Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

1. Земельный налог

     

Налогообложение земельных участков, занятых водохранилищем

     
     Следовало ли облагать земельным налогом земельные участки, занятые водохранилищем, в 2004-2007 годах согласно подпункту 5 п. 2 ст. 389 НК РФ, а также ст. 10 Закона РФ "О плате за землю"?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     
     Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. При этом перечень ограниченных в обороте земель, занятых водными объектами, установлен п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в частности ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
     
     Согласно Водному кодексу Российской Федерации (ВК РФ) под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1). Статьей 5 ВК РФ определен перечень водных объектов, к которым, в частности, отнесены и водохранилища.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, отнесены к землям водного фонда. При этом установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
     
     На основании ст. 7 ЗК РФ в состав земель Российской Федерации входят в том числе земли водного фонда, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и т.д. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
     
     Кроме того, согласно подпункту 8 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.
     
     Таким образом, на основании норм ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить в состав не только земель водного фонда, но других категорий земель, например в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (ст. 85, 77 ЗК РФ).
     
     В силу вышеуказанных норм законодательства не признаются объектом налогообложения земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий:
     
     - земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными ст. 1 и 5 ВК РФ;
     
     - водный объект должен относиться к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;
     
     - земельный участок, занятый водным объектом, должен относиться к категории "земли водного фонда" или к другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.
     
     Поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 389 НК РФ во взаимосвязи с п. 5 ст. 27 ЗК РФ и ст. 5 ВК РФ при условии нахождения данных водных объектов в государственной собственности и на основании документов на землю, указанных в ст. 8 ЗК РФ.
     
     Согласно ст. 10 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), нормы которого действовали в рассматриваемый период, налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимался по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
     
     Исходя из данной нормы подлежали налогообложению земельные участки, отнесенные к категории "земли водного фонда", предоставленные для вышеуказанных целей.
     
     Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 6019/07 по делу N А35-4621/05-С4 в удовлетворении заявления о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 2004 год, было отказано, так как земельный участок, занятый водным объектом (водохранилищем), был отнесен к категории "земли промышленности" и поэтому земельный налог подлежал исчислению по ставкам, установленным Законом N 1738-1 для категории "земли промышленности".
     
     При этом отказом в удовлетворении заявления налогоплательщика послужило то, что согласно ст. 15 Закона N 1738-1 основанием для установления налога за землю являлся документ, удостоверявший право собственности, владения и пользования земельным участком, и если в этом документе категория земельного участка не была указана, то исходя из п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земельного участка для установления платы за землю могла быть определена на основании документов государственного земельного кадастра и документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Одновременно по вопросу применения ст. 10 Закона N 1738-1 и признания земель, занятых водохранилищами, объектом обложения земельным налогом следует отметить, что в регионах имеется арбитражная практика (например, см. постановления ФАС Уральского округа от 05.06.2007 N Ф09-4194/07-С3, ФАС Центрального округа от 11.05.2006 N А54-5786/2005-С5, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2006 N Ф08-6566/2005-2594А), в соответствии с которой в мотивировочной части постановлений суды указывают на то, что в силу ст. 26 и 28 ВК РФ с момента выдачи лицензии на водопользование организации становятся участниками водного правоотношения в отношении используемых водных объектов. Согласно ст. 7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые водами и сопряженные с ними (дно, берега), являются единым водным объектом. Следовательно, дно и берег водохранилища являются его неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. В связи с тем что налогоплательщик являлся водопользователем водохранилища, к отношениям по использованию водных объектов в соответствии с п. 2 ст. 3 ЗК РФ и п. 1 ст. 5 ВК РФ к налогоплательщику должно было применяться водное законодательство, что исключало существование земельных правоотношений и соответственно обязанность уплачивать земельный налог на земли, расположенные под водохранилищем.
     
     Поэтому земли, занятые водохранилищами, в соответствии с Законом N 1738-1 во взаимосвязи с ВК РФ не подлежали обложению земельным налогом в случае, если в соответствии с вышеуказанными документами земельный участок был отнесен к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.
     

