Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О специальных налоговых режимах


О специальных налоговых режимах

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России


У.В. Семенова,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

1. Об упрощенной системе налогообложения

     

Учет расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

     
     Имеет ли право организация учитывать при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат включению расходы на обязательное страхование работников и имущества.
     
     Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вышеуказанный порядок признания расходов не изменен, и согласно новой редакции НК РФ начиная с 1 января 2008 года налоговая база по налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может уменьшаться на величину расходов на все виды обязательного страхования работников и имущества.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" объектом страхования могут быть, в частности, имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества), и имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности).
     
     Согласно Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, наступающую при нанесении вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц во время использования транспортного средства.
     
     Таким образом, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств не относятся к расходам на все виды обязательного страхования работников и имущества, предусмотренным подпунктом 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, и соответственно не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Включение в состав расходов сумм налога на доходы физических лиц

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, арендует у физического лица помещение. Может ли организация учесть в расходах для целей налогообложения сумму налога на доходы физических лиц, удержанную из суммы арендной платы, выплачиваемой физическому лицу?
     
     В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Статьей 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
     
     Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику.
     
     Уплата суммы налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов в виде арендной платы, не могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (подпункт 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
     

Включение в состав доходов денежных средств по договору уступки прав требования третьему лицу

     
     Включаются ли в налоговую базу организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, денежные средства, полученные по договору уступки прав требования третьему лицу на участие в долевом строительстве жилого дома?
     
     Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы, которые определяются соответственно исходя из положений ст. 249 и 250 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
     
     Таким образом, поскольку денежные средства, полученные по договору уступки прав требования третьему лицу на участие в долевом строительстве жилого дома, являются доходом от реализации имущественных прав, то при определении налоговой базы налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, должен учитывать такие доходы.
     

Учет расходов на обслуживание, содержание, ремонт и эксплуатацию жилого фонда

     
     Организация - управляющая компания применяет упрощенную систему налогообложения и осуществляет обслуживание, содержание, ремонт и эксплуатацию жилого фонда. Финансирование работ по капитальному ремонту будет производиться за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Учитываются ли такие средства при налогообложении?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся, в частности, целевые поступления из бюджета.
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ, далее - БК РФ) получателем бюджетных средств являются соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
     
     Таким образом, поскольку организация не относится к вышеперечисленным организациям и учреждениям, то денежные средства, полученные такой организацией на проведение капитального ремонта жилищного фонда, не могут быть признаны бюджетным финансированием и в полном объеме включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Учет частичного возвращения долгов

     
     Каким образом учитывается частичное возвращение долгов, состоящих из сумм оплаты за оказание услуг и сумм займов, при определении дохода налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, если организация-дебитор является банкротом, конкурсной массы для погашения долгов в полном размере недостаточно и соответственно долги будут возвращаться пропорционально сумме долга по отношению к общей сумме долгов по реестру кредитора?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, исчисляемые в соответствии со ст. 249 и 250 настоящего Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     В связи с этим при определении налоговой базы налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, учитывает доходы, полученные от реализации услуг (ст. 249 НК РФ), и не учитывает средства, полученные в счет погашения по договорам кредита или займа, независимо от формы оформления заимствований (подпункт 10 п. 1 ст. 251 Кодекса).
     
     Что касается порядка определения суммы доходов, полученных организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, то при возврате дебиторской задолженности, состоящей из сумм займов и задолженности по оплате услуг, полученных от организации-банкрота, в соответствии с п. 3 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено вышеуказанным Федеральным законом.
     
     Таким образом, если денежных средств должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то считаем, что организация должна определить долю долга по оказанным услугам и долю долга по предоставленным займам в общей сумме задолженности и при поступлении средств от должника установить пропорционально доле долга размер дохода, полученного от реализации услуг, и сумму средств, поступившую в счет погашения займа.
     

Налогообложение товариществ собственников жилья

     
     Является ли нарушением оплата жилищно-коммунальных услуг в кассу ТСЖ, которое применяет упрощенную систему налогообложения, без использования данным товариществом контрольно-кассового аппарата?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     В то же время организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, могут осуществлять вышеназванные виды расчетов в случае оказания услуг населению без применения ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
     
     Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
     

Учет расходов на электроэнергию, отопление, водоснабжение, вывоз мусора при сдаче в аренду недвижимого имущества

     
     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сдает в аренду собственное недвижимое имущество. По условиям договора аренды арендатор ежемесячно, помимо арендной платы, возмещает арендодателю расходы на электроэнергию, отопление, водоснабжение, вывоз отходов и т.д. Вправе ли индивидуальный предприниматель учесть вышеуказанные расходы для целей налогообложения?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса; перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные затраты, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     В частности, к материальным затратам относятся расходы налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
     
     Учитывая вышеизложенное, документально подтвержденные и обоснованные расходы налогоплательщика-арендодателя на приобретение топлива, воды и энергии всех видов и отопление здания, которое данный налогоплательщик сдает в аренду, учитываются для целей налогообложения. Вышеизложенное относится к расходам, произведенным как в 2007, так и в 2008 году.
     

Учет страховых взносов

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, направила часть нераспределенной прибыли 2007 года на выплату премий работникам по итогам работы; при этом в локальных актах организации такое вознаграждение не предусмотрено. Получается, что вышеуказанные премии не уменьшают налоговую базу, однако пенсионные и страховые взносы с этих сумм должны быть начислены. Можно ли уменьшить налоговую базу на суммы начисленных взносов?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу могут уменьшать полученные доходы на расходы по всем видам обязательного страхования работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
     
     На основании п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     Исходя из вышеизложенного налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы учитывает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев (профзаболеваний) при условии, что выплаты и вознаграждения, с которых исчисляются вышеуказанные взносы, должны быть предусмотрены заключенными с работниками трудовыми и гражданско-правовыми договорами.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, исчисляют по итогам каждого отчетного периода сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Сумма единого налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается вышеуказанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
     
     Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием, при котором вышеуказанные взносы уменьшают налоговую базу, является то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны быть начислены налогоплательщиком своим работникам с тех выплат, которые предусмотрены заключенными с ними трудовыми и гражданско-правовыми договорами.
     

