Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к Федеральному закону от 29.04.2008 N 57-ФЗ


Федеральный закон

от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ

"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"

     
     Ю.В. Пудыч,
консультант по налогам и сборам,
член Палаты налоговых консультантов,
юрист ООО "ВЕЛЕС Лекс

     

Комментарий

    

1. Вступление нормативного акта в законную силу и действие его во времени

     
     Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее - общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона (п. 1 ст. 16 Закона N 57-ФЗ). Днем вступления в силу Закона N 57-ФЗ считается день его официального опубликования в "Российской газете" - 7 мая 2008 года.
     
     Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу.
     
     При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор или группа лиц обязаны представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения, и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона (п. 3 ст. 16 Закона N 57-ФЗ). Данный порядок пока не утвержден Правительством РФ.
     

2. Цель и основы принятия Закона N 57-ФЗ

     
     Целью Закона N 57-ФЗ является обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, в связи с чем данным нормативным актом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в случае их участия в уставных капиталах обществ стратегического значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершения ими сделок, влекущих установление контроля над вышеуказанными обществами.
     
     При этом определения понятий "угроза обороне страны и безопасности государства", "хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", "контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение" приведены в подпунктах 1-3 п. 1 ст. 3 Закона N 57-ФЗ.
     
     Основой Закона N 57-ФЗ являются проверка и предварительное согласование сделок иностранных инвесторов, направленных на установление контроля над обществами стратегического значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, на предмет возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства или об отсутствии такой угрозы в результате совершения соответствующей сделки с таким хозяйственным обществом или с акциями (долями), составляющими его уставный капитал, либо в результате установления контроля над этим хозяйственным обществом.
     
     В ст. 6 Закона N 57-ФЗ приведен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований.
     
     При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:
     
     - деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
     
     - деятельность, связанная c использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
     
     - деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
     
     - подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
     
     - деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
     
     - деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
     
     - деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
     
     - деятельность по теле- и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
     
     - деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
     
     - деятельность по обеспечению телефонной связи;
     
     - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
     
     - осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.
     

3. Отношения, которые регулируются Законом N 57-ФЗ, и сделки, на которые распространяется его действие

     
     Закон N 57-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей), которые составляют уставные капиталы обществ стратегического значения, а также с совершением иных сделок, в результате которых может быть установлен контроль над такими обществами (п. 1 ст. 2 Закона N 57-ФЗ).
     
     Однако действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с иностранными инвестициями и урегулированные другими федеральными законами или международными договорами, а также на отношения, при которых в уставных капиталах обществ стратегического значения доля (вклад) Российской Федерации составляет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала таких обществ, и Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества вышеуказанных голосов. Отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области военно-технического сотрудничества, также не регулируются Законом N 57-ФЗ (п. 6-7 ст. 2 Закона N 57-ФЗ).
     
     Иностранные государства и международные организации, в том числе подконтрольные им, не имеют права совершать сделки, влекущие установление контроля на обществами стратегического значения (п. 2 ст. 2 Закона N 57-ФЗ).
     
     Сделки, которые влекут установление контроля иностранными инвесторами в виде права прямого или косвенного распоряжения более чем 25% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала обществ стратегического значения, или влекут иную возможность блокирования решений органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретения права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, если общества осуществляют геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (в настоящий момент такой орган не назначен).
     
     Положения Закона N 57-ФЗ применяются также к сделкам, совершенным за пределами Российской Федерации, но влекущими последствия установления контроля иностранными инвесторами (п. 5 ст. 2 Закона N 57-ФЗ).
     

     Перечень видов сделок, подлежащих предварительному согласованию с уполномоченным органом государственной власти, определен в ст. 7 Закона N 57-ФЗ и является открытым.
     
