Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Т.М. Петрова
     
     Вправе ли налогоплательщик заявить в 2008 году льготу по налогу на прибыль за период с 1 января по 31 июля 2007 года, установленную ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", если он утратил статус участника особой экономической зоны с 23 августа 2007 года, однако вышеназванную льготу в налоговых декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговый) периоды 2007 года не заявлял?
     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (в ред. от 19.12.2005 N 162-ФЗ; далее - Закон N 104-ФЗ) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны (ОЭЗ), при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории этой зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации).
     
     Данная льгота предоставляется при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах этой зоны и Магаданской области.
     
     Налогоплательщик утратил статус участника ОЭЗ с 23 августа 2007 года, однако льготу, предусмотренную ст. 5 Закона N 104-ФЗ, в налоговых декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговый) периоды 2007 года он не заявлял.
     
     Учитывая, что налогоплательщик до 23 августа 2007 года являлся участником ОЭЗ, то он вправе заявить за период с 1 января по 22 августа 2007 года льготу по налогу на прибыль, установленную ст. 5 Закона N 104-ФЗ (при условии выполнения им необходимых условий предоставления вышеуказанной льготы), представив уточненные налоговые декларации за отчетные (налоговый) периоды 2007 года.
     
     При заполнении декларации по налогу на прибыль налогоплательщик должен руководствоваться письмом Минфина России от 21.09.2007 N 03-03-05/236 "О льготах по налогу на прибыль организаций - участников Особой экономической зоны в Магаданской области", согласно которому суммы прибыли, направленные участниками ОЭЗ на инвестирование производства и социальной сферы на территории Магаданской области, могут быть отражены по строке 090 Листа 02 налоговой декларации и соответственно суммы исчисленного налога на прибыль по строкам 180-200 Листа 02 будут указаны с учетом вышеназванной льготы.
     
     Документы, подтверждающие право участника ОЭЗ на применение данной льготы, могут быть истребованы налоговым органом у налогоплательщика при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций за отчетные (налоговый) периоды согласно п. 6 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     

     Перечень документов, подтверждающих факт осуществления инвестиций, зависит от вида этих инвестиций и может быть уточнен исходя из конкретной ситуации в налоговом органе по месту постановки налогоплательщика на учет.
     
Д.В. Осипов
     
     Организация, имеющая обособленные подразделения, применяет основные средства, приобретенные за счет бюджетных средств, а также основные средства, приобретенные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемые для осуществления такой деятельности. Как следует определять удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества устанавливаются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств вышеприведенных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Таким образом, удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества должен определяться по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, а также остаточной стоимости основных средств, приобретенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемых для осуществления такой деятельности.
     
     При этом остаточной стоимостью основных средств, которые приобретены за счет бюджетных средств, числятся в составе амортизируемого имущества, но по которым амортизация для целей налогообложения прибыли организаций не начисляется, признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Подлежат ли восстановлению ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых впоследствии компенсируется за счет средств, выделенных из федерального бюджета?
     
     В случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам также за счет средств федерального бюджета. Принятие сумм НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет вышеуказанных средств, к вычету (возмещению из бюджета) приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета. Поэтому данные суммы к вычету (возмещению из бюджета) не принимаются.
     
     Учитывая вышеизложенное, ранее принятые к вычету суммы НДС, по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость которых компенсируется за счет средств, выделенных из федерального бюджета, подлежат восстановлению.
     
     Подлежат ли обложению НДС денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на возмещение затрат государственным унитарным предприятиям в рамках выполнения мероприятий, связанных с обеспечением ядерно-радиационной безопасности?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Кроме того, подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на возмещение затрат государственных унитарных предприятий по приобретению товаров (работ, услуг), используемых для выполнения работ (оказания услуг) по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов, государственными унитарными предприятиями в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что если вышеуказанные денежные средства являются, по существу, оплатой вышеуказанных работ (услуг), то сумма таких денежных средств, по нашему мнению, подлежит включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     
Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
     

     Необходимо ли бюджетным учреждениям включать в налоговую базу по НДС в первом налоговом периоде 2008 года дебиторскую задолженность, образовавшуюся по состоянию на 31 декабря 2005 года и не погашенную до 1 января 2008 года?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2006 года, плательщики НДС были обязаны провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно.
     
     Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ плательщики НДС, определявшие до вступления в силу этого Закона момент установления налоговой базы как день оплаты, должны были включить в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 года в счет погашения указанной дебиторской задолженности.
     
     Пунктом 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ установлено, что если до 1 января 2008 года дебиторская задолженность не была погашена, она подлежала включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года.
     