2. О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     

Налогообложение сдачи в аренду для розничной торговли свободных площадей в зданиях складов

     
     Организация сдает в аренду часть складского помещения. Арендатор использует арендуемую площадь не только под хранение товаров, но и для осуществления розничной торговли. Подпадает ли предпринимательская деятельность по сдаче в аренду свободных площадей в зданиях складов для организации розничной торговли под обложение ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их части) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и т.д., в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли и общественного питания, не имеющих торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по сдаче в аренду свободных площадей в зданиях складов для организации розничной торговли подпадает под обложение ЕНВД.
     

Налогообложение оказания населению банных услуг

     
     Переводится ли деятельность организации по оказанию населению банных услуг по фиксированным и льготным тарифам на систему налогообложения в виде ЕНВД, если стоимость услуг частично возмещается городской администрацией за счет средств бюджета?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к бытовым услугам отнесены платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93).
     
     В соответствии с Классификатором ОК 002-93, к бытовым услугам, в частности, относятся услуги с кодом 019100 "Услуги бань и душевых".
     
     Пунктом 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.
     
     Исходя из вышеизложенного плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.
     
     Таким образом, если оплата услуг, оказываемых физическим лицам, осуществляется администрацией муниципального образования за счет средств бюджета, то такая предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
     

Налогообложение предпринимательской деятельности по производству швейных изделий

     
     Организация занимается производством швейных изделий, а также реализует их путем организации выставок-продаж. Переводится ли данная деятельность на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности, в частности, не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).
     
     Таким образом, деятельность организации, связанная с реализацией швейной продукции собственного производства, не признается розничной торговлей и соответственно не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     

Налогообложение оказания услуг по коррекции фигуры и уходу за телом

     
     Переводится ли предпринимательская деятельность по оказанию услуг по коррекции фигуры и уходу за телом на систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Классификатором ОК 002-93.
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено понятие бытовых услуг - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренных Классификатором ОК 002-93.
     
     Поскольку Классификатором ОК 002-93 к бытовым услугам не отнесены услуги по коррекции фигуры и уходу за телом, то данная предпринимательская деятельность под действие главы 26.3 НК РФ не подпадает и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.
     

Налогообложение сдачи в аренду торговых мест

     
     Муниципальное предприятие сдает в аренду торговые места, которые представляют собой асфальтированные площадки и расположены на территории рынка. Облагается ли данная деятельность ЕНВД и какой физический показатель в данном случае надо использовать? Можно ли корректировать базовую доходность по вышеуказанному виду деятельности с учетом работы рынка?
     
     Согласно подпункту 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     На основании ст. 346.27 НК РФ торговое место - это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, применяемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов. Стационарная торговая сеть представляет собой торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
     
     Учитывая вышеизложенное, предпринимательская деятельность организации по передаче в аренду земельных участков (асфальтированных площадок) для использования их арендаторами для организации розничной торговли может быть переведена на уплату ЕНВД.
     
     В то же время полагаем необходимым отметить, что согласно п. 1 ст. 611 и п. 1 ст. 615 ГК РФ арендуемое имущество должно использоваться на основании условий договора аренды (субаренды), а если такие условия договором не определены, - в соответствии с назначением имущества.
     
     Для исчисления суммы ЕНВД в отношении вышеуказанного вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели: количество земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование, и площадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование (в квадратных метрах). Таким образом, базовая доходность установлена в зависимости от площади земельного участка: если площадь земельного участка не превышает 10 кв.м, то базовая доходность составляет 5000 руб. за один земельный участок; если площадь участка превышает 10 кв.м, то базовая доходность составляет 1000 руб. за каждый квадратный метр площади земельного участка (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми определяются виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД (в пределах перечня, предусмотренного п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса), а также значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
     
     Исходя из предоставленных полномочий представительные (законодательные) органы вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых подкоэффициентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
     
     В случае установления значений так называемых подкоэффициентов К2 единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по ЕНВД, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.29 НК РФ.
     
     Согласно данному порядку плательщики ЕНВД вправе самостоятельно (то есть вне зависимости от наличия в нормативных правовых актах муниципальных образований о введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД соответствующих норм) скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего в том числе фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате соотношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.
     
     В целях применения положений п. 6 ст. 346.29 НК РФ количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение того или иного календарного месяца налогового периода определяется плательщиками ЕНВД в отношении каждого места осуществления предпринимательской деятельности как разница между общим количеством календарных дней в данном календарном месяце налогового периода и количеством календарных дней этого месяца, в течение которых в соответствующих местах предпринимательская деятельность по объективным причинам ими была полностью приостановлена или окончательно прекращена [выходные дни, временная нетрудоспособность, аварийная ситуация, определенный график работы, временное приостановление (окончательное прекращение) деятельности по решению (предписанию) суда или федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти, снятие с учета в налоговых органах и т.д.].
     
     Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ установлены единые для всех налогоплательщиков, уплачивающих ЕНВД в отношении того или иного вида предпринимательской деятельности, предельные величины базовой доходности.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ К2 представляет собой корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 6 ст. 346.29 НК РФ, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга имеют право самостоятельно устанавливать значения корректирующего коэффициента К2 с целью учета особенностей ведения предпринимательской деятельности в крупных торговых центрах и рынках.