Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     А.А. Нестеров

     
     В налоговой декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2007 года, представленной организацией А в налоговый орган А, отражены ежемесячные авансовые платежи по налогу на IV квартал 2007 года. Организация А уплатила 29 октября 2007 года авансовые платежи за октябрь 2007 года, а 31 октября этого же года она реорганизуется в форме слияния. В результате такого слияния возникает организация Б, которая ставится на учет в налоговом органе Б. До снятия с учета организации А ее авансовые платежи не уточнялись. В этой связи налоговый орган А передал в налоговый орган Б сведения о недоимке организации А в размере авансовых платежей налога за ноябрь и декабрь 2007 года. Правомерны ли вышеуказанные действия налогового органа А?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
     
     Пунктом 1 ст. 287 НК РФ установлено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
     
     Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае при слиянии организации А ее обязанность уплачивать налоги переходит к организации Б.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что авансовые платежи по налогу на прибыль организации А за ноябрь и декабрь 2007 года не признаются недоимкой реорганизованной в форме слияния организации А, поскольку не подлежат уплате этой организацией.
     
     Следовательно, передача налоговым органом А в налоговый орган Б сведений о недоимке организации А в размере авансовых платежей по налогу за ноябрь и декабрь 2007 года неправомерна.
     
     В то же время согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, основанием для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль служит налоговая декларация по налогу на прибыль.
     
     Право уточнения налоговой декларации установлено ст. 81 НК РФ.
     
     В рассматриваемом случае до снятия с учета организации А ее авансовые платежи за ноябрь и декабрь 2007 года, отраженные в налоговой декларации за девять месяцев 2007 года, не уточнялись.
     
     Согласно п. 8 раздела XI "Порядок закрытия карточек "РСБ" местного уровня" Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом ФНС России от 16.03.2007 N ШС-3-10/138@, при передаче акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и сальдо расчетов из одного налогового органа в другой пени на сумму недоимки по налогу (сбору, взносу) за те дни, в течение которых документы находились в пути, должен начислять налоговый орган по новому месту учета.
     
     На основании этого в рассматриваемом случае после слияния организации А сведения о ее недоимке передаются налоговым органом А в налоговый орган Б.
     
     В связи с вышеизложенным передачу налоговым органом А в налоговый орган Б сведений о недоимке организации А в размере авансовых платежей по налогу на прибыль за ноябрь и декабрь 2007 года следует признать правомерной.
     
     Как должно было учитываться имущество обособленного подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации, в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     Это означает, что сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации, зависит только от численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, которые находятся на территории этого субъекта Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в 2007 году работники и амортизируемое имущество обособленного подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации, не учитывались при определении доли прибыли, приходящейся на организацию без входящих в нее обособленных подразделений.
     
     В то же время согласно п. 5 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог на прибыль подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст. 311 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 311 НК РФ (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 года) при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.
     
     Согласно разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19.10.2007 N 03-03-06/2/192 организация может применить в 2007 году указанный выше (то есть предусмотренный п. 4 ст. 311 НК РФ) порядок уплаты налога на прибыль организаций при создании обособленного подразделения за пределами Российской Федерации.
     
     Это означает, что в 2007 году (так же как и в 2008 году) работники и амортизируемое имущество обособленного подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации, учитываются при определении доли прибыли, приходящейся на организацию без входящих в нее обособленных подразделений.
     
     Иными словами, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 год, утвержденной приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, представляемой в налоговый орган по месту нахождения организации, показатель по строке 040 "Доля налоговой базы (%)" Приложения N 5 к Листу 02 с кодом "1" по строке 002 должен быть определен исходя из совокупности данных о среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества по организации (без входящих в нее обособленных подразделений) и по обособленному подразделению этой организации за пределами Российской Федерации.
     
     До налоговых органов доведены письменные разъяснения Минфина России от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74 и от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168. Каким из вышеуказанных разъяснений обязаны руководствоваться налоговые органы?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     При этом согласно письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 вышеуказанная норма НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что данные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России.
     
     Разъяснения Минфина России по одному и тому же вопросу (о начислении пени) от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74 (далее - разъяснение от 20.04.2007) и от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 (далее - разъяснение от 18.10.2007) адресованы ФНС России и доведены налоговым ведомством до территориальных налоговых органов соответственно письмами от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@ и от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что налоговые органы обязаны руководствоваться обоими письменными разъяснениями Минфина России.
     
     В соответствии с разъяснением от 20.04.2007 уплаченные (взысканные) пени, начисленные в установленном НК РФ порядке на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, исчисленных согласно установленному законодательству о налогах и сборах порядку, в том числе при корректировке налогооблагаемой базы в сторону уменьшения, не являются излишне уплаченными (взысканными).
     
     Иными словами, если по итогам отчетного (налогового) периода сумма исчисленных авансовых платежей по налогу (сумма исчисленного налога) оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату вышеуказанных авансовых платежей, не подлежат соразмерному уменьшению.
     
     В то же время согласно п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование", если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату вышеуказанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
     
     Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
     
     Таким образом, если по итогам отчетного (налогового) периода сумма исчисленных авансовых платежей по налогу (сумма исчисленного налога) оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного (налогового) периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
     
     Согласно разъяснению от 18.10.2007 налоговым органам рекомендуется учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума ВАС РФ.
     
     Это означает, что разъяснение от 18.10.2007 противоречит разъяснению от 20.04.2007.
     
     Так как разъяснение от 18.10.2007 является последним разъяснением Минфина России по вышеуказанному вопросу, налоговые органы после его получения обязаны руководствоваться именно этим разъяснением, а не разъяснением от 20.04.2007.
     
     Одновременно отметим, что это заключение не связано с тем, что в разъяснении от 18.10.2007 учтено разъяснение Пленума ВАС РФ, поскольку НК РФ не установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями судов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     

Т.М. Гуркова

     
     Возможно ли использование свидетельства о регистрации в иностранном государстве, свидетельства о постановке на налоговый учет или выписки из торгового реестра в качестве документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранного контрагента, не образующего постоянного представительства на территории Российской Федерации и получающего доходы от российской организации в виде сумм за использование от авторских прав и лицензий?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
     
     В связи с тем что НК РФ не установлено обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, даны разъяснения о форме и порядке оформления и представления таких документов.
     
     Так, в качестве документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, не могут рассматриваться свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из торговых реестров и т.д.
     
     Необходимо ли нерезидентам ежегодно подтверждать свое постоянное местонахождение в иностранном государстве, если действие договора с ними распространяется на несколько лет?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
     
     В п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, даны разъяснения о том, что налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплаченных доходов и т.д.
     
     Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что налог не удерживается только в случае наличия такого подтверждения у налогового агента до даты выплаты дохода.
     
     Возможно ли получение налоговым агентом подтверждения от налоговых органов Российской Федерации об уплате налога, удержанного из доходов нерезидента и перечисленного в бюджет Российской Федерации налоговым агентом, в целях представления его нерезиденту Российской Федерации (иностранной организации) по его запросу для применения положений международных договоров в части освобождения от налогообложения этих доходов на территории государства нерезидента?
     
     Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Налог на прибыль с вышеуказанных видов доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ, то есть налоговым агентом.
     
     Для получения в отношении налогоплательщика (иностранной организации) подтверждения в целях применения договора об избежании двойного налогообложения налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Кроме того, поскольку подтверждение о доходах, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и об уплаченной с них суммы налога выполняется налоговым органом в случае обращения лично налогоплательщика (иностранной организации), то для получения такого подтверждения налоговый агент должен направить в налоговый орган по месту своего учета доверенность, подтверждающую его полномочия представлять интересы налогоплательщика (иностранной организации) налоговых органах Российской Федерации.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     С.С. Климов

     
     ООО выполняет согласно договорам, заключенным с лечебно-ортопедическими учреждениями, работы по нанесению на зубные протезы защитных покрытий (покрытия из порошка титана или нержавеющей стали методом плазменного напыления и покрытия из нитрида титана). При этом ООО производит работы по нанесению защитных покрытий на металлические зубные протезы, получаемые от заказчиков, с использованием собственных расходных материалов. Может ли ООО применить освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, по вышеуказанным работам?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 утвержден перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость; в этот перечень вошли протезы зубные, сырье и материалы для их изготовления, полуфабрикаты к ним.
     
     Таким образом, освобождению от обложения НДС подлежит реализация зубных протезов, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, действие данной льготы распространяется непосредственно на товарную продукцию.
     
     Учитывая вышеизложенное, работы по нанесению на зубные протезы защитных покрытий (покрытия из порошка титана (или нержавеющей стали) методом плазменного напыления и покрытия из нитрида титана) с использованием собственных расходных материалов облагаются НДС в общеустановленном порядке, так как ООО выполняет работы (услуги), а не реализует товар (зубные протезы, сырье и материалы для их изготовления, полуфабрикаты к ним).
     

П.С. Лещинер

     
     Вправе ли налогоплательщик отказываться от освобождения от обложения НДС, оформленного в период до исключения подпункта 24 из состава п. 3 ст. 149 НК РФ, в налоговые периоды 2008 года?
     
     Подпунктом 24 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. от 22.07.2005 N 119-ФЗ) установлено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
     
     Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения на срок не менее одного года. При этом налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), преду-смотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
     
     Таким образом, вышеприведенная норма предоставляет налогоплательщику право на добровольный отказ от освобождения от налогообложения, предусмотренного п. 3 ст. 149 НК РФ, действующего исходя из норм налогового законодательства.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ  "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26,2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ) п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подпунктом 25, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация лома и отходов цветных металлов. Согласно подпункту "б" п. 2 ст. 1 Закона N 85-ФЗ из п. 3 ст. 149 НК РФ исключен подпункт 24, на основании которого не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация лома и отходов черных и цветных металлов. Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 3 Закона N 85-ФЗ) и не распространяются на правоотношения, возникшие в 2007 году.
     
