Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге

     
     Н.О. Трофимова
     

Об уплате земельного налога за земельные участки, на которых осуществляется добыча полезных ископаемых

     
     На основании п. 4 ст. 88 и ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.
     
     Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.02.1991 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
     
     Статьей 11 Закона РФ "О недрах" определено, что предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Земельный участок для проведения таких работ предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
     
     В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Плательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     Объектом обложения земельным налогом считаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (ст. 389 НК РФ).
     
     Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 397 НК РФ).
     
     Поэтому если земельные участки, используемые для добычи полезных ископаемых, предоставлены организации на праве аренды, то организация не будет признаваться плательщиком земельного налога.
     
     Если земельными участками, используемыми для добычи полезных ископаемых, организация владеет на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования, то в соответствии с нормами главы 31 НК РФ организация будет признаваться плательщиком земельного налога.
     
     В соответствии со ст. 20 ЗК РФ земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
     
     Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
     
     Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
     
     Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Если кадастровая стоимость земельного участ-ка, используемого для добычи полезных ископаемых, и порядок ее доведения до налогоплательщика установлены, но до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков - уточненную налоговую декларацию (уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам).
     
     В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
     
     - 0,3% - в отношении земельных участков:
     
     - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
     
     - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
     
     - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
     
     - 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
     
     Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
     
     Таким образом, земельные участки, на которых производится добыча полезных ископаемых, не отнесены к земельным участкам, по которым применяется минимальная ставка налога в размере 0,3%, и поэтому по таким земельным участкам должна применяться максимальная налоговая ставка в размере 1,5%.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в каждом муниципальном образовании установлены соответствующие ставки земельного налога. По земельным участкам, используемым для добычи полезных ископаемых, могут быть установлены ставки в размере от "нулевой" до 1,5%.
     

Об уплате земельного налога организациями транспорта

     
     Согласно ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
     
     В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта земельные участки могут предоставляться:
     
     - для размещения железнодорожных путей;
     
     - для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
     
     - для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
     
     Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.
     
     Для обеспечения дорожной деятельности земли могут предоставляться:
     
     - для размещения автомобильных дорог;
     
     - для размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
     
     - для установления полос отвода автомобильных дорог.
     
     Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
     
     В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта земельные участки могут предоставляться:
     
     - для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
     
     - для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
     
     - для выделения береговой полосы.
     
     Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.
     
     Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта земельные участки могут предоставляться для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
     
     Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться:
     
     - для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
     
     - для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
     
     - для установления охранных зон с особыми условиями использования участков.
     
     Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
     
     В отношении земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, в частности земельных участков, находящихся в пользовании ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных данным Законом.
     
     На основании ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 этого нормативного акта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливается Правительством РФ.
     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшей до начала проведения приватизации организаций железнодорожного транспорта, землями железнодорожного транспорта считались земли федерального значения, предоставлявшиеся безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
     
     Согласно Федеральным законам от 27.02.2003 N 29-ФЗ и от 25.08.1995 N 153-ФЗ эти земли отнесены к федеральным землям.
     
     Пунктом 3 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
     
     Кроме того, ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) предусмотрено, что открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия.
     
     Исполнение обязанности по уплате налогов при реорганизации юридического лица установлено ст. 50 НК РФ, на основании которой обязанность по уплате земельного налога реорганизованного юридического лица должна исполняться его правопреемником.
     
     Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. При этом юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки до 1 января 2010 года в собственность (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
     
     В этой связи в случае реорганизации за правопреемником сохраняется право пользования земельным участком (то есть передается право пользования земельным участком на тех же условиях) с последующим правом выкупа в собственность или оформлением права пользования на условиях аренды земельных участков, предоставленных реорганизованным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу “Российские железные дороги”" пользование федеральными землями осуществляется на основании договора аренды, предусматривающего передачу земельного участка ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет.
     
     На основании положения п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации в отношении переданных им по договору аренды земельных участков. Таким образом, основанием для применения п. 2 ст. 388 НК РФ являются прошедшие государственную регистрацию договоры аренды, предусматривающие передачу являющихся федеральной собственностью земельных участков ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет.
     
     В силу ст. 20 ЗК РФ, п. 3 ст. 268 ГК РФ, ст. 37 Закона N 178-ФЗ в отношении являющихся федеральной собственностью земельных участ-ков, указанных в ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, перешедшими к ОАО "РЖД" в порядке правопреемства, сохраняется за акционерным обществом до переоформления этих прав на право аренды земельных участков.
     
     Земельный налог должен уплачиваться в отношении находящихся в пользовании ОАО "РЖД" федеральных земель в следующих случаях:
     
     - если договоры аренды земельных участков не заключены, то земельный налог уплачивается;
     
     - если земельный налог уплачивается, а договор аренды был заключен с 1 января 2005 года, то поступившие в бюджет платежи по земельному налогу могут быть возвращены ОАО "РЖД" по решению суда;
     
     - если земельный налог не уплачивался и ОАО "РЖД" заключило договор аренды земельного участка с 1 января 2005 года, то земельный налог не должен был взиматься за прошедшие налоговые периоды;
     
     - если имеется решение суда об уплате земельного налога, то земельный налог должен уплачиваться до даты заключения договора аренды земельного участка.
     
