Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате налога на прибыль бюджетными учреждениями

    

Об уплате налога на прибыль бюджетными учреждениями


Л.А. Опальская
          

1. Доходы, облагаемые налогом на прибыль

     
     В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) бюджетные учреждения, даже не занимающиеся приносящей доход деятельностью, являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Следовательно, бюджетные учреждения должны руководствоваться требованиями главы 25 НК РФ, на основании которой все доходы подразделяются на две группы:
     
     - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
     
     - внереализационные доходы.
     
     Бухгалтерам бюджетных учреждений, не занимающихся приносящей доход деятельностью и не получающих так называемых целевых средств, необходимо обратить внимание на ст. 250 НК РФ, в которой в составе внереализационных доходов, являющихся объектом обложения налогом на прибыль, выделены доходы:
     
     - в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
     
     - в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из экс-плуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
     
     - в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением сумм списанной кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов;
     
     - в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
     
     Наиболее часто бюджетное учреждение занимается списанием основных средств, а также излишков имущества, выявленных при инвентаризации.
     

2. Списание основных средств и излишков имущества, выявленных при инвентаризации

     

2.1. Общие положения

     

     Согласно п. 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России.
     
     Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
     
     Результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации (форма 0504835, приведенная в Приложении N 2 к Инструкции N 25н). Основанием для составления Акта служит Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092). Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.
     
     Излишки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, приводят к увеличению активов учреждения. Оприходование излишков материальных ценностей должно производиться по текущей рыночной стоимости на дату их принятия к бухгалтерскому учету.
     
     В соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, признаются внереализационными доходами и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     
     Для правильного составления бухгалтерских записей по оприходованию излишков материальных ценностей было выпущено письмо Минфина России от 15.06.2007 N 03-03-06/161, в котором приведена корреспонденция счетов бюджетного учета в рамках Инструкции N 25н.
     
     Пример.
     
     В ходе проведения инвентаризации бюджетное учреждение выявило излишки основных средств (компьютер), рыночная стоимость которого составила, по данным оценщика, 20 000 руб. (оценочная фирма по договору на оценку получила за свои услуги 1000 руб., включая НДС).
     
     Бухгалтер оформил оприходование выявленного в ходе проведения инвентаризации основного средства  (компьютера) следующими проводками:
     

N

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

Приняты к учету излишки основных средств (компьютер) по рыночной стоимости

110104310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"

140101180 "Прочие доходы"

20 000

2

Начислена задолженность за услуги по оценке

140101226 "Расходы на прочие услуги"

130209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"

1000

3

Произведена оплата организации-оценщику

130209830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"

130405226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг"

1000

4

Расходы по оплате услуг оценщика отнесены на уменьшение доходов

140101180

140101226

1000

5

Начислен налог на прибыль

140101180

130303730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль"

4560


(19 000 х 24%)

6

Перечислен налог на прибыль в бюджет

130303830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

4560

     

2.2. Списание основных средств и металлолома

     
     Согласно п. 52 Инструкции N 25н материалы, остающиеся от списания основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
     
     Для целей налогового учета доходы в виде стоимости материалов либо иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признаются внереализационными.
     
     Следовательно, при списании основных средств должно быть произведено оприходование материальных запасов (в том числе металлического лома и макулатуры), полученных от ликвидации основных средств, на соответствующие счета аналитического учета счета 010500000 "Материальные запасы" на основании акта о списании объекта основных средств, в котором отражается поступление материальных ценностей о т списания основных средств.
     
     В соответствии с требованиями налогового законодательства должен быть начислен налог на прибыль со стоимости оприходованных материальных ценностей и заполнена налоговая декларация по налогу на прибыль.
     
     На основании п. 9 Приложения N 1 к Инструкции N 25н бухгалтерская запись по оприходованию стоимости материалов отражается по дебету счетов материальных запасов в корреспонденции с кредитом счета 040101172 "Доходы от реализации активов". В дальнейшем данные материальные ценности могут использоваться в деятельности бюджетного учреждения или реализовываться. Если бюджетное учреждение использует данные материалы для собственных нужд, то их стоимость принимается к налоговому вычету в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ как материальные расходы.
     
     Стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода.
     
     Если материальные ценности реализуются, то средства от продажи имущества зачисляются в доход бюджета.
     
     Средства от реализации материальных запасов, не числящихся на балансе учреждения, в том числе металлолома и макулатуры, полученных от ликвидации основных средств, перечисляются в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим кодам вида доходов 000 1 17 05000 00 0000 180 "Прочие неналоговые доходы" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием кода соответствующего администратора (см. письма Минфина России от 20.06.2007 02-14-10а/1535, от 15.06.2007 N 03-03-06/1/380).
     
     На основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" средства от продажи имущества, числящегося на балансе учреждения (независимо от источника приобретения), перечисляются в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим кодам вида доходов 000 1 14 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных). Классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием кода соответствующего администратора.
     