     В связи с тем что исключений из вышеуказанного порядка определения налоговой базы по НДС в отношении каких-либо налогоплательщиков Законом N 119-ФЗ не предусмотрено, бюджетные учреждения в I квартале 2008 года должны были исчислять налоговую базу по НДС в вышеуказанном порядке.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС услуги, оказываемые организацией по сдаче в аренду помещения для производства фильмов, получивших удостоверение национального фильма?
     
     В соответствии с подпунктом 21 п. 2 ст. 149 НК РФ работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, освобождаются от обложения НДС.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" организацией кинематографии является организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, к основным видам деятельности которой относится в том числе оказание услуг по производству фильма, включая аренду павильонов и кинокомплексов.
     
     Таким образом, услуги по сдаче в аренду помещений, предназначенных для производства фильмов, получивших удостоверение национального фильма, оказываемые организациями кинематографии, освобождаются от обложения НДС.
     
С.С. Климов
     
     Некоммерческая организация "Фонд социального развития и охраны здоровья" применяет упрощенную систему налогообложения. Являясь исполнителем по договору на оказание услуг, данный Фонд (продавец) выставляет заказчику (покупателю) по его просьбе счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
     
     Может ли заказчик (покупатель) принять к вычету суммы НДС по счету-фактуре с выделенной суммой налога, полученную от этого Фонда?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
     
     Пунктом 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры обязаны составлять плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
     
     В связи с этим организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять счета-фактуры.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС лицами, не являющимися плательщиками этого налога, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, в случае выставления вышеназванным Фондом, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
     
     Права на вычет НДС, предъявленного по такому счету-фактуре по приобретенным покупателем товарам (работам, услугам), у плательщика НДС (покупателя) не возникает, так как на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные плательщиком этого налога (продавцом), в соответствии с п. 1 ст. 168 настоящего Кодекса плательщику НДС (покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В связи с этим суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, плательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается плательщиком НДС.
     
     Кроме того, согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     
     В п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера плательщика НДС.
     
     Таким образом, в счете-фактуре продавца, не являющегося плательщиком НДС, не могут быть правильно отражены показатели, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ.
     
     Организация принимает от своих контр-агентов (продавцов) исправленные счета-фактуры. Такие счета-фактуры содержат дату внесения исправления,  подпись руководителя контрагента (продавца), подтверждающего исправления, и печать контрагента (продавца). Следует контрагентам (продавцам) при внесении исправлений ставить в такие счета-фактуры надпись "Исправлено:" или достаточно вышеуказанных условий?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
     
     Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, установлено, что не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
     
     Таким образом, исправления, вносимые продавцами в счета-фактуры, заверяются подписью руководителя организации с указанием даты внесения исправления и печатью организации.
     
     Одновременно рекомендуем при внесении продавцами исправлений в счета-фактуры, в которых обнаружены ошибки, зачеркивать неверные показатели в графах или строках такого счета-фактуры, а в свободном поле счета-фактуры указывать "Исправлено:" со ссылкой на конкретную строку или графу и пояснять, что и на что исправлено. Данную информацию об исправлении следует заверить подписью руководителя организации с указанием даты внесения исправления и печатью организации.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Российская организация оказывает иностранной организации консультационные услуги по вопросам проведения операций с объектами недвижимости, расположенными на территории Российской Федерации. Каков порядок обложения НДС таких услуг? Имеет ли значение в этом случае место нахождения объектов недвижимости?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, согласно подпункту 4 п. 1 которой местом реализации консультационных услуг является место деятельности организации, приобретающей такие услуги.
     
     Таким образом, если организация, приобретающая консультационные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается. В связи с этим консультационные услуги по вопросам проведения операций с объектами недвижимости, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не являются независимо от места нахождения объектов недвижимости.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.Ю. Левадная,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

     
     Является ли основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику налоговых вычетов отсутствие у него идентификационного номера налогоплательщика?
     
     Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется согласно п. 7 ст. 83 НК РФ налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Однако в таких случаях постановка на учет физического лица в налоговом органе носит заявительный, а не обязательный характер.
     
     На основании п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязаны обеспечить постановку на учет на основании имеющихся у них данных и сведений о налогоплательщиках.
     
     Согласно ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который должен указываться в подаваемых налогоплательщиком в налоговый орган декларациях, заявлениях или иных документах.
     
     В то же время физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.
     
     Таким образом, учитывая, что постановка на учет физических лиц в налоговом органе с присвоением ИНН носит заявительный характер, отсутствие ИНН у налогоплательщика не служит основанием для отказа в предоставлении ему налоговых вычетов, поскольку право на получение налоговых вычетов не зависит от наличия у налогоплательщика ИНН.
     
Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

     
     С какой суммы исчисляется налог на доходы физических лиц в отношении процентов по рублевым вкладам в банке, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации?
     
     Согласно абзацам второму и третьему п. 27 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации:
     

     - если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены вышеуказанные проценты;
     
     - если установленная налоговая ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.
     
     Таким образом, положения НК РФ предусматривают налогообложение доходов в виде процентов по рублевым вкладам и вкладам в иностранной валюте в части превышения размеров, установленных абзацами вторым и третьим п. 27 ст. 217 НК РФ.
     
     Положения ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов, полученных всеми налогоплательщиками независимо от их налогового статуса.
     
     Пунктом 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка на доходы физических лиц в размере 30% установлена в отношении всех видов доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Из вышеприведенного следует, что доходы в виде процентов по вкладам в банке, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30% в части превышения размеров, установленных абзацами вторым и третьим п. 27 ст. 217 НК РФ.
     
     Супруги приобрели квартиру в общую совместную собственность. Имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц был распределен целиком в пользу одного из супругов и предо-ставлен ему в полном объеме. Сохраняется ли за другим супругом право на получение имущественного налогового вычета при приобретении недвижимости?
     
     Передача права, а равно и отказ от пользования имущественным налоговым вычетом одним налогоплательщиком в пользу другого налогоплательщика подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не предусмотрены.
     
     Налогоплательщики, приобретшие имущество в общую совместную собственность, могут только согласовывать между собой соотношение, в котором имущественный налоговый вычет будет распределяться между ними.
     
     Частным случаем такого согласованного решения совладельцев имущества (супругов) является распределение между ними имущественного налогового вычета в отношении 100% и 0%.
     
     Согласовывая порядок распределения имущественного налогового вычета между совладельцами в рамках процедуры, установленной подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, каждый из них реализует свое право на получение имущественного налогового вычета.
     

     Повторное предоставление права на получение данного имущественного налогового вычета не допускается.
     
     Физическое лицо в порядке наследования получило ценные бумаги, которые оно впоследствии реализовало. В каком порядке определяется в данной ситуации налоговая база по налогу на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 3 ст. 214.1 НК РФ предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
     
     В соответствии с п. 18 ст. 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, на основании п. 18 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются доходы, полученные налогоплательщиком в порядке наследования от физических лиц. Исходя из данной нормы доход налогоплательщика в виде наследуемых им ценных бумаг освобождается от налогообложения.
     
     Доход от последующей реализации полученных в порядке наследования ценных бумаг под действие п. 18 ст. 217 НК РФ не подпадает и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением налоговой ставки 13%.
     

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Т.М. Замятина,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю с миниавтомагазинов, расположенных на арендованных земельных участках либо на выделенных администрацией города или области местах. Какой коэффициент К2 (областной либо городской) следует применять при развозной торговле?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
     

     Постановка на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющего развозную торговлю, производится в налоговом органе по месту нахождения организации.
     
     Таким образом, организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по развозной торговле и поставленная на учет в качестве плательщика ЕНВД, подлежит переводу на уплату единого налога в отношении доходов, полученных от осуществления вышеуказанного вида предпринимательской деятельности вне зависимости от территории осуществления развозной торговли.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления ЕНВД в отношении развозной торговли используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
     
     При этом для расчета ЕНВД при осуществлении развозной торговли с миниавтомагазинов используется значение коэффициента К2 в соответствии с нормативными актами муниципального образования, в котором организация находится на налоговом учете.
     
     Правомерно ли для целей применения налогового режима в виде ЕНВД отнесение услуг по уборке коттеджей и земельных участков, прилегающих к частным домам (коттеджам), к бытовым услугам населению?
     
     Согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД, в том числе для целей заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика.
     
     При этом вопросы, касающиеся применения классификаторов, находятся в компетенции Ростехрегулирования.
     
     По нашему мнению, обслуживание (уборку) частных жилых домов (коттеджей) можно отнести к бытовым услугам по коду Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, "Услуги по уборке квартир", а услуги по обслуживанию (уборке) земельных участков, прилегающих к частным жилым домам (коттеджам), по коду "Благоустройство придомовых территорий".
     

     Организация оказывает услуги общественного питания, продавая горячие напитки (кофе, молоко, шоколад, чай) и используя торговые автоматы в рамках данного вида деятельности. Правомерно ли применение налогового режима в виде ЕНВД в 2008 году при данном виде деятельности?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     Статьей 346.27 НК РФ к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены в том числе торговые автоматы, а к объектам нестационарной торговой сети - передвижные торговые автоматы.
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность по реализации покупных товаров через торговые автоматы или через передвижные торговые автоматы относится к розничной торговле.
     