Налогообложение земельного участка, на котором расположен пруд

     
     Облагается ли земельным налогом земельный участок, на котором расположен пруд, находящийся в региональной собственности, предоставленный государственному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования? Согласно свидетельству о праве собственности на землю данный земельный участок относится к водному фонду и предназначен для ведения рыбного хозяйства.
     
     На основании ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     
     Подпунктом 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ определено, что ограничиваются в обороте, в частности, находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
     
     Согласно ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1).
     
     В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, отнесены к землям водного фонда.
     
     Следовательно, относящийся к землям водного фонда земельный участок, находящийся в государственной собственности, на котором расположен водный объект, не является объектом обложения земельным налогом.
     
     Земельный участок, предоставленный государственному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, является государственной собственностью, относится к землям водного фонда и предназначен для ведения рыбного хозяйства. Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Поэтому данный земельный участок не является объектом обложения земельным налогом.
     

2. Налог на имущество организаций

     

Налогообложение библиотечного фонда

     
     Инструкцией по бюджетному учету установлено, что амортизация по библиотечным фондам не начисляется, а для целей налогообложения имущества может начисляться износ. Из подпункта 6 п. 2 ст. 256 НК РФ следует, что остаточная стоимость библиотечного фонда равна нулю. Облагается ли библиотечный фонд налогом на имущество организаций?
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
     
     БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Общие принципы налогообложения устанавливаются НК РФ.
     
     Особенности обложения налогом на прибыль бюджетных учреждений при осуществлении ими предпринимательской деятельности предусмотрены главой 25 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения вышеуказанных объектов.
     
     На основании п. 4 ст. 321.1 НК РФ книги, брошюры и иные подобные объекты не подлежат амортизации, если они приобретены за счет бюджетных средств.
     
     Если книги, брошюры и иные подобные объекты приобретены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используются для осуществления такой деятельности, то расходы на их приобретение учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения вышеуказанных объектов.
     
     Порядок налогообложения имущества организаций регулируется главой 30 НК РФ, в соответствии со ст. 375 настоящего Кодекса которой при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Кроме того, ст. 375 НК РФ определено, что если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость вышеуказанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
     
     Из данной нормы следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на имущество организаций налогоплательщикам следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества исходя из норм бухгалтерского учета, в том числе способы начисления амортизации или порядок начисления износа для отдельных объектов основных средств.
     
     Согласно п. 22 Инструкции по бюджетному учету библиотечные фонды относятся к объектам основных средств и учитываются на счете 101 07 000 "Библиотечный фонд", предназначенном для учета объектов библиотечного фонда, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев (п. 10 Инструкции).
     
     Пунктом 43 Инструкции по бюджетному учету установлено, что на библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется.
     
     Поэтому библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат обложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости [первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки], сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств.
     

Распределение невозмещаемого НДС на первоначальную стоимость приобретаемого основного средства

     
     В каком порядке распределяется для целей исчисления налога на имущество организаций сумма невозмещаемого НДС на первоначальную стоимость приобретаемого основного средства с 1 января 2008 года?
     
     В соответствии со ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета, утвержденному в учетной политике организации.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций формируется в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ исходя из остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца календарного года и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом.
     
     Из п. 4 ст. 376 НК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 375 Кодекса следует, что при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца календарного года и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом, должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
     
     Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). При этом также установлено, что к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств относятся, в частности, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств.
     
     На основании п. 4 ст. 170 НК РФ суммы невозмещаемого НДС, подлежащие включению в первоначальную стоимость основных средств, определяются в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей обложения налогом на прибыль, исходя из пропорции, которая устанавливается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
     
     Налоговым периодом по НДС с 1 января 2008 года согласно ст. 163 настоящего Кодекса является квартал. Налогоплательщики, осуществляющие операции, подлежащие обложению НДС, и операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), обязаны вести в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ раздельный учет таких операций в налоговом периоде (квартале).
     
     Таким образом, распределение сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по приобретенным основным средствам, используемым для осуществления как облагаемых этим налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, производится в квартале, в котором были приняты на учет приобретенные основные средства на основании соответствующих первичных документов.
     
