Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Т.М. Гуркова

     

Право налоговых органов на истребование у налогоплательщика первичных документов
для подтверждения обоснованности уменьшения налоговой базы на сумму убытков

     
     В соответствии с п. 2 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     В силу п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный на основании главы 25 настоящего Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
     
     Учитывая, что НК РФ вышеуказанное право предоставлено не отдельной категории налогоплательщиков, а любому налогоплательщику, то порядок переноса суммы полученных в предыдущих налоговых периодах убытков на текущий налоговый период нельзя рассматривать с точки зрения ст. 56 настоящего Кодекса в качестве льготы по налогу на прибыль. Соответственно к вышеуказанному порядку не применяются положения п. 6 ст. 88 НК РФ, согласно которому при проведении камеральных проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
     

Учет расходов на оплату консультационно-юридических услуг, оказанных сторонними организациями

     
     Организацией в целях налогообложения прибыли учтены расходы на оплату консультационно-юридических услуг и представлены документы, надлежащим образом подтверждающие факт осуществления указанных затрат. При этом в штате организации есть юридический отдел.
     
     Налоговый орган при проверке счел неправомерным включение вышеуказанных затрат в расходы, в связи с наличием у организации юридического отдела, из чего был сделан вывод об отсутствии производственного характера этих услуг.
     
     Правомерно ли данное утверждение налогового органа?
     
     Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны отвечать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Основанием для осуществления хозяйственной операции является договор, оформленный в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. В зависимости от условий хозяйственного договора определяется порядок учета в целях налогообложения прибыли хозяйственных операций.
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
     
     НК РФ не устанавливает специального перечня документов для обоснования данных расходов. При этом не во всех случаях для подтверждения факта оказания услуг налогоплательщику необходимо составлять акт приемки услуг.
     
     Согласно ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В силу п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
     
     Таким образом, в документах, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, должны быть реквизиты, позволяющие сделать вывод о том, какая конкретно услуга (работа) выполнена для заказчика, в каком объеме, по какой стоимость и в каком виде заказчик получает эти услуги. При этом услуги должны быть связаны с производственной деятельностью.
     
     Как следует из ситуации, из документов, представленных организацией, налоговые органы не смогли сделать вывод о производственном характере услуг.
     
     В то же время учитывая, что не во всех случаях выполнение услуг необходимо подтверждать актом приемки услуг, налоговым инспектором в период проведения проверки могли быть затребованы другие документы, косвенно подтверждающие оказание услуг (отчеты, переписка, рекомендации, переговоры и т.д.). Если этого не было сделано, то нельзя сделать вывод, что налоговый орган подтвердил факт экономической необоснованности расходов.
     
     Перечисление функций структурных подразделений из штатного расписания налогоплательщика представляется недостаточным. Как минимум, должно быть документально подтверждено, что структурные подразделения полностью и с хорошим качеством выполняли полный объем перечисленных в штатном расписании функций и что необходимости дополнительных консультаций по вопросам, относящимся к компетенции этих структурных подразделений, не возникало.
     
     Что касается неправомерного учета для целей налогообложения прибыли расходов по оплате юридических услуг сторонних организаций при наличии в штате юридического отдела, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В условиях наличия, помимо спорных, множества функций персонала отдельных структурных подразделений налогоплательщика вывод о нецелесообразности привлечения в направленной на получение дохода деятельности услуг сторонних организаций на выполнение отдельных функций (которые могли бы в определенных условиях быть исполнены работниками самого налогоплательщика) может быть подкреплен только следующими фактическими данными:
     
     - реальными доказательствами того, что полученные услуги дублировали операции по исполнению должностных обязанностей работников налогоплательщика (то есть фактически выполнены исполнителем повторно);
     
     - факты, подтверждающие, что штатные работники во время оказания исполнителем спорных услуг вообще не выполняли никаких должностных обязанностей.
     
     Если налоговый орган не рассматривал в ходе проверки вышеприведенные ситуации, можно сделать вывод, что он не опроверг факт экономической обоснованности понесенных налогоплательщиком затрат на оплату юридических услуг.
     

Учет командировочных расходов

     
     Вправе ли организация уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с возмещением командировочных расходов работнику организации в Германию, не полностью подтвержденных оправдательными документами? По желанию иностранного партнера переговоры пришлось проводить в Египте. В представленной копии загранпаспорта сотрудника организации имелись отметки, что он пересек в период командировки границу другой страны; в представленных сотрудником организации документах отсутствовали также сведения о расходах, связанных с проездом в командировку и с наймом жилья.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат обязательные реквизиты. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
     
     Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
     
     При направлении работника в командировку должны быть оформлены следующие документы:
     
     - приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку по формам N Т-9 и N Т-9а;
     
     - командировочное удостоверение по форме N Т-10. Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Суточные выплачиваются только за дни пребывания в командировке, количество которых определяется на основании отметок в командировочном удостоверении;
     
     - служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме N Т-10а.
     
     Кроме того, согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, работник не позднее трех дней по возвращении из командировки обязан составить авансовый отчет по форме N АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.
     
     К авансовому отчету должны быть приложены оправдательные документы: авиа- и (или) железнодорожные билеты (подтверждающие расходы на проезд), счета гостиниц (подтверждающие расходы на проживание) и другие документы, подтверждающие произведенные расходы. При заграничных командировках к авансовому отчету могут прилагаться ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы (подтверждающие время пребывания работника в загранкомандировке).
     
     Таким образом, расходы на загранкомандировки производственного характера должны быть подтверждены приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировки, командировочными удостоверениями, служебными заданиями для направления в командировки и отчетами об их выполнении, авансовыми отчетами, авиабилетами, счетами турфирм, в которых расшифрована стоимость каждой оказанной услуги, и актами выполненных работ, подписанными с турфирмами, ксерокопиями страниц загранпаспортов с отметками о пересечении границы. Данные документы могут быть приняты в качестве первичных документов для целей налогового учета.
     
     Из ситуации следует, что сотрудник организации был направлен в командировку в Германию. Однако на копии загранпаспорта с отметками о пересечении границы, сделанными в вышеуказанный период, стояла отметка другой страны - Египта.
     
     В представленных материалах отсутствовали сведения о расходах, связанных с проездом сотрудника организации в командировку, с наймом жилья и т.д., то есть не имелось возможности подтверждения пребывания работника организации в период командировки в Германии.
     

     Следовательно, организация неправомерно уменьшила налоговую базу по налогу на прибыль на расходы по загранкомандировке данного сотрудника.