     Пример.
     
     Учреждение ликвидировало объект основных средств. В результате демонтажа извлечены и оприходованы детали, узлы и металлолом. Рыночная стоимость металлолома - 500 руб. Он был реализован специализированной организации по приемке металлолома за 600 руб.
     
     В налоговом учете бюджетное учреждение включит:
     
     - в состав доходов от реализации - 600 руб.;
     
     - во внереализационные доходы - 500 руб.
     
     В свою очередь, в материальных расходах при исчислении налога на прибыль бюджетное учреждение вправе учесть стоимость металлолома в сумме 120 руб. (500 руб. x 24%).
     

2.3. Списание кредиторской задолженности

     
     В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.
     
     Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководства учреждения. Дата признания внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли установлена п. 4 ст. 271 НК РФ. Так, доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности. Напоминаем читателям журнала, что общий срок исковой давности - три года [ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)]. Данному вопросу было посвящено письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/894. Кроме того, вопросы списания кредиторской задолженности рассмотрены в письме Минфина России и Федерального казначейства от 14.09.2007 N 02-14-13/2354, 42-7.1-15/2.6-352 "О порядке осуществления операций по передаче бюджетного учреждения из одного бюджета в другой и отражение их в бюджетном учете", где говорится о необходимости списания кредиторской задолженности на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (форма 0512095).
     
     Согласно п. 98 Приложения N 1 к Инструкции N 25н списание безнадежной кредиторской задолженности должно производиться с применением счета 040101173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами".
     
     Пример.
     
     Бухгалтерия учреждения списала согласно приказу руководителя не оплаченную в течение срока исковой давности кредиторскую задолженность поставщика по прочим услугам в сумме 20 000 руб.
     
     В бухгалтерском учете данные операции были отражены следующим образом:
          

N

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

Списана кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности

130209830

140101173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами"

20 000

2

Начислен налог на прибыль

140101173

130303730

4800
(20 000 х 24%)

3

Перечислен налог на прибыль в бюджет

130303830

130405290

4800

     

     При списании невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках предпринимательской деятельности, бухгалтеры бюджетного учреждения должны уделять особое внимание НДС, который был предъявлен поставщиком товаров (работ, услуг).
     
     Расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде (подпункт 14 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к зачету в установленном порядке и которые должны были быть списаны при составлении налоговой декларации за I квартал 2008 года.
     
     Сумма НДС определяется при списании кредиторской задолженности по налоговой ставке, действовавшей в момент образования задолженности.
     
     Пример.
     
     Если списывается задолженность, относящаяся к 2003 году, то НДС должен списываться по налоговой ставке 20% (а не 18%, как сейчас).
     
     Ставка НДС в 2003 году составляла 20%.
     
     Учитывая необходимость списания НДС, бухгалтерские записи в рамках осуществления предпринимательской деятельности оформляются следующим образом:
     
     1) Д-т 230200830 К-т 240101173 - списана невостребованная кредиторская задолженность на основании оправдательных документов;
     
     2) Д-т 240101173 К-т 221001660 - списан НДС, предъявленный поставщиком и не принятый к вычету;
     
     3) Д-т 240101173 К-т 230303730 - начислен налог на прибыль с разницы между суммой списанной задолженности и суммой НДС.
     
     Если предъявленный поставщиком НДС был в установленном порядке принят к вычету, то для целей налогообложения у учреждения не возникает внереализационных расходов (соответственно записи N 2 не будет). В этом случае налог на прибыль начисляется и уплачивается в бюджет со всей суммы внереализационного дохода.
     
     Если учреждение занимается предпринимательской деятельностью, то на него в полном объеме распространяются требования налогового законодательства по определению доходов и расходов для целей налогового учета, по расчету налога на прибыль и его уплате.
     

3. Налогообложение прибыли бюджетных учреждений

     
     Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная бюджетным учреждением. В соответствии со ст. 247 НК РФ под прибылью для российских организаций признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определенными в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Налоговой базой является денежное выражение прибыли. Налог на прибыль определяется путем умножения налоговой базы на ставку налога.
     
     Ставки налога на прибыль установлены ст. 284 НК РФ. Для всех российских организаций и постоянных представительств иностранных организаций установлена единая ставка налога - 24%. В 2008 году налог на прибыль распределяется в бюджеты разных уровней следующим образом:
     
     - в федеральный бюджет - 6,5%;
     
     - в региональный бюджет - 17,5%.
     
     Законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть уменьшена до 13,5%.
     
     Статьей 284 НК РФ установлены также ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов и операций, осуществляемых налогоплательщиками: по доходам, полученным в виде дивидендов (9% и 15%); по доходам, полученным в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (15%, 9% и 0%). Суммы налога на прибыль, исчисленные налогоплательщиками по этим видам операций, зачисляются в полной сумме в федеральный бюджет.
     
     Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется налогоплательщиками нарастающим итогом с начала налогового периода, которым согласно ст. 285 НК РФ является календарный год.
     
     Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
     
     Все платежи по налогу на прибыль, которые уплачиваются налогоплательщиком в течение налогового периода, определены НК РФ как авансовые.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные учреждения уплачивают налог на прибыль ежеквартально.
     
     Сроки уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по этому налогу установлены ст. 287 НК РФ.
     
     Авансовые платежи по налогу на прибыль, исчисленные по итогам отчетного периода, уплачиваются не позднее 28 дней со дня его окончания (ст. 289 НК РФ).
     
     Сумма налога на прибыль, исчисленная по итогам налогового периода, подлежит уплате не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Следует особо отметить, что бюджетные учреждения по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации (ст. 289 НК РФ).
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
     

4. Особенности ведения налогового учета бюджетными организациями

     

4.1. Общие положения

     
     Прежде чем строить систему налогового учета, бюджетное учреждение должно выбрать метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. НК РФ позволяет использовать:
     
     - метод начисления (ст. 271, 272 НК РФ);
     
     - кассовый метод (ст. 273 НК РФ).
     
     Если бюджетное учреждение занимается деятельностью, приносящей доход, и если доля выручки от данного вида деятельности незначительна [если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал], оно имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу.
     
     При этом кассовые расходы по форме "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" (форма 0503137) не будут значительно отличаться от расходов, отражаемых в налоговой декларации по налогу на прибыль. Отличия будут по статьям амортизации, расходования материальных запасов и распределения общих расходов в рамках ст. 321.1 НК РФ. Ведь при кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а расходами признаются затраты после их фактической оплаты.
     
     Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 НК РФ, в соответствии с п. 1 которой бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, обязаны вести для целей налогообложения раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
     
     Иными источниками - доходами от коммерческой деятельности - признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     Порядок определения доходов организации и собственно их классификация установлены ст. 248 НК РФ, в соответствии с которой доходы бюджетного учреждения подразделяются:
     
     - на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
     
     - внереализационные доходы.
     
     При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Бюджетное учреждение определяет доходы на основании первичных документов и других документов, подтверждающих получение доходов, и документов налогового учета.
     

4.2. Доходы от реализации

     
     Доходы от реализации устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 249 НК РФ. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Если бюджетное учреждение определяет налог на прибыль методом начисления, то доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     
     При этом по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются учреждением самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     

4.3. Внереализационные доходы

     
     Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
     
     Внереализационными доходами, которые может получить бюджетное учреждение, признаются, в частности, следующие доходы:
     
     - от долевого участия в других организациях;
     
     - в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
     
     - в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
     
     - от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);
     
     - от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
     
     - в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
     
     - в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ;
     
     - в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
     
     - в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России;
     
     - в виде суммовой разницы, возникающей у учреждения, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;
     
     - в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
     
     - в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации;
     
     - в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
     
     - в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
     
     В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет вышеуказанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
     
     Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений.
     

4.4. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

     
     При определении налоговой базы бюджетных учреждений не учитываются следующие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ:
     
     - в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) учреждениями, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
     
     - в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
     
     - в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
     
     - в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
     
     - в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К вышеуказанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;
     
     - в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
     
     - в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда);
     
     - в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения;
     
     - в виде положительной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;
     
     - в виде сумм кредиторской задолженности учреждения по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов;
     
     - в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
     
     - в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованных на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке;
     
     - в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.
     

4.5. Определение даты получения внереализационных доходов

     
     Для внереализационных доходов датой получения дохода при методе начисления признается:
     
     1) дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) - для доходов:
     
     в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);
     
     по иным аналогичным доходам;
     
     2) дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) - для доходов:
     
     в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;
     
     в виде безвозмездно полученных денежных средств;
     
     в виде иных аналогичных доходов;
     
     3) дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления расчетных документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для доходов:
     
     от сдачи имущества в аренду;
     
     в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;
     
     в виде иных аналогичных доходов;
     
     4) дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба);
     
     5) последний день отчетного (налогового) периода - по доходам в виде начисленных процентов по кредитным взаимоотношениям;
     
     6) дата выявления дохода (получения и (или) обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода) - по доходам прошлых лет;
     
     7) дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца - по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов;
     
     8) дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, - по доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества;
     
     9) дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал вышеуказанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению;
     
     10) дата перехода права собственности на иностранную валюту - для доходов от продажи (покупки) иностранной валюты.
     
     При продаже товаров (работ, услуг) за иностранную валюту по договорам с контрагентами Российской Федерации может возникнуть суммовая разница, которая признается доходом на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
     
     Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности по операциям с вышеуказанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     
     При кассовом методе датой получения внереализационных доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности иным способом.
     

(Окончание следует)