     При этом налогоплательщику предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок включения суммы невозмещаемого НДС в налоговом периоде (квартале) в первоначальную стоимость приобретаемых основных средств в принятой им учетной политике для целей налогообложения.
     
     Учитывая нормы ст. 375 и 376 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 8 ПБУ 6/01, п. 4 ст. 170, п. 4 ст. 149 и ст. 163 настоящего Кодекса фактическая сумма невозмещаемого НДС по приобретенным основным средствам за налоговый период (квартал) для целей исчисления налога на имущество организаций может исчисляться из пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (квартал).
     
     В течение налогового периода (квартала) по состоянию на 1-е число каждого месяца квартала налогоплательщик может включать в первоначальную стоимость основного средства предполагаемую сумму невозмещаемого НДС, определенную исходя из ожидаемых за налоговый период (квартал) вышеназванных учетных показателей.
     
     Если величина предполагаемой суммы невозмещаемого НДС, включенная в первоначальную стоимость объекта основных средств, существенно отличается от суммы невозмещаемого НДС, определенной по окончании налогового периода (квартала), в котором объект основных средств принят к бухгалтерскому учету, организация корректирует первоначальную стоимость данного объекта на 1-е число каждого месяца квартала, в котором было приобретено основное средство, и связанные с ним показатели.
     
     В случае несущественности вышеуказанная разница может быть признана организацией в качестве прочих доходов (расходов) в том отчетном периоде, в котором она была выявлена.
     
     В течение налогового периода (квартала) сумма невозмещаемого НДС по приобретенным основным средствам может также определяться исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за месяц, в котором приобретено основное средство.
     
     Данный порядок должен быть закреплен в учетной политике организации.
     

Налогообложение выявленных при инвентаризации объектов

     
     ООО провело инвентаризацию имущества 1 декабря 2006 года и выявило излишки материальных ценностей (движимое и недвижимое имущество). Оценка основных средств завершена привлеченным оценщиком 25 июля 2007 года. Учитывая, что данные объекты с 1 декабря 2006 года по 1 июля 2007 года учитывались в бухгалтерском учете по нулевой стоимости, общество включило выявленные основные средства в налоговую декларацию только за 9 месяцев 2007 года по состоянию на 1 августа 2007 года. Правомерны ли действия ООО? С какого момента облагаются выявленные объекты налогом на имущество организаций?
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
     
     Порядок принятия на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     При проведении инвентаризации имущества организации налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, выявленный при инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.
     
     При этом при принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве основного средства налогоплательщикам следует руководствоваться условиями, установленными ПБУ 6/01, согласно которым активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на счете 01 "Основные средства" при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.
     
     Учитывая вышеизложенное, полагаем, что выявленные в данном случае организацией в ходе инвентаризации имущества активы, отвечающие критериям основных средств, установленным п. 4 ПБУ 6/01, и отраженные в сличительной ведомости по состоянию на 1 декабря 2006 года, подлежали налогообложению с 1 января 2006 года и должны были быть включены в налоговую декларацию за 2006 год по состоянию на 1 января 2007 года.
     
     В то же время, учитывая, что на 1 декабря 2006 года рыночная стоимость вышеуказанных объектов отсутствовала, организация после проведенной в июле 2007 года оценки выявленных при проведении инвентаризации основных средств обязана была представить уточненную налоговую декларации (расчет) по налогу на имущество организаций за 2006 год, а также уточненные расчеты по налогу на имущество за I квартал и полугодие 2007 года.
     

Налогообложение ветхого жилья

     
     Признается ли объектом обложения налогом на имущество организаций ветхое жилье, которое предназначено под снос и на месте которого будет вестись новое строительство? Договор на аренду земельного участка, занятого ветхим жильем, закончился, новое строительство не началось.
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Порядок принятия на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется ПБУ 6/01, Методическими указаниями по учету основных средств, а также Планом счетов и Инструкцией по его применению.
     
     Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на счете 01 "Основные средства" при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, в частности в случае, если объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     Поэтому ветхое жилье, право собственности на которое зарегистрировано организацией для целей его последующего сноса и ведения на его месте нового строительства, не должно признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций, поскольку такие объекты не учитываются как основные средства.
     
