Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О соотношении законодательных норм при банкротстве и классификации требований по обязательным платежам


О соотношении законодательных норм при банкротстве и классификации требований по обязательным платежам


О.И. Долгополов,
г. Тамбов

    

1. Общие положения

     
     Вступление Российской Федерации в рыночные отношения повлекло бурное развитие предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение в нормативных актах.
     
     В силу положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Рисковый характер предпринимательской деятельности означает возможность возникновения ситуации, при которой хозяйствующий субъект будет неспособен в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате в бюджет обязательных платежей.
     
     Такое лицо может быть признано в установленном порядке несостоятельным (банкротом).
     
     Общие положения отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), закреплены в ГК РФ, в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и подразумевают введение в Российской Федерации института банкротства, который преследует следующие цели:
     
     - установление причин доведения лица до состояния банкротства и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
     
     - возможное восстановление финансово-экономического состояния лиц, испытывающих временные сложности;
     
     - определение порядка установления состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, а также порядка и условий проведения процедур банкротства и иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов;
     
     - установление правового механизма цивилизованного исключения из рыночного оборота субъектов, не способных отвечать по своим долгам, осуществлять рентабельную деятельность.
     
     Но если проанализировать отечественную практику применения Закона о банкротстве, то приходится констатировать, что в большинстве своем должники, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве, находятся в таком критическом положении, что проведение в отношении их реабилитационных процедур оказывается уже невозможным, нецелесообразным и за редким исключением не удается восстановить их финансово-экономическое состояние.
     
     Так, согласно статистическим данным ВАС РФ в 2007 году:
     
     - принято к производству заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) - 30 015;
     
     - количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления, - 33, из них прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности - 3;
     
     - количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления, - 752, из них прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности - 41.
     
     С момента введения в действие Закона о банкротстве прошло достаточно времени; практика его применения в основном сформирована. Среди судебных актов следует выделить постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 29) и постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 25).
     
     Несмотря на это, сложность и многогранность как законодательства о налогах и сборах, так и законодательства о банкротстве, многостадийность возникновения налоговых обязательств постоянно ставят перед правоприменителями вопросы соотношения норм законов при банкротстве и классификации требований по обязательным платежам.
     

2. Приоритет норм Закона о банкротстве по отношению к Налоговому кодексу Российской Федерации

     
     Должники, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве, как правило, добровольно не перечисляют налоги в бюджет, продолжая оставаться довольно длительное время (до ликвидации) участниками налоговых правоотношений.
     
     По мнению налоговых органов, к таким должникам должны применяться меры государственного принуждения к исполнению конституционной обязанности исключительно в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
     
     Но банкротство является одним из способов исключения (ликвидации) из рыночного оборота субъекта, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
     
     Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 24-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Печоранефтегаз” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 32.1 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”" при уяснении значения налогового института, понятия или термина приоритет отдается налоговому законодательству. И только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства, с учетом того что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина.
     
     НК РФ не устанавливает особенности уплаты налогов и сборов для лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. В п. 3 ст. 49 НК РФ содержатся только положения относительно очередности исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации и указывается, что порядок расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Гражданским законодательством, к которому относится в том числе Закон о банкротстве, предусмотрены специальные нормы по уплате налогов и сборов в отношении лиц, находящихся в процессе банкротства.
     
     Так, в ст. 2 Закона о банкротстве налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды отнесены к обязательным платежам.
     
     Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, приобретают статус должника, а лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, становятся кредиторами, на которых в полной мере распространяется действие Закона о банкротстве.
     
     Закон о банкротстве регламентирует процедуру банкротства должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в том числе порядок определения задолженности перед кредиторами и процедуру ее погашения.
     
     Следовательно, нормы данного Закона являются специальными и имеют приоритет применения в процедурах банкротства по отношению к нормам НК РФ.
     

3. Классификация требований по обязательным платежам

     
     Закон о банкротстве подразделяет обязательные платежи на подлежащие и не подлежащие включению в реестр требований кредиторов.
     

3.1. Текущие платежи

     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
     
     Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ N 29, требования налоговых, таможенных и иных органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
     
     В п. 39 постановления Пленума ВАС РФ N 29 также указано, что по смыслу п. 1 ст. 5, абзаца третьего п. 2 и п. 4 ст. 95 Закона о банкротстве для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).
     
     Таким образом, в соответствии с судебной практикой текущие платежи возникают после принятия заявления о признании должника банкротом и существуют до открытия конкурсного производства.
     