     В то же время согласно ст. 346.27 НК РФ предпринимательская деятельность по реализации продукции собственного производства (изготовления) к розничной торговле не относится.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
     
     К объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, относятся объекты организации общественного питания, не имеющие специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, в том числе киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.
     

     Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" к предприятиям общественного питания отнесены в том числе предприятия-автоматы, осуществляющие реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы. При этом к кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации кулинарной продукции собственного производства, в том числе супов, напитков и т.д., изготовленных из сухих ингредиентов и воды, через торговые автоматы относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
     
     Для исчисления суммы ЕНВД по предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" и базовая доходность в размере 4500 руб. в месяц.
     
М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Индивидуальный предприниматель является собственником автомагазина и занимается торговлей автозапчастями к автомобилям, автохимией и автомаслами. В связи с большим объемом работ между индивидуальным предпринимателем и двумя его родственниками заключен договор о совместной деятельности. По трудовому договору у предпринимателя работают еще шесть продавцов. Торговая площадь автомагазина составляет менее 150 кв.м. Могут индивидуальный предприниматель и его родственники осуществлять вышеуказанную деятельность в рамках договора о совместной деятельности или же это является неправомерным?
     
     Согласно подпунктам 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     При этом следует отметить, что согласно п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.
     

     В связи с этим предпринимательская деятельность по розничной торговле автозапчастями и автохимией в магазине, осуществляемая в рамках договора о совместной деятельности, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках общего режима или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
     
     Одновременно сообщаем, что согласно ст. 346.11 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, установленном главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
     
     Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены вышеуказанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ величина предельного размера доходов организации подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации “Упрощенная система налогообложения” на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 год определен в размере 1,34.
     
     Размер коэффициента-дефлятора на 2008 год установлен с учетом ранее установленных размеров коэффициента-дефлятора на 2006-2007 годы (1,096 и 1,132).
     
     Таким образом, в 2008 году величина предельного размера доходов, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2008 году, составляет 26,8 млн. руб. (20 млн. руб. x 1,34).
     
     Кроме того, согласно абзацу второму п. 1 ст. 346.13 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
     
     Организация сдает в аренду помещения в здании. Согласно документам данное здание является торговым центром, общая площадь которого составляет 696,9 кв.м, а торговая площадь центра - 455,9 кв.м. В здании имеется также вспомогательная площадь (склады, офисы, санузлы и т.д.), которая равна 514 кв. м. Торговые места, передаваемые организацией в аренду в торговом центре, имеют торговые залы. Должна организация перейти на уплату ЕНВД в отношении вышеуказанной деятельности или же она должна продолжать применять общий режим налогообложения?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     На основании ст. 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест в торговом центре может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Если согласно инвентаризационным и (или) правоустанавливающим документам в передаваемых в аренду торговых помещениях выделены торговые залы, то вышеуказанные помещения должны относиться к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, а именно к магазинам и (или) павильонам (ст. 346.27 НК РФ).
     
     Поэтому предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых помещений, в которых выделены торговые залы, на уплату ЕНВД не переводится.
     
     Кроме того, следует отметить, что исходя из норм ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
     
     Согласно нормам ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, а арендатор, в свою очередь, обязан пользоваться арендованным имуществом согласно условиям договора аренды, а если такие условия в договоре не определены - в соответствии с назначением имущества.
     
     Еще одним условием для перевода предпринимательской деятельности по передаче в аренду торговых мест на систему налогообложения в виде ЕНВД является тот факт, что торговые места будут использоваться арендаторами в целях оказания услуг общественного питания или совершения сделок розничной купли-продажи.
     
     Организация является интернет-провайдером и осуществляет деятельность по подключению абонентов к интернет-сети и предоставляет услуги интренет-сети. Согласно договору абоненты оплачивают стоимость подключения к интернет-сети. При этом по желанию абонентов организация может продать им модемы на основании договора розничной купли-продажи с выдачей кассового чека и (или) товарной накладной. Является ли деятельность организации по реализации модемов в вышеописанной ситуации розничной торговлей? Подлежит ли данный вид деятельности переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Таким образом, в целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Поэтому реализация товаров физическим и (или) юридическим лицам по договорам розничной купли-продажи как за наличный, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (то есть не для последующей перепродажи), относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
     
     Учитывая, что организация реализует модемы абонентам в рамках договора розничной купли-продажи с выдачей кассового чека, данную деятельность следует относить к розничной торговле.
     
     В связи с этим при соблюдении положений ГК РФ и норм главы 26.3 НК РФ вышеуказанная предпринимательская деятельность организации подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     При этом следует отметить, что согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
     
     Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.