     В то же время если приобретенное на правах собственности ветхое жилье не снесено, строительство не начато и объекты используются в экономической деятельности организации (например, для сдачи в аренду, оказания услуг и т.д.), то данное имущество должно быть переведено в соответствии с требованиями п. 4 ПБУ 6/01 в состав основных средств и, следовательно, подлежит налогообложению.
     
     Относительно земельного участка, занятого ветхим жильем, договор аренды на право пользования которым прекратил свое действие, то в соответствии с требованиями ЗК РФ пользование земельными участками, занятыми находящимися в собственности зданиями  (в частности, ветхим жильем), осуществляется за плату в виде земельного налога или арендной платы. При этом право использование земельного участка под выкупленным ветхим жильем фондом должно быть подтверждено соответствующим документом.
     

Налогообложение копировального устройства

     
     Облагается ли налогом на имущество организаций приобретенный ксерокс стоимостью 6000 руб.? В учетной политике организации лимит отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности активов в составе материально-производственных запасов установлен в размере 10 000 руб.
     
     Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и формирование их первоначальной и остаточной стоимости регулируется ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.
     
     Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     В соответствии с ПБУ 6/01 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременным выполнении условий, установленных п. 4 настоящего ПБУ.
     
     Кроме того, п. 5 ПБУ 6/01 определено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 указанного ПБУ, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
     
     Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
     
     Поэтому если учетной политикой организации предусмотрен лимит отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активов в составе материально-производственных запасов в пределах стоимости не более 10 000 руб. за единицу, то приобретенный актив, в частности ксерокс, стоимостью ниже установленного лимита (6000 руб.), может не отражаться в бухгалтерском учете в составе основных средств на счете 01 "Основные средства", и, следовательно, данное имущество не должно признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ.
     

Налогообложение построенного и принятого в эксплуатацию объекта, в регистрации прав собственности на который было отказано

     
     Организации отказано в регистрации прав собственности на построенный и принятый в эксплуатацию объект. С какого момента этот объект облагается налогом на имущество организаций?
     
     Если причиной отказа в регистрации прав собственности на объект недвижимости было непредставление каких-либо документов в органы Росрегистрации, то в отношении построенного и введенного в эксплуатацию объекта налог на имущество организаций должен уплачиваться с момента представления первичных документов на государственную регистрацию.
     
     Если же налогоплательщику было отказано по другим причинам, например в случае признания незаконности строительства или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества, то налогообложение данного объекта должно производиться до решения вопроса соответствующими органами (или судом) о праве собственности на этот объект.
     
     В этой связи читателям журнала следует обратить внимание на письмо Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, в котором разъясняется порядок налогообложения фактически эксплуатируемых объектов недвижимости (в том числе объектов строительства и объектов купли-продажи) до государственной регистрации прав на них.
     
     Согласно данному письму Минфина России объекты строительства, введенные в эксплуатацию, подлежат налогообложению с момента передачи документов на государственную регистрацию прав, а объекты купли-продажи - с момента государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Если владелец недвижимости не инициирует подачу документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости, то он также должен привлекаться к уплате налога.
     

Взыскание пеней на сумму недоимки

     
     Правомерно ли решение налогового органа о взыскании с организации пеней на сумму недоимки по налогу на имущество организаций, возникшей после открытия в отношении организации конкурсного производства?
     
     Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора регулируется ст. 44 НК РФ. Обязанность по уплате налога и (или) сбора, в частности, прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации согласно ст. 49 НК РФ, а также с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
     
     Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, предусмотренных НК РФ. Эти правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (ст. 45 НК РФ).
     
     Порядок выплат кредиторам в ходе конкурсного производства регулируется ст. 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
     
     На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства; с этого счета в порядке, предусмотренном ст. 134 Закона N 127-ФЗ, осуществляются выплаты кредиторам.
     
     На основании ст. 137 Закона N 127-ФЗ требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
     
     Таким образом, решение налогового органа о взыскании с организации пеней на сумму недоимки по налогу на имущество организаций, возникшей после открытия в отношении нее конкурсного производства, правомерно.