     Все виды сделок можно разделить на четыре категории:
     
     1) сделки в отношении обществ стратегического значения, не относящихся к пользователям участками недр федерального значения, а именно:
     
     - сделки, направленные на распоряжение 50% и более голосов, приходящихся на акции или доли общества;
     
     - сделки, в результате которых иностранный инвестор приобретает право на назначение единоличного исполнительного органа (генерального директора) и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) безусловную возможность избирать более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета);
     
     2) сделки в отношении обществ стратегического значения, относящихся к пользователям участками недр федерального значения. К участкам недр федерального значения согласно ст. 2.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" относятся участки недр:
     
     - содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого
     сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

     
     - расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
     
     - извлекаемые запасы нефти от 70 млн. тонн;
     
     - запасы газа от 50 млрд. кубических метров;
     
     - запасы коренного золота от 50 тонн;
     
     - запасы меди от 500 тысяч тонн;
     
     - внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
     
     - при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
     
     К сделкам в отношении обществ стратегического значения, относящихся к пользователям участками недр федерального значения, относятся:
     
     - сделки, направленные на распоряжение 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала общества;
     

     - сделки на право назначения единоличного исполнительного органа и (или) 10% и более состава коллегиального исполнительного органа и (или) влекущую безусловную возможность избирать 10% и более состава совета директоров (наблюдательного совета);
     
     - сделки по приобретению инвестором акций (долей) в уставном капитале общества, если этот инвестор имеет право прямо или косвенно распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал общества;
     
     3) сделки, относящиеся к обществам стратегического значения, как являющимся пользователями участками недр федерального значения, так и не являющимся ими, а именно договоры об осуществлении инвестором функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества;
     
     4) сделки, направленные на приобретение иностранным государством, международной организацией права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), уставного капитала общества стратегического значения, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции общества стратегического значения и осуществляющего пользование участком недр федерального значения.
     
     Необходимо отметить, что к сделкам по установлению контроля иностранного инвестора в отношении обществ стратегического значения относятся также сделки в отношении третьих лиц.
     
     Требования Закона N 57-ФЗ распространяются также на случаи по приобретению ценных бумаг в соответствии со ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в случае обязательного предложения о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества.
     
     При совершении сделки по установлению контроля над обществом стратегического значения иностранный инвестор обязан подать ходатайство о согласовании установления контроля в срок, не превышающий три месяца со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом (п. 5 ст. 7 Закона N 57-ФЗ).
     

4. Процедура и порядок согласования сделок иностранных инвесторов по установлению контроля над обществами стратегического значения

     
     Иностранный инвестор при совершении сделки по установлению контроля над обществом стратегического значения обязан подать в двух экземплярах в уполномоченный орган соответственно ходатайство о предварительном согласовании такой сделки, ходатайство о согласовании установления контроля (далее также - ходатайство) (п. 1 ст. 8 Закона N 57-ФЗ).
     
     При ходатайстве о предварительном согласовании сделки в уполномоченный орган подаются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
     
     - заявление о предварительном согласовании сделки, содержащее предложение о сроках действия решения о предварительном согласовании сделки, адресованное уполномоченному органу и составленное в произвольной форме. В этом заявлении должно быть указано количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), право распоряжения которыми намеревается приобрести заявитель;
     
     - документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя - юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
     
     - документ, удостоверяющий личность заявителя - физического лица;
     
     - документ, подтверждающий факт учреждения заявителя - иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена;
     
     - учредительные документы заявителя - юридического лица;
     
     - проект договора или иного соглашения, раскрывающий содержание сделки;
     
     - документ, который содержит сведения об основных видах деятельности заявителя, осуществляемых им в течение двух лет, предшествующих дню подачи ходатайства, или если срок осуществления деятельности такого заявителя составляет менее чем два года, - в течение такого срока осуществления, и составлен в произвольной форме (за исключением случаев совершения сделок иностранным государством);
     
     - документ, содержащий сведения о составе группы лиц, в которую входит заявитель, а также сведения о его участии в соглашении;
     
     - документ, содержащий сведения о лице, осуществляющем контроль над заявителем, и о признаках нахождения заявителя под контролем;
     

     - проект бизнес-плана хозяйственного общества по форме, утвержденной уполномоченным органом;
     
     - документ, содержащий сведения об акциях (долях), составляющих уставный капитал хозяйственного общества и принадлежащих заявителю, а также о других обстоятельствах, существующих на дату подачи ходатайства и влекущих в случае совершения сделки установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над обществом стратегического значения.
     
     Заявитель вправе представить в уполномоченный орган в составе ходатайства наряду с вышеуказанными документами иные документы и сведения, которые он сочтет необходимыми для подтверждения факта установления контроля над хозяйственным обществом.
     
     Если же при совершении сделки факт установления контроля заявителя над хозяйственным обществом не является очевидным, заявитель вправе направить в уполномоченный орган запрос о необходимости согласования такой сделки с приложением документов.
     
     В течение 30 дней со дня получения данного запроса уполномоченный орган обязан рассмотреть данный запрос и направить заявителю ответ по существу, а также проинформировать о данном запросе и таком ответе Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия), возглавляемую Председателем Правительства РФ (п. 6 Закона N 57-ФЗ).
     
     В срок не более 14 дней со дня получения ходатайства уполномоченный орган регистрирует ходатайство и проверяет наличие в составе ходатайства необходимых документов и определяет факт установления контроля инвестора над обществом стратегического значения (п. 1 ст. 9 Закона N 57-ФЗ).
     
     Если же уполномоченный орган обнаруживает факт неустановления контроля, то в течение трех рабочих дней со дня определения этого факта он обязан принять решение о возврате заявителю ходатайства.
     
     Если уполномоченным органом при рассмотрении ходатайства определен факт неустановления заявителем контроля над обществом в результате совершения предполагаемой сделки, но она подлежит согласованию в течение не более чем 30 дней со дня определения этого факта, уполномоченный орган обязан осуществить действия по проверке общества стратегического значения согласно ст. 10 Закона N 57-ФЗ.
     
     Если уполномоченным органом при рассмотрении ходатайства установлено, что заявитель не вправе совершать сделки, влекущие установление контроля над обществом, в течение трех рабочих дней со дня определения этого факта, уполномоченный орган обязан принять решение о возврате заявителю ходатайства с указанием причин принятия такого решения и направить такое решение заявителю, а копию такого решения - в Комиссию.
     

     Если уполномоченным органом при рассмотрении ходатайства определен факт установления заявителем контроля над обществом в результате совершения предполагаемой сделки в течение не более чем 30 дней со дня определения этого факта, уполномоченный орган обязан осуществить действия по проверке общества стратегического значения.
     
     Порядок проверки обществ стратегического значения установлен в ст. 10 Закона N 57-ФЗ, согласно которой в течение трех рабочих дней со дня определения фактов установления контроля уполномоченный орган обязан направить в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности запрос о предоставлении сведений о возникновении угрозы обороне и безопасности Российской Федерации или об отсутствии такой угрозы в результате совершения соответствующей сделки с хозяйственным обществом или с акциями (долями), составляющими его уставный капитал, и в течение не более чем 30 дней со дня определения вышеуказанных фактов проверить соответствие этого хозяйственного общества признакам, перечисленным в п. 1 ст. 10 Закона N 57-ФЗ.
     
     Например, согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 07.07.2002 N 126-ФЗ "О связи" субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, является оператор связи, доля которого на этом рынке в географических границах Российской Федерации превышает 25%.
     
     В течение не более чем 30 дней со дня получения ходатайства, заключений и материалов Комиссия принимает одно из следующих решений:
     
     - о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля;
     
     - о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения заявителем определенных Законом N 57-ФЗ обязательств;
     
     - об отказе в предварительном согласовании сделки или в согласовании установления контроля.
     
     Предварительное согласование сделки или согласование установления контроля либо отказ в таком согласовании оформляются на основании решения Комиссии в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
     
     Срок рассмотрения ходатайства уполномоченным органом и Комиссией не может превышать три месяца со дня регистрации ходатайства уполномоченным органом до дня предварительного согласования сделки или согласования установления контроля либо отказа в предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля, которые оформлены соответствующим решением уполномоченного органа. В исключительных случаях срок рассмотрения ходатайства по решению Комиссии может быть продлен на три месяца.
     

     Согласно ст. 12 Закона N 57-ФЗ если Комиссия намерена принять решение о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения им определенных обязательств, то она определяет до принятия вышеуказанного решения одно или несколько из следующих возлагаемых на заявителя обязательств:
     
     - формирование органов управления стратегического общества из числа лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, и выполнение таким хозяйственным обществом мероприятий по защите государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны, в том числе в случае необходимости обеспечения допуска заявителя - физического лица либо должностных лиц или работников заявителя - юридического лица к сведениям, составляющим государственную тайну;
     
     - продолжение осуществления таким хозяйственным обществом поставок продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу;
     
     - продолжение выполнения таким хозяйственным обществом работ по поддержанию мобилизационных мощностей;
     
     - осуществление таким хозяйственным обществом деятельности по оказанию услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
     
     - выполнение представленного заявителем бизнес-плана такого хозяйственного общества;
     
     - незамедлительное принятие таким хозяйственным обществом мер, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в условиях введения военного положения или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации либо в ее отдельных местностях, где расположено такое хозяйственное общество;
     
     - сохранение таким хозяйственным обществом среднесписочной численности работников в течение срока, определенного решением о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля;
     
     - переработка на территории Российской Федерации полезных ископаемых, добываемых обществом стратегического значения, осуществляющим пользование участком недр федерального значения.
     

     Вышеуказанные обязательства должны быть возложены на заявителя в безусловном порядке.
     
     Если заявитель отказался принять на себя полностью или частично обязательства, определенные Комиссией, то последняя принимает решение об отказе в предварительном согласовании сделки или об отказе в согласовании установления контроля.
     
     Иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в уполномоченный орган информацию (уведомление) о приобретении 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы обществ стратегического значения в порядке, установленном Правительством РФ.
     

5. Правовые последствия несоблюдения требований Закона N 57-ФЗ

     
     В соответствии со ст. 15 Закона N 57-ФЗ сделки по установлению контроля иностранного инвестора над обществом стратегического значения, совершенные с нарушением требований настоящего нормативного акта, ничтожны.
     
     Суд применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
     
     Если к вышеуказанной сделке невозможно применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля, суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) общества стратегического значения. В случае лишения иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке права голоса, принадлежащие иностранному инвестору голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании.
     
     Решения общего собрания акционеров (участников) общества стратегического значения и иных органов управления такого хозяйственного общества и сделки, совершенные обществом, после установления иностранным инвестором в нарушение требований Закона N 57-ФЗ контроля над таким обществом могут быть признаны в судебном порядке недействительными по иску уполномоченного органа.
     
     Грубое или неоднократное невыполнение иностранным инвестором обязательств, принятых на себя в соответствии со ст. 12 Закона N 57-ФЗ, влечет лишение иностранного инвестора в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) общества стратегического значения, и в этом случае принадлежащие иностранному инвестору голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников).
     
     Если иностранный инвестор, который установил контроль над обществом стратегического значения, получил отказ в согласовании установления контроля, этот иностранный инвестор в трехмесячный срок со дня направления ему уполномоченным органом решения об отказе в согласовании установления контроля обязан осуществить отчуждение части принадлежащих иностранному инвестору акций (долей) такого хозяйственного общества таким образом, чтобы оставшиеся акции (доли) не предоставляли этому иностранному инвестору права контроля над обществом.
     
     В случае невыполнения вышеуказанного требования этот иностранный инвестор в судебном порядке по иску уполномоченного органа лишается права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, и принадлежащие этому иностранному инвестору голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) общества и подсчете голосов на общем собрании.