     В отношении освобождения от уплаты земельного налога по земельным участкам, занятым государственными автомобильными дорогами общего пользования, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Определение понятия "дорога" приведено в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которой дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
     
     Согласно Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 N 5938-VIII), термин "дорога" означает всю полосу отвода дороги или улицы, открытой для движения.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицировались согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.1991 N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные. К автомобильным дорогам общего пользования относились внегородские автомобильные дороги, которые являлись государственной собственностью Российской Федерации и подразделялись:
     
     1) на дороги общего пользования, являвшиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги. К федеральным дорогам относились:
     
     - магистральные дороги:
     
     соединяющие столицу Российской Федерации - г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей;
     
     обеспечивающие международные автотранспортные связи;
     
     - прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе Российской Федерации, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.
     
     При отсутствии автомобильной дороги от сети федеральных дорог до административных центров к федеральным дорогам относились автомобильные дороги от этих центров до аэропортов, морских, речных портов, железнодорожных станций;
     
     2) на дороги субъектов Российской Федерации, относившиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.
     
     В то же время согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.1991 N 61 (в ред. от 11.04.2006 N 209), вступившему в силу 25.04.2006, автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, подразделяются в настоящее время:
     
     а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
     
     - относящиеся к собственности Российской Федерации (автодороги федерального значения);
     
     - относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
     
     - относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
     
     - поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
     
     - муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, и вне их границ и в границах муниципальных районов);
     
     - городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
     
     - относящиеся к частной и иным формам собственности;
     
     б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических либо физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических либо частных нужд).
     
     Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ. Перечни автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Вышеуказанные земли, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от обложения земельным налогом.
     

Освобождение от налогообложения земельных участков, ограниченных или изъятых из оборота

     
     Организация пользуется земельным участком на праве бессрочного пользования согласно решению органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Недавно на этот участок был оформлен правоудостоверяющий документ, в котором говорится о том, что собственником этого земельного участка является Российская Федерация. Является ли данная организация плательщиком земельного налога?
     
     Согласно ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
     
     Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
     
     Юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, - переоформить до 1 января 2010 года на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
     
     В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
     
     Подпункты 1-5 п. 2 ст. 389 НК РФ содержат перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения, в том числе участки:
     
     - изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
     
     - ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
     
     - из состава земель лесного фонда;
     
     - ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     
     Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке вышеуказанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
     
     Перечень земель, изъятых из оборота, приведен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, к ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
     
     - государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
     
     - объектами организаций федеральной службы безопасности;
     
     - объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
     
     - объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
     
     - объектами учреждений и органов ФСИН России;
     
     - воинскими и гражданскими захоронениями;
     
     - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
     
     Что касается земельных участков, ограниченных в обороте, то их исключение из объектов обложения земельным налогом связано с категорией земель, целевым назначением, имеющимися на них объектами, с принадлежностью вышеуказанных земель к государственной или муниципальной собственности.
     
     Необходимо также отметить, что подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 389 НК РФ практически совпадают по содержанию с подпунктами 2 и 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Соответственно для исключения земельного участка из объекта обложения земельным налогом необходимо подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
     
     В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может осуществляться только строго определенным кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Рассматриваемая организация использует земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в правоудостоверяющем документе на землю указывается, что собственником данного земельного участка является Российская Федерация. Если занимаемый организацией земельный участок не признается объектом налогообложения, то есть он является ограниченным или изъятым из оборота земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, то данная организация не должна уплачивать земельный налог за этот земельный участок, находящийся у нее в постоянном (бессрочном) пользовании.
     

Освобождение от налогообложения земельных участков, занятых атомными теплоэлектростанциями

     
     Объекты атомной теплоэлектростанции расположены на разных земельных участках, имеющих самостоятельные кадастровые номера. На одном из участков, предоставленных под объекты атомной теплоэлектростанции, расположены строительные организации. Подлежат ли обложению земельным налогом земельные участки, на которых расположены строительные организации?
     
     В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. При этом объектом налогообложения не признаются земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 389 НК РФ).
     
     Законодательством Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (п. 4 ст. 27 ЗК РФ).
     
     Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
     
     Понятие ядерных установок определено ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ). К ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (ст. 3 Закона N 170-ФЗ).
     
     Приемка к эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения должна осуществляться в комплексе со всеми предусмотренными в проекте вышеуказанных объектов использования атомной энергии объектами производственного и бытового назначения. При этом ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется при наличии у эксплуатирующих организаций разрешений (лицензий), выданных соответствующими органами государственного регулирования безопасности на их эксплуатацию (ст. 32 Закона N 170-ФЗ).
     
     Эксплуатирующей организацией признается организация, созданная согласно законодательству Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
     
     Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые объектами использования атомной энергии, введенными в эксплуатацию эксплуатирующей организацией, имеющей лицензию, выданную соответствующими органами государственного регулирования безопасности на ее эксплуатацию, не подлежат обложению земельным налогом.
     
     Если земельный участок, на котором расположена атомная теплоэлектростанция, является единым и имеет кадастровый номер, то изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации считается весь земельный участок, включая земли, занятые строительными организациями.
     
     Если объекты атомной теплоэлектростанции расположены на разных земельных участках, имеющих самостоятельные кадастровые номера, то изъятыми из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации считаются только те земельные участки, на которых расположены объекты использования атомной энергии. В этом случае участки, на которых расположены строительные организации, подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке.