Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Подтверждение правомерности применения налоговой ставки в размере 0%

     
     Российская организация осуществляет услуги по организации международных перевозок с использованием автомобильного, воздушного и (или) морского транспорта. Каков порядок документального подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% в этом случае? Следует ли представлять в налоговые органы таможенные декларации?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) услуги по организации перевозок товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС по ставке в размере 0%.
     
     Перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения налоговой ставки в размере 0% в отношении вышеуказанных услуг, установлен п. 4 ст. 165 НК РФ. Пунктом 4 ст. 165 НК РФ представление в налоговые органы таможенной декларации в случае оказания таких услуг с использованием автомобильного, воздушного и (или) морского транспорта не предусмотрено.
     
     Российская организация реализует товары на экспорт, при этом расчеты за реализованные товары осуществляются частично денежными средствами и частично оказанием услуг. Каков в этом случае порядок документального подтверждения налоговой ставки в размере 0%?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка в размере 0% применяется при реализации налогоплательщиками в том числе товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 165 НК РФ в перечень документов, обосновывающих правомерность применения ставки НДС в размере 0%, включены, помимо контракта на поставку товаров, таможенных деклараций и транспортных документов, подтверждающих соответственно помещение товаров под таможенный режим экспорта и их вывоз за пределы территории Российской Федерации, документы, подтверждающие оплату реализованных товаров.
     
     Так, при расчетах денежными средствами в налоговые органы представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций в налоговые органы в качестве документов, подтверждающих оплату экспортных товаров, представляются документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по вышеуказанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик, реализующий товары на экспорт в рамках внешнеторгового контракта, предусматривающего оплату товаров частично денежными средствами, частично оказанием услуг, с целью обоснования правомерности применения налоговой ставки в размере 0% по таким операциям может представить в налоговый орган в качестве документов, подтверждающих оплату вышеуказанных товаров, выписки банка (их копии), а также любые документы, подтверждающие факт оказания услуг и их принятие к учету.
     

Освобождение от обложения НДС работ (услуг) по производству кинопродукции

     
     На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС работ (услуг) по производству кинопродукции. Каков порядок применения данной нормы НК РФ?
     
     Согласно подпункту 21 п. 2 ст. 149 НК РФ на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     На основании ст. 11, 143 и 144 НК РФ плательщиками НДС признаются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательству иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства вышеуказанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации), состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации.
     
     Статьей 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" установлено, что организациями кинематографии являются организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которых являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи. При этом под кинопродукцией понимаются фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма.
     
     Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ фильм признается национальным фильмом:
     
     - если продюсер фильма - гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
     
     - если авторы фильма - граждане Российской Федерации;
     
     - если в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
     
     - если фильм снимается на русском языке или на других языках народов Российской Федерации;
     
     - если не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
     
     - если иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма.
     
     Кроме того, в качестве национального фильма может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
     
     Порядок получения удостоверения национального фильма предусмотрен Положением о национальном фильме, утвержденным приказом Минкультуры России от 27.09.2004 N 60.
     
     Учитывая вышеизложенное, освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, удовлетворяющими вышеперечисленным условиям.
     

Налогообложение услуг по агентскому обслуживанию российских и иностранных судов в период их стоянки в российских портах

     
     Российская организация оказывает услуги по агентскому обслуживанию российских и иностранных судов в период их стоянки в российских портах. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных услуг? Есть ли различия в порядке налогообложения таких услуг в случае их оказания российским судам или иностранным судам с учетом положений НК РФ, предусматривающих обложение НДС деятельности в интересах другого лица на основании договоров комиссии, поручения или агентских договоров?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС.
     
     Так, подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС операций по реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманской проводки.
     
     Следует отметить, что на основании положений главы XIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ морской агент в соответствии с договором морского агентирования выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
     
     Кроме того, на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по агентскому обслуживанию российских и иностранных морских судов в период их стоянки в российских портах, оказываемые российскими налогоплательщиками по договорам морского агентирования, освобождаются от обложения НДС.
     
     Что касается осуществления предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, то на вышеуказанные операции в соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС не распространяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и такие операции подлежат согласно п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложению по ставке в размере 18%.
     

Налогообложение консультационных услуг

     
     Российская организация предполагает приобрести у международной организации, имеющей на территории Российской Федерации постоянное представительство, консультационные услуги. Каков порядок обложения НДС таких услуг?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     На основании норм ст. 11, 143 и 144 НК РФ плательщиками НДС на территории Российской Федерации признаются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательствам иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, соз-данные на территории Российской Федерации (иностранные организации), состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей применения НДС установлен ст. 148 НК РФ, согласно подпункту 4 п. 1 которой местом реализации консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя вышеуказанных услуг на основе государственной регистрации организации.
     
     В случае оказания консультационных услуг российской организации представительством международной организации, созданным на территории Российской Федерации и состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, данные услуги облагаются НДС. Плательщиком НДС в российский бюджет является представительство международной организации.
     
     В случае оказания консультационных услуг российской организации международной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, если такие услуги оказываются без участия постоянного представительства в Российской Федерации, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации и эти услуги также облагаются НДС на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
     

Налогообложение оказания услуг, местом реализации которых не является Российская Федерация

     
     Российская организация приобретает у иностранной организации через российского агента услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является. Каков порядок обложения НДС таких услуг? На какую организацию в этом случае возложены обязанности налогового агента?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
     
     Пунктом 4 ст. 174 НК РФ установлено, что в случае реализации услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае приобретения российской организацией услуг у иностранной организации через российского агента, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанности налогового агента по уплате НДС должны возлагаться на российского агента, перечисляющего оплату за данные услуги иностранной организации.