при проверках принимают расходы для целей определения прибыли только в размере затрат, определенных пропорционально доле поступлений из каждого источника, но не выше суммы превышения фактических затрат над лимитами бюджетных обязательств.
     
     Следовательно, для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, должна устанавливаться разница между фактической суммой произведенных расходов на вышеуказанные цели за отчетный (налоговый) период и лимитами бюджетных обязательств. Принять к налоговому вычету сумму расходов на оплату коммунальных услуг можно в размере не выше установленных лимитов бюджетных обязательств.
     
     Пример.
     
     Фактические расходы на коммунальные услуги составили 130 000 руб. Лимиты бюджетных обязательств, установленные по данной статье, - 90 000 руб. Доля средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования), например, составила 40%.
     
     Разница между фактическими расходами и лимитами бюджетных обязательств составляет 40 000 руб. (130 000 руб. - 90 000 руб.).
     
     Сумма расходов на коммунальные услуги, приходящаяся на предпринимательскую деятельность, согласно ее доле в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования) составляет 52 000 руб. (130 000 руб. x 40%).
     
     Сумма расходов по коммунальным услугам, принимаемая для целей налогообложения по предпринимательской деятельности, - 40 000 руб., несмотря на то что расчетная сумма выше.
     
     Кроме того, если бюджетное учреждение определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются:
     
     - на прямые;
     
     - на косвенные.
     
     К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
     
     - материальные затраты,
     
     - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
     
     - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     
     К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.
     
     При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
     
     Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг в соответствии с требованиями ст. 319 НК РФ, то есть с учетом распределения прямых расходов на незавершенное производство (НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Данный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
     
     Бюджетные учреждения, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП.
     
     При этом следует отметить, что прочие расходы принимаются к налоговому вычету следующим образом.
     
     Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
     
     Расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.
     
     Датой осуществления прочих расходов признается:
     
     1) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов:
     
     - в виде сумм комиссионных сборов;
     
     - в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);
     
     - в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
     
     - в виде иных подобных расходов;
     
     2) дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика - для расходов:
     
     - в виде сумм выплаченных подъемных;
     
     - в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;
     
     3) дата утверждения авансового отчета - для расходов:
     
     - на командировки;
     
     - на содержание служебного транспорта;
     
     - на представительские расходы;
     
     - на иные подобные расходы.
     
     Если учреждения применяют кассовый метод, то прочими расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
     

4.6.2. Внереализационные расходы

     
     В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией, но используются бюджетным учреждением для целей получения дохода, облагаемого налогом на прибыль. К таким расходам относятся, в частности:
     
     - расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
     
     - расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;
     
     - расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России. Отрицательной курсовой разницей признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств;
     
     - расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;
     
     - расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
     
     - судебные расходы и арбитражные сборы;
     
     - затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Признание таких расходов осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат;
     
     - расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
     
     - расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде;
     
     - расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк";
     
     - другие обоснованные расходы.
     
     Для целей налогообложения к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
     
     - убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;
     
     - суммы безнадежных долгов;
     
     - потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
     
     - не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
     
     - расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
     
     - потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
     
     Датой осуществления внереализационных расходов признается:
     
     1) дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей;
     
     2) дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца - по расходам в виде отрицательной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов;
     
     3) дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба);
     
     4) дата перехода права собственности на иностранную валюту - для расходов от продажи (покупки) иностранной валюты.
     
     Расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     

4.6.3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

     
     При определении налоговой базы не учитываются предусмотренные ст. 270 НК РФ расходы, которые могут быть произведены при осуществлении приносящей доход деятельности, в том числе:
     
     - в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями;
     
     - в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
     
     - в виде процентов, начисленных заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ;
     
     - в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со ст. 275.1 НК РФ;
     
     - в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
     
     - в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);
     
     - в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;
     
     - в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;
     
     - в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;
     
     - в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
     
     - в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
     
     - в виде сумм материальной помощи работникам;
     
     - на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
     
     - в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо его предоставления по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
     
     - на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены не только коллективным договором и трудовыми договорами, но и утвержденной сметой;
     
     - на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
     
     - на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
     
     - в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;
     
     - в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги были ранее включены в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам;
     
     - в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;
     
     - на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством РФ;
     
     - в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;
     
     - в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ;
     
     - на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы, не предусмотренные абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264 НК РФ, сверх установленных абзацем пятым п. 4 ст. 264 Кодекса предельных норм;
     
     - иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база признается в данном отчетном (налоговом) периоде равной нулю.
     
     Бюджетные учреждения, применяющие специальные налоговые режимы, например уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
     
     Если в соответствии с налоговыми расчетами бюджетное учреждение понесло убыток или убыток получен был в предыдущих периодах, то в соответствии со ст. 283 НК РФ оно вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
     
     Бюджетное учреждение имеет право осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором был получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
     
     В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет.
     
     Если бюджетное учреждение понесло убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
     
     Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
     

4.6.4. Особенности исчисления налога учреждением, имеющим обособленные подразделения

     
     Если бюджетное учреждение имеет обособленные подразделения, то оно должно производить исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     
     Уплата сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится учреждением по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, как это определено в п. 2 ст. 288 НК РФ. Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств вышеуказанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Право выбора применяемого показателя - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда - определяется бюджетным учреждением при формировании учетной политики. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
     
     Если бюджетное учреждение имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.
     
     Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом необходимо выбрать обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы.
     
     Хотелось бы отметить, что иногда бюджетные учреждения для осуществления предпринимательской деятельности не имеют амортизируемого имущества. Для распределения прибыли между обособленными подразделениями можно воспользоваться разъяснением, данным в письме УФНС России по г. Москве от 08.11.2007 N 14-14/106579 "О порядке определения доли прибыли обособленного подразделения", на основании которого если в подразделении нет амортизируемого имущества, то показатель "среднее арифметическое удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества" равен нулю, поэтому доля прибыли рассчитывается только исходя из удельного веса среднесписочной численности работников подразделения.