     По отношению к текущим платежам налоговый орган выступает как кредитор. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
     
     Текущие требования удовлетворяются и исполняются в обычном порядке, установленном ст. 45-47 НК РФ и законодательством об исполнительном производстве, с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве к соответствующей процедуре банкротства.
     
     Например, арест на имущество должника, находящегося в процедуре банкротства, может быть наложен только по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый п. 1 ст. 81, абзац шестой п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве).
     

3.2. Нетекущие платежи

     
     Обязательные платежи, относящие к нетекущим платежам, подлежат удовлетворению в рамках возбужденного дела о банкротстве независимо от периода их обнаружения. Например, не может быть признано текущим требование налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки должника, проведенной за период, когда он еще не был признан должником в соответствии с Законом о банкротстве.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на налоговый орган.
     
     По отношению к нетекущим платежам (подлежащим включению в реестр требований кредиторов) налоговый орган выступает в деле о банкротстве как уполномоченный орган, представляющий в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей, и, следовательно, всегда располагает информацией о суммах, включенных в реестр требований кредиторов.
     
     Таким образом, признание хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом о банкротстве должником предписывает налоговым органам подразделять платежи по налогам и сборам на текущие и нетекущие. Причем независимо от того, кто подает заявление в суд: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ст. 37, 39, 41 Закона о банкротстве), - началом такого подразделения является дата принятия соответствующего заявления арбитражным судом.
     
     В силу п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее чем через пять дней с даты поступления вышеуказанного заявления в арбитражный суд, в связи с чем дата подачи заявления в суд может отличаться от даты принятия заявления судом.
     

3.3. Налоговые платежи, по отношению к которым должник выступает налоговым агентом

     
     Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, так как суммы полученных налогов, подлежащие перечислению налоговыми агентами, изначально этим лицам не принадлежат.
     
     Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ N 25).
     

4. Возникновение обязанности по уплате обязательных платежей для квалификации требований

    

4.1. Возникновение обязанности по уплате налога

     
     Согласно п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы, формируемых из совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода к моменту его окончания.
     
     Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ N 25).
     
     Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
     
     Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не служит основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих платежей.
     
     Учитывая также порядок исчисления сроков, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), по нашему мнению, обязательные платежи должны быть отнесены к нетекущим платежам, если заявление о признании должника банкротом будет принято судом на следующий день после окончания налогового периода.
     

4.2. Возникновение обязанности по уплате авансовых платежей

     
     Для равномерного поступления налога в течение финансового года в отношении некоторых налогов может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных (авансовых) платежей.
     
     Налоговый период по таким налогам состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог).
     
     Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ N 25, для подразделения авансовых платежей на текущие и нетекущие проверяется наступление одновременно двух условий - окончание отчетного периода и срока уплаты авансового платежа.
     
     Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не служит основанием для признания вышеуказанного авансового платежа также в качестве текущего. Иными словами, сумма авансового платежа не будет являться текущим платежом, а сумма налога за вычетом авансового платежа будет являться текущим.
     
     В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
     
     Если же исчисленная сумма налога окажется меньше авансового платежа, требование об уплате которого подлежит включению в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа о включении этого требования в реестр, удовлетворяет его в сумме, не превышающей сумму налога. Если вышеназванное требование об уплате авансового платежа установлено судом до окончания налогового периода и определения суммы налога, то суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.
     

5. Конкурсное производство

     
     В соответствие с п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.
     
     В п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве перечислены последствия открытия конкурсного производства, в том числе следующее:
     
     все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
     
     Пункт 1 ст. 134 Закона о банкротстве предусматривает, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства (внеочередные), правовая природа которых отлична от правовой природы текущих платежей.
     
     Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
     
     - судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных ст. 28 и 54 Закона о банкротстве;
     
     - расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
     
     - текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
     
     - требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
     
     - задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
     
     - иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
     
     В силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ N 29).
     
     В то же время п. 3 ст. 146 Закона о банкротстве установлено, что в случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:
     
     - требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
     
     - требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению.
     
     Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ N 25, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию вышеуказанной задолженности.
     
     Вышеназванные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
     
     Однако требования по уплате авансовых платежей, исчисленных по итогам отчетных периодов, которые истекли в промежуток после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (текущие платежи), являются внеочередными и погашаются в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ. В данном случае в порядке, установленном п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, удовлетворяется требование об уплате налога в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, исчисленных за истекшие до открытия конкурсного производства отчетные периоды (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ N 25).
     
     Таким образом, правильное определение текущих и внеочередных платежей, выделение их из всей совокупности обязательных платежей, подлежащих уплате должниками, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, и своевременное взыскание налоговыми органами в бюджет текущих и внеочередных платежей минимизируют потери казны.