     Как следует из ситуации, отдельные поставщики лома и отходов цветных металлов были намерены в 2007 году, пока не утратил силу подпункт 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, оформить отказ от освобождения от обложения НДС, предусмотренный п. 5 ст. 149 Кодекса, и пользоваться вышеуказанным освобождением не менее года (абзац третий п. 5 ст. 149 НК РФ), то есть в 2008 году.
     
     Принимая во внимание то, что подпункт 24 п. 3 ст. 149 НК РФ утратил силу с 1 января 2008 года на основании норм Закона N 85-ФЗ, право на добровольный отказ от данного налогового освобождения также утратило силу с 1 января 2008 года.
     
     Таким образом, отказ от освобождения от обложения НДС, оформленный в период до исключения подпункта 24 из состава п. 3 ст. 149 НК РФ, не распространяется на налоговые периоды 2008 года.
     
     Как отличить в целях применения НДС изделие медицинского назначения от изделия медицинской техники?
     
     Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (далее - Регламент) установлен порядок регистрации изделий медицинского назначения. В соответствии с Регламентом в регистрационных удостоверениях указывается следующая информация: кому выдано регистрационное удостоверение (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Российской Федерации), наименование медицинского изделия, фирма - производитель медицинского изделия, класс потенциального риска, код ОКП согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, номер и дата приказа Росздравнадзора о регистрации изделия медицинского назначения.
     
     Росздравнадзор сообщил письмом от 28.08.2007 N 04-16491/07, что при регистрации медицинской техники в регистрационном удостоверении после слов "изделие медицинского назначения" в скобках указывается "изделие медицинской техники". При регистрации изделий медицинского назначения данная запись отсутствует. Это позволяет однозначно идентифицировать изделия медицинского назначения и изделия медицинской техники. Срок действия всех регистрационных удостоверений неограничен.
     
     Применяется ли освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты для ремонта?
     
     В соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах.
     
     Таким образом, вышеуказанной нормой НК РФ установлено, что освобождение от обложения НДС предоставляется при соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ порт - это комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания судов и пассажиров, а также осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.
     
     Поэтому вышеуказанное освобождение от обложения НДС должно применяться при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами и т.д.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Д.В. гавриленко,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

     
     Юридическое лицо покупает акции непосредственно у физических лиц. Является ли юридическое лицо налоговым агентом и должна ли оно направлять сведения в налоговые органы о суммах, выплаченных физическим лицам за приобретенные у них акции?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 214.1 НК РФ налоговыми агентами признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
     
     На основании ст. 230 НК РФ обязанность по ведению учета доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде, а также представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц возложена только на налоговых агентов.
     
     Таким образом, если организация приобретает у физических лиц ценные бумаги на основании договоров купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., она не является в соответствии со ст. 214.1 НК РФ для таких лиц налоговым агентом и не обязана исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц, а также представлять сведения в налоговый орган по выплаченным доходам.
     
     В этом случае исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ.
     
     ОАО выдает своим работникам беспроцентные заемные средства. Каким образом должна определяться дата получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование работниками беспроцентными займами?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 212 НК РФ (в ред. от 24.07.2007 N 216-ФЗ) при получении дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 п. 1 ст. 212 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной на основании условий договора.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
     
     Если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.
     

О специальных налоговых режимах

     
     У.В. Семенова,
советник Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     ООО применяет упрощенную систему налогообложения и с 1 апреля 2008 года является участником договора простого товарищества по основному виду деятельности. Имеет ли право ООО применять в дальнейшем упрощенную систему налогообложения по основному виду деятельности?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), вправе применять вышеуказанный специальный налоговый режим только в том случае, если в качестве объекта налогообложения они используют доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и в течение 2008 года стал участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то он утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором стал участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
     

М.С. Скиба,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Аптечная организация реализует через фитобар, организованный в торговом зале аптеки, фитопрепараты, чай, бальзамы, коктейли и лечебные напитки, приготовленные на месте. В фитобаре установлены столики для потребления покупателями вышеуказанной продукции. Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность аптеки по организации фитобара при условии потребления покупателями продукции фитобара на месте?
     
     Согласно ст. 346.26 НК РФ предпринимательская деятельность по розничной торговле подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является цель реализации налогоплательщиком товаров организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Поэтому реализация готовых лекарственных препаратов аптеками и другими аптечными учреждениями покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажи как за наличный расчет, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (то есть не для последующей перепродажи и т.д.), относится к розничной торговле и подлежит обложению ЕНВД.
     
     Исходя из ситуации, изложенной выше, аптека организовала в своем помещении фитобар, где реализуются приготовленные фитопрепараты, чай, бальзамы, коктейли и лечебные напитки. В фитобаре имеются столики для потребления покупателями вышеуказанной продукции непосредственно в помещении аптеки.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).
     
     В связи с этим реализация приготовленного в фитобаре аптеки чая, бальзамов, коктейлей и лечебных напитков не может быть отнесена к розничной торговле, так как данная продукция является продукцией собственного производства фитобара аптеки.
     
     Если рассматривать фитобар как объект организации общественного питания, то налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ бар отнесен к объектам организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей.
     
     В то же время под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
     
     Таким образом, в фитобаре не изготавливаются и не реализуются кулинарная продукция и (или) кондитерские изделия. Фитобар организован аптекой в целях реализации и потребления покупателями на месте только фитопрепаратов, чая, бальзамов, коктейлей и других лечебных напитков.
     
     Учитывая вышеизложенное, деятельность фитобара не может быть отнесена к услугам общественного питания и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или может быть переведена на упрощенную систему налогообложения.
     
     Организация в качестве дополнительного вида предпринимательской деятельности предоставляет в аренду недвижимое имущество. В настоящий момент арендаторы осуществляют в арендуемых помещениях деятельность по продаже запасных частей к транспортным средствам как по договорам поставки за безналичный расчет (при этом они используют арендуемые помещения в качестве выставочных мест образцов продукции), так и по договорам купли-продажи, заключаемым на месте с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями. Кроме того, на арендуемых площадях осуществляется деятельность по продаже лекарственных средств (организована аптека). Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность организации по передаче в аренду площадей под вышеуказанную деятельность?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
     
     К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
     
     В связи с этим предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии, что передаваемые в аренду торговые места не относятся к магазинам и (или) павильонам согласно ст. 346.27 НК РФ.
     
     В ситуации не указано, выделены ли в передаваемых в аренду помещениях под аптеку и под торговлю запасными частями для транс-портных средств торговые залы.
     
     Поэтому дать однозначный ответ по вопросу применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении вышеуказанной предпринимательской деятельности организации не представляется возможным.
     
     Одновременно следует отметить, что еще одним условием для перевода предпринимательской деятельности по передаче в аренду торговых мест на систему налогообложения в виде ЕНВД является тот факт, что торговые места должны использоваться исключительно в целях оказания услуг общественного питания или в целях совершения сделок розничной купли-продажи.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
     
     Поэтому предпринимательская деятельность, связанная с передачей в аренду помещений (торговых мест) под организацию деятельности, которая в целях применения главы 26.3 НК РФ не относится к розничной торговле, а также под торговлю, осуществляемую в рамках договоров поставки, не может быть переведена на уплату ЕНВД.
     

О водном налоге

     
     О.В. Семенова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Является ли законным требование налоговой инспекции об уплате водного налога, в случае если вода забирается из поверхностного каптажа (ключа)?
     
     Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно ст. 333.8 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 года, использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществлялось гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. При этом виды специального водопользования были определены в перечне, утвержденном приказом МПР России от 23.03.2005 N 70 "Об утверждении перечня видов специального водопользования".
     
     В соответствии с п. 1.3 Инструкции по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной Роскомнедрами 14.04.1994 (зарегистрирована в Минюсте России 26.05.1994, регистр. N 583), к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
     
     Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.
     
     Соответствие участков недр вышеуказанным условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедр совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Дополнительные условия, при которых не требуется оформление лицензии (величина предельного отбора подземных вод, размеры земельных участков для водоснабжения которых используются подземные воды и т.д.), определяются аналогичным образом.
     
     В связи с этим объемы воды, забираемые из поверхностного каптажа (ключа), не являются объектом обложения водным налогом.
     

О транспортном налоге

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

     
     Необходимо ли уплачивать транспортный налог со специальной автомашины, принадлежащей рыболовецкому колхозу?
     
     Объектами обложения транспортным налогом согласно ст. 358 НК РФ не признаются в том числе тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
     
     Необходимо ли уплачивать транспортный налог с транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, находящихся за пределами Российской Федерации либо проходящих военную службу или находящихся в местах лишения свободы?
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения транспортным налогом.
     
     Перечень транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом, установлен п. 2 ст. 358 НК РФ. В данный перечень не входят транспортные средства, зарегистрированные на физических лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, либо проходящих военную службу или находящихся в местах лишения свободы.
     
     Таким образом, на федеральном уровне не предусмотрены основания для освобождения вышеуказанных лиц от уплаты транспортного налога.
     
     При этом налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиками могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (ст. 356 НК РФ).
     

     В то же время необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